МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ В 5 –9, 10-11 КЛАССАХ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) В 2017/2018 УЧЕБНОМ ГОДУ




Изменения в учебной программе Методические рекомендации
Структура учебной программы
В структуру учебной программы включены новые компоненты: а) каждый раздел учебной программы содержит конкретные требования к основным результатам учебно-познавательной деятельности учащихся по итогам изучения раздела; б) в конце каждого изучаемого курса рекомендованы основные виды учебно-познавательной деятельности, которые учитель может использовать на уроках; в) выделены умения, которые учащиеся должны освоить по итогам изучения каждого учебного курса, а также возможности применения полученных знаний и умений; Требования к основным результатам учебно-познавательной деятельности учащихся позволят учителю определять и формулировать цели к учебным занятиям, проводить диагностику знаний и умений учащихся по итогам изучения раздела. Учитель может руководствоваться рекомендованными в программе видами учебно-познавательной деятельности или использовать другие виды учебно-познавательной деятельности, применение которых считает наиболее оптимальным. Учитель может использовать примерное календарно-тематическое планирование, изданное в 2017 году. По итогам изучения определённого периода всемирной истории у учащихся должны быть сформированы умения, обозначенные учебной программой для каждого курса.
История Древнего мира, 5 класс
Выделены учебные часы для проведения 3 практических занятий. Раздел I «ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. НА ПУТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ»: а) объединено содержание двух тем «На заре человеческой истории» и «Люди древнего каменного века» в тему «Древнейшие люди», содержание темы сокращено; б) выделена новая тема «На пути к цивилизации». Часы, выделенные для практических занятий, учитель может использовать для отработки умений учащихся, определенных учебной программой.   При изучении темы «Древнейшие люди» необходимо использовать материал §3 «Древнейшие люди» и §4 «Люди каменного века» учебного пособия. Для изучения темы «На пути к цивилизации» необходимо использовать учебный материал учебного пособия, представленный в обобщении к разделу «От первобытности к цивилизации».
Раздел II «ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И АМЕРИКИ»: а) во всех темах изменено название пункта «Географическое положение» изучаемого региона на «Природные условия».     Раздел ІІІ «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»: а) в теме «Ахейская Греция» исключён пункт «Поэма Гомера «Илиада»; б) в теме «Возникновение и развитие Афинского государства» исключены пункты «Общественное устройство афинского полиса», «Аристократы и демос», их изучение перенесено в тему «Возникновение греческого полиса». При изучении природных условий древних регионов не целесообразно использовать понятие «географическое положение», но при этом необходимо формировать у учащихся умение работать с исторической картой, используя географические понятия, усвоенные ими в процессе изучения учебного предмета «Человек и мир»: юг, север, запад, восток, названия материков и морей.   При изучении темы «Ахейская Греция» достаточно упоминания о том, что события Троянской войны были описаны в поэме Гомера «Илиада» (п.3 §3 учебного пособия не изучается). При изучении темы «Возникновение и развитие Афинского государства» материал пункта 2 «Аристократы и демос в Афинах» не изучается. Этот материал рекомендуется использовать при изучении темы «Возникновение греческого полиса» (§4 учебного пособия).
История Средних веков, 6 класс
Изучение всемирной истории (история Средних веков, V-XV вв.) в VI классе осуществляется по учебному пособию «История Средних веков, V-XV вв.» (Минск, 2016). Материал учебного пособия «История Средних веков, V-XV вв.» (Минск, 2016) в полном объёме раскрывает все вопросы учебной программы.    
История Нового времени (XVI – XVIII вв.), 7 класс
Изучение всемирной истории (история Нового времени, XVI-XVIII вв.) в VII классе будет осуществляться по новой учебной программе и новому учебному пособию «Всемирная история Нового времени, XVI-XVIII вв.» (Минск: Изд. центр БГУ, 2017) Материал нового учебного пособия «Всемирная история Нового времени, XVI-XVIII вв.» (Минск: Изд. центр БГУ, 2017) в полном объёме раскрывает все вопросы учебной программы.  
Всемирная история Нового времени (XVI – XVIII вв.), 8 класс
В теме «Введение» исключены из перечня основных понятий термины «научная картина мира», «западноевропейская цивилизация», «восточные цивилизации».   Раздел I. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА: а) в теме «Формирование научной картины мира» исключён вопрос «Возникновение идей о праве человека на жизнь, свободу и собственность»;   б) в теме «Культура эпохи Возрождения» исключён вопрос «Произведения народного творчества».   Раздел II. АМЕРИКА: а) в теме «Английские колонии в Северной Америке» исключён вопрос «Американские просветители»; б) в теме «Латинская Америка»: пункт «Положение коренного населения» исключён вопрос «Католическая церковь».   Раздел III. РОССИЯ: а) в теме «Российское государство в XVI в.» исключёны вопросы «Царь Иван Грозный», «Москва — третий Рим»;   б) в теме «Правление Екатерины II» исключён вопрос «Манифест о вольности дворянства».   Раздел IV. СТРАНЫАЗИИ И АФРИКИ. а) в теме «Османская империя» исключёны вопросы «Завоевания турок-османов» и «Кризисные явления в Османской империи XVIII в.». Усвоение понятий «западноевропейская цивилизация», «восточные цивилизации» целесообразно осуществлять на протяжении всего курса Новой истории, понятие «научная картина мира» рекомендовано изучать в теме «Формирование научной картины мира» (§4 учебного пособия)   Вопрос «Возникновение идей о праве человека на жизнь, свободу и собственность» рекомендуется изучать в теме «Эпоха Просвещения», при этом необходимо использовать учебный материал §14 учебного пособия.     Изучение вопроса «Произведения народного творчества» в теме «Культура эпохи Возрождения» нецелесообразно.     Вопрос «Католическая церковь» в теме «Латинская Америка» не должен рассматриваться в качестве самостоятельного.   Отдельный пункт, посвящённый Ивану Грозному, снят (п.2 в §21 учебного пособия изучать нецелесообразно). Деятельность Ивана Грозного целесообразно рассматривать на протяжении изучения всей темы. Вопрос «Москва – третий Рим» отсутствует в содержании параграфа учебного пособия.   Вопрос «Манифест о вольности дворянства» не является существенным для понимания темы «Правление Екатерины II» (п.2 в § 25 учебного пособия изучать нецелесообразно).   Вопрос «Завоевания турок-османов» целесообразно рассматривать в совокупности с вопросом «Золотой век» Османской империи» (п.1 § 30 учебного пособия); а вопрос «Кризисные явления в Османской империи XVIII в.» - в совокупности с вопросом «Отношение к Европе и европейцам» (п.4 в §30 учебного пособия)
Всемирная история Нового времени (XIX – начало XX в.), 9 класс
В теме “Введение” исключён вопрос «Рост населения».   Раздел I. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА: а) в теме «Основные черты экономического развития» исключён вопрос «Рост городов»;   б) в теме «Англия в XIX — начале XX в.» исключён вопрос «Чартизм и тред- юнионизм»;   в) в теме «Европейские революции 1848—1849 гг. и их итоги» исключён вопрос «Либерализм и революция»; г) в теме «Живопись, музыка, архитектура» исключены вопросы «Постимпрессионизм» и «Символизм».   Раздел II. СТРАНЫСЕВЕРНОЙ И ЮЖНОЙ АМЕРИКИ: а) в теме «США в первой половине XIX ст.» исключён вопрос «Фермерское хозяйство».   Раздел III. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И СЛАВЯНСКИЕ СТРАНЫ: а) в теме «Россия на рубеже столетий» исключёны вопросы «Промышленность и сельское хозяйство» «Русско-японская война и ее итоги»;   б) в теме «Россия в годы революционных потрясений (1905—1917)» исключёны вопросы «Первая мировая война и кризис российской монархии», «Падение самодержавия», «Россия накануне Октябрьской революции 1917 г.»; уточнена формулировка пункта «Февральская буржуазная революция»;   в) в теме «Борьба славянских народов за национальную независимость в XIX — начале XX в.» исключёны вопросы «Складывание национального самосознания» и «Русско-турецкие войны и их итоги».     Раздел IV. СТРАНЫАЗИИ И АФРИКИ: а) в темах «Япония», «Китай», «Индия» исключён вопрос «Культура»;     б) в теме «Китай» исключён вопрос «Свержение монархии в Китае и провозглашение Китайской республики»;   в) в тему «Китай» добавлен пункт «Обострение социальных противоречий».   Раздел V. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА: а) в теме «Начало Первой мировой войны» исключён вопрос «Планы Германии». б) из перечня основных понятий, обязательных для запоминания исключены: «Первая мировая война» (тема «Первая мировая война»); «Отечественная война 1812 г.», «кризис феодализма», «Февральская буржуазно-демократическая революция», «Октябрьская революция» (раздел «Российская империя и славянские страны»); «опиумная» война», «восстание тайпинов», «восстание ихэтуаней», «Индийский национальный конгресс» (раздел «Страны Азии и Африки»). Вопрос «Рост населения» (п.1 в § 1 учебного пособия) целесообразно рассматривать в контексте общей характеристики второго периода Новой истории   Вопрос «Рост городов» целесообразно рассматривать при характеристике изменений в социальной структуре европейского общества. Вопрос «Чартизм и тред-юнианизм» целесообразно рассматривать при характеристике рабочего движения в целом, при этом рекомендуется использовать материал учебного пособия на стр.25 абзац 3 и п.3 § 4.     Вопрос «Либерализм и революция» исключён из содержания темы в целях упрощения изучаемого содержания (п.2 в § 6 изучать нецелесообразно). Понятие «либерализм» должно быть усвоено на уровне понимания. Исключение изучения художественных стилей постимпрессионизм и символизм обусловлено необходимостью упрощения изучаемого содержания.   Вопрос «Фермерское хозяйство» рекомендуется изучать в составе вопроса «Север и Юг – два пути развития» (с.79-80 учебного пособия).     Вопрос «Промышленность и сельское хозяйство» целесообразно рассматривать в рамках пункта «Развитие экономики в конце XIX — начале XX в.». При изучения этого вопроса необходимо уделить внимание столыпинской аграрной реформе 1906 г. Все необходимые материалы будут размещены на Национальном образовательном портале: https://www.adu.by в августе 2017 года. Вопрос «Первая мировая война» рассматривается в разделе «Первая мировая война» (§ 30 учебного пособия) с указанием её влияния на страны-участницы. В содержание пункта «Февральская буржуазная революция» рекомендуется включить для изучения вопрос «Падение самодержавия» (п.4, стр.139 учебного пособия). Причины и события Октябрьской революции будут рассмотрены в 10 классе.     Вопрос «Складывание национального самосознания» рекомендуется рассматривать в рамках пункта «Возрождение славянских национальных культур» (п.1 §23 учебного пособия) Русско-турецкие войны целесообразно рассмотреть при изучении внешней политики России (п.7 §18 учебного пособия). А при изучении данной темы этот вопрос можно использовать в качестве повторения уже изученного материала для актуализации знаний учащихся.   Вопросы японской, китайской и индийской культуры не рассматриваются в учебном пособии как самостоятельные, а представлены в виде дополнительных материалов к параграфам. Поэтому, учитывая их важность, рекомендовано рассматривать их в ознакомительном порядке (можно предложить учащимся подготовить презентацию, сообщение). Вопрос «Свержение монархии в Китае и провозглашение Китайской республики» освещает итоги Синхайской революции и его целесообразно рассмотреть при изучении пункта п.5 §26 учебного пособия.   Изучение вопроса «Обострение социальных противоречий» (п.2 §25 учебного пособия) в теме «Китай» необходимо для понимания причин изучаемых событий.   При изучении темы нецелесообразно выносить вопрос «Планы Германии» как отдельный, необходимо рассматривать планы всех воюющих сторон в комплексе.   Перечень понятий, обязательных для усвоения оптимизирован в связи с тем, что данные понятия представляют из себя название исторических событий или явлений, которые изучаются как отдельные вопросы.  
Всемирная история Новейшего времени (1918 – 1945 гг.), 10 класс (базовый уровень)
Из темы «Введение» исключён вопрос «Особенности развития России, стран Востока и Латинской Америки»     Раздел I. СТРАНЫЕВРОПЫИ США В 1918 – 1939 гг. а) в теме «Западная Европа и США в 1924—1929 гг.» исключены вопросы «Избрание президентом Германии П. фон Гинденбурга», «План Дауэса. Локарнская конференция. Пакт Бриана—Келлога. План Юнга»;   б) в теме «Международные отношения в 1930-е гг.» исключён вопрос «Формирование блока агрессивных государств»;   в) в теме «Страны Центральной и Юго-Восточной Европы» исключён вопрос «Нарастание внешнеполитической угрозы в 1930-х гг.».   Раздел II. ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА: 1917 – 1939 ГГ.: а) в теме «Гражданская война и военная интервенция» исключён вопрос «Военные действия на фронтах Гражданской войны».   Раздел III. СТРАНЫВОСТОКА И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ: а) в теме «Япония» исключён вопрос «Япония в годы Второй мировой войны».   Раздел IV. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО НАРОДА: а) в теме «Борьба с захватчиками на оккупированной территории» исключён вопрос «Роспуск Коминтерна»; б) в теме «Заключительный этап Второй мировой войны. Разгром фашистского блока (1944—1945 гг.)» исключён вопрос «Роль И.В. Сталина». Из перечня основных понятий, обязательных для запоминания исключены: «Версальский мирный договор», «пакт Бриана–Келлога», «Антикоминтерновский пакт», «Стальной пакт», «конструктивизм» (раздел I); «мандатная система», «рисовые бунты», «военная диктатура» (раздел III), «Тройственный пакт» (раздел III). Вопрос «Особенности развития России, стран Востока и Латинской Америки» нецелесообразно рассматривать на базовом уровне как самостоятельный, так как его основное содержание в основном представлено в содержании вопросов «Основные тенденции всемирно-исторического развития в 1918 – 1945 гг. Влияние Первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 г. на ход мировой истории» темы «Введение».     Вопрос «Избрание президентом Германии П. фон Гинденбурга» целесообразно рассматривать в рамках изучения вопроса «Утверждение фашистского режима в Германии»; вопросы «План Дауэса. Локарнская конференция. Пакт Бриана—Келлога. План Юнга» – в рамках пункта «Международные отношения».   Вопрос «Формирование блока агрессивных государств» целесообразно рассматривать в рамках изучения пункта «Агрессивная политика фашистских держав в 1935—1939 гг.»   Вопрос «Нарастание внешнеполитической угрозы в 1930-х гг.» исключён, так как он дублирует материал темы «Международные отношения в 1930-е гг.».     Подробное изучение вопроса «Военные действия на фронтах Гражданской войны» но базовом уровне нецелесообразно.     Вопрос «Япония в годы Второй мировой войны» (с.136 учебного пособия) целесообразно рассматривать в рамках раздела IV «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа»   Вопрос «Роспуск Коминтерна» нецелесообразно рассматривать в качестве самостоятельного пункта. Рассмотрение вопроса «Роль И.В. Сталина» требует глубокого знания исторических событий, произошедших в советском обществе, серьёзного критического подхода к этой исторической личности, поэтому на базовом уровне изучения всемирной истории изучать данный вопрос нецелесообразно.     Перечень понятий, обязательных для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала для изучения всемирной истории на базовом уровне.  
Всемирная история Новейшего времени (1945 г. – начало XXI в.), 11 класс (базовый уровень)
Втеме «Введение. Основные тенденции развития стран мира после Второй мировой войны» исключён вопрос «Крушение мировой колониальной системы».   Раздел I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ США И СТРАН ЕВРОПЫ: а) в теме «Формирование и кризис «общества всеобщего благосостояния» в странах Запада» исключёны вопросы «Рост непроизводственной сферы», «Неоконсервативная волна 1980—1990-х гг.»;   б) в теме «Соединенные Штаты Америки» исключён вопрос «Военно-промышленный комплекс»;     в) в теме «Великобритания» исключён вопрос «Тэтчеризм»;   г) в теме «Франция» исключён вопрос «Формирование режима Четвертой республики;   д) в теме «Страны Северной Европы» исключён вопрос «Место стран Северной Европы в современном мире»;   е) в теме «Культура стран США и Европы. Образ жизни населения» исключёны вопросы «Постмодернизм», «Образ жизни и материальное положение среднего класса».   Раздел II. ИСТОРИЯ СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: а) в теме «СССР в 1953—1964 гг.» исключён вопрос «Критика культа личности Сталина»; б) в теме «СССР в середине 1960-х — начале 1980-х гг.» исключён вопрос «Снижение темпов развития»; в) в теме «Распад СССР и образование СНГ» исключён вопрос «Гласность. Демократизация»;   г) в теме «Российская Федерация и СНГ» исключёны вопросы «Конституция Российской Федерации», «Проблема укрепления российской государственности».   Раздел III. СТРАНЫАЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: а) в теме «Распад колониальной системы» исключены вопросы «СССР и «третий мир», «Идеологии национально-освободительных движений»   б) в теме «Китайская Народная Республика» исключён вопрос «Советско-китайские отношения»;   в) в теме «Япония» исключён вопрос «Внутриполитическая борьба в 60—70-е гг. XX в.»;   г) в теме «Индия» исключён вопрос «Политическая нестабильность в 1990-е гг. Межпартийная борьба».   Раздел IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫМИРА: а) в теме «Формирование биполярного мира и начало глобального противостояния (1945—1950-е)» исключён вопрос «Противостояние США—СССР»;   б) в теме «Международные отношения в 1980-е гг.— начале XXI в.» «Распад СССР».   Из перечня основных понятий, обязательных для запоминания, исключены: «деколонизация» (тема «Введение. Основные тенденции развития стран мира после Второй мировой войны»); «маккартизм», «рейганомика», «тэтчеризм», «голлизм», «неоконсервативная волна» (раздел I); «мирное сосуществование», «новое политическое мышление», «президентская республика», «сепаратизм» (раздел II); «Великая пролетарская культурная революция», «новые индустриальные страны» (раздел III); «план Маршалла», «доктрина Трумэна» (раздел IV».   Вопрос «Крушение мировой колониальной системы» целесообразно рассматривать в рамках изучения раздела «Страны Азии, Африки и Латинской Америки», изучение понятия «деколонизация» перенесено в раздел III.   Вопрос «Рост непроизводственной сферы» на базовом уровне целесообразно рассматривать в рамках пункта «НТР и ее социально-экономические последствия», (с.15-16 учебного пособия) вопрос «Неоконсервативная волна 1980—1990-х гг.» - в рамках пункта «Мировой экономический кризис 1974—1975 гг. и его последствия» (с.16 учебного пособия).   Содержание вопроса «Военно-промышленный комплекс» не рассматривается в параграфе «Соединённые Штаты Америки» в качестве самостоятельного. Данный вопрос целесообразно изучать в рамках пункта «США в 1980-х – начале XXI в.» (с.29 учебного пособия)   Характеристику исторического явления как «тэтчеризм» целесообразно рассматривать при изучении вопроса «Политика консерваторов. М. Тэтчер» с.45- с.47 учебного пособия) Вопрос «Формирование режима Четвертой республики» целесообразно рассматривать при изучении пункта «Положение Франции после Второй мировой войны. Шарль де Голль». Для этого рекомендуем использовать материал учебного пособия на с.49-50.   Вопрос «Место стран Северной Европы в современном мире» целесообразно рассматривать при изучении пункта «Социально-экономическое развитие стран Северной Европы после Второй мировой войны», используя материал учебного пособия (с.63-64) Вопросы «Постмодернизм», «Образ жизни и материальное положение среднего класса» нецелесообразно рассматривать как самостоятельные на базовом уровне изучения всемирной истории. Необходимо исключить из обязательного изучения материал на с.89, 2 абз. и с.90, 3 абз.     Вопрос «Критика культа личности Сталина» целесообразно рассматривать при изучении пункта «Н.С. Хрущев. XX съезд КПСС» (с.104 учебного пособия). Вопрос «Снижение темпов развития» целесообразно рассматривать при изучении пункта «Состояние экономики в 1970-е — начале 1980-х гг.» (с.113-114 учебного пособия).   Вопрос «Гласность. Демократизация» целесообразно рассматривать при изучении пункта «Новые явления в общественно-политической жизни страны» (с.121 учебного пособия) На базовом уровне изучения всемирной истории нецелесообразно подробное изучение вопросов «Конституция Российской Федерации», «Проблема укрепления российской государственности» (материал на с.130 (3 абз.) – с.131 (3 абз.) учебного пособия не изучается).     Вопрос «СССР и «третий мир» целесообразно рассматривать в рамках пункта «Социалистическая ориентация стран Азии и Африки» (с.153-154 учебного пособия). На базовом уровне изучения всемирной истории нецелесообразно подробное изучение вопроса «Идеологии национально-освободительных движений» (материал на с.155 (3 абз.)- с.156 (1 абз.) учебного пособия не изучается). На базовом уровне изучения всемирной истории вопрос «Советско-китайские отношения» целесообразно включить в содержание пункта «Внешняя политика КНР» (с.173 учебного пособия) Изучение вопроса «Внутриполитическая борьба в 60—70-е гг. XX в.» на базовом уровне усвоения всемирной истории нецелесообразно (материал на с.179 (3 абз.) – с.180 (2 абз.) учебного пособия не изучается). Изучение вопроса «Политическая нестабильность в 1990-е гг. Межпартийная борьба» на базовом уровне усвоения всемирной истории нецелесообразно (материал на с.188 (2 абз.) – с.189 (1 абз.) учебного пособия не изучается).     Вопрос «Противостояние США—СССР» целесообразно изучать в рамках пункта «Причины и начало холодной войны. Раскол Германии. Создание НАТО и ОВД» (с.215-217 учебного пособия)   Вопрос «Распад СССР» изучался в рамках темы «Распад СССР и образование СНГ», его дублирование нецелесообразно, но содержание параграфа рекомендуется использовать для повторения пройденного материала и актуализации знаний учащихся по теме.   Перечень понятий, обязательных для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала для изучения всемирной истории на базовом уровне.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: