Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы




Об утверждении Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 - 2022 годы

Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2018 года № 124

В соответствии с подпунктом 1) статьи 66 Конституции Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 – 2022 годы (далее – Программа).

2. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), принять меры по реализации Программы.

3. Ответственным центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), представлять информацию согласно Плану мероприятий по реализации Программы в соответствии с Системой государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

4. Настоящее постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

Премьер-МинистрРеспублики Казахстан Б. Сагинтаев  
  УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2018 года № 124

Государственная программа
по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 – 2022 годы

Астана, 2018 год

Паспорт Программы

Наименование Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 – 2022 годы (далее – Программа)
Основания для разработки Подпункт 1) статьи 66 Конституции Республики Казахстан; глава 4 Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 "Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан"; пункт 63 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 31 января 2017 года "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность", утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2017 года № 422 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 31 января 2017 года "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность"
Государственный орган, ответственный за разработку Программы Комитет национальной безопасности Республики Казахстан
Государственные органы, ответственные за реализацию программы Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, Генеральная прокуратура Республики Казахстан, Служба государственной охраны Республики Казахстан, Служба внешней разведки Республики Казахстан "Сырбар", Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство иностранных дел Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан, Министерство информации и коммуникаций Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство здравоохранения Республики Казахстан, Министерство энергетики Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, акиматы областей, городов Астаны и Алматы
Цель Обеспечение безопасности человека, общества и государства от насильственных проявлений религиозного экстремизма и угроз терроризма
Задачи 1. Совершенствование мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, направленных на формирование в обществе иммунитета к радикальной идеологии и нулевой терпимости к радикальным проявлениям. 2. Снижение влияния внешних факторов на радикализацию населения Республики Казахстан. 3. Повышение эффективности выявления и пресечения фактов религиозного экстремизма и терроризма, в том числе путем совершенствования системы обеспечения деятельности специальных государственных и правоохранительных органов. 4. Совершенствование системы реагирования на акты религиозного экстремизма и терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации их последствий
Сроки реализации (этапы) 2018 – 2022 годы
Целевые индикаторы 1. Снижение численности лиц, разделяющих экстремистские идеи, направленные на разжигание религиозной вражды или розни. 2. Доля предупрежденных и своевременно пресеченных (на стадиях формирования замысла, подготовки, покушения) террористических и иных насильственных акций экстремистского характера. 3. Уровень готовности к реагированию на акты терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на территории Республики Казахстан
Источники и объемы финансирования На реализацию Программы в 2018 – 2022 годах будут направлены средства республиканского и местных бюджетов, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из бюджета на реализацию Программы составят 270 148,8 млн. тенге (РБ – 209 361,3 млн. тенге, МБ – 60 787,5 млн. тенге). Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов будут уточняться при формировании бюджетов на соответствующий период

Введение

В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 31 января 2017 года "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" состояние безопасности государства в условиях роста угроз терроризма обозначено мерилом его силы и дееспособности к дальнейшему развитию и становлению в качестве одной из развитых стран мира.

Происходящие в мире геополитические изменения инициируют новый спектр вызовов и рисков в сфере национальной безопасности, который становится все более разнообразным и исходящим от большего числа источников опасности. Этим обусловлены сложность и актуальность задач в рамках системного предупреждения угроз религиозного экстремизма и терроризма.

В этих условиях действующая общегосударственная система противодействия религиозному экстремизму и терроризму нуждается в дальнейшем совершенствовании в контексте создания механизма надежной защиты личности, общества и государства от экстремистских проявлений насильственного характера и угроз терроризма.

Настоящая Программа разработана на пятилетний период и, являясь логическим продолжением Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 – 2017 годы, учитывает опыт и итоги ее реализации.

При разработке Программы изучен и принят во внимание положительный опыт Норвегии, Финляндии, Канады, Соединенных Штатов Америки и Объединенных Арабских Эмиратов.

С учетом наработок этих стран Программа сориентирована на целенаправленное противодействие насильственным проявлениям экстремистского характера и терроризму, носителям радикальных взглядов. В ней исключено отождествление религии и радикализации, что позволит укрепить консолидацию усилий государства, общества и религиозных объединений вне зависимости от религиозной принадлежности в противодействии угрозам экстремизма и терроризма. Разграничены формы и методы профилактики религиозного экстремизма и терроризма в зависимости от степени радикализации лиц. Созданы условия для активного привлечения к профилактике религиозного экстремизма и терроризма возможностей неправительственного сектора.

Исходя из рекомендаций международного центра по противодействию насильственному экстремизму "Хедая", в Программе установлены реально достижимые коэффициенты целевых индикаторов и показателей.

Программа является нормативно-организационной основой решения актуальных задач и имеющихся проблем в сфере предупреждения экстремистских проявлений насильственного характера и предотвращения угроз терроризма.

Положения Программы выработаны с учетом неприкосновенности гарантированных Конституцией Республики Казахстан прав граждан на свободу совести и уважение их религиозных убеждений.

Усилия государства, общества и граждан посредством реализации настоящей Программы будут направлены на создание, поддержание и развитие необходимых и достаточных условий для формирования в обществе устойчивого неприятия радикальных взглядов в религиозной сфере, снижения количества радикально настроенных лиц и нейтрализации факторов, способствующих их появлению, предупреждения угроз терроризма и повышения уровня антитеррористической защиты населения.

Нейтрализация внешних и внутренних факторов, способствующих возникновению радикальных взглядов среди отдельных представителей общества, должна обеспечить условия для вхождения Республики Казахстан в тридцатку наиболее развитых государств мира.

Анализ текущей ситуации

Республикой Казахстан реализуются масштабные меры по нейтрализации вызовов и рисков в контексте обеспечения национальной безопасности, а также совершенствованию общегосударственной системы предупреждения экстремистских и террористических проявлений.

В Послании Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана 2014 года "Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее" выдвинута общенациональная патриотическая идея "Мәңгілік Ел".

Основополагающим системным документом, определяющим развитие Казахстана в ближнесрочной перспективе, является "План нации – 100 конкретных шагов" по реализации пяти институциональных реформ, нацеленных на формирование профессионального государственного аппарата, обеспечение верховенства Закона, создание условий для индустриализации и экономического роста страны.

На искоренение имеющихся социально-экономических проблем нацелены государственные программы инфраструктурного развития "Нұрлы жол", индустриально-инновационного развития на 2015 – 2019 годы, Единая программа поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса 2020".

Проходящие масштабные процессы преобразования в политической и экономической сферах сопровождаются модернизацией общественного сознания казахстанских граждан, в первую очередь молодежи. На воспитание патриотизма, формирование казахстанской идентичности, продвижение в мире казахстанских культурных достижений, повышение качества обучения на отделениях высших учебных заведений, преподающих на государственном языке ориентирована стратегическая статья Главы государства "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру".

Системные меры совершенствования морально-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения заложены в Государственную программу развития образования и науки на 2016 – 2019 годы и Концепцию государственной молодежной политики до 2020 года.

Успешно работает институт Ассамблеи народа Казахстана, играющей ключевую роль в укреплении казахстанской идентичности и единства, являющейся конституционным органом, вносящим свой вклад в стабильность и согласие в обществе. Реализация масштабного проекта "Большая страна – большая семья" укрепляет казахстанскую идентичность и создает условия для формирования целостной гражданской общности.

Повышению уровня религиозной грамотности населения и гармонизации межконфессиональных отношений способствует реализация Концепции государственной политики в религиозной сфере до 2020 года.

Принятыми законами Республики Казахстан от 18 февраля 2005 года "О противодействии экстремизму" и от 13 июля 1999 года "О противодействии терроризму" определены основной понятийный аппарат и компетенция государственных органов, а также основные принципы обеспечения защиты прав и свобод граждан в этой сфере.

Реализация Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 – 2017 годы позволила развить общегосударственную систему противодействия религиозному экстремизму и терроризму.

Усовершенствован комплекс мер по формированию у населения сознания, не приемлющего идеи экстремизма и терроризма.

Созданы и регламентированы нормативными правовыми актами механизмы взаимодействия государственных органов по вопросам противодействия религиозному экстремизму и терроризму, в том числе при профилактике экстремистских и террористических проявлений, реагировании на террористические угрозы, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма.

Обеспечены необходимые условия для координации действий специальных государственных и правоохранительных органов в борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом. Непрерывно наращивается потенциал силовых структур.

Сформированы основные элементы системы антитеррористической защиты населения и критически важных объектов.

На постоянной основе проводится работа по совершенствованию законодательной и организационной базы для выявления и пресечения предпосылок религиозного экстремизма и терроризма. Актуализированы законодательные нормы в сфере оборота оружия и охранной деятельности, регулирования миграции. Ужесточены меры уголовного наказания за террористическую и экстремистскую деятельность.

В рамках расширения международного сотрудничества Республикой Казахстан ратифицированы 15 из 19 резолюций и других документов Организации Объединенных Наций по борьбе с терроризмом.

С 1 января 2017 года Республика Казахстан приступила к работе в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций в качестве непостоянного члена на предстоящий двухлетний период.

В рамках реализации политического обращения Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. к государствам-членам Совета Безопасности Организации Объединенных Наций разработан проект Кодекса поведения по достижению мира, свободного от терроризма.

Кодекс станет основой для формирования Глобальной Антитеррористической коалиции (сети) под эгидой Организации Объединенных Наций.

Председательство Республики Казахстан в санкционных комитетах 1267 и 1988 способствует консолидации усилий государств-членов Организации Объединенных Наций по противодействию террористическим организациям "ДАИШ", "Аль-Каида" и "Талибан".

Региональная безопасность обеспечена активным взаимодействием специальных государственных и правоохранительных органов с Антитеррористическим центром Содружества Независимых Государств, Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества, Организацией Договора о коллективной безопасности и представительствами Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Европейского Союза в Республике Казахстан.

Между тем, проблема радикализации граждан, ведущая к насильственным акциям экстремистского характера и терроризму, продолжает оставаться реальной угрозой национальной безопасности Республики Казахстан.

Потерпев поражение в сирийско-иракской зоне, субъекты экстремистской и террористической деятельности испытывают критическую потребность в пополнении своих рядов новыми рекрутами, формировании дополнительных каналов финансирования и пособнической инфраструктуры.

За последние четыре года не допущен выезд в зоны террористической активности 440 рекрутов-казахстанцев (2014 год – 136, 2015 год – 151, 2016 год – 91, 2017 год – 62). Несмотря на принимаемые меры, проблема участия граждан нашей страны в террористической деятельности за рубежом продолжает оставаться актуальной.

Серьезную опасность представляют процессы возвращения боевиков в страны исхода. Из лагерей международных террористических организаций, а также опорной и транзитной инфраструктуры в третьих странах возвращены либо самостоятельно вернулись 125 граждан Казахстана, из них 57 привлечены к уголовной ответственности за участие в террористической деятельности.

Интенсивной пропагандой идей радикализма и терроризма в сознании казахстанского общества целенаправленно формируются идеи, чреватые разжиганием межконфессиональной вражды и розни, способные инициировать насильственные экстремистские и террористические акции.

Отмечается повышение качества технической, художественной и психологической составляющих размещаемых в Интернете информационно-пропагандистских материалов террористических организаций. Использование социальных сетей позволяет эмиссарам международных террористических организаций значительно расширить свою аудиторию, перевести проводимую агитацию на системную основу.

В целях ограждения пользователей Интернет и социальных сетей от влияния пропаганды терроризма проводится мониторинг информационного пространства на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан.

В Интернете и социальных сетях блокировано более 620 тыс. материалов (2015 – 150 тыс., 2016 – 700 тыс.) с пропагандой терроризма и экстремизма.

Внедрение радикальных идей и экстремистских взглядов в сознание отдельных категорий сограждан обусловило проявление ими крайних форм агрессии, а также создало предпосылки к утрате чувства патриотизма и национальной идентичности, культурно-нравственных и семейных ценностей. Бесконтрольное развитие этих процессов чревато увеличением количества лиц, разделяющих радикальные идеи, эскалацией насилия в обществе.

Международные террористические организации, насаждая радикальные идеи, провоцируют антиобщественные настроения, раскол казахстанского общества по конфессиональному признаку, "размывание" национальной и религиозной идентичности. Указанное подтверждается произошедшими в 2016 году трагическими событиями в городах Актобе и Алматы.

С 2014 года на ранней стадии приготовления предотвращены и сорваны 30 террористических акций (2014 год – 3, 2015 год – 4, 2016 год – 12, 2017 год – 11).

Источниками распространения радикальной идеологии продолжают оставаться граждане Казахстана, обучавшиеся и обучающиеся в сомнительных зарубежных теологических учебных заведениях. С учетом не снижающейся в молодежной среде популярности получения религиозного образования, в том числе на неофициальной основе, необходимо совершенствовать меры по переориентированию молодежи на обучение в отечественных теологических или светских учебных заведениях.

Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы

Цель Программы: обеспечение безопасности человека, общества и государства от насильственных проявлений религиозного экстремизма и угроз терроризма.

Достижение цели Программы будет измеряться следующими целевыми индикаторами:

№ п/п Целевые индикаторы Единица измерения Источник информации Ответственные исполнители 2017 год (факт) 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год  
1. Снижение численности лиц, разделяющих экстремистские идеи, направленные на разжигание религиозной вражды или розни (к уровню 2017 года) % Административные данные КНБ КНБ (по согласованию), МВД, МДРГО, МИК, МОН, МИО -            
2. Доля предупрежденных и своевременно пресеченных (на стадиях формирования замысла, подготовки, покушения) террористических и иных насильственных акций экстремистского характера % Административные данные КНБ КНБ (по согласованию), МВД, ГП (по согласованию)              
3. Уровень готовности к реагированию на акты терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на территории Республики Казахстан % Административные данные КНБ КНБ (по согласованию), МВД, МИК, МО, МЭ, СГО (по согласованию), ГП (по согласованию) 89,1 90,9 91,8 92,8 93,8 94,8  

;

цель Программы будет достигнута путем решения следующих задач:

1) совершенствование мер профилактики религиозного экстремизма и терроризма, направленных на формирование в обществе иммунитета к радикальной идеологии и нулевой терпимости к радикальным проявлениям:

№ п/п Показатели результатов Единица измерения Источник информации Ответственные исполнители 2017 год (факт) 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год  
1. Охват религиозных групп и общин информационно-разъяснительной и контрпропагандистской работой, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии % Административные данные КНБ МИО, МДРГО, МИК, МВД, КНБ (по согласованию)              
2. Охват осужденных лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы информационно-разъяснительной и контрпропагандистской работой, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии и на дерадикализацию % Административные данные КНБ МВД, МИО, МДРГО              
3. Степень укомплектованности информационно-разъяснительных групп специалистами-теологами % Административные данные КНБ МИО, МДРГО              

;

2) снижение влияния внешних факторов на радикализацию населения Республики Казахстан:

№ п/п Показатели результатов Единица измерения Источник информации Ответственные исполнители 2017 год (факт) 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год  
1. Уровень эффективности пресечения распространения на территории Республики Казахстан информационных материалов, в содержании которых соответствующими экспертными исследованиями установлены признаки пропаганды и (или) оправдания экстремизма и терроризма % Административные данные КНБ МИК, ГП (по согласованию), МВД, КНБ (по согласованию), МДРГО              
2. Доля численности лиц, обучающихся в зарубежных теологических учебных заведениях на неофициальной основе (к уровню 2017 года) % Административные данные КНБ КНБ (по согласованию), СВР "Сырбар" (по согласованию), МДРГО, МИД -            
3. Уровень обеспечения пресечения въезда (возвращения) в Республику Казахстан лиц, утративших гражданство Республики Казахстан вследствие участия в иностранных вооруженных конфликтах, экстремистской и (или) террористической деятельности на территории иностранного государства % Административные данные КНБ КНБ (по согласованию), СВР "Сырбар" (по согласованию), МИД, МВД              

;

3) повышение эффективности выявления и пресечения фактов религиозного экстремизма и терроризма, в том числе путем совершенствования системы обеспечения деятельности специальных государственных и правоохранительных органов:

№ п/п Показатели результатов Единица измерения Источник информации Ответственные исполнители 2017 год (факт) 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год  
1. Доля сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, осуществляющих противодействие экстремизму и терроризму, соответствующих квалификационным требованиям % Административные данные КНБ КНБ (по согласованию), СГО (по согласованию), МВД 84,8            
2. Доля обеспеченности специальных государственных и правоохранительных органов современной техникой, вооружением для противодействия экстремизму и терроризму % Административные данные КНБ КНБ (по согласованию), СГО (по согласованию), МВД              
3. Охват учреждений уголовно-исполнительной системы оперативно-профилактическими мероприятиями, направленными на недопущение и пресечение распространения радикальной религиозной идеологии в данных учреждениях % Административные данные КНБ МВД, КНБ (по согласованию)              
4. Увеличение охвата мест наблюдения в населенных пунктах уличными камерами видеонаблюдения центров оперативного управления органов внутренних дел (к уровню 2017 года) % Административные данные КНБ МИО, МВД -            

;

4) совершенствование системы реагирования на акты религиозного экстремизма и терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации их последствий:

№ п/п Показатели результатов Единица измерения Источник информации Ответственные исполнители 2017 год (факт) 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год
1. Уровень готовности оперативных штабов (областных, районных/городских) по борьбе с терроризмом к проведению антитеррористической операции по пресечению акта (актов) терроризма % Административные данные КНБ КНБ (по согласованию), СГО (по согласованию), МВД, МО, МЗ     93,5   94,5  
2. Доля учреждений и организаций, задействованных в минимизации и (или) ликвидации последствий акта (актов) терроризма, готовых в полном объеме решать задачи в данной сфере % Административные данные КНБ МИО     93,5   94,5  
3. Доля объектов, уязвимых в террористическом отношении, проверенных и отвечающих требованиям антитеррористической защищенности % Административные данные КНБ МВД, КНБ (по согласованию), СГО (по согласованию), МО, МЭ, МСХ, МОН, МЗ, МКС, МИК, МИР, МИО            

Цели, задачи и показатели результатов будут достигаться путем реализации Плана мероприятий по реализации Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018 – 2022 годы согласно приложению к Программе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: