Корпоративная структура
Система органов управления ОАО «ФосАгро» включает в себя:
· Общее собрание акционеров — высший орган управления, посредством которого акционеры реализуют свое право на участие в управлении Обществом;
· Совет директоров — орган управления, отвечающий за общее руководство деятельностью компании и контролирующий деятельность исполнительного органа. Совет директоров устанавливает стратегические задачи Общества, принимая во внимание достаточность финансовых и людских ресурсов для их достижения, основываясь на надлежащей разумной оценке предпринимательских рисков, и при условии чёткого понимания принимаемых на себя обязательств перед акционерами.
· единоличный исполнительный орган (Генеральный директор) — орган управления, осуществляющий руководство текущей деятельностью Общества и реализующий стратегию, определенную Советом директоров и акционерами.
Сложность структуры определяется по количеству отделов и уровней иерархии. В компании «ФосАгро» сложная структура управления, так как она включает много различных предприятий.
В целом, рассмотренная организационная структура управления соответствует масштабам компании.
Важным источником преимуществ предприятия является такое направление стратегической деятельности как управление персоналом. Кадровая политика компании «ФосАгро» направлена на повышение эффективности управления, привлечение высококвалифицированных кадров, формирование кадрового резерва, осуществление подготовки прошедших отбор кандидатов на замещение вакансий вышестоящих должностей и т.д.
В целях повышения мотивации «ФосАгро» предлагает своим сотрудникам:
* карьеру в одной из крупнейших компаний мира;
* конкурентоспособную и справедливую оплату труда;
* возможности для профессионального и творческого роста;
* выбор программ переобучения и повышения квалификации;
* возмещение (в ряде случаев) расходов на образование сотрудников и членов их семей;
* широкие социальные гарантии, включая:
- дополнительное медицинское страхование;
- негосударственное пенсионное страхование;
- страхование от несчастных случаев на производстве;
|
* единовременные социальные выплаты в случае рождения ребенка, свадьбы, горя в семье;
* отдых и оздоровительные программы на льготных условиях для сотрудников компании и членов их семей;
* возможность участвовать (в ряде случаев) в льготных ипотечных программах или иных программах, предусматривающих обеспечение сотрудников жильем.
Эти и многие другие факторы создают хороший кадровый резерв, высокий потенциал в работе, а тем самым успешно выполняются стратегические задачи, стоящие перед руководством.
В стратегии «ФосАгро» говорится о работе, направленной на повышение гибкости и эффективности бизнеса компании. Эта работа включает, помимо прочего, меры, направленные на снижение ресурсоемкости производства, вовлечение низкопотенциальных и вторичных энергоресурсов. Новые производства компании уже сегодня проектируются с учетом показателей энергоэффективости. Примером таких проектов может послужить слияние ОАО «Череповецкий Азот» и ОАО «Аммофос». Этоприведет к более простой корпоративной структуре, слияние даст компании увеличение прозрачности и упрощение отчетности - сейчас «Череповецкий «Азот» и «Аммофос» разные юридические лица, а будут одним.Сейчас предприятия вынуждены взаимодействовать как отдельные юридические лица, что влечет ряд издержек. Например, чтобы поставить электроэнергию на «Череповецкий «Азот», «Аммофос» должен ее продать и снова выкупить с участием посредников и перечислением комиссии.
|
2.5 Анализ внешней среды компании
Основное назначение анализа внешней среды – выяснить возможности и угрозы которые могут возникнуть для организации в настоящем будущем, а также определить стратегические альтернативы. Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного его контроля и могут оказать влияние на его стратегию.
Рассмотрим факторы внешней среды, наиболее влияющие на действие компании «ФосАгро».
Потребитель. ФосАгро – один из крупнейших мировых производителей и поставщиков минеральных удобрений. Компания производит более 4,7 миллиона тонн минеральных удобрений и кормовых фосфатов в год, продукция реализуется в России и в 60 странах мира. Российский рынок является приоритетным для «ФосАгро». В 2010 году на долю России приходилось 35% от общего объема продаж компании (в стоимостном выражении). При этом компания занимала:
- 52% долю российского рынка моноаммонийфосфата (MAP);
- 44% долю рынка фосфорсодержащих, комплексных NPK - удобрений.
Эти удобрения относятся к числу наиболее популярных у российских производителей сельскохозяйственной продукции.Продукция предприятий «ФосАгро» также экспортируется в страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Европы. Компания стремится установить прочные отношения со всеми потребителями продукции. Однако «ФосАгро» придерживается различных стратегий для операций в России и на внешнем рынке.
|
В настоящее времяБразилия, Индия и Китай в общей сложности потребляют 57% фосфорсодержащих удобрений. Именно эти рынки, как ожидается, будут лидировать по темпам роста спроса на минеральные удобрения и в ближайшее десятилетие.
На основании приведенных и обработанных статистических данных есть возможность отследить тенденцию развития отдельных видов продукции.
В соответствии с данными ChemExpert, ФосАгро является ведущим российским производителем МАP и NPK, самых популярных фосфорных удобрений в России, и находится в отличном положении для извлечения выгоды из значительного потенциала роста российского рынка минеральных удобрений.
Сокращается количество высокопродуктивных земель, которые еще могут быть введены в сельскохозяйственный оборот, а имеющиеся сельскохозяйственные земли должны использоваться все более интенсивно. Эта тенденция в особенности сильно проявляется в развивающихся странах с их быстрорастущим населением. Показатели урожайности в развивающихся странах все еще относительно невысоки, что стимулирует более высокие темпы роста спроса на минеральные удобрения в этих регионах.
Россия отстаёт по показателям использования минеральных удобрений на гектар обрабатываемой земли и по-прежнему отстаёт от уровня использования удобрений поздней советской эры. Однако, сейчас на рынке наблюдается увеличение спроса на уровне 6% ежегодно в следующем десятилетии, что намного выше среднемирового уровня. Приложение № 3
«ФосАгро» поддерживает развитую собственную сбытовую сеть в России, стремится укреплять свои позиции на внутреннем рынке и способствует развитию местных производителей сельхозпродукции. Экспортные операции рассматриваются, прежде всего, как возможность расширить сбыт продукции и обеспечить стабильную загрузку растущих производственных мощностей.Конкуренты. «ФосАгро» стабильно входит в пятерку крупнейших в мире производителей фосфорсодержащих удобрений, на долю которых приходится в (общей сложности) около половины мирового производства.Приложение № 4
Примерно 90% консолидированной выручки компания получила от производства фосфорсодержащей продукции, что позволяет назвать ФосАгро интегрированным производителем, специализирующимся на фосфатах. ФосАгро безусловный лидер в этом сегменте, являясь третьим по величине производителем апатитового концентрата и MAP/DAP в мире. Конкурентное преимущество компании связано с низко затратной бизнес моделью. На «ФосАгро» приходится около 45% от общемирового производства апатитового концентрата данной категории, что ставит компанию на первое место среди производителей в этом сегменте.«ФосАгро» имеет ряд преимуществ по сравнению с основными мировыми производителями фосфорсодержащей продукции:
· компания располагает собственными запасами высококачественного сырья;
· основные производственные мощности «ФосАгро» расположены в относительной близости к крупным портам;
· гибкая производственная платформа позволяет быстро, в течение 1-2 дней, переключать производство на выпуск продукции, пользующейся наиболее высоким спросом.
Сравнительно низкий уровень производственных издержек позволяет компании успешно конкурировать на рынках различных стран и в различных сегментах рынка минеральных удобрений.Приложение № 5
Поставщики. Важное место в работе компании занимают закупки материалов, оборудования и нефтепродуктов на управляемые ею предприятия, такие как: ОАО «Апатит», ОАО «Аммофос», ОАО «Череповецкий Азот», ООО «Балаковские минеральные удобрения», ЗАО «Агро-Череповец»". Закупки в адрес предприятий «ФосАгро» осуществляются конкурсным способом: материалов и оборудования - на внешних электронных торговых площадках; для закупки нефтепродуктов - проводятся тендеры с участием конкурсной комиссии "ФосАгро" на основании полученных предложений от поставщиков. Основными принципами организации и проведения Конкурса являются создание равных условий для всех потенциальных поставщиков продукции, прозрачность, единство требований и объективность оценки предложений участников Конкурса.
Технологический фактор. Компания тесно сотрудничает с Научно-исследовательским институтом по удобрениям и инсектофунгицидам имени профессора Я.В.Самойлова (ОАО «НИУИФ») — единственной в России научной организацией, специализирующееся на исследованиях и разработках в секторе производства минеральных удобрений и кислот. Специалисты НИУИФ принимают участие в разработке проектов модернизации предприятий группы, а также исследуют возможности внедрения экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.Крупнейшие проекты, реализованные «ФосАгро» при участии специалистов НИУИФ:
- создание производства кормовых фосфатов на ООО «Балаковские минеральные удобрения»;
- модернизация производства и строительство производства серной кислоты и фосфорной кислоты на ОАО «Аммофос» и ООО «Балаковские минеральные удобрения»;
- проекты по переводу ОАО «Аммофос» и ООО «Балаковские минеральные удобрения» на самообеспечение электроэнергией;
- строительство нового аммиакопровода между ОАО «Череповецкий “Азот”» и ОАО «Аммофос»;
- аппаратурное оформление санитарных установок в производстве апатитового концентрата, серной и фосфорной кислот, минеральных удобрений.
Для оценки факторов внешней среды широко используется SWOT – анализ (оценка сильных, слабых сторон, изучение возможностей и угроз компании). Успешная стратегия должна быть направлена на устранение слабых сторон, которые делают компанию уязвимой, мешают ее деятельности или не дают ей использовать привлекательные возможности.
SWOT – анализ ОАО «ФосАгро»
сильные стороны | слабые стороны |
· крупнейший в мире производитель высококачественного фосфорного сырья; · крупнейший в Европе производитель фосфорсодержащих удобрений; · ведущий в Европе и единственный в России производитель кормового монокальцийфосфата (MCP); · третий в мире производитель аммофоса и диаммонийфосфата (MAP/DAP); · третий в мире производитель апатитового концентрата; · единственный в России производитель нефелинового концентрата; · высокий уровень компетентности; · высокая квалификация персонала; · хорошая репутация компании; · совершенные технологии; · эффективное руководство организацией; · единственный производитель мирового уровня со специализацией на фосфорсодержащей продукции; · группа обладает высококачественной ресурсной базой; · вертикально интегрированная бизнес-модель ОАО «ФосАгро» предоставляет ей значительные преимущества над конкурентами; · сотрудничество с научно – исследовательским институтом; · наличие множества социальных гарантий для работников; | · сложность управления, в связи с масштабами компании; · устаревшее оборудование на отдельных предприятиях, в отдельных подразделениях; · недостаточный контроль за реализацией управленческих решений; · внутренние производственные проблемы; · сложность модернизации структуры предприятий (в частности наличие проблем в процессе слияния ОАО «Аммофос» и ОАО «Череповецкий Азот»); |
возможности | угрозы |
· выход на новые рынки или сегменты рынка; · расширение производства; · предоставление разнообразных, в том числе сопутствующих услуг; · выпуск новых видов продукции · усовершенствование промышленных технологий · рост российского рынка удобрений (в связи с чем существует возможность извлечь дополнительную выгоду) | • возможность появления новых конкурентов; • возможность появления продуктов - заменителей; • замедление роста рынка; • неблагоприятная политика правительства; • возрастающее конкурентное давление; • возрастание требований со стороны покупателей и поставщиков; • изменение потребностей покупателей; • неблагоприятные демографические, экономические, социальные изменения. |
Внутренняя и внешняя эффективность «ФосАгро» это главные аспекты эффективности стратегии компании. Стратегический менеджмент основан на принятии управленческих решений, ориентированных на учет специфики внешней среды, на достижение конкурентоспособности предприятия на рынке, на успех в конкурентной борьбе.В ходе анализа внешней среды отчетливо наблюдается одно из лидирующих положений компании на российском и зарубежном рынке. Несомненно как и любая другая компания «ФосАгро» имеет слабые стороны, но преимущественное положение её очевидно. Анализ всех факторов показывает успешное функционирование как с внешней средой (конкуренты, поставщики, взаимодействие с Научно-исследовательским институтом, взаимодействие с государством, наличие благотворительных фондов, различных социальных программ и др.), так же эффективное осуществление внутренней деятельности (квалифицированный персонал, модернизация предприятий, внедрение новых технологий, наличие большой ресурсной базы, наличие добывающей, обрабатывающей, транспортно-логиcтической структур и т.д.). Всё это подтверждает эффективность стратегического управления на ОАО «ФосАгро».
Пути повышения эффективности стратегического управления ОАО «ФосАгро».
Эффективность стратегии зачастую оценивают по показателям достижения организационных целей. Среди их многообразия выделяются главная цель (миссия), цели объекта и субъекта управления.Стратегический план «ФосАгро» ориентирован на дальнейшее удержание лидирующих позиций, диверсификацию деятельности компании, освоение новых рынков сбыта и выпуск новой продукции. И преследуемые цели полностью соответствуют стратегическому плану, т.е. компания нацелена модернизировать производство, внедрять новые технологии и т.д. Но для того чтобы осуществить все эти цели необходимо иметь сильный кадровый потенциал. Поэтому хочется особое внимание уделить кадровой политике холдинга. Кадровая политика компании «ФосАгро» направлена на повышение эффективности управления, привлечение высококвалифицированных кадров, формирование кадрового резерва, осуществление подготовки прошедших отбор кандидатов на замещение вакансий вышестоящих должностей, существует достойная система мотивации и т.д. Но тем не менее существует необходимость постоянного усовершенствования работы с персоналом.В «ФосАгро» сложная структура управления, вследствие наличия многообразия предприятий. Это осложняет процесс контроля над реализацией поставленных целей. Поэтому необходимо изыскать меры в усилении контроля над результатом в достижении стратегических задач, а так же над средствами, при помощи которых были достигнуты эти результаты. С другой же стороны важно давать управленцам на местах необходимую свободу действий. Руководитель каждого промышленного предприятия имеет собственное представление об экономической конъюнктуре, стратегических возможностях и опасностях, замыслах и деятельности конкурентов. Очевидно, что управленческое решение каждого вышестоящего руководителя, с одной стороны, должно четко указывать конкретное направление корпоративной стратегии, а с другой – учитывать постоянное обновление обстановки и предоставлять руководителям нижестоящего уровня максимально возможную свободу в реализации стратегии, которая будучи помноженная на профессионализм, и даст победу в каждой конкретной ситуации. Более того, управленческое решение любого руководителя устаревает уже в момент его принятия, поскольку существует временной лаг между выявлением «стратегического окна», его идентификацией, выработкой программы действий в рамках корпоративной стратегии и ее реализации. Коррективы корпоративной стратегии ложатся на плечи руководителей низшего уровня управления и непосредственно исполнителей и не могут и не должны выполняться руководителями среднего и высшего звена. Вместе с тем, руководители этих уровней несут ответственность уже не только за количество и качество принимаемых управленческих решений, но и за систему реализации стратегии, предусматривающую инициативные действия нижестоящих уровней управления по реализации стратегического замысла. В случае нарушения этого принципа корпоративная стратегия теряет гибкость, становится догматичной, массивной и неэффективной в быстро меняющихся условиях остроконкурентной деловой среды.Практическое применение такого подхода к реализации корпоративной стратегии предполагает реализацию следующих задач:
1) установление единого стандарта в мониторинге, анализе и оценке ситуации, принятии управленческих решений на всех уровнях управления;
2) ликвидация догматизма в организации корпоративного управления, максимальное поощрение самостоятельности и инициативы корпоративного менеджмента в рамках общей стратегии развития;
3) адаптация управленческих кадров всех уровней управления к самостоятельности, быстрому, а потому действенному и эффективному управлению в рамках стратегии предприятия;
4) создание единой и прозрачной системы контроля управленческих решений и повышение уровня ответственности менеджеров всех уровней и сфер управления за реализацию общей стратегии, а в ее рамках – стратегий более мелких субъектов.
Итогом совместного претворения в жизнь предлагаемых принципов в рамках организации стратегического управления на «ФосАгро», должно стать сочетание свободы в решении экономических задач и личной инициативы менеджеров. Такое сочетание является безусловным конкурентным преимуществом стратегического порядка, поскольку повышает гибкость и эффективность принимаемых и реализуемых управленческих решений, снижает время реакции, учитывает при реализации стратегии «личный фактор» менеджеров (их способность выявлять и реализовывать скрытые потенциальные возможности, проистекающие из конкретики складывающейся обстановки и трудно выявляемые с других уровней управления). В свою очередь, предлагаемый стратегический подход прекрасно сочетается с конкурентными преимуществами в других областях, позволяя реализовывать стратегический замысел и захватывать стратегическую инициативу.
Заключение
Стратегическое управление организацией для российской экономики -новое, непривычное направление. Необходимость в нем появилась в ходе осуществляемых в стране политических и экономических преобразований, результатом которых стал переход от плановой экономики с централизованным стратегическим управлением целыми отраслями производства к рыночной экономике, в которой организации и предприятия различных форм собственности получили полную хозяйственную самостоятельность.
До перехода на рыночную экономику в определенных организациях и предприятиях применялись современные по тому времени системы целевого управления (комплексные системы управления качеством продукции и др.), в рамках которых осуществлялось оперативное управление различными видами и областями деятельности. Оно дополнялось стратегическим управлением развития производства со стороны отраслевых министерств. Однако, став самостоятельными, хозяйствующие субъекты оказались вне стратегического управления.
Стратегическое управление ОАО «ФосАгро» - это подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролю стратегии организации.
Стратегическое управлениеОАО «ФосАгро» призвано расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость и тем самым создать возможность своевременной ответной реакции организации на те изменения, которые происходят в ее внешней среде: на рынках удобрений и технологий, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах.
Формирование стратегии - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.
Оказаться без стратегического управления - значит, подвергнуть риску само существование организации, лишить ее возможности прогнозировать и строить планы, обречь лишь на краткосрочные, порой сиюминутные или запоздалые решения.
Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Для успеха необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Опираясь на данные анализа «ФосАгро», можно сказать, что компания уверенно движется к достижению поставленных целей, а тем самым эффективно реализует свой стратегический план.
Приложение № 1
Корпоративная структура
Приложение № 2
Выручка от реализации фософорсодержащей продукции (млн долл США) | Выручка от реализации азотных удобрений (млн долл США) |
Приложение №3