Использование опорных конспектов(ОК) или листов с опорными схемами(ОС).




НЕДЕЛИНА С.В.

Обучающие технологии педагогики сотрудничества

Педагогика сотрудничества оформилась в 80-е гг. ХХ в. как педагогическое обобщение результатов широкого поиска учителей-экспериментаторов, направленных на разработку новых эффективных путей обучения и воспитания на основе гуманного отношения к ученику, сотрудничества, сотворчества, соуправления.

К началу 80-х гг. сложившаяся в СССР школьная система исчерпала свой созидательный потенциал. Закон о всеобщем среднем образовании, погоня за высокими процентами успеваемости, идеологизация и бюрократизация, ориентация на уравнительное обучение, оторванность школы и урока от жизни, игнорирование интересов отдельного ребенка и личностного потенциала педагога – все это наиболее остро ощущалось учителями-практиками и послужило толчком для новаторского поиска школьных педагогов, которых стали называть педагогами-новаторами. Можно сказать, что каждому из них удалось создать свою педагогическую систему обучения и воспитания, дающую нередко удивительные результаты. Их идеи были с энтузиазмом приняты многими учителями, исследователями. Делались даже попытки «насильственного» внедрения такого индивидуального высокоэффективного опыта в массовую школьную практику. Однако следует отметить, что он встретил и не менее активную критику и неприятие как «официальной» педагогикой СССР, так и отдельными учителями. Принципы творческого учения, разработанные учителями-новаторами, отказ от «вбивания» знаний, принуждения, учительского монологизма стали частью нового педагогического мышления, инициировали педагогический поиск в области образовательных технологий личностной ориентации. Элементы личностно-ориентированного подхода есть в каждой технологии педагогики сотрудничества, основанной на уважении к личности ученика, развитии его опыта, творческого потенциала, индивидуальных способностей; на оптимистической гипотезе; на проблемно-поисковых, игровых, творческих методах. Однако необходимо учитывать, что учителя-новаторы, не обновляя содержания и цели образования, пытались решить (и успешно решали) задачи интенсификации и оптимизации, повышения эффективности традиционной системы обучения, активизации учащихся в рамках традиционной цели, ориентированной на госзаказ (средний всеобуч). Новые оригинальные, эффективные дидактические системывнедрялись на основе изменившихся отношений сотрудничества.

Технология интенсификации обучения В.Ф.Шаталова

«Наша экспериментальная методика исходит из того, что все дети – без исключения! – способны успешно овладеть школьной программой. Закон о всеобщем среднем образовании именно это и предполагает»[10, с.14].

Опыт донецкого учителя математики В.Ф.Шаталова, самый популяризируемый в 80-х гг., вызвал большой интерес и бурную дискуссию: последователи предлагали повсеместно его распространять, другие призывали к более осторожному подходу, одни с порога отвергали, а иные перерабатывали его для преподавания других предметов. Такая популярность объясняется не только талантом учителя как лектора и популяризатора своей методики, но и тем, что Шаталов сумел решить насущные проблемы школы, создав «метод Шаталова », который позволял всем учащимся без исключения с высокими отметками усваивать школьную программу [8, с.66].

Целевые ориентации.

В.Ф.Шаталов неоднократно подчеркивает, что его методика обучения позволяет значительно сократить время обу чения, не перегружая при этом учащихся домашними заданиями. Ускоренное обучение – одна из задач для реализации основной цели формирования знаний, умений и навыков, соответствующих программе среднего всеобуча и обеспечения прочности знаний у всех без исключения учащихся. Высвобожденное время отводится на решение задач и реализацию такой формы организации учебных занятий, которая способствует повышению эффективности урока, успешному обучению каждого, развитию, по мнению Шаталова, творческого отношения к учебной работе и достижению эффективных воспитательных результатов.

Ускоренное обучение.

Центральным местом методики Шаталова стала идея укрупненных единиц. Организация подачи материала крупными блоками позволяет изучить учебный материал в несколько раз быстрее, чем предусмотрено программой. Например, в Х классе за 24 урока «пройти» весь теоретический курс математики, на который традиционной программе отводится 70 уроков из 153. Это достигается за счет определенных особенностей методики.

Использование опорных конспектов(ОК) или листов с опорными схемами(ОС).

ОК – построенное по специальным принципам наглядное средство обучения; схема, которая сжато отражает подлежащие усвоению единицы информации и связи между ними, закодированная в условных знаках, символах, графических приемах, повышающих мнемонический эффект.

ОС – элементарная часть ОК, ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок, буквы, цифры, цвет, шифр, размер и др.), представляющий существенный по содержанию и объему фрагмент учебного материала.

Например, ТУНЕЯДЕЦ – ОС, где зашифрована информация о свойствах квадрата: 5 свойств параллелограмма, 2– прямоугольника, 3 - ромба, - вызывающий соответствующие ассоциации. [11 С.162]

Составление ОС и ОК – дело сложное, т.к. принципов их построения более двадцати, и каждый ОС должен отвечать их подавляющему большинству: наглядность, лаконизм, структурность, асимметричность, разнообразие, непохожесть друг на друга, многообразие форм, эмоциональность, мобильность, использование привычных стереотипов и ассоциаций, запоминаемость, поблочная компоновка, экономичность и др. [4. С.44]. Шаталов уделяет особое внимание количеству знаков в ОС, чтобы избежать перегрузок памяти, а также тому моменту, что ОК – не конспект материала, не его схема, а точка опоры, вызывающая в памяти нужные ассоциации и, кроме того, помогающая усвоению материала при его изложении учителем, при работе с учебником и всех видах опроса, обеспечивая наглядность и поддержку учащихся.

Сам Шаталов прошел путь от простых и наглядных схем-конспектов с указанием основных понятий и связей между ними (их учитель сам строил на доске цветными мелками по мере объяснения нового материала) до собственно ОК, заранее изготовляемых в виде большого плаката и индивидуальных листов для каждого ученика.

Использование ОК в уже готовом виде имеет, по мнению Шаталова, большой практический смысл, т.к. это экономит время, не дает ученику отвлекаться (эффективно делать два дела сразу нельзя), опора на наглядность облегчает понимание материала и его закрепление в памяти, готовый ОК исключает ошибки при его записи.

Шаталов принципиально считает составление ОК и ОС делом учителя как специалиста, умеющего выделить и наглядно представить утвержденный минимум учебного материала в его существенных связях. При этом он отмечает, что работа учащихся с ОС позволяет им легко переносить имеющиеся знания и умения и достаточно квалифицированно самостоятельно их создавать. Но учащиеся только эпизодически, не чаще одного раза за 15 –20 уроков, привлекаются к составлению листов с ОС из соображений экономии времени, эффективности контроля и оценки и необходимости выполнения ОС «со всей возможной тщательностью, которую, конечно же, не в состоянии обеспечить каждый ученик класса». [11 С.173]. Кроме того, Шаталов считает, что такое большое количество творческих конспектов «как показала практика, вполне достаточно /? выд. нами – С.Н./для развития творческой самодеятельности ребят». [11 С. 172].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: