Уставшие от лиха перемен.




А завтра снова топот ярой конницы,

И звон клинков и громкое «ура!»

И разве лишь дурак какой поклонится

Святым глазам, заплаканным с утра.

А завтра к полудню погода сменится,

Давленье снова будет возрастать.

И разве лишь дурак какой повесится

От высшей невозможности принять

Своей душою новые деяния –

В огнях реклам и пустоте речей,

Ведь тащат гордых нас за подаянием

Аж за рубеж – под звон чужих ключей.

Спит тихий дом. Ему во сне не стонется.

Но я-то вижу, мне-то не до сна –

Лампадку у иконы Богородицы

И Богородицу с лампадкой – у окна.

В марте 1994 года не стало Виктора Ивановича. Ему было 53 года. Уже после его смерти на его имя пришло письмо от Лиды, которое передали мне. На тот момент я занималась «Родником».

«Здравствуйте, Виктор Иванович!

Очень давно Вам не писала. Целый год болела, три раза лежала в больнице. Всё нервы, леший бы их побрал.

Стихи не пишутся. Посылаю сказку для детей. Но есть одна очень радостная новость: в конце января – начале февраля выйдет наконец-то моя книжка «Крик в ночи».

Я лежала в больнице, верстку не видела. Так что вся моя работа свалилась на заботливые плечи О. Фокиной. Если будет много правки – особенно в «Проталинах» - я не выдержу.

Вот пока и все новости.

Пишите, не болейте.

С уважением Лида»

(Здесь и далее я сохраняю тексты писем Лиды в неизменном виде, без каких-либо исправлений).

Много раз перечитывала я это письмо, но так и не решилась написать Лиде о смерти Виктора Ивановича. Лида написала сама. Мне.

«Здравствуйте, Ирина!

Только летом, когда приехала сестра, узнала о смерти Виктора Ивановича. Велика потеря, велико горе. Хороший друг был у меня, но вот его не стало, а вместе с его уходом прервалась и связь с «Красной Печорой». Он очень ждал мою книжку, не дождался. Книжка вышла, но у меня всего один экземпляр, поэтому Вам послать пока нечего. Посылаю статью редактора «Сокольской правды» С. Сиземского. Он очень подробно рассказывает о содержании книжки, к сожалению, видимо не хватило уже сил и слов, не касается поэмы, а поэма об Усть-Цильме.

И ещё у меня к Вам просьба: пожалуйста найдите уже опублик мою сказку о лягушках и пришлите мне экземпляр газеты. Вот и все.

Здоровья и счастья Вам. Лида».

Статья С. Сиземского стала основой очередного выпуска «Родника». А письмо Лиды положило начало нашей переписке. В следующем письме она писала:

«Здравствуй, Ирина!

Получила письмо, газеты, альбомы. За все большое спасибо. Посылаю несколько книжек: раздари кому-нибудь. Сказку мне друзья сделали на д/рождения, всего 60 экз. Собрала документы для поступления в Союз писателей. Стихи пока не пишу, я вся изболелась нервами. Лечат, лечат, а толку нет. Большим несчастьем считаю для себя уезд с родины. Сокол город хороший, но в Медвежке лучше.

Книг «Крик в ночи» у меня много – 300 экз. Часть раздарю, часть перешлю в Медвежку, Н-Бор. Вот так и живу.

Очень жалею Виктора Ивановича. Твои стихи мне понравились, я ведь тоже с малого начинала.

Всего тебе доброго в жизни! Пиши, не мечись.

До свидания. Лида».

Когда я получила «Крик в ночи» хотелось кричать от радости – я держала в руках великую драгоценность – стихи Лиды, в которые она вложила свою необыкновенную душу.

В феврале 1995 года Лида написала, что её приняли в Союз писателей России. И снова появился выпуск «Родника», посвященный творчеству Лидии Тепловой. И сейчас я не смогу передать свои чувства и эмоции лучше, чем написала тогда, в 95-ом. И потому приведу свою собственную статью того времени под названием «Приняли в Союз писателей».

Слава Богу, свершилось!

Сокольскую усть-цилёмку, талантливую поэтессу не раз радовавшую нас своими стихами, приняли в Союз писателей России! Это должно было произойти давно, но так уж случилось, что первая книга «Крик в ночи» стала поздним и долгожданным ребенком Лидии Тепловой. И все-таки признание к ней пришло.

Как часто бывало так, что известность к творческой личности приходила тогда, когда человека уже не было рядом с нами.

К счастью, такая участь обошла Лидию Теплову стороной, и мы искренне рады за неё и счастливы, что можем поздравить её с этим событием!

Богата земля печорская талантами. Вот и муза Лидии Тепловой здесь взяла своё начало.

Приятно, что именно на страницах «Красной Печоры» появились первые стихи медвежской поэтессы. Бережно, по крупицам, по зернышку собирал и хранил россыпи Лидиных стихов Виктор Иванович Осташов. Надо было видеть лицо этого человека, когда он получал письма и стихи Лидии Тепловой! Тихим и ясным светом зажигались его глаза, и он с великим удовольствием макетировал очередной выпуск «Родника» с её стихами.

Жаль, что не пришлось ему узнать радостную весть о выходе в свет книги Лидии Тепловой.

Я не умею писать рецензии, и не смогу сказать о творчестве Лидии Михайловны так, как это сделал бы Виктор Иванович, но разве можно умолчать о тех чувствах, которые рождаются в душе благодаря стихам Лидии. Вы только вслушайтесь:

На веретии, на берёзовой,

В человеческий рост трава,

Ходит мамка моя в кофте розовой,

Не закатаны рукава.

Повязавшись платком туго-натуго,

Ворошит кошенину в валках.

Ох, и мамка моя, точно радуга,

Вся запуталась в облаках.

Зелены облака и в безветрии

Шелестит в них трава, поёт,

Гнется мамка моя на веретии,

Мамка радуга, счастье моё.

Вот оно своё, родное, такое близкое и щемящее. И вторит ему журчащим ручейком поэма «Три проталинки»:

Избёнка у ручья, -

Мала ягодинина,

Была ничья,

Стала Акулинина.

Сравнение-то какое – мала ягодинина – очень точное и певучее. И в образе Акулины жизнь деревенской бабы, прожившей свой век в трудах и заботах, оставшейся на старости лет одинокой:

Акулина – сирота горька:

Отец – небо да лес;

Мать – река.

С пяти лет – очеп вжих, вжих –

Нянчила ребятенков чужих.

Сама мала,

Голова бела,

Корки черные грызла,

На печи спала.

Хозяин рыбак –

Дураком-дурак:

Чуть замешкалась где,

Побьет.

Бо-о-о-льно так!

Очеп вжих, вжих –

Нянчилась ребятенков чужих.

И вся её поэма правдивое, без прикрас, отражение деревенской жизни.

Читали мы поэму вместе с моей мамой. Она человек пожилой, всю жизнь здесь проживший и знающий традиции и обычаи тутошней жизни. Читали мы поэму, а на мамином лице то улыбка заиграет, то слеза по щеке сбежит – о-ё-ёй! Что тут ещё говорить!

Листаю и перелистываю страницы Лидиной книги, читаю и перечитываю её стихи:

Дерево без родины

да без корней –

Колодина;

Человек от родины

оторванный –

Уродина:

Сердце тут,

А тело там,

Как-но жить напополам?

Ох, какие слова, сколько в них горести, боли и огромной правды, от которой никуда не убежать, никуда не скрыться. И щемит болью сердце, и гулко отзывается эта боль в душе.

И становится все понятнее Лидина тоска по родине. И так и хочется сказать ей по усть-цилёмски: «Чейно ты, божона, ек-то убиваешься? Полно, давай, полно. Жизнь-то впереди, всё ещё сбудется».

И хочется, чтобы услышала она там, в далёком Соколе, что не гостья она у себя на родине. Такую поэму гостья не написала бы.

И жаль, ох, как жаль, что книгу её здесь, в Усть-Цильме, приобрести невозможно. Всё там, в Соколе, а тут в продаже нету. Но хочется верить, что светлое журчание Лидиной поэзии добежит до Печоры-матушки и обожгут сердце сладкой болью слова:

Избёнка у ручья –

Мала ягодинина…

Просьбу Лиды я так и не выполнила и те первые экземпляры её книг никому не подарила. Я их продала, а вырученные деньги отправила Лиде, потому что знала, что она испытывает материальные трудности. Теперь уже не помню, кому продавала книги, но запомнила, что деньги отправила просто в почтовом конверте. И Лида их получила! Сейчас такой номер не прошел бы. Потом я так уже не рисковала – отправляла почтовыми переводами.

В июле 95-го получила от Лиды новые стихи – и снова выпуск «Родника».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: