Космогония и космология: восприятие небесной сферы




Поскольку гностики были прежде всего мистиками, то именно мистическое понимание окружающего пространства было присуще гностическим трактатам. Закономерности окружающего пространства воспринимались гностиками скорее не в рациональном, а в иррационально-мистическом ключе. Большую роль в своей космогонии и космологии гностики отводили морально-нравственной составляющей.

Гностики представляли окружающий мир разделенным на высший, божественный, невидимый мир и низший — земную реальность. Причем акцент гностики [7] переносили именно на мир божественный, земное существование в гностических трактатах описывалось полное страданий и духовных пыток. Поэтому они подразумевали, что видимая, недуховная реальность является лишь жалким отражением божественного мира. Все объекты небесной сферы виделись гностикам телами, формами неких божественных сущностей, например, планета Марс — это только физическая форма, «телесная» оболочка для духовной сущности Астафай (αөταφαιοс), В краткой версии апокрифа Иоанна об этом сказано таким образом: «Они [Власти] имеют [каждая пара] из них — твердь [небесную]: по небу и одному эону по подобию Эона, сущего изначально» (РВ 44.5-44.8)16). Гностики утверждали, что сначала зародился божественный мир, в котором находились духовные (а следовательно, истинные) планеты:

множественность мира бессмертных называется космосом... обреченным на вечные муки Отцом и семьюдесятью двумя светилами вместе с Самопорожденным и семьюдесятью двумя эонами» (Tch.3[50]).

Надо отметить, что гностиков при описании объектов небесной сферы привлекало число семь, оно использовалось как числительное, характеризующее некие духовные сущности, например, в трактате «Происхождение мира» назван Эон (гностическое божество и понятие) и шесть Эонов, которые сотворил Адам. В апокрифе Иоанна говорится, что затем были сотворены Семь Небес (τсαϣϥємπє), затем двенадцать Властей (N єξογϲια) и только потом были созданы Триста Шестьдесят Ангелов (ϣмτ ϣєϲє N αггєλια).

И только впоследствии начинается создание объектов видимого мира. Как отмечает А. И. Еланская17), создательница солнца, луны и звезд — София. Она создала их для освещения мира и установила тем самым верхнюю границу земного (физического, а не духовного) мира.

Как замечает Р. Кассер, эоны и светила, духовные силы Вселенной в гностических трактатах отображают различные аспекты мира, особенно время и единицы времени. Двенадцать эонов можно трактовать как месяцы года и знаки зодиака. Триста шестьдесят небесных сводов — число дней в году (12 месяцев по 30 дней) без учета пяти дней, прибавленных для согласования календаря с солнечным годом18). Например, гностическая система привязывает планеты Солнечной системы к дням недели, и таким образом день недели соответствует какой-либо одной планете и духовной сущности этой планеты:

имена же славы тех, которые над Семью Небесами (τϲαϣϥє мπє), суть таковый: первый - это Яот (ιαωө), Львинолицый, второй - это Элоай (єλοαιοϲ), Ослинолицый, третий - это Астафай (αөταфαιοс), Гиенолицый, четвертый - это Яо (ιαω),3меинолицый и Семиглавый, пятый - это Адонай (αδω N αιωϲ), Драконолицый, шестой - это Адони (αδω N ι), Обезьянолицый, седьмой - это Саббатай (ϲαββαταιοϲ),Пламеннолицый. Такова есть седмица недели (РВ 41.16-42.9). [8]

Но довольно часто, поскольку гностические трактаты по своему составу были неоднородны и, вероятно, композитны, семь планет отождествлялись то с Семью Силами: «и он сочетал с Властями Семь Сил (ϲαϣϥ N ϭοм). По его слову они возникли» (РВ 43.6-43.8), то с Семью Царями: «и он (Иалтобаоф) приказал, чтобы Семь Царей (ϲαϣϥ N ρρο) царствовали над небесами» (РВ 41.12-41.14).

В процессе творения, по мысли гностиков, порождаются духовные сущности зодиакальных знаков, которые, по-видимому, можно отождествить с месяцами, и каждый месяц разделялся, таким образом, на 30 градусов (Семь Ангелов + Ангелов с Тремя Силами), что и составляло год:

и породил Власти (N єξογϲια), которые под ним, — Двенадцать Ангелов (м N τө N ооγϲ N αггєλοϲ), каждый из которых при своем Эоне, по образцу Эонов Бессмертных (N ιαιω N N αфөαρτοϲ). И он создал для каждого из них по Семь Ангелов (өαϣϥ) и Ангелов с Тремя Силами (N αггєλοϲ N ϣωм N τє N ϭοм), так что все те, что под ним [Иалтобаофом], это Триста Шестьдесят Ангелов (ϣмτ ϣєϲє N αггєλια) (PB 39.6-39.15).

Вероятно, наши знания об астрономико-астрологических представлениях гностиков Египта были бы неполны, если бы недавно группа ученых под руководством Р. Кассера не восстановила бы Евангелие Иуды — новый источник по истории коптского гностицизма. Несмотря на неизбежные утраты в тексте папируса, можно в целом понять, как гностик-автор трактата представлял небесную сферу:

он явил семьдесят два светила в неиспорченном поколении согласно воле Духа, чтобы их было по пять на каждого. Двенадцать эонов двенадцати светил составляют их Отца, по шесть небес на эон, так чтобы было семьдесят два неба на семьдесят два светила, и для каждого из пяти небесных сводов [всего] 360 [небесных свода...]. Им придана власть и [великий] сонм ангелов [без числа] для прославления и [поклонения] всех эонов и небес и небесных сводов (Tch.3 [49-50])19).

Но эта гностическая схема, казалось бы, еще больше вводит в заблуждение, если не учитывать, что здесь в Евангелии Иуды описываются не объекты физического мира, а философские спекулятивные сентенции гностиков. Таким образом, гностики в своих построениях изображали такие объекты небесной сферы, как планеты, звезды, Солнце и Луну, приписывая им некие духовные свойства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: