Физиология («кто частично трудится в членах»)




Имя демона (ангела) Область влияния Имя демона (ангела) Область влияния
Диолимодраза голова Аруф живот
Иамеакс шея Сабало чрево
Иакуиб правое плечо Хархарб правое бедро
Уертон левое плечо Хфаон левое бедро
Удиди правая рука Бафиноф гениталии
Арбао левая рука Хнукс правая нога
Лампно пальцы правой руки Харха левая нога
Лэекафар пальцы левой руки Ароэр правая берцовая кость [12]
Барбар правая грудь Тоэхеа левая берцовая кость  
Имаэ левая грудь Аол правое колено  
Писандриаптес грудная клетка Харанэр левое колено  
Коаде правая подмышка Бастан правая ступня  
Одеор левая подмышка Архентехфа пальцы правой ступни  
Асфиксис правый бок Марефнунф левая ступня  
Синогхута левый бок Абрана пальцы левой ступни  

Психика

Имя демона (ангела) Область влияния Имя демона (ангела) Область влияния
Архендекта чувства Эфемемфи удовольствие
Дейфарбас восприятие Иоко желание
Уммаа воображение Ненентофни печаль
Аахиарам согласие Блаомэн страх
Риарамнахо порыв    

Автор апокрифа Иоанна, по которому составлена данная таблица, подчеркивает, что всего ангелов и демонов (т. е. звезд) — триста шестьдесят пять (NHC II. 1 15). Ангелы и демоны, как уже рассматривалось выше, представляли собой звезды или градусы зодиака. По отношению к наблюдателю с Земли каждый день Солнце входило в новый градус зодиакальной сферы, перемещаясь по кругу. Гностики даже включили в свою систему дополнительные пять дней, хотя традиционно для античной астрологии зодиак разбивался на 360 градусов. Однако остальных демонов автор апокрифа Иоанна не перечисляет, отсылая читателя к тексту «Книги Зороастра».

Безусловно, подобная концепция влияния планет и звезд на земную реальность и человеческую природу не была оригинальным изобретением египетских гностиков. Она практически полностью соответствовала астрологической модели, принятой повсеместно в Римской империи. Например, эта традиционная модель подробно представлена в трактате Марка Манилия «Астрономика», где также изображены семь планет, двенадцать знаков зодиака и 360 градусов небесной сферы, а Судьба — это нерушимая сила, универсальный закон природы, которому подчинены и планеты, и звезды, и Земля, и человек22). [13]

Кроме того, некоторые имена демонов, содержащиеся в пространной версии Апокрифа Иоанна, например «Ахиэль», «Михаэль», «Уриэль», позволяют предположить влияние иудейской мистической традиции на подобные гностические астрологические представления.

Гностики же, будучи мистиками, восприняли влияния, исходившие как от эллинистической астрологической, так и от иудейской традиции, и преобразовали эти влияния исходя из своей концепции спасения от злого мира. Гностики утверждали, что знание свойств земной и духовной (прежде всего) реальности позволяет спастись от Судьбы и соответственно влияния планет.

Как писал автор гностического трактата «Происхождение мира» (NHC II.5),

[Блаженные] будут судить богов Хаоса и их Силы... перед окончанием Эона место все заколеблется от великого грома... Эон начнет рушиться.., тогда солнце потемнеет, и луна погасит свой свет. Звезды неба изменят свой бег».

В конце существования мира, по мысли гностиков, должен будет состояться Суд (т. е. переоценка взаимовлияния планет и звезд на земную реальность в системе всеобщего равновесия Универсума, Вселенной). Судьями выступят Блаженные — т. е. универсальные законы развития Вселенной.

Несмотря на то что в разных гностических трактатах различаются имена духовных сущностей планет и звезд, в целом можно сказать, что астрологические и космогонические представления в различных сочинениях гностиков схожи. Спекулятивные гностические представления касательно объектов небесной сферы были основаны на предшествующей гностицизму древней астрологической традиции и практике астрономических наблюдений. Проводя отождествление органов и различных частей тела человека и объектов небесной сферы, гностицизм подразумевал использование этих аналогий в магической практике. Несмотря на это, некоторые гностические авторы неодобрительно высказывались об использовании подобных аналогий в магии. Как и римская астрологическая традиция, гностицизм утверждал, что все объекты небесной сферы, равно как и человек, связаны неразрывными законами Судьбы, через которые нельзя переступить не обладая знанием свойств окружающего мира.

1) Broek, R van-den. Studies in Gnosticism and Alexandrian Christianity. Leiden; N. Y.; Köln, 1996; Pleše, Z. Poetics of the Gnostic Universe. Narrative and Cosmology in the Apocryphon of John. Leiden; Boston, 2006.

2) Bauer, W. Orthodoxy and Heresy in Earliest Christianity / Ed. R. Kraft. Philadelphia, 1971. P. 60.

3) Франкфорт Г., Франкфорт Г. Α., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. СПб., 2001. С. 158-161.

4) Геродот. История / Пер. Г. А. Стратановского. М., 1999. С. 26.

5) Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. П. Рождение астрономии. М., 1991. С. 305-306.

6) Dunand, F., Zivie-Coche, Ch. Gods and Men in Egypt / Trans, by D. Lorton. Ithaca; London, 2004. P. 184.

7) Фихман И. Ф. Оксиринх — город папирусов. М., 1976. С. 15.

8) Manetho // Ed. W. G. Waddell. London, 1980. P. 199.

9) Там же. Р. 13.

10) Thompson, D. J. Memphis under the Ptolemies. Princeton, 1988. P. 234-235.

11) Свенцицкая И. С. Особенности религиозной жизни народных масс в азиатских провинциях Римской империи (II—III вв. н. э.): язычество и христианство // Вестник древней истории. 1992. № 2. С. 58.

12) Например: Р. Оху. IV 804; Р. Оху. II 235.; Р. Оху. II 307; Р. Оху. XXXI 2555; Р. Оху. XLIV 3196; Р. Оху. III 596; Р. Оху. XXXI 2556; Р. Оху. XLVII 3353; Р. Оху. III 585; Р. Оху. XLVI 3298; Р. Оху. XXXVI 2790; Р. Оху. XII 1563; Р. Оху. XII 1476; Р. Оху. XXXI 2557; Р. Оху. XII 1564; Р. Оху. XII 1565; Р. Оху. XVI 2060 и т. д.

13) Гороскоп 246 г. н. э. из личной коллекции К. А. Ворпа // https: openaccess.leide-nuniv.nl/bitstream/1887/9151/l/5_039_008.pdf

14) P. Oxy LXV. 4477.

15) Martin, L. H. Hellenistic Religions. An Introduction. N.-Y.; Oxford, 1987. P. 9.

16) Сочинения гностиков в Берлинском коптском папирусе 8502 / Пер. А. С. Четверухина. СПб., 2004. Здесь и далее перевод апокрифа Иоанна в РВ 8502 А. С. Четверухина.

17) Еланская А. И. Изречения египетских отцов. СПб., 2001. С. 334.

18) Kasser, R. The Gospel of Judas / Ed. by R. Kasser, M. Meyer, G. Wurst. Washington, 2004. P. 36.

19) К сожалению, в моем распоряжении находился лишь перевод Р. Кассера на английский язык текста источника (см.: Kasser, R. The Gospel of Judas...), поскольку факсимильное или критическое издание памятника научной группы Р. Кассера еще не вышло в свет.

20) Еланская. Изречения египетских отцов... С. 330

21) Апокрифы древних христиан: исследование, тексты, комментарии / Пер. М. К. Трофимовой. М, 1989. С. 206.

22) Штаерман Е. М.. Манилий и его время // Марк Манилий. Астрономика (наука о гороскопах). М, 1993. С. 24.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: