Теория к заданию 3 ОГЭ. Пунктуационный анализ.
Цель: закрепить знания по теме задания 3 ОГЭ.
В этом задании вам нужно расставить знаки препинания и обратить особенное внимание на запятые. Сложность заключается в том, что запятая ставится в осложненном простом предложении и между частями сложного. Однако нужно повторить правила постановки тире и двоеточия, чтобы не ошибиться.
ЗАПЯТАЯ
1. Разделяет сложного предложения (СП) на части:
· разделяет части сложносочиненного предложения (ССП): ставится перед союзами И, А, ИЛИ и другими:
[ И есть чем платить ], [ но я не хочу победы любой ценой ].
· б) соединяет части сложноподчиненного предложения (СПП): ставится перед союзами и союзными словами: КОГДА, ЧТО, ТАК КАК, ЧТОБЫ, КАК, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ЕСЛИ, ХОТЯ и др.
[ Онловил упрямо золотую рыбку ], │ (чтобы стало больше, чтобы было верно).
· Может стоять между частями бессоюзного предложения:
Мызнали друг друга до этого леса, │ мыболтались по свету в земле и воде.
2. Запятая разделяет однородные члены предложения:
Сутками молчишь, обо мне не знаешь, про себя кричишь, про других читаешь!
3. Запятая обособляет в предложении причастный оборот и деепричастный оборот:
Ты упал со стоном, опаленный высотой, на земле рожденный, снова должен стать землей.
Только точит тля, заставляя меня начинать с нуля.
4. Запятая ставится перед сравнительным оборотом, который начинается с союзов КАК, ТОЧНО, БУДТО, КАК БУДТО.
Я свободен, словно птица в небесах!
5. Запятыми выделяются обособленные дополнения с предлогом КРОМЕ, обстоятельства с предлогом НЕСМОТРЯ НА…, приложения, уточнения.
И всё успеешь, кроме любви.
|
Несмотря на свою лень, Обломов был добрым человеком.
Мой друг, художник и поэт, нарисовал портрет.
О, сколько их, готовых кровь отдать за наслажденье!
6. Запятая обособляет обращения, междометия, вводные слова и т.д.
Здравствуйте, ребята, здравствуйте.
О, не судите меня строго!
Конечно, я выполнил домашнее задание.
ТИРЕ в простом предложении (ПП)
Убедившись, что в предложении одна грамматическая основа, анализируем строение ПП. Для этого ищем:
- грамматическую основу;
- однородные члены (перечисление);
- неполные предложения (пропущен, но из контекста восстанавливается член ПП);
- вводные конструкции, приложения, присоединительные, пояснительный и другие вставные конструкции.
o Между подлежащим и сказуемым
Подлежащее | Сказуемое | Пример |
Сущ. в И.п | Сущ. в И.п | Фамусов – представитель московского дворянства. |
Инфинитив | Инфинитив | Курить – здоровью вредить. |
Сущ. в И.п | Инфинитив | Девиз Чацкого – служить делу и Отчизне, а не прислуживаться |
Числительное (словосочетание с числит.) | Числительное (словосочетание с числит.) | Пятью пять – двадцать пять. Один из гостей Фамусова – Репетилов. |
Перед ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО ЗНАЧИТ | Жизнь – это борьба. Жить – это значит бороться и не сдаваться. |
o При обобщающих словах
Цепочка однородных членов ПП замыкается тире, если есть обобщающее слово или предложение продолжается.
Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире:
На лугу, на холме, в лесу – повсюду цвели цветы
О, О, О -
Если однородными членами, стоящими после обобщающего слова, предложение не заканчивается, то после них ставится тире.
|
Повсюду: на лугу, на холме, в лесу – цвели цветы.
: О, О, О - …
Обобщающие слова – чаще местоимения (все, всё, ничто, никто) или наречия (везде, нигде).
o В неполных предложениях
На месте пропущенного члена, главного или второстепенного, ставят тире.
Неполные ПП нельзя путать с односоставными конструкциями. Безглагольные (эллиптические) неполные предложения отличаются от назывных наличием обстоятельства:
Шкаф, кресло, стол. Больше мебели не было. Первое предложение назывное.
Справа – шкаф, у окна – кресло и стол. Эллиптическая конструкция, т.к. есть обстоятельства (где? – справа, у окна).
o Тире в неполном предложении ставится:
- В тех случаях, когда пропущенный член предложения (как правило, сказуемое) восстанавливается из текста самого предложения и в месте пропуска делается пауза.
Золою пахнет резеда, а яблоком – любовь.
- В однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения или даже без пропуска.
Для юношей открылись все дороги, для старцев – все запретные труды.
o В особых конструкциях
Тире служит для обособления приложений, определений. Чаще – в конце предложения, но распространенные обособленные члены предложения выделяют и в середине.
o Тире при обособлении приложений
Для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительный характер:
Старая доха – большой овчинный полушубок – крепко выручала меня в ту лютую стужу. (С.-М.)
Охотиться волку на крупных животных – на лошадей, на рогатый скот, на верблюдов – нельзя без напарников. (Ч.А.)
|
Чтобы не путать постановку тире в ПП с приложениями и между главными членами, чтобы отличить эти конструкции, попробуйте убрать из предложения то, что стоит после тире. Если предложение потеряло смысл, то тире стоит между подлежащим и сказуемым:
- Москва – город моей мечты.
- Москва – город моей мечты – манила с детства, обещала сказку.
o Другие случаи постановки тире в ПП в таблице:
Выделение вводных конструкций | Этот день – если вы не заметили – оказался на редкость неудачным. |
Интонационное (неожиданность, контраст) | Схватил сумку – и в кусты! А поезд – о ужас! – опоздал! |
Соединительное | Поезд «Красноярск – Владивосток». 15 – 20 шагов. События XIX – XX вв. |
Внутренняя связь конструкции | Матч «Динамо» – «Торпедо» |
2. Тире может делить предложение между первым простым и 2 простым предложением:
А) Назад нет дороги – туман вперед! (противопоставление, а…)
Б) Смотри, как солнышко ест, этот мир – он уже не наш.
(следствие, так что…)
В) Но когда снял он шапку, с ним случилась беда – вместе с шапкой снялась и его голова.
(резкая смена событий, и вдруг…)
4. Тире показывает границы Прямой речи, начинает Диалог, заканчивает реплику, а также начинает новую реплику:
- Гостям я рад, - сказал старик.
- Но парень мне не верь…
5. Тире ставится, если один важный член предложения пропущен:
- Видишь, там, на горе, возвышается крест, под ним – десяток солдат….
- А в ее руке – пламя свечи…
ДВОЕТОЧИЕ
1. Разделяет два простых предложения в составе сложного, раскрывает, поясняет, дополняет содержание предыдущей части, показывает на причину того, что произошло в первой части.
- Ее глаза на звезды похожи: в них бьется мотыльком живой огонь. (причина (, потому что…))
- Я теперь знаю всю правду: мы врали друг другу всю дорогу. (дополнение (, что…))
- И вроде все как всегда: все те же чашки-ложки, все та же в кране вода, все тот же стул без ножки… (пояснение (, а именно…))
2. Двоеточие идет после обобщающего слова, оно как бы раскрывает его содержание, показывает, какие однородные члены оно подразумевает:
- По улице шагают в ногу мушкетеры короля: Атос, Портос и Арамис.
3. Если мы говорим о Прямой речи, то Двоеточие показывает нам Осторожность:
-А потом, проходя мимо зеркала, я скажу: «А что, не так уж я и страшен!»