Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Рок-опера «Орфей и Эвридика» А. Б. Журбина 




Сделать конспект текста в тетради по музыке, письменно, от руки. Фото прислать в вайбер или вконтакте

Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Рок-опера «Орфей и Эвридика» А. Б. Журбина 

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

- воплощение сюжета античного мифа «Орфей и Эвридика» в творчестве разных композиторов;

- опера К. Глюка «Орфей и Эвридика»;

- рок-опера А. Б. Журина «Орфей и Эвридика»;

- отличительные особенности оперы и рок-оперы;

- особенности музыки ХХ века.

Премьера – это первое представление произведения, спектакля или фильма.

Опера-сериа (итал. ореrа seria – серьёзная опера) жанр итальянской оперы, возникший в конце XVII века в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы и основанный на героико-мифологическом или легендарно-историческом сюжете с чётким распределением сценического действия и музыки.

Опера-буффа – комическая опера, написанная на бытовой сюжет.

Ария – это вокальная партия для одного голоса как законченный эпизод или музыкальный номер.

Речитатив – это род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи.

Рок-опера – это музыкально-сценическое произведение, арии в котором исполняются в традициях рок-музыки и джаза.

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Кристоф Виллибальд Глюк родился в 1714 году в Германии. С детства он занимался музыкой, а когда отец высказался против того, чтобы сын связал свою жизнь с музыкой, Кристоф ушёл из дома.

Сначала жил в Чехии в Праге, потом в Австрии и волею судеб оказался на родине оперы – в Италии.

Там же, в Италии, состоялась премьера первой оперы композитора. Она называлась – «Артаксеркс».

Премьера – это первое представление произведения, спектакля или фильма.

Опера понравилась слушателям, и за последующие четыре года, Глюк написал ещё не менее четырёх опер.

Все они относились к жанру опера-сериа (сериа – от слова «серьёзный»). Это один из оперных жанров, существовавших в Италии в то время. Их писали на исторические и мифологические сюжеты. В опере не было сквозного развития, а было чередование отдельных номеров.

Арии сменяли речитативы, а певцы соревновались в виртуозности.

Ария — это вокальная партия для одного голоса как законченный эпизод или музыкальный номер.

Речитатив – это род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи.

Около 10 лет Кристоф Глюк гастролировал в Европе, в качестве дирижёра в различных театральных труппах.

В 1754 году Глюк был назначен композитором и дирижёром Венской оперы. За время работы он разочаровался в жанре оперы-сериа, написал несколько комических опер и создал хореографическую драму.

Это стало первым шагом на пути к оперной реформе.

Комические оперы назывались – опера-буффа и писали их на бытовые сюжеты.

Жанр оперы сериа переживал кризис. Артисты соревновались в виртуозности, оперы за счёт одинаковых средств выразительности были похожи друг на друга, спектаклей было много, но они не задерживались долго на сцене. Герои не имели личных характеристик. Состояние героев оперы-сериа композиторы писали практически одинаково: радость, печаль, гнев, тоска.

В 1762 году на сцене была поставлена опера К. Глюка «Орфей и Эвридика». Она не имела особого успеха среди зрителей, была крайне непривычна, но, как оказалось позже, имела огромное значение для становления современного оперного искусства.

В основу оперы «Орфей и Эвридика» лёг одноименный античный сюжет.

В мифе рассказывается о музыканте Орфее, чья музыка творила чудеса: под звуки музыки реки поворачивались вспять, покорялись лесные звери.

От укуса змеи погибает жена Орфея – Эвридика. Боги разрешают Орфею спуститься под землю в царство мёртвых, но с одним условием. Он не должен за время пути оборачиваться и смотреть на неё. Орфей нарушает запрет. Однако Боги, поражённые его пением и игрой, прощают музыканта и возвращают Эвридику к жизни.

Так звучит голос Орфея, потерявшего свою возлюбленную. «Потерял я Эвридику», – поёт он.

Основная заслуга Глюка в том, что он пытался объединить эпизоды в большие сцены, подчинить номера единой сюжетной и эмоциональной линии.

В ХХ веке к этому же античному сюжету обратился советский композитор Александр Борисович Журбин.

«Орфей и Эвридика» стала первой советской рок-оперой. Она была написана в 1975 году, поставлена вокально-инструментальным ансамблем «Поющие гитары» в оперной студии при консерватории в Санкт-Петербурге, тогда Ленинграде.

Журбин – профессиональный композитор, который работает во многих жанрах: симфонии, концерты, оперы и вокальные циклы, мюзиклы, эстрадные песни и многое другое. На создание рок-оперы его вдохновила опера американского композитора Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – супер-звезда».

Вот так потерял Орфей Эвридику в одноименной опере А. Б. Журбина.

В роли Орфея – Альберт Ассадулин. В роли Эвридики – Ирина Понаровская.

Рок-опера – это музыкально-сценическое произведение, арии в котором исполняются в традициях рок-музыки и джаза. Внимание приковывают новые звучания электромузыкальных инструментов, не столь привычных для того времени, тем более в опере.

Сюжет оперы был осовременен, Орфей уходит на состязание певцов, и, выиграв, покидает любимую. Но тема любви остается вечной и побеждает все перипетии героя.

Опера пользовалась большим успехом и стала одним из самых исполняемых спектаклей в мире.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: