Ход деятельности.
Организационный момент.
Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом.
- Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б).
- А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).
Сегодня мы будем учить новый звук. Чтобы узнать, какой это звук, отгадайте загадки, которые придумали для вас клоуны.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает. (Бабочка)
У маленькой Катюшки
Уселся на макушке,
Не мотылёк, не птичка –
Держит две косички. (Бант)
Стоит толстуха –
Деревянное брюхо,
Железный поясок. (Бочка)
Чёрные овцы на белом поле пасутся. (Буквы)
- Как вы думаете с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? Б и Бь
Акустико-артикуляционный образ звука.
Дети произносят звук Б (В помощь детям схема).
- Дайте характеристику звуку [Б].
[Б] – согласный, звонкий, твердый (каждая характеристика проверяется - наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), твердое произнесение). Обозначаем синим цветом.
- Дайте характеристику звуку [Бь].
[Бь] – согласный, звонкий, мягкий (каждая характеристика проверяется - наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), мягкое произнесение). Обозначаем зеленым цветом.
Произношение звуков Б, Бь в слогах. Развитие координации движений.
Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на барабане, трубе и балалайке. Давайте поиграем вместе с ними.
На барабане: бам-бом-бум-бим;
На трубе: би-ба-бо-би-ба-бо;
На балалайке: ба-бо-бу-ба-бо-бу.
Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти.
Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”
Картинки с изображением: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.
Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать, какого предмета не стало. (Не стало булавки).
Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога) и т.д. про каждое слово.
Развитие фонематических представлений.
Поиграем в игру “Поймай слово”.
Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками Б и Бь. (Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом, бинокль и т.д.).
6. Физ. минутка: "Наши клоуны проснулись".
Жили-были в домике
Маленькие клоуны.
Утром клоуны проснулись,
Ручкой вправо потянулись,
Ручкой влево потянулись,
Солнцу нежно улыбнулись.
В кулачок все пальцы сжали,
Растирать все ручки стали
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
7. А вы умеете писать стихи спрашивают клоуны? Чтобы писать стихи нужно уметь рифмовать слова. Подбирать так, чтобы они заканчивались одинаково: банка-склянка, пень-день.
Давайте попробуем! Родитель читает начало предложения, а ребенок заканчивать его.
Ба, Ба, Ба, Ба,
У верблюда два горба!
Бе, бе, бе, бе,
Сидят кошки на трубе!
Бы, бы, бы, бы,
В лесу выросли дубы!
Бор, бор, бор, бор,
Галка села но забор!
Бы, бы, бы, бы,
Сушит белочка грибы!
Уги, уги, уги, уги
Все танцуют Буги-Вуги!
Чтение слогов.
Ребята, клоуны предлагают вам почитать слоги.
БА БО БЫ
БИ БУ АБ
ОБ УБ ЫБ
ИБ БА БО
- Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко.
- Назовите слог, в котором согласный звук произносится твердо.
Закрепление звука в слогах.
Сделать звукослоговой анализ слога БА.
- Сколько звуков вы слышите?
- Какой первый звук? Каким цветом обозначаем?
- Какой второй звук? Каким цветом обозначаем?
Сделать звукослоговой анализ слога БИ.
- Сколько звуков вы слышите?
- Какой первый звук? Каким цветом обозначаем?
- Какой второй звук? Каким цветом обозначаем?
Сделать звукослоговой анализ слова БОМ и БИМ.
Итог.
Бим и Бом приглашают нас потанцевать.
(Дети танцуют под веселую, ритмичную музыку).