История мирового складского хозяйства




Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине

«Логистика складирования».

1. История мирового складского хозяйства.

2. Функционирование складского хозяйства в системе распределения продукции.

3. Место и роль складов в логистической системе. Виды движения грузопотоков на складе.

4. Декомпозиция логистической системы. Склад как звено логистической цепи.

5. Причины использования складов в логистических системах. Участники логистической системы, имеющие склады.

6. Функции складов в логистике. Задачи склада.

7. Классификация складов в логистике. Складские помещения класса «А (А+).

8. Классификация складов в логистике. Складские помещения класса «В», «С», «Д».

9. Особенности складов в функциональных областях логистики: снабжении, производстве и распределении.

10. Склад как сложная технико – экономическая система.

11. Основные виды (группы) логистических посредников.

12. Условия эффективного функционирования склада в логистической системе.

13. Роль межфункциональной координации в логистике складирования.

14. Основные принципы моделирования складских систем.

15. Проблемы логистики складирования и методология их решения.

16. Проектирование (разработка) складского хозяйства или оптимизация (реорганизация) действующего складского хозяйства.

17. Стратегические задачи логистики складирования.

18. Алгоритм формирования складской сети.

19. Определение оптимального числа складов в складской сети.

20. Определение местоположения складов в складской сети.

21. Основные стратегии размещения складов.

22. Стратегия складирования запасов. Выбор оптимального варианта.

23. Выбор системы товароснабжения складской сети. Пример разработки складской сети компании.

24. Рынок складских услуг в России и тенденции его развития.

25. Общие критерии принятия решения о выборе поставщика услуг.

26. Складское хозяйство компании.

27. Проектирование складского хозяйства как сложной технико – экономической системы.

28. Анализ деятельности складского хозяйства.

29. Разработка генплана складского хозяйства. Виды и размеры склада. Основные факторы, влияющие на выбор вида складирования.

30. Складские зоны основного производственного назначения.

31. Основные параметры складских зон.

32. Подъемно – транспортное оборудование и проблема его выбора. Расчет потребности подъемно – транспортных машин.

33. Оборудование и устройства для хранения грузов.

34. Объемно – планировочные решения на складе.

35. Система складирования и анализ ее структуры.

36. Складская грузовая единица и ее оптимизация. Основные составные части сформирования грузовой единицы.

37. Параметры грузопотока. Тара, маркировка и упаковка грузов.

38. Структура логистического процесса на складе. Основные концепции моделирования бизнес – процессов.

39. Управление логистическим процессом на складе. Основные участники планирования логистического процесса на складе.

40. Логистическая координация при управлении грузопотоками, проходящими через склад.

41. Технология разгрузки и приемки товара на складе.

42. Технология комплектации заказов (комиссионирование).

43. Внутрискладская технология грузопереработки как часть логистического процесса на складе.

44. Технология доставки как часть логистического процесса на складе.

45. Информационная поддержка логистического процесса на складе.

46. Обслуживание клиентов и контроль над поставками со склада.

47. Выбор организационной структурой управления складским хозяйством.

48. Учет товарно – материальных ценностей, хранящихся на складе. Инвентарный контроль.

49. Управление логистическими издержками и эффективностью функционирования склада.

50. Построение организационной структуры управления складским хозяйством.

51. Расчет численности складского персонала.

52. Система мотивации сотрудников склада.

 

История мирового складского хозяйства

История возникновения складов такая же древняя, как и история цивилизации. С развитием земледелия и обмена или продажи продуктов возникал вопрос: где хранить излишки? Египетские иероглифы и настенные рисунки являются, возможно, самым ранним источником того, как ранние цивилизации использовали зернохранилища и склады для хранения различных видов товара. Растущая зависимость хранения земляных ресурсов от складов, естественно, сопровождала и развитие фермерского хозяйства.

Фермеры преуспевали и начинали торговать ресурсами, которые имелись у них в избытке. С развитием торговли потребность в хранении товара возрастала. Таким образом, складирование товаров стало неотъемлемой частью большинства деловых операций.

Развитие складов и переход их к центру распределения было долгим эволюционным процессом. В течение нескольких поколений владельцы магазинов полагались на рыночных посредников, поставляющих им материалы и продукты, и деловое сообщество устраивало это сотрудничество.

Центр распределения появился только после Второй мировой войны К тому времени оптовики столкнулись с растущим рынком потребления и с задачей поставок продуктов питания миллионам людей. Обслуживание растущего числа магазинов и появление супермаркетов, значительно увеличили товарные потоки оптовиков. Чтобы соответствовать потребностям розничных продавцов и потребителей, оптовики разработали новые методы обращения с товаром и построили одноэтажные и довольно вместительные помещения. Это были предшественники современных распределительных складов (центров дистрибьюции).

 

2. Функционирование складского хозяйства в системе распределения продукции.

Эффективность логистической системы зависит не только от совершенствования и интенсификации промышленного и транспортного производства, но и от складского хозяйства.

Товарные склады представляют собой комплекс взаимосвязанных помещений, являющихся составной частью оптовых или розничных торговых предприятий. Они предназначены для накопления и хранения товарных запасов, комплектования торгового ассортимента, подготовки к продаже товаров и их реализации[8].

Классификация товарных складов осуществляется по следующим основным признакам:

- характер выполняемых функций,

- товарная специализация,

- условия хранения товаров,

- техническое устройство,

- объемно-планировочное решение,

- уровень механизации.

- транспортные условия.

По характеру выполняемых функций различают склады накопительные, подсортировочно-распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного хранения.

Складские системы способствуют:

- сохранению качества продукции, материалов, сырья;

- повышению ритмичности и организованности производства и работы транспорта;

- улучшению использования территории предприятий и фирм;

- снижению простоев транспортных средств и транспортных расходов;

- высвобождению рабочих от непроизводительных погрузочно-разгрузочных и складских работ для использования их в основном производстве.

Складирование продукции необходимо в связи с неравномерностью циклов производства, транспортировки и потребления ее. Складские системы различных типов могут создаваться в начале, середине и конце транспортных грузопотоков или производственных процессов для временного накапливания грузов и своевременного снабжения производства материалами в нужных количествах.

Временное складирование (накапливание) продукции обусловлено характером производства и транспорта. Оно позволяет преодолевать временные, пространственные, количественные и качественные несоответствия между наличием и потребностью в материалах в процессе производства и потребления. Кроме операций складирования грузов, выполняются еще и внутрискладские транспортные, погрузочные, разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и промежуточные операции.

Складские системы способствуют преобразованию грузопотоков, изменяя параметры принимаемых и выдаваемых партий грузов (по размеру, составу, физическим характеристикам входящих грузов, времени отправки транспортных партий и т.п.). Цель складской системы состоит не только в том, чтобы принимать с транспорта грузопоток с одними параметрами, перерабатывать и выдавать его на другой с другими параметрами, но и для того, чтобы выполнять это преобразование с минимальными издержками.

Существующие складские системы отличаются размерами и сложностью, типами хранимых изделий, издержками, связанными с их работой, характером происходящих в них случайных процессов и характером информации, поступающей к лицам, ответственным за принятие решений. Эти отличия можно трактовать как различия в структуре складских систем; они могут также иметь непосредственное отношение к тому типу стратегии функционирования, которую следует применять при управлении системой.

3. Место и роль складов в логистической системе. Виды движения грузопотоков на складе.

Склад является всего лишь составной частью системы более высокого уровня логистической цепи, которая и определяет основные технические требования к складской системе, диктует задачи и позиции ее оптимальной работы, устанавливает условия переработки груза.

В связи с этим склад рассматривается не автономно, а как составляющая часть логистической цепи.

При анализе роли и места складов целесообразно рассматривать их на разных уровнях иерархии - общегосударственном, региональном, локальном и производственном. На общегосударственном уровне проблемы создания складской системы имеют в значительной степени не технические, а экономические, стратегические и социальные аспекты. Они связаны с созданием общих структур системы материально-технического снабжения промышленного и сельскохозяйственного производства продукцией производственно-технического назначения, единой транспортной системы страны и т. д. Общегосударственная транспортно-складская инфраструктура - это разветвленная система, соединяющая региональные инфраструктуры крупных экономических районов, которые включают соответствующие инфраструктуры промышленных узлов и предприятий.

На региональном уровне значение складов велико в связи с развитием и созданием новых территориально-производственных комплексов, в которых целесообразно создавать крупные объединенные складские базы по видам продукции производственно-технического назначения (для снабжения промышленных узлов и производственных предприятий) и по видам товаров народного потребления (для снабжения населения).

На локальном уровне складской инфраструктуры размещение и работа складов существенно влияет на грузопотоки и транспорт промышленных районов и узлов, на общую эффективность работы промышленных предприятий и транспорта. Важную роль играют склады на промышленных предприятиях (производственный уровень). Они влияют на общий ритм и организацию основных процессов производства на предприятиях, на размещение и работу внутризаводского и внешнего транспорта, себестоимость промышленной продукции и другие показатели эффективности производства и деятельности предприятий.

Основными причинами использования складов в логистической системе являются:

1) уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями;

2) координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;

3) обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;

4) обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукций;

5) создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;

6) увеличение географического охвата рынков сбыта;

7) обеспечение гибкой политики обслуживания.

 

 

Под складом понимаются здания, сооружения и разнообразные устройства, оснащенные специальным технологическим оборудованием, для осуществления всего комплекса операций по приемке, хранению, размещению и распределению поступивших на них товаров.

Основное назначение склада – концентрация запасов, хранение их и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.

Склад - сложное техническое сооружение предназначенное для управления запасами на различных участках логистической цепи и выполнения конкретных функций по хранению и преобразования материального потока в целом

Логистика складирования - комплекс взаимно связанных функций реализуемых в процессе переработки материального потока на территории складского хозяйства

Объект изучение логистики складирования тмц в процессе их складирования грузопереработки и упаковки

Предмет: логистические процессы на складе

Склад является открытой системой взаимодействующую с открытой средой через входящие и выходящие МП и ИП

Входящие МП - необходимость разгрузки транспорта проверки количества и качества прибывшего груза проверки товаросопроводительных документов

Выходящие МП - обуславливает необходимость погрузки транспорта, подготовку товаросопроводительных и грузовых документов

Входящий и выходящий МП за соответствующий период называют грузооборотом склада

Внутренний МП образуется в ходе логистических операций внутри склада

Внутренний МП обуславливает необходимость перемещения груза оформление складских документов

Внутренний МП - объем груза переработки

В процессе функционирования склад преобразует входящие потоки в выходящие в соответствии с требованиями клиентов с изменением следующих параметров грузопотока:

- размер транспортных партий

- число наименований грузов в транспортных партиях

- характер и параметры транспортной тары или грузовых транспортных единиц

- время отправления транспортной партии со склада

Главная цель логистики складирования - организация эффективной системы складирования обеспечивающей оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление ими

Логистика складирования - обеспечивающая подсистема и является составным элементом функциональных областей логистики

Складского хозяйство является сложным многозадачным организмом главной целью является оптимизация издержек путем управления сквозными материальными потоками

 

4. Декомпозиция логистической системы. Склад как звено логистической цепи.

Логистические системы для целей исследования и проектирования подразделяются на подсистемы, звенья и элементы.

Подсистемой логистической системы называется выделенная в соответствии с организационной структурой совокупность элементов и звеньев логистической системы, которая позволяет решать задачи логистического администрирования системы в целом и/или управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса компании.

Выделение функциональных подсистем напрямую связано с функциональными сферами логистики и вызвано необходимостью повышения степени управляемости логистическим процессом в снабжении, производстве и распределении, а также задачами логической координации и интеграции.

Выделяют 2 основных комплекса подсистем: функциональный и обеспечивающий. Функциональный комплекс соответственно управляет основными логистическими функциями в снабжении, производстве и распределении. Поэтому выделяют подсистемы: дистрибуции; поддержки производственных процессов; снабжения.

Обеспечивающий комплекс традиционно включает организационно-экономическую, правовую и информационно-компьютерную поддержку, экологическое и эргономическое обеспечение логистики.

Звеном логистической системы называется некоторый экономически и/или функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза логистической системы и выполняющий локальную целевую функцию. В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия-поставщики, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые предприятия, торговые и посреднические организации, транспортные предприятия и банки и т. п.

Реальными звеньями из которых может состоять Логистическая система, являются:

ь различные формы собственности и организационно-правовые формы;

ь различия в характере;

ь различия в целях функционирования;

ь различия в производственной мощности, уровне концентрации производства;

ь различия в используемом технологическом оборудовании, потребляемых ресурсах;

ь рассредоточенность технических средств и трудовых ресурсов на большой территории;

ь экстерриториальность и высокая мобильность средств транспорта;

ь зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов и смежных звеньев;

ь и др.

Звенья логистической системы могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки. Часто встречаются смешанные звенья логистической системы, в которых указанные 3 основные типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях. В звеньях логистической системы материальные потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т. п.

Выделение звена логистической системы в большинстве случаев связано с наличием в организационной структуре управления функционально-обособленных по отношению к основным и сопутствующим потокам подразделений, а также партнеров и контрагентов в организации логистики компании. Партнеры и контрагенты образуют так называемые «три стороны» в логистике фирмы, причем компанию, которая формирует логистическую систему, иногда называют интегральной компанией или «хозяином» логистического процесса.

Для промышленного или торгового предприятия эти три стороны следующие:

ь первая сторона - поставщики материальных ресурсов и готовой продукции;

ь вторая сторона - потребители готовой продукции;

ь третья сторона - логистические посредники.

В подавляющем большинстве случаев представитель «третьей стороны» в логистике является хозяйствующим субъектом и участником рыночных отношений. В понятия «первая сторона» и «вторая сторона» могут входить поставщики и потребители различных уровней вплоть до поставщиков исходного сырья и конечных потребителей.

Особенностями конкретных звеньев логистической системы, существенно влияющими на процесс ее формирования, являются:

ь форма собственности и организационно-правовая форма;

ь различия в характере и целях функционирования;

ь различная мощность и концентрация капитала, технологическое оборудование, ресурсы;

ь рассредоточение инфраструктуры, трудовых, материальных и других ресурсов на большой территории;

ь и др.

Элемент логистической системы - неделимая в рамках поставленной задачи управления или проектирования часть звена логистической системы (подсистемы).

Выделение элемента определяется низшим уровнем декомпозиции логистической системы и вызвано необходимостью обособления операции или их совокупности с целью оптимизации ресурсов, построения модели предприятия или его структурных подразделений, моделирования бизнес-процессов, закрепления за операцией конкретного исполнителя или технического устройства (например, автоматизированного рабочего места), формирования системы учета, контроля и мониторинга логистического плана.

 

Задачи и функции логистики складирования необходимо рассматривать с позиции склада в логистической цепи.
Логистическая цепь это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.


В непрерывных цепочках склад может выступать как в качестве конечного звена, так и в качестве промежуточного. Склад может относиться к оптовому торговому предприятию, стремящемуся к постоянному поддержанию или увеличению ассортимента. Тогда во всей логистической цепочке он будет играть главенствующую и конечную роль, дальнейшее продвижение товаров в большей степени будет зависеть от менеджеров и политики продвижения товаров, нежели от логистики. Если предприятие имеет сеть розничных магазинов, то склад будет играть промежуточную роль звена для накопления товаров, поддержания ассортимента в периоды спада производства, а также перераспределения и подготовки конкретных групп товаров для конкретных магазинов.


В прерывистой цепочке роль склада также может варьироваться. Например, общетоварный склад, специализирующийся только на хранении грузов, будет играть роль временного хранилища грузов для любого нуждающегося в этом предприятия, а дальнейшее назначение груза, владельца склада не будет интересовать.
В современном российском законодательстве под складом понимается специализированное здание, сооружение, устройство, предназначенное для приемки, обработки, хранения и выдачи грузов по назначению.


В зависимости от функциональной предназначенности выделяют две основные группы складов:
1. Производственные склады - внутренние структурные подразделения предприятия, которые обеспечивают хранение материально-технических ценностей, необходимых для производства готовой продукции, и непосредственно готовой продукции предприятия как конечного результата производства.
Выделяются следующие виды производственных складов:
а) склад сырья;
б) склад материалов;
в) склад полуфабрикатов;
г) склад заготовок, деталей и сборочных единиц;
д) склад готовой продукции;
е) склад отходов производства.


2. Товарные склады. Согласно ст. 907 ГК РФ товарным складом признается организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги. То есть речь идет об организации, предназначенной для хранения товаров сторонних организаций.
Товарные склады в зависимости от видов хранимых материальных ценностей подразделяются на:
а) общетоварные склады (склады, предназначенные для осуществления складских операций с товарами, не требующими регулируемых режимов хранения);
б) специализированные склады (склады, предназначенные для осуществления складских операций с одной группой товаров);
в) универсальные склады (склады, осуществляющие складские операции с широким ассортиментом товаров).
К товарным складам можно отнести и торговые склады. Это организации, осуществляющие хранение товаров, их подготовку к продаже и отпуск оптовым покупателям.
Принципиальная разработка системы складирования. Система складирования предполагает оптимальное размещение грузовых единиц на складе и эффективное управление им. При разработке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками объекта и связанные с ними факторы: параметры склада; технические средства; особенности изделия и т.д.

 

 


Система складирования включает следующие подсистемы элементы:
- складируемая грузовая единица;
- вид складирования;
- оборудование по обслуживанию склада;
- система комплектации;
- управление перемещением груза;
- обработка информации;
- "здание" (конструктивные особенности зданий и сооружений).


Порядок выбора эффективной системы логистики складирования:
1. Определение место склада в логистической цепи и его функции.
2. Определение способа технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая).
3. Определение задачи, которой подчинена разработка системы складирования.
4. Выбор элементов каждой складской подсистемы.
5. Создание комбинаций выбранных элементов всех подсистем.
6. Предварительный выбор конкурентоспособных вариантов из всех возможных.
7. Проводится технико-экономическая оценка каждого конкурентоспособного варианта.
8. Осуществляется выбор эффективного варианта.

5. Причины использования складов в логистических системах. Участники логистической системы, имеющие склады.

 

1. Уменьшение логистических издержек при транспортировке за счёт организации перевозок экономичными партиями;

2. Координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счёт создания страховых и сезонных запасов;

3. Обеспечение бесперебойного процесса производства за счёт создания запасов материально-технических ресурсов;

4. Обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счёт формирования ассортимента продукции;

5. Создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;

6. Увеличение географического охвата рынков сбыта;

7. Обеспечение гибкой политики обслуживания.

Склады являются одним из важнейших элементов логистической системы. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях потока материалов, начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем. Этим объясняется большое количество разнообразных видов складов.

1. Производственные предприятия:

 


  • предприятия, добывающие сырье и материалы;

  • производители комплектующих;

  • произ­водители инвестиционных товаров;

  • производители готовой продукции и товаров массового потребления;


2. Предприятия торговли (розничная торговая сеть) и сферы услуг, являющиеся конечной точкой в управлении логистической системы, и реализующие то­вары или услуги индивидуальным потребителям (населению);

3. Логистические посредники:

 


  • оптовые предприятия - вся группа посредников, занимающихся торгово-посреднической деятельностью;

  • посредники, обеспечивающие продви­жение материальных и информационных потоков между другими субъектами (звеньями) логистической системы. Деятельность этих посредников связана с выполнением логистических функций, и направлена на предостав­ление клиентам логистического сервиса (транспортные агентства, экспедиционные компании, склады общего пользования, терминалы и т.д.).

  • посредники, обеспечивающие функционирование логистической сис­темы через информационные и финансовые потоки: банки, биржи, страховые компании и т.д.

 

7. Классификация складов в логистике. Складские помещения класса «А (А+).

Рынок современных складских помещений России находится на начальной стадии развития. До конца 2004 г. на рынке не существовало формализованной классификации. Согласно разработанной компанией Knight Frank классификации, все складские помещения подразделяются на следующие классы: ‰ склады класса А – с делением на подклассы A+ и А; ‰ склады класса В – с делением на подклассы В+ и В; ‰ класс С; ‰ класс D. В классификации отражены преимущественно технические характеристики объектов без учета их месторасположения. Однако критерий географического местоположения, в частности транспортной доступности и удаленности от главных магистралей, является одним из основополагающих при принятии компанией решения об аренде объекта.

Складские помещения класса А+

1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 12 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.
2. Площадь застройки 40-45%.
3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.
4. Высокие потолки не менее 13 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования (6-7 ярусов).
5. Регулируемый температурный режим.
6. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.
7. Наличие системы вентиляции.
8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
9. Автономная электроподстанция и тепловой узел.
10. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) (не менее 1 на 500 кв.м.).
11. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.
12. Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей.
13. Наличие офисных помещений при складе.
14. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
15. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
16. Оптико-волоконные телекоммуникации.
17. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
18. Расположение вблизи центральных магистралей.
19. Профессиональная система управления.
20. Опытный девелопер.
21. Ж/Д ветка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: