Спокойно спят лихие обыватели,




Светлой памяти Лидии Тепловой

 

Мается, скрывается….

Зачем ищу?

Пусть в грехах покается –

Я отпущу.

Уведу хорошего

На край села.

Скажет мне: «Ну что же,

Твоя взяла».

Лебеду тугую

Сомнет в горсти,

Скажет мне: «Другую

Люблю. Прости».

Закричу, смолчу ли,

Коль хватил сил.

Что ж так мучил?

Не говорил?

Не пруток березовый,

Не сломлюсь,

До земли хорошему

Поклонюсь.

Выдохну, как выплачу:

«Твоя взяла!»

И обрежу ниточку

О край села.

 

С этого стихотворения в школьные годы началось моё знакомство с творчеством поэта Лидии Тепловой. Стихотворение было опубликовано в литературном клубе «Родник» на страницах районной газеты Усть-Цилемского района «Красная Печора» в начале 80-х годов прошлого столетия. (Господи, удивление берет при понимании, что прошлое столетие да и тысячелетие касается тебя самой непосредственно! На пересечении каких временных переходов выдалось и посчастливилось жить!)

В 1982-м, когда училась на филологическом факультете Коми государственного пединститута, на одном из занятий нас, студентов, попросили прочитать стихи поэтов республики. Я прочитала «Уведу хорошего». Аудитория замерла. Потом преподаватель спросила: «Кто автор?» Я ответила: «Лидия Теплова». Преподаватель покачала головой: «Я не знаю такого поэта». «Но она есть! Это ее стихи!» - утверждала я. Мне и в голову не приходило, что такого поэта может не быть. Абы кто такие стихи не напишет – поэт и точка! Другое дело, что Лидия Теплова только-только начала публиковать свое творчество, а старт публикаций начался с «Красной Печоры» и в республике ещё не знали имени такого удивительного поэта.

Потом были «Коля-дроля мой кудрявый», «Ночью возле печки», «Что ж ты мне, Печора-мать-река, не нашла по сердцу жениха» и многое другое.

В морозном декабре 1989 года я переступила порог редакции «Красной Печоры» в качестве корреспондента. Рабочее место мне выделили рядом с Виктором Ивановичем Осташовым, который в ту пору был ответственным секретарем газеты. Виктор Иванович курил ленинградский «Беломорканал» папиросу за папиросой. Сизый сигаретный дым практически не выветривался из кабинета. Но я считаю это время благословенным, потому что в этом кабинете я услышала от Виктора Ивановича множество баек про жителей района, про жизнь редакции и о многом другом. Люди разных профессий приходили к Виктору Ивановичу, и он считал своим долгом познакомить меня с ними. Так состоялись встречи с Олегом Акимовичем Чупровым, с Владимиром Ивановичем Чупровым, с Александром Константиновичем Журавлевым, с Сергеем Васильевичем Журавлевым.

Однажды летом, вернувшись с редакционного задания, вошла в кабинет. Виктор Иванович с досадой сказал: «Где ты ходишь? Лидия Теплова была, только что ушла. Она сегодня уезжает, беги, может, еще застанешь…» Я помчалась. Догнала её на улице возле столовой. Познакомились. Это была десятиминутная встреча, но пока жива, буду помнить эти минуты. Она ехала из родной Медвежки в Сокол. В глазах - и вдохновение, и грусть. Заговорила о том, что в Медвежке пошли рифмы. Её рука взметнулась над облаком пушистых волос, и пальцы затрепетали, как крылья бабочки: «Они (рифмы - авт.), как ниточки, тянутся ко мне отовсюду, но я их пока отгоняю. Потом, всё потом…» И улыбнулась. Затем сказала: «Если пишется – пиши».

Эти десять минут вместили немного, но многое, в том числе и задел наперёд. Эти десять минут были первой и единственной встречей с Лидий Тепловой. А потом были выпуски «Родника», которые готовил Виктор Иванович. Никогда не забуду его глаза, когда он доставал Лидины стихи из почтового конверта. Читал, перечитывал, откладывал и вновь возвращался к листам… Особенно запомнилось, как Виктор Иванович готовил подборку Лидиных стихов, которую назвал «На развалинах храма» - в одном из стихотворений Лида написала: «О, нет, не ведите меня на развалины храма». Всю подборку он выстроил так, как будто это одно единое целое произведение, состоящее из разных частей. Виктор Иванович поместил в публикацию иллюстрацию фрагмента иконы XI - начала XII веков Владимирской Богоматери. И стихи «Лампадка у иконы Богоматери»… И казалось, что взгляд Богоматери Владимирской отражает душу Лиды, а Лида воплотила в стихах взгляд Богоматери…

Лампадка у иконы Богоматери,

И тихий дом, где под защитой стен

Спокойно спят лихие обыватели,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: