ВОЛЕЙБОЛ
Стойки и перемещения
Исходное положение игрока в волейболе называется стойкой. Различают 3 стойки: среднюю, она же основная, высокую и низкую.
Техника
Средняя (основная) стойка:
а)ноги на ширине плеч или одна несколько впереди, согнутые в коленях в пределах 130 градусов;
б) туловище немного наклонено вперед;
в) руки согнуты на уровне пояса, кисти раскрыты, не напряжены и повернуты друг к другу;
г) масса тела равномерно распределена по всей площади опоры, на передней части стопы.
Высокая и низкая стойки отличаются от средней сгибанием ног и наклоном туловища. Высокая – угол сгибания ног – 145 градусов, наклон туловища незначительный или вертикальное положение. Низкая – угол наклона 115 градусов, наклон более низкий, чем в средней стойке. Основной структурный элемент — размещение О. Ц. Т. над серединой опоры и сгибание ног.
Обучение
1. Многократное принятие изучаемой стойки.
2. Принятие стойки из различных И. П./О. С., стойки ноги врозь, приседа и т.д.
3. Переход из одной стойки в другую.
4. Принятие стойки после различных перемещений.
5. Закрепление стоек в играх и игровых упражнениях.
Игры
«Светофор» - содержание: учащиеся становятся в колонну по одному у линии нападения, учитель - на лицевой линии напротив колонны. Учащиеся друг за другом на расстоянии 8-10 метров выполняют ускорение в направлении учителя, а в 0,5-1,0 метре от учителя делают остановку и принимают заданную стойку по звуковому или зрительному сигналу (пример: рука вверху — высокая стойка, рука внизу — в стороне - низкая стойка, рука впереди - средняя стойка).
«Салки» — содержание: любая ограниченная площадка (границы устанавливает преподаватель, в зависимости от количества участников игры). Выбирается или назначается "Салка", задача которого догнать любого игрока и запятнать (коснуться) его, если он не принял (не успел принять) заданную учителем стойку. Запрещено игрокам выходить за пределы площадки. Осаленный игрок становится "Салкой» и игра продолжается. Варианты игр:
|
1) можно одновременно играть на нескольких площадках, разделив учащихся на несколько групп (по полу, по подготовленности и др.);
2) в игре 2-3 "Салки";
3) осаливание не рукой, а волейбольным мячом.
Типичные ошибки:
а) ноги вместе; б) большой наклон туловища вперед; в) вертикальное или отклоненное положение туловища; г) высокое или низкое положение рук; д)напряженное положение туловища; е) неправильный угол сгибания ног ж)прямые, глубокий присед.
Некоторые приемы устранения ошибок.
(используются для многих упражнений)
1) Дать методические указания;
2) Показать правильное положение или упражнение;
3) Контактным путей помочь выполнить правильно упражнение;
4) Показать на примере учащегося, выполняющего правильно;
5) Привлечь учащегося, выполняющего правильно, к оказанию помощи товарищу;
6) Дать подводящие, имитационные или специальные упражнения для освоения этого элемента.
7) Назвать ошибку и дать рекомендации по ее устранению;
8) Попросить самого учащегося сравнить выполнение упражнения товарищем и самим и найти ошибку;
9) Проанализировать вместе с учащимся подобную ошибку на примере товарища;
10) Если одну и ту же ошибку допускают несколько учащихся — остановить группу или весь класс и еще раз объяснить, как правильно выполнять задание, или еще раз показать упражнение, или дать дополнительные упражнения на освоение этого элемента.
|
Перемещения
Ходьба - начинается с переноса веса тела на переднюю часть стопы выполняется мягкими, пружинистыми шагами;
Приставные шаги - начинают с ноги, ближней к направлению движения;
Бег - обычный и с ускорением, выполняется мягко, без колебаний О.Ц.Т., за счет неполного выпрямления ног;
Прыжок - выполняется с места или с разбега, толчком одной или двумя ногами (описание техники выполнения в последующих разделах);
Двойной шаг и скачок - перенося, нес тела на впередистоящую ногу, делаем шаг вперед сзадистоящей ногой, затем подставляем вторую, принимаем необходимую стойку. Скачок выполняется быстрее, резче, шире, чем двойной шаг;
Выпады - вперед и в стороны, перенося вес тела на ногу, выполняющую выпад.
Обучение
1) Перемещение изученным способом в различных направлениях с постепенным увеличением расстояния, скорости передвижения;
2) Перемещения с остановками и принятием стоек;
3) Перемещения различными способами в различных направлениях по зрительным и слуховым ориентирам или сигналам;
4) Перемещение из различных И. П. с ловлей мяча, наброшенного партнером;
5) Закрепление перемещений в играх и игровых приемах:
а) челночный бег с различными способами перемещений и его варианты;
б) "Эстафеты";
в) игра "Салки" (правила те же, но вместо бега – перемещение по заданию;
г) игра «Перехвати шар» — на двух сторонах площадки грают по две команды. Одна команда владеет надувным шаром и, подбивая его, перемещается в пределах своей площадки заданным способом. Задача второй команды, перемещаясь этим же способом, перехватить шар. Запрещено выходить за пределы площадки, касаться игроков противоположной команды, перемешаться другим способом. Вышедший шар за пределы площадки, возвращается в игру противоположной командой. За каждый перехват шара команде начисляется очко. Игра ведется определенное учителем время или до определенного количества очков. При нарушении правил игры шар передается другой команде. Вводится в игру шар подбиванием его любому из партнеров. Дважды подряд одному и тому же игроку подбивать мяч нельзя.
|
д) «Светофор» - правила те же, но добавляется перемещение.
Ошибки
1) перемещение на прямых ногах;
2) неправильное сочетание перемещений с принятием стоек.
Подачи
Подачи подразделяются на нижние (прямые и боковые) и верхние (прямые и боковые).
В технике любой подачи различают:
1) исходное положение игрока;
2) подбрасывание мяча;
3) замах;
4) ударное движение.
Нижняя прямая подача:
1) И.П. - стоя - лицом к сетке, левая нога на полшага впереди, ноги слегка согнуты в коленях, мяч в согнутой левой руке на уровне пояса;
2) Подбрасывание мяча - левой рукой вверх на высоту 0,5-1,0 м., перед правым плечом;
3) замах - тяжесть тела переносится на правую ногу, правая рука отводится вниз - назад (замах производите одновременно с подбрасыванием мяча);
4) ударное движение - вес тела переносится на левую ногу, туловище, подается вперед, правая рука прямая движется вниз, затем вперед, пальцы соединены, кисть напряжена, удар наносится основанием книг или кулаком по мячу снизу-сзади, рука сопровождает движение мяча.
Нижняя боковая подача:
1) И.П. - стоя боком к сетке, ноги на ширине плеч, слегка согнутые, мяч в левой руке на уровне пояса;
2) Подбрасывается мяч до уровня головы на пол-метра впереди себя;
3) Замах производится прямой рукой в сторону одновременно с подбрасыванием мяча;
4) Вес тела переносится на левую ногу, прямая рука движется вперед и сопровождает движение мяча, удар производится напряженной кистью им кулаком по центру мяча сзади.
Верхняя прямая подача:
1) И.П. - стоя лицом сетке, ноги на ширине плеч или левая впереди, мяч в левой руке на уровне пояса;
2) Мяч подбрасывается вверх перед правым плечом;
3) Одновременно с подбрасыванием мяча, вес тела переносится на правую ногу, нога сгибается в колене, туловище отклоняется назад, замах выполняется правой согнутой рукой за голову;
4) При ударе правая рука резко разгибается, туловище подается вперед, тяжесть тела переносится на левую ногу, удар производится напряженной ладонью сверху - сзади по мячу.
Обучение (для всех видов подач)
1) Многократное подбрасывание мяча из И.П.
2) Подбрасывание мяча и замах.
3) Имитация подачи в целом без мяча и с мячом, ловя его левой рукой одновременно с ударом.
4) Подача мяча на расстоянии 6-10 метров в стену, в парах поперек зала, в колоннах.
5) Подача через сетку на расстояния 4-6 метров (через сетку на меньшей высоте).
6) Подачи с зоны подач.
7) Подачи с зоны подач в левую и правую часть площадки.
8) Подачи в определенные зоны.
9) Выполнение подач на скорость.
10) Закрепление подачи в играх и игровых упражнениях:
"Снайперы" - площадка разделена на 9 равных квадратов, каждый квадрат обозначен цифрой (это количество очков; чем труднее зона для попадания, тем больше цифра, которую определяет учитель). Играющие разделены на 2 команды. Игроки по очереди одной команды (или из каждой команды) выполняют подачи. Итог подводится по сумме очков, набранных всеми игроками команды.
Варианты: 1) каждый игрок может выполнить не по одной, а по несколько подач (2-5); 2) группу можно разделить на несколько команд и игру проводить с двух сторон.
«Кто больше» - играют 2 команды (количество игроков не ограничено). Одна из команд - подающая (все игроки находятся на лицевой линии), вторая - принимающая подачу, все игроки размещаются произвольно внутри противоположной площадки. По сигналу первый игрок подает мяч, а сам быстро, за пределами площадки, обегает ее и возвращается на свое место. Игроки противоположной команды принимают мяч и выполняют передачи внутри своей площадки, стараясь сделать как можно больше передач, пока противник бежит. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не выполняют перебежку. Подсчитывается общее количество передач. Затем команды меняются ролями. Правила: нельзя при беге касаться чего-либо, наступать на линии, нельзя делать повторные передачи одними и теми же игроками. За неудачно выполненную подачу, соперникам начисляется 10 передач.
Классификация приемов и передач мяча.
Приемы и передачи:
1) СВЕРХУ; а) двумя (на месте, после перемещений, в прыжке, назад за голову);
б) одной (кулаком);
2) СНИЗУ: а) двумя (с подачи, с нападающего удара, в падении, отраженного сеткой);
б) одной (в падении).
Каждый прием условно подразделяется на части:
1) подход под сетку;
2) принятие стойки;
3) прием мяча;
4) передача мяча.