Изучение материала крупными блоками.




ОК содержит в себе структурированный, отжатый материал сразу нескольких учебных тем, включающих все взаимосвязанные понятия. Содержание одной темы, рассчитанной на 10 и более уроков, излагается за 20 – 30 минут. Многие подробности и частности в ОК опускаются. А от учащихся требуется в дальнейшем лишь воспроизведение того, что было изложено учителем по ОК, причем за короткий промежуток времени. Этот подход обеспечивает прочность полученных знаний еще и за счет сверхмногократного, разнообразного по формам повторения. Но при этом обогащение знаний, расширение, развертывание содержания учителем не востребуется, и происходит ли оно дома при выполнении домашнего задания, как это предполагает методика, на самом деле не известно. Следовательно, выигрывая во времени, Шаталов теряет в содержании. [8 С.72].

Использование ОК и изучение материала крупными блоками имеет ряд преимуществ перед традиционной системой. Это интенсификация процесса обучения, более легкое запоминание, развитие ассоциативной памяти, уменьшение учебной нагрузки. Использование ОК способствует созданию у учащихся четкого, наглядного, легко обозримого и воспринимаемого представления об изучаемом материале, о наиболее существенных элементах содержания данной темы. Припомнить ОК гораздо легче, чем страницу учебника. ОС является помощью при подготовке и ответе, что снимает психологическое напряжение и способствует успешному продвижению вперед.

В то же время ОК вряд ли могут быть повсеместно применены, т.к. обилие ОК по многим предметам, в конце концов, приводят к перегрузке и засорению памяти. Совершенствуя репродуктивный способ усвоения информации, ОК тормозят развитие продуктивного, творческого мышления. Не каждый учитель сможет создать добротный ОС и ОК, в виду множества требований и принципов их составления, а использование «чужих» также имеет свои ограничения, мешает самореализации личности учителя. Такая система должна иметь свою специфику для преподавания гуманитарных предметов, в которых важно осмысление полученных знаний, их субъективация. Установка на точное запоминание ОК может отрицательно влиять на понимание материала.

Идея использования опорных схем и подачи материала укрупненными единицами не новая. Она может быть использована на любом уроке. Не стоит, однако, ее фетишизировать, т.е. весь процесс обучения подчинять работе с ОК. Обучение школьников самостоятельно сводить материал к конспектам, схемам, таблицам, ОК, скорее всего, сделает процесс обучения более разнообразным, плодотворным в плане развития мышления учащихся, хотя и более длительным по времени.

Четкая, строго определенная организация учебного процесса, учебной деятельности достигается за счет того, что структура изучения каждой темы всегда одинакова, привычна для учащихся. Она состоит из нескольких традиционных этапов.

1. Изучение теории в классе состоит из: 1) развернутого объяснения учителем у доски; 2) повторного сжатого объяснения учителем по красочному плакату (ОК); 3) работа учащихся с листами ОС - маленькой копией плаката (раньше ученики их перерисовывали, позже стали получать уже готовые, которые изучают и вклеивают в специальную тетрадь).

2. Самостоятельная работа дома с учебником и ОК. Помощь и контроль родителей. Здесь по памяти воспроизводится сжатое объяснение учителя, дополняется материалом учебника, идет работа по декодированию ОК, заучиванию, письменное воспроизведение и проверка по образцу. На эту работу, по мнению Шаталова, уходит 8-25 минут, в среднем «не более 15 минут». [10 С.177].

3. Фронтальный контроль усвоения ОК: письменное воспроизведение ОК на следующем уроке с первых его минут (всего 12 мин.).

4. Устное проговаривание ОК (этап внешнеречевой деятельности). Одновременно с выполнением письменной работы, несколько человек выходят для устного опроса. Пока ученик тихо отвечает учителю (тихий опрос), другой наговаривает свой ответ на магнитофон (магнитофонный опро с). Через три минуты их сменяют другие учащиеся. За 12 минут, которые отводятся на письменный опрос, устно отвечают как минимум восемь человек, еще четверых спрашивают после письменной работы у доски при всем классе. «Итого 12 человек в течение одного урока включаются в активную разговорную практику /выд. нами – Н.С./. Речь… шла об уроке истории. На уроке же математики и того больше – 18-25 человек!».[10 С.165]. Тихий и магнитофонный опросы не только дают возможность опросить большее количество учащихся, а рекомендуются первоначально для слабоуспевающих и неуверенных в себе учеников, снимают у них напряжение и боязнь ошибки, публичного ответа.

Строгая и однообразная организация изучения и закрепления материала вскрывает не просто технологичность, но технократизм методики Шаталова. Счет времени идет на секунды, темп урока, объяснения одинаков для всех в классе учеников и для всех классов: и для старших, и для младших. Все подчинено экономии времени, динамике урока. Ответы ограничены рамками ОК. время их тоже строго определено, Структура ответа, его содержание фактически общие для всех, заранее запрограммированы ОК. Может ли при таких условиях идти речь об «активной речевой практике»?

«Ученик, почти не теряя времени… движется по ходам учительской мысли и, как показывает опыт, постепенно научается думать», - пишет С.Соловейчик. [7]. Утверждение о развитии мышления, и особенно творческого, продуктивного мышления [9 С.62] выглядит, скорее, как декларация. Практически, Шаталов ограничивается лишь двумя методами современной дидактической системы – информационно-иллюстративным и репродуктивным. Методов, собственно развивающих творческое мышление (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский) мы не встречаем.[2 С.75]. Отсутствуют конкретные материалы по формированию творческого мышления школьников.

5. Обобщение и систематизация. Многократное повторение изученного материала в разнообразных формах, использование плакатов с ОК для напоминания, взаимоконтроль и взаимопомощь учащихся, игровые элементы (состязания команд, разгадка ребусов и т.д.)

3 Решение задач на таких предметах как математика, физика и др. отделено от изучения теоретического материала. «Только усвоив теорию, можно приступать к практике», - считает Шаталов.[10 С.17]. Практически все время, сэкономленное за счет крупноблочного изучения теории и эффективной организации учебной деятельности учащихся, посвящается решению задач. Причем, в опыте Шаталова отсутствует специальное обучение решению задач, обучение методам анализа задач, поиску способов решения. Когда учитель показывает решени е типовой задачи, ученики не пишут, а наблюдают за тем, как учитель оформляет решение на доске, объяснений при этом никаких не звучит. Затем они выполняют запись задачи в тетради, возвращаясь к логике решения второй раз. Л.М.Фридман отмечает, что «если такая работа полезна в младших классах. То постепенно все-таки надо приучать учащихся к параллельной записи (конспектированию) услышанного объяснения нового материала».[8 С.83].

У Шаталова мы находим ряд интересных методических приемов: купание в задачах, решение снизу-вверх, решение в четыре руки, решение задач по выбору и др. При всем обилии решаемых задач, они используются в качестве применения изученного материала на практике, но не как средство усвоения, осмысления теории, углубления учебного материала, что является важным и необходимым в обучении, но не реализуется в практике Шаталова.

Домашняя работа учащихся по решению задач организована своеобразно и разумно. Еще в начале изучения темы учитель указывает номера задач, которые желательно решить по всей теме. Дома ученики самостоятельно планируют свою работу и выбирают, сколько и какие задачи будут решать. Этот способ организации домашней работы, в которую также включается и обязательное запоминание ОК, приучает к самостоятельности. Самоорганизации. Повышает мотивацию, т.к. домашнее задание выполняется не для учителя, а для себя. На основе интереса, своеобразного соревнования с товарищами по решению задач ученик, реализуя свои индивидуальные способности, интересы, решает значительно больше задач, чем определенный учителем минимум.

Кроме того, часто учитель предлагает всем учащимся условия олимпиадных задач и даже таких, которые совсем не имеют решения, развивая тем самым их мышление.

Определенное время ученик дома готовит по различным источникам к «урокам открытых мыслей » интересные материалы для последующего обсуждения в классе. Такие уроки у Шаталова призваны служить развитию творчества учащихся.

4. Контроль и оценка в методике Шаталова очень эффективны за счет своеобразной организации поэтапного контроля и применения специальных методических приемов.

Ведомость учета решенных задач. Висит в кабинете. Напротив фамилии ученика в списке – номера задач. Каждый после проверки решения в классе закрашивает соответствующую клеточку, отмечает решенную задачу в тетради и учебнике. Пустые клетки определяют объем и содержание дальнейшей работы. Вызывающие затруднение задачи решаются с помощью учителя на уроках открытых задач.

Не реже одного раза в полугодие проводятся релейные контрольные работы, на которых решаются 6-8 из всех ранее решенных задач. Перед контрольной в течение недели идет подготовка. Она заключается в составлении каталога решенных задач по рабочим тетрадям: к каждому номеру задачи в соответствующей клетке ставится индекс из номера тетради и страницы, где записано решение. Ученик по учебнику читает задачу, если она вызывает затруднения в построении устного плана решения, то ее номер отмечается в каталоге. Так за 1,5 часа можно восстановить в памяти 200 задач. При второй и, если понадобится, третьей подготовке такая же работа ведется только с помеченными задачами, пока их решения не будут усвоены учеником.

Работа по листам взаимоконтроля – форма первичного повторения. После изучения ОК по теме, их письменного и устного воспроизведения ученикам даются листы с вопросами по всем изученным разделам темы. Вопросы простые, частные, на знание основных понятий. Учитель предварительно медленно и четко отвечает на каждый из них. После этого идет домашняя подготовка по листам с вопросами. На уроке каждый будет опрошен по всем вопросам, т.к. к каждому из них учитель задает еще и дополнительные вопросы. Оценку получают за ответ на любой, даже самый легкий вопрос. Последовательность опроса известна заранее. После того, как ответит первая группа, опрос начинается с новой. Т.о. даже неподготовленные ученики благодаря многократно повторенным ответам товарищей приобретают знания. За такой урок можно получить несколько «5».

Такими приемами Шаталов добивается победного учения, психологического комфорта и снятия страха перед отметкой. Но, как видно из приведенных примеров, часто это достигается за счет либерализации и девальвации оценки, которая достается слишком легко. В то же время ученик привыкает систематично работать самостоятельно, без подсказок и списываний, хотя такие приемы, по мнению Л.М.Фридмана, не способствуют развитию творчества, адекватной самооценке, привычке к самоконтролю. [8 С.207].

Ведомость открытого учета знаний основывается на принципе открытых перспектив и гласности отметки. На большом общем листе напротив фамилии каждого ученика, выставляются все оценки, полученные на уроке или во внеурочное время. При этом плохие отметки ставятся карандашом, т.к. они подлежат исправлению в любое время. Т.е. ученик всегда может улучшить успеваемость. Эта перспектива открыта на весь год.

5.Организация взаимодействия учителя и учащихся (технология сотрудничества).

Обучающая технология Шаталова содержит подсистему приемов и средств, предупреждающих конфликты во взаимодействии участников педагогического процесса. Если ученик не сразу начал отвечать, все молча и терпеливо ждут, опоздание на урок не разбирается на самом уроке, закончивший ответ молчит, пока класс исправляет и дополняет ответ. В это время учитель становится защитником, ученик имеет право ответить во внеурочное время. ОК – образец для родителей при проверке домашней работы. На основе учительского доверия и внимательного отношения к учащимся, веры в их силы и способности построены приемы организации взаимопомощи, взаимоконтроля и организации ученического самоуправления. Учащиеся проверяют друг у друга задания, старшие классы проверяют у младших. Справившиеся с задачей помогают тем, у кого возникли затруднения (десантный метод – В.Ш.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: