НЕДЕЛИ 12-13
Совершенствование этики речевого поведения
Особенности делового общения
Речевой этикет
Деловой этикет
Устная рецензия
Регламентированность делового общения
Цель занятия: дать понятие о деловом общении,совершенствовать речевое поведение в деловой сфере
План занятия:
I. Изучение теоретического материала
1.Совершенствование этики речевого поведения
2.Особенности делового общения
3.Формы делового общения
4.Речевой этикет
5.Деловой этикет
6.Устная рецензия
7.Регламентированность делового общения
II.Работа с глоссарием
III.Работа над текстом
IV.Выполнение грамматических заданий
V.Ответы на контрольные вопросы
VI.Текущий контроль и оценка знаний,умений и навыков
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭТИКИ РЕЧЕВОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших,если не важнейшим,фактором,определяющим шансы добиться успеха в бизнесе,служебной или предпринимательской деятельности.Культура устной и письменной речи сегодня становится не только неотъемлемой частью имиджа делового человека,но и немаловажным условием профессионального успеха в любой сфере деятельности.
Язык-важнейшее средство общения людей.Это-орудие мысли.Кроме того,он может являться ключом к успеху в работе и карьере.Грамотная,корректная и аргументированная речь является важнейшим фактором удачного проведения переговоров.
Всем людям приходится влиять на окружающих,но умение влиять особенности важно,когда успех зависит от способности ясно излагать свои мысли,убеждать окружающих в верности своей точки зрения.
Вопрос соблюдения речевых этических норм,как в повседневной речи,так и при деловом общении стал особенно актуальным в настоящее время.Деловой речи особенно важно соответствовать качествам,обусловливающим эффективность делового общения.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Деловое общение- вид общения,цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи(производственной,научной,коммерческой и т.д.)исходя из общих интересов и целей коммуникантов.Деловое общение-это коммуникативная предметно-целевая и по преимуществу профессиональная деятельность в сфере социально-правовых и экономических отношений.
1.Партнер в деловом общении всегда выступает как личность,значимая для субъекта.
2.Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела.
3.Основная задача делового общения-продуктивное сотрудничество.
В зависимости от различных признаков деловое общение делится на:с точки зрения формы речи:
· устное
· письменное;
С точки зрения-однонаправленности/двунаправленности речи между говорящим и слушающим:
· диалогическое
· монологическое
с точки зрения количество участников:
· межличностное
· публичное;
с точки зрения отсутствия/наличия опосредующего аппарата:
· непосредственное
· опосредованное;
с точки зрения положения коммуникантов в пространстве:
· контактное
ФОРМЫДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Деловая беседа-межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений.Наиболее распространенная и чаще всего применяемая форма деловой коммуникации.
Деловая беседа по телефону-способ оперативной связи,значительно ограниченной по времени,требующий от обеих сторон знание правил этикета телефонных разговоров(приветствие,взаимопредставление,сообщение и обсуждение предмета звонка,подведение итогов,выражение признательности,прощание)
Деловые переговоры-обмен мнениями для достижения какой-либо ели,выработки соглашения сторон.
Служебное совещание-один из эффективных способов привлчение сотрудников к процессу принятия решений,инструмент управления причастностью сотрудников к делам своего подразделения или организаии в целом.
Деловая дискуссия-обмен мнениями по деловому вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или отдельных её участников.
Пресс-конференция-встреча официальных лиц (руководителей,политических деятелей,представителей государственной власти,специалистов по связам с общественностью,бизнесменов и т.п.)с представителями прессы,телевидения,радио с целью информирования общественности по актуальным вопросам.
Публичная речь-монологическая ораторская речь,адресованная определенной аудитории,которая произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия(убеждение,внушение,воодушевление,призыв к действию т.д)
Деловая переписка-письменная форма взаимодействия с партнерами,заключающаяся в обмене деловыми письмами по почте либо по электроной почте.Деловое письмо-это краткий документ,выполняющий несколько функций и касающийся одного или нескольких взаимосвязанных вопросов.Применяется для связи с внещними структуарми,а также внутри организации для передачи информации между физическими и юридическими лицами на расстоянии.
Также формами делового общения являются публичные торги и презентация.
Публичные торги-это продажа имущества или заключение договора подряда или договора об оказании услуг посредством вызова желающих принять участие в торгах.Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.Обязанность проведения публичных торгов в определенныхслучаях предусмотрена законом.
Презентация(от лат.Praesento-представление)-документ или комплект документов,предназначенный для представления чего-либо(организации,проекта,продукта и т.п).Цель презентации-донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.Презентация является одним из маркетинговых и PR инструментов.
Презентация может представлять собой сочетание текста,гипертекстовых ссылок,компьютерной анимации,графики,видео,музыки и звукового ряда(но не обязательно всё вместе),которые организованы в единую среду.Кроме того,презентация имеет сюжет,сценарий и структуру,организованную для удобного восприятия информации.Отличительной особенностью презентации является её интерактивность,то есть создаваемая для пользователя возможность взаймодействия через элементы управления.
В зависимости от места использования презентации различаются определенными особенностями.
Презентация,созданная для самостоятельного изучения,может содержать все присущие ей элементы,иметь разветвленную структуру и рассматривать объект презентаии со всех сторон.Реализуется,как правило,с использованием элементов гипертекста.
Презентация,созданная для поддержки какого-либо мероприятия или события,отличается большей минималистичностью и простотой в плане наличия мультимедиа и элементов дистанционного управления,обычно не содержит текста,так как текст проговаривается ведущим,и служит для наглядного представления его слов.
Презентация,созданная для видеодемонстрации,не содержит интерактивных элементов,включает в себя видеоролик об объекте презентации,может содержать также текст и аудиодорожку.Разновидностью такой презентации является рекламный ролик.
Презентация,созданная для электронной рекламной рассылки,создается с минимальным применением инструментов мультимедиа в целях уменьшения объема письма.
Презентация в формате приложения для мобильных телефонов и смартфонов создается с учетом просмотра на портативных устройствах (небольшой размер экрана,ограничения по объему памяти и т.п) и может рассылаться посредством ММS-сообщений или по Bluetooth
Учебная презентация,созданная для проведения занятия в образовательном учреждении.Вместе с учебной презентацией обычно используется конспект урока.
Есть и другие типы презентаций.Но вне зависимости от исполнения каждая самостоятельная презентация должна четко выполнять поставленную цель:помочь донести требуемую информацию об объекте презентации.
Презентация без компьютера
Презентация без использования компьютера дают больше возможностей для вовлечения аудитории к обсуждению и использовать их творческий потенциал.
Презентации на больших листах-одна из разновидностей презентаций без компьютера.Использование больших листов позволяет создать целостную картину и донести её до всех членов группы;учесть и отразить факторы,вызывающие изменения в этой картине.Она дает возможность запечатлить схему сложного процесса,что облегчает процесс его усовершенствования.Создать карту,охватывающую все заинтересованные стороны проекта.
При создании таких презентаций используются самые разные инструменты:маркеры разных цветов,стикеры разных размеров и цветов,открытки и коллажи и т.п.
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
Речевой этикет- система требований (правил,норм),которые разъясняют нам,каким образом следует устанавливать,поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.Нормы речевого этикета весьма разнообразны,в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.
Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин:лингвистики,психологии,истории культуры и многих других.Для более успещного освоения навыков культуры общения используют такое понятие,как формулы речевого этикета.
Формулы речевого этикета-это определённые слова,фразы и устойчивые выражения,применяемые для трёх стадий разговора:
· начало разговора(приветствие/знакомство)
· основная часть
· заключительная часть разговора
Начало разговора и его завершение
Любой разговор,как правило,начинается с приветствия,оно может быть вербальным и невербальным.Очередность приветствия также имеет значение,младший первым приветствует старшего,мужчина-женщину,молодая девушка-взрослого мужчину,младший по должности –старшего.Перечислим основные формы приветствия собеседника:
Формы приветствия в речевом этикете:
Форма приветствия Пример
Пожелание здоровья Здравствуйте!
Указание на время встречи Добрый день!
Эмоциональные пожелания Очень рад!
Уважительная форма Моё почтение!
Специфическая форма Здравия желаю!
В завершение разговора используют формулы прекращения общения,расставания.Эти формулы выражаются в виде пожеланий(всего хорошего,всего доброго,до свидания),надежда о дальнейших встречах(до завтра,надеюсь на скорую встречу,созвонимся),либо сомнений в дальнейших встречах(прощайте,не поминайте лихом).
Основная часть разговора
Вслед за приветствием начинается разговор.Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций,в которых применяются различные речевые формулы общения:торжественная,скорбная и рабочая ситуации.Первые фразы,произнесенные после приветствия,называют зачином разговора.Нередки ситуации,когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.
· формулы речевого этикета-устойчивые выражения
Торжественная атмосфера,приближение важного события
предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления.Обстановка при этом может быть как официальной,так и неофициальной,и от обстановки зависит,какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.
Примеры приглащений и поздравлений в речевом этикете: