Светлой памяти Лидии Тепловой
Мается, скрывается….
Зачем ищу?
Пусть в грехах покается –
Я отпущу.
Уведу хорошего
На край села.
Скажет мне: «Ну что же,
Твоя взяла».
Лебеду тугую
Сомнет в горсти,
Скажет мне: «Другую
Люблю. Прости».
Закричу, смолчу ли,
Коль хватил сил.
Что ж так мучил?
Не говорил?
Не пруток березовый,
Не сломлюсь,
До земли хорошему
Поклонюсь.
Выдохну, как выплачу:
«Твоя взяла!»
И обрежу ниточку
О край села.
С этого стихотворения в школьные годы началось моё знакомство с творчеством поэта Лидии Тепловой. Стихотворение было опубликовано в литературном клубе «Родник» на страницах районной газеты Усть-Цилемского района «Красная Печора» в начале 80-х годов прошлого столетия. (Господи, удивление берет при понимании, что прошлое столетие да и тысячелетие касается тебя самой непосредственно! На пересечении каких временных переходов выдалось и посчастливилось жить!)
В 1982-м, когда училась на филологическом факультете Коми государственного пединститута, на одном из занятий нас, студентов, попросили прочитать стихи поэтов республики. Я прочитала «Уведу хорошего». Аудитория замерла. Потом преподаватель спросила: «Кто автор?» Я ответила: «Лидия Теплова». Преподаватель покачала головой: «Я не знаю такого поэта». «Но она есть! Это ее стихи!» - утверждала я. Мне и в голову не приходило, что такого поэта может не быть. Абы кто такие стихи не напишет – поэт и точка! Другое дело, что Лидия Теплова только-только начала публиковать свое творчество, а старт публикаций начался с «Красной Печоры» и в республике ещё не знали имени такого удивительного поэта.
|
Потом были «Коля-дроля мой кудрявый», «Ночью возле печки», «Что ж ты мне, Печора-мать-река, не нашла по сердцу жениха» и многое другое.
В морозном декабре 1989 года я переступила порог редакции «Красной Печоры» в качестве корреспондента. Рабочее место мне выделили рядом с Виктором Ивановичем Осташовым, который в ту пору был ответственным секретарем газеты. Виктор Иванович курил ленинградский «Беломорканал» папиросу за папиросой. Сизый сигаретный дым практически не выветривался из кабинета. Но я считаю это время благословенным, потому что в этом кабинете я услышала от Виктора Ивановича множество баек про жителей района, про жизнь редакции и о многом другом. Люди разных профессий приходили к Виктору Ивановичу, и он считал своим долгом познакомить меня с ними. Так состоялись встречи с Олегом Акимовичем Чупровым, с Владимиром Ивановичем Чупровым, с Александром Константиновичем Журавлевым, с Сергеем Васильевичем Журавлевым.
Однажды летом, вернувшись с редакционного задания, вошла в кабинет. Виктор Иванович с досадой сказал: «Где ты ходишь? Лидия Теплова была, только что ушла. Она сегодня уезжает, беги, может, еще застанешь…» Я помчалась. Догнала её на улице возле столовой. Познакомились. Это была десятиминутная встреча, но пока жива, буду помнить эти минуты. Она ехала из родной Медвежки в Сокол. В глазах - и вдохновение, и грусть. Заговорила о том, что в Медвежке пошли рифмы. Её рука взметнулась над облаком пушистых волос, и пальцы затрепетали, как крылья бабочки: «Они (рифмы - авт.), как ниточки, тянутся ко мне отовсюду, но я их пока отгоняю. Потом, всё потом…» И улыбнулась. Затем сказала: «Если пишется – пиши».
|
Эти десять минут вместили немного, но многое, в том числе и задел наперёд. Эти десять минут были первой и единственной встречей с Лидий Тепловой. А потом были выпуски «Родника», которые готовил Виктор Иванович. Никогда не забуду его глаза, когда он доставал Лидины стихи из почтового конверта. Читал, перечитывал, откладывал и вновь возвращался к листам… Особенно запомнилось, как Виктор Иванович готовил подборку Лидиных стихов, которую назвал «На развалинах храма» - в одном из стихотворений Лида написала: «О, нет, не ведите меня на развалины храма». Всю подборку он выстроил так, как будто это одно единое целое произведение, состоящее из разных частей. Виктор Иванович поместил в публикацию иллюстрацию фрагмента иконы XI - начала XII веков Владимирской Богоматери. И стихи «Лампадка у иконы Богоматери»… И казалось, что взгляд Богоматери Владимирской отражает душу Лиды, а Лида воплотила в стихах взгляд Богоматери…
Лампадка у иконы Богоматери,
И тихий дом, где под защитой стен
Спокойно спят лихие обыватели,