ПОИСКОВЫЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ




«КРАСНАЯ ГВОЗДИКА» ОБОУ «Лицей-нтенат №1» г. Курска.

Процесс строительства информационного общества XXI века предопределил рост знаний, вызвал новые потребности, которые существенно изменили мир, расширили и усложнили социальные функции людей, подвергли деформации многие вековые общечеловеческие ценности и идеалы. По данным социологов в российском обществе, особенно среди молодёжи, значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, уважение к памяти павших за Родину, долг, честь, совесть, гражданин и др. Акценты резко сместились в сторону прагматизма с ярко выраженными проявлениями эгоистичного, и, даже, антигуманного характера. Это вызывает беспокойство за будущее России, которое в полной мере зависит от молодого поколения. Конечно, в условиях создания демократического общества молодые люди имеют право выбора идеалов и принципов. Но хотелось, чтобы они сделали правильный выбор, который основывался бы на принципах патриотизма и гражданственности [1]. Поэтому проблема гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи является на сегодня одной из самых актуальных. Именно патриотизм и гражданственность являются основами вхождения молодого поколения в государственную, общественную и другие сферы жизни, уводят его от антисоциального поведения, воспитывают сострадание к ближайшему окружению, способствуют передаче традиций от поколения к поколению [2]. Именно любовь к Отечеству «…даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями » [3].

В условиях модернизации общественной жизни возникает естественное стремление закрепить в сознании людей наиболее ценные результаты развития нашего народа и цивилизации в целом. Именно поэтому, сегодня возрастает значение такой категории как «историческая память», являющейся важнейшим элементом (и средством) гражданско-патриотического воспитания. Формирование исторической памяти общества (как и вся система гражданско-патриотического воспитания) осуществляется, в первую очередь, общеобразовательной школой, которая последовательно, в течение многих лет, вводит обучающихся в широкий круг ценностей, позволяющих познать и осмыслить историю своего края, страны, человечества, приобщиться к национально-культурным святыням, идентифицировать себя со своим народом и его традициями, проявить свои патриотические чувства и гражданское сознание.

Одним из эффективных средств формирования исторической памяти, в частности, и гражданско-патриотического воспитания в целом является, на мой взгляд, поисковый военно-патриотический клуб – добровольное объединение детей и взрослых, основанное на общих интересах, целях и деятельности. Именно такой клуб, с символичным названием «Красная гвоздика», существует в ОБОУ «Лицей-интернат №1» г. Курска вот уже более 50 лет. Это одно из старейших детских объединений подобного профиля в городе Курске и области. Основная цель такого клуба – воспитание подрастающего поколения на ярких примерах героического боевого прошлого нашего народа. Одним из самых благодатных, на мой взгляд, материалов для воспитания патриота и гражданина является история Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Наш клуб «Красная гвоздика» занимается поиском, изучением и систематизацией материала об истории и боевом пути 121-й Рыльско-Киевской, Краснознамённой, орденов Суворова и Богдана Хмельницкогострелковойдивизии, которая с боями прошла всю войну и внесла немалый вклад в освобождение Курского края от немецко-фашистских захватчиков. За годы работы накоплен огромный и, во многом уникальный, материал. Большая его часть представлена в Музее Боевой Славы 121-й стрелковой дивизии, созданном при клубе «Красная гвоздика». Конечно же, этот материал активно используется педагогами в учебно-воспитательной работе и, в частности, в гражданско-патриотическом воспитании школьников. Сохраняя изначальную направленность работы, нынешний спектр деятельности клуба существенно расширяется. Сегодня клуб «Красная гвоздика» проводит следующую работу:

- планомерно комплектуются (собираются), учитываются, изучаются предметы материальной и духовной культуры, имеющие отношение к Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и представляющие историческую, научную, художественную или иную ценность;

- систематически пополняются фонды Музея Боевой Славы путем активного поиска, сотрудничества с участниками Великой Отечественной войны, обеспечивается сохранность музейных экспонатов;

- на основе имеющихся материалов проводится массовая воспитательная, пропагандистская, и культурно-просветительская работа;

- членами клуба изучаются и систематизируются литературно-исторические, статистические и эпистолярные источники Великой Отечественной войны;

- школьниками (следопытами клуба) осваиваются основы поисковой, научно-исследовательской деятельности, экскурсионной работы, музейного дела и оформительского мастерства.

Работа клуба «Красная гвоздика» осуществляется по следующим направлениям:

1. Поисковая работа – одно из самых важных направлений работы клуба «Красная гвоздика». Через ведение поиска ветеранов 121-й стрелковой дивизии, переписку с ними, организацию встреч следопытов с фронтовиками, сотрудничество со школами и клубами г. Курска, Курской области и всей страны, занимающимися поисковой работой, через взаимодействие с различными музеями, архивами, библиотеками и др. воссоздана, изучена и систематизирована история и боевой путь 121-й стрелковой дивизии. Организованы десятки походов по боевому пути этой дивизии в Курской области, Украине, Белоруссии, с участием не только следопытов и педагогов, но и ветеранов Великой Отечественной войны. Попутно следопыты клуба «Красная гвоздика» знакомятся с историей Великой Отечественной войны в целом, узнают о её героях и их подвигах. Особый интерес детей вызывают материалы о юных участниках войны – их ровесниках. В этой связи, хорошим подспорьем является давнее и плодотворное сотрудничество клуба «Красная гвоздика» с военно-историческим музеем «Юные защитники Родины» г. Курска (единственным музеем страны, подобного профиля).

Своеобразным откликом на реалии сегодняшнего дня является относительно новое направление работы клуба – поиск и систематизация материалов о выпускниках интерната №1 г. Курска, отличившихся в «горячих точках» (прежде всего Афганистан и Чечня) в послевоенный период (например: о Болотском Н.Ф. и др.).

Занимаясь поисковой работой, ребята не только прикасаются к подлинной истории Великой Отечественной войны, общаются с её непосредственными участниками (что уже само по себе оказывает воспитывающее воздействие), но и получают навыки поисковой и исследовательской работы, учатся правильно и конструктивно общаться.

2. Воспитательная работа является главным направлением клуба «Красная гвоздика» и определяет всю его деятельность – гражданско-нравственное и героико-патриотическое воспитание молодёжи. В рамках этого направления используются самые разнообразные формы и методы работы.

Это:

а) встречи школьников с ветеранами 121-й стрелковой дивизии (традиционно такие встречи проходят: в День Знаний (1 сентября), в день освобождения г. Курска от немецко-фашистских захватчиков (8 февраля), в День Победы, а так же во время походов по местам боёв 121-й дивизии); б) тематические вечера («От всей души», «Боевой путь 121-й стрелковой дивизии», «Освобождение г. Курска», «Ради жизни на Земле», «Мальчишки военной поры», «Во имя памяти и славы», «Дорогами священной Памяти», «В едином строю» и др.);

в) цикл воспитательных мероприятий (разработанных автором статьи) по теме: «Наше героическое наследие»;

г) месячник героико-патриотической работы, который традиционно проходит в школе в феврале;

д) общешкольные торжественные линейки (8 февраля, ко Дню Победы);

е) общешкольный митинг на Мемориале Славы г. Курска (ко Дню Победы);

ж) историко-краеведческие викторины («Великая Отечественная война», «Битва на Курской дуге», «Курск – город воинской славы» и др.); з) конкурсы (чтецов стихотворений ветеранов 121-й стрелковой дивизии; строя и песни; рисунков о Великой Отечественной войне и 121-й стрелковой дивизии; «Знатоков военной истории» и др.);

и) общешкольная военно-спортивная игра «Зарница»;

к) традиционные общешкольные лыжные соревнования, посвящённые героям освобождения г. Курска от фашистов;

л) а так же уроки мужества, «огоньки», беседы, классные часы, устные журналы, заочные путешествия и экскурсии и др.

Главная задача этих мероприятий – пробудить в детских сердцах глубокие патриотические чувства. Ведь именно с чувства, пробудившегося в детской душе, начинается любое воспитание, ибо «… кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал её » [4]. Появление у ребёнка чувства любви к своей Родине, к своему народу, гордость за его героическое прошлое, готовность защищать Отчизну так же, как это делали старшие поколения – это ли не главные шаги на пути воспитания преданного патриота и достойного гражданина нашей страны!

Очень интересной и необычной формой работы, является использование материалов клуба «Красная гвоздика» для проведения интегрированных уроков по различным предметам школьной программы. Именно оригинальность используемого на таких уроках материала, обуславливает их высокую и образовательную, и воспитательную эффективность.

В 5-6 классах, например, педагогами лицея-интерната №1 г. Курска практикуется урок математики по теме: «История 121-й стрелковой дивизии в цифрах и фактах», а в старших классах – урок по теме: «Использование теоремы косинусов для расчёта места нахождения огневых точек противника» (с использованием конкретных примеров из боевой практики воинов 121-й стрелковой дивизии во время Великой Отечественной войны). Традиционно материалы клуба «Красная гвоздика» и Музея Боевой Славы используются на уроках истории и краеведения по теме «Великая Отечественная война», а сами уроки, проходят в помещении школьного музея. Подобные интегрированные уроки проводятся в лицее-интернате №1 по литературе, физике, астрономии, географии, ИЗО, технологии.

3. Музейно-оформительская работа – это следующее направление работы клуба «Красная гвоздика», которое так же имеет существенный воспитательный потенциал и включает в себя:

а) создание и оформление экспозиций Музея Боевой Славы;

б) пополнение фондов Музея (в походах по боевому пути 121-й дивизии; через сотрудничество с музеями, школами, клубами, занимающимися подобной работой; получение экспонатов от ветеранов Великой Отечественной войны или членов их семей, из других источников); в) создание архива клуба (хранение и систематизация накопленного материала);

г) оформление материалов клуба в виде тематических альбомов, папок, мини выставок («раскладушек», стендов и др.), плакатов, стенгазет и др. Но не только это.

Ещё известный педагог Макаренко А.С. утверждал, что музей представляет собой «… очень важноевоспитательное средство ». Он требует от ребёнка серьёзного внимания, …организует работу детского интеллекта и вызывает большие и глубокие чувства. [5]. Сама обстановка Музея Боевой Славы, где витает «дух истории», где ребёнка окружают «немые свидетели войны» пробуждает в нём сильные, в том числе и патриотические чувства. Это обстоятельство нельзя не использовать! Поэтому, на базе Музея Боевой Славы лицея-интерната №1 г. Курска ведётся активная работа по патриотическому воспитанию школьников: проводятся беседы, классные часы, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, и др.

Таким образом, материалы клуба «Красная гвоздика» и Музея Боевой Славы активно используются в учебно-воспитательном процессе школы. К тому же музейно-оформительская работа побуждает следопытов овладевать основами музейного дела, приобретать навыки оформления и ведения документации.

4. Экскурсионная работа – ещё одно направление работы клуба «Красная гвоздика», тесно связанное с предыдущим направлением и позволяющее повысить эффективность деятельности клуба и Музея Боевой Славы, потому что спектр воспитательного и развивающего воздействия на детей существенно увеличивается. Участие в экскурсионной работе расширяет кругозор учащихся, развивает их способности, способствует формированию патриотических чувств и качеств школьников. Это работа включает:

а) экскурсии по Музею Боевой Славы 121-й стрелковой дивизии (для воспитанников интерната, ветеранов Великой Отечественной войны, гостей);

б) подготовку экскурсоводов по Музею Боевой Славы из числа учащихся старших классов (для этого ребята знакомятся с основами методики экскурсионной работы, овладевают практическими навыками проведения экскурсии);

в) организацию экскурсий школьников в музеи и по памятным местам г. Курска, Курской области и др

5. Организационно-методическая и публицистическая работа, при правильной её организации, способна заметно влиять на процесс гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, существенно повышая его эффективность. Работа клуба «Красная гвоздика» по данному направлению включает:

а) выступления следопытов и педагогов-активистов с материалами клуба «Красная гвоздика» перед различной аудиторией (участие в научно-практических конференциях, презентациях, фестивалях, слётах и др.);

б) публикация материалов и опыта работы клуба «Красная гвоздика» в СМИ, а так же через Интернет, издание книг, создание видеофильмов и др. (На сегодняшний день, сотрудниками клуба издано 14 книг и по ним проведено более десятка презентаций. Кроме этого, создано два видеофильма о работе клуба);

в) изучение и пропаганда литературного (поэзия и проза) и музыкального (песни, частушки) творческого наследия воинов 121-й стрелковой дивизии;

г) создание новых песен на стихи фронтовиков (на сегодня создано уже 12 таких песен);

д) организация взаимодействия и сотрудничества клуба «Красная гвоздика» с другими детскими объединениями подобного профиля г. Курска и области;

е) обмен опытом работы с педагогами, клубами, школами и другими заинтересованными инстанциями;

ж) подготовка методических пособий и разработок различных мероприятий клуба «Красная гвоздика» (Сейчас готовится к изданию методическое пособие для педагогов «Наше героическое наследие»).

Конечно, в рамках небольшой статьи трудно описать все возможности патриотического клуба. Но ясно одно: поисковый военно-патриотический клуб – это очень эффективное средство не только образования и развития детей, но и комплексного воспитания подрастающего поколения, и, в первую очередь, гражданско-патриотического. Велика роль такого клуба и в деле сохранения Памяти о героическом прошлом нашего народа.

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1.Высойкий В.В., Жиренко О.Е. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию учащихся: 7-11 класс. – М.: 5 за знания, 2008. – С.1.

2. Нечаев М.П. День Победы в патриотическом воспитании детей и молодёжи. Методическое пособие – М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2010. – С.4.

3. Ушинский К. Д. Собр. соч. – Т. 2. – М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – С. 160.

4. Белинский В. Г. П.С.С.: в 13 т. – Т. 4. – М.: Изд-во АН СССР, 1954. – С. 90.

5. Макаренко А.С. Соч., Т. 4. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. – С. 425.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: