Тема 1. История возникновения менеджмента
Потребность и необходимость управления в деятельности человека при организации искусственных систем. Истоки зарождения менеджмента. Менеджмент и управление. Собственники и менеджеры.
Тема 2. Основополагающие понятия и принципы организации процесса управления
Организация как целеустремленная система. Цели и потребности. Внешняя и внутренняя среда системы. Управляющая и управляемая подсистема. Сущность управления как информационного процесса. Прямые и обратные связи в управлении. Сущность связей и отношений между элементами в системе и особенности их организации.
Тема 3. Структура управления как отражение поиска рационального состава связей и отношений между элементами системы
Разделение труда в материальном производстве и управлении. Линейная структура управления и принципы ее организации: единство руководства, скалярная связь, диапазон контроля. Достоинства и недостатки.
Горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении. Функции управления. Линейно-функциональная структура управления. Принципы построения, достоинства и недостатки. Общие и частные функции управления.
Производственная структура и структура управления, организационная структура управления. Методы и подходы к проектированию структур управления. Документооборот. Организационно-распорядительная документация.
Тема 4. Процесс принятия управленческого решения
Процесс управления – как информационно-логический процесс по разрешению проблемных ситуаций. Этапы и организация процесса принятия решения. Информация как основа любого управляющего решения. Методы принятия решений.
Разработка критериев оценки вариантов решения и определение их значимости. Способы оценки вариантов решения. Управление рисками. Коллегиальность при принятии решения.
Тема 5. Контроль, регулирование и организация в системе управления
Сущность контроля, свойства и характеристика контроля. Методы контроля. Регулирование и координация в процессе управления. Организация процесса управления.
Тема 6. Социально-психологические аспекты организации процесса управления
Характеристики индивидуальности человека. Типы характеров людей и особенности их поведения. Природа и особенности человеческого поведения в социотехнических системах. Роль и назначение системы стимулирования. Содержательная теория мотивации Абрахама Маслоу. Теория потребностей Дэвида Мак-Клелланда. Двухфакторная теория Фредерика Герцберга.
Тема 7. Подходы к настройке поведения групп
Понятие и характеристики группы. Формальные и неформальные группы в организации. Неформальные группы и лидеры коллектива. Групповая динамика.
Сущность конфликта и методы их разрешения. Управление конфликтами, стрессами и изменениями. Содержание организационной культуры.
Особенности настройки деятельности индивидуумов в коллективах. Этика делового общения. Сущность и назначение коммуникации.
Тема 8. Руководство и лидерство
Руководство и лидерство в организации. Основные теории лидерства. Власть и партнерство. Формы власти и влияния. Менеджер как субъект управления. Личность менеджера. Уровни иерархии и типы менеджеров. Основные качества менеджера. Самоменеджмент. Методы оценки менеджера.
Лидерство и стиль управления. Виды стилей руководства. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям. Организация контроля за деятельностью подчиненных.
Раздел 2. Технология и инструменты менеджмента
Тема 9. Методы управления
Сущность метода управления как системы правил по решению проблемных ситуаций. Содержание и состав методов управления.
Тема 10. Формы и методы организации системы управления в условиях изменений среды
Инновации и конкурентоспособность организации. Сущность централизации и децентрализации управления. Назначение и роль комитетов и штабов в структуре управления. Дивизиональные и матричные структуры управления. Бизнес процесс реинжиниринг.
Тема 11. Стратегическое управление
Цели организации, требования к целям. Анализ сильных и слабых сторон организации, угроз и возможностей среды окружения. Типы стратегии. Инструментарий выработки стратегий. Выполнение стратегий. Разработка и реализация перспективных и текущих планов.
Тема 12. Адаптация хозяйствующих систем к изменениям
Сущность адаптации и роль системы управления в процессе адаптации субъекта управления. Понятие и сущность механизма адаптивного управления. Классификация систем управления с позиций организации механизма адаптации.
Тема 13. Оценка качества управления
Сущность, определения и принципы менеджмента качества. Основные понятия и показатели оценки качества менеджмента. Современные автоматизированные системы качества (ИСО).