Стиль изложения выпускной квалификационной работы




Оформление результатов выпускной квалификационной работы является последним, завершающим этапом научно-исследова­тельской работы. В этой связи языку и стилю работы следует уделять самое се­рьезное внимание.

Язык и стиль выпускной квалификационной работы как часть пись­менной научной речи сложились под влиянием так называемо­го академического этикета, суть которого заключается в ин­терпретации собственной и привлекаемых точек зрения с це­лью обоснования научной истины.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложе­ния материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным обра­зом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действи­тельности.

Для научного текста характерны смысловая закончен­ность, целостность и связность.

Важнейшим средством выражения логических связей явля­ется:

- специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (в нача­ле, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит и др.);

- противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

- причинно-следственные отношения (следовательно, по­этому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же);

- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рас­смотреть);

- итог, вывод (и так, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...).

На уровне целого текста для научной речи едва ли не ос­новным признаком является целенаправленность и прагмати­ческая установка, поэтому эмоциональные языковые элемен­ты в научных работах не допустимы, а, следовательно, должна использоваться спе­циальная терминология.

Фразеология научного текста, каким является текст выпускной квалификационной работы, весьма специфична. Она признана, с одной стороны, выражать логические связи между частями высказывания (такие, например, устойчивые сочета­ния, как «привести результаты», «как показал анализ», «на ос­новании полученных данных», «резюмируя сказанное», «отсю­да следует, что» и т. п.), с другой - обозначать определенные понятия, являющиеся, по сути, терминами (такие, например, как «учетная политика», «бухгалтерский баланс» и т. п.).

Грамматические особенности научной речи также суще­ственно влияют на языково-стилистическое оформление тек­ста научного исследования. Следует отметить в ней наличие большого количества существительных с абстрактным значе­нием, а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучение и т. п.).

В выпускной квалификационной работе при описании фактов, явлений и процессов используются безличные, неопределенно-личные предложения, т.е. недопустимо использование словосочетаний «я исследовал», «по моему мнению» и т.п. Они заменяются либо безличными предложениями: «исследовано», «доказано» и т.п., либо заменяется множественным числом: «по нашему мнению» и т.п. Однако в тексте выпускной квалификационной работы нельзя злоупотреблять местоимением «мы». Следует прибегать к конструкциям, исключающим упот­ребление этого местоимения. Такими конструкциями являют­ся неопределенно-личные предложения (например, «Вначале был произведен анализ статистических данных по выручке от реализации за исследуемый период...»). Употребляется также форма изложения от третьего лица (например: «автор полагает...»).

Научная речь характеризуется строгой логической последовательностью, в ней отдельные предложения и части сложного синтаксического целого, все компоненты (простые и сложные), как правило, очень тесно связаны друг с другом: каж­дый последующий вытекает из предыдущего или является сле­дующим звеном в повествовании или рассуждении. Преобла­дают сложные союзные предложения на основе таких состав­ных подчинительных союзов, как «благодаря тому что», «между тем как», «так как», «вместо того чтобы», «ввиду того что», «оттого что», «вследствие того что», «после того как», «в то время как» и др. Часто употребляются производные отымен­ные предлоги «в течение», «в соответствии с...», «в результа­те», «в отличие от...», «наряду с...», «в связи с...» и т. п.

Обобщая, необходимо отметить, что краткость более всего определяет культуру научной речи. Реализация этого качества означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации. Каждое слово и выражение должно быть сформулировано таким образом, чтобы можно было не только точнее, но и короче изложить суть. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, дол­жны быть полностью исключены из текста выпускной квалификационной работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: