ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНАМ
Блок
1. Фонологические условия реализации артикуляции гласных и согласных фонем в речи.
2. Артикуляционный аспект звуков речи.
3. Акустический аспект звуков речи.
4. Логопедия: предмет, объект, цели и задачи логопедии. Структура логопедии.
5. Цель и задачи логопедии.
6. Внутрисистемные связи логопедии с другими науками.
7. Межсистемные связи логопедии с другими науками.
8. Понятие гуманизма, деонтологии в логопедии.
9. Актуальные проблемы логопедии.
10. Естественнонаучная и психофизиологическая основы логопедии. Анатомо-физиологические механизмы речи.
11. Принципы и методы логопедии как науки.
12. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.
13. Исторический аспект проблемы этиологии речевых нарушений. Эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в развитии речи.
14. Внешние и внутренние причины в возникновении речевых нарушений, их взаимодействие. Причины биологические и социально-психологические, органические и функциональные, центральные и периферические.
15. Критические периоды в развитии речевой функции.
16. Понятие о полиэтиологии речевых нарушений. Понятие о «факторе риска» в речевом развитии ребенка.
17. Клинико-педагогический и психолого-педагогический подходы
к классификации речевых нарушений. Педагогические, психологические, лингвистические и клинические критерии систематизации нарушений речи.
18. Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации. Нарушения речи, выделяемые в психолого-педагогической классификации. Спорные и нерешенные вопросы классификации речевых нарушений.
19. Общие принципы обследования лиц с нарушениями речи. Методы обследования (организационные, эмпирические, статистические, интерпретационные). Схема логопедического обследования.
|
20. Общедидактические и специальные принципы логопедического воздействия. Основные формы логопедического воздействия. Методы логопедического воздействия.
21. Артикуляторные и акустические характеристики гласных.
22. Общие признаки классификации согласных звуков. Система согласных: по способу и месту образования, по участию шума, голоса, носового резонатора.
23. Дислалия: сущность, механизм, причины, симптоматика, распространенность, классификация, аспекты изучения.
24. Виды дислалии в зависимости от различных критериев анализа ее структуры.
25. Уровни нарушенного звукопроизношения, международные термины обозначения отдельных групп звуков.
26. Функциональная дислалия: причины, структура дефекта, симптоматика.
27. Механическая дислалия: причины, структура дефекта, симптоматика.
28. Методика логопедического обследования лиц с дислалией, вопросы дифференциальной диагностики.
29. Методика логопедического воздействия при дислалии.
30. Этапы логопедического воздействия при дислалии и их содержание.
31. Недостатки произношения сонорных звуков, приемы их устранения.
32. Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков, приемы их устранения.
33. Недостатки произношения средне- и заднеязычных звуков, приемы их устранения.
34. Недостатки произношения твердых и мягких согласных звуков, приемы их устранения.
35. Недостатки произношения звонких и глухих согласных звуков, приемы их устранения.
|
36. Ринолалия: сущность, механизм, причины, симптоматика, распространенность, классификация, аспекты изучения.
37. Характеристика открытой (механической) ринолалии.
38. Влияние врожденных расщелин на физическое, психическое и речевое развитие ребенка.
39. Категории детей с несращениями верхней губы и неба по состоянию психического развития.
40. Характеристика закрытой и смешанной ринолалии.
41. Методика логопедического обследования лиц с ринолалией, вопросы дифференциальной диагностики.
42. Задачи, принципы, этапы, содержание и методы логопедического воздействия при устранении ринолалии.
43. Система и содержание логопедических занятий по устранению ринолалии в дооперационный период.
44. Система и содержание логопедических занятий по устранению ринолалии в послеоперационный период.
45. Особенности логопедической работы по устранению нарушений звуковой стороны речи и голоса у детей с ринолалией.
46. Логопедическая работа по профилактике нарушений письменной речи у детей с ринолалией.
ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ
к экзамену по логопедии
(блок 1)
1. Показать на конкретных примерах роль различных факторов в возникновении речевых нарушений функционального характера.
2. Составить план беседы по профилактике нарушений речи у детей.
3. Составить перечень вопросов для сбора анамнестических данных.
4. Определить возможности использования наглядного пособия для решения коррекционно-развивающих задач.
5. Проанализировать текст беседы с родителями.
6. Определить вид речевого нарушения по описанной симптоматике.
|
7. Определить тему и задачи занятия по плану-конспекту занятия.
8. Проанализировать приемы логопедической работы по плану-конспекту занятия.
9. Продемонстрировать упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.
10. Продемонстрировать упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата.
11. Проанализировать план-конспект занятия с детьми с нарушениями речи (дислалия, ринолалия).
12. Подобрать диагностический материал для обследования звукопроизношения детей разного возраста с нарушениями речи (дислалия, ринолалия).
13. Продемонстрировать и разъяснить приемы по развитию функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
14. Составить план-конспект индивидуального логопедического занятия по устранению речевого нарушения (дислалия, ринолалия).
15. Продемонстрировать и разъяснить последовательности усложнения речевых упражнений по автоматизации звука в речи (на материале заданного звука).
16. По представленному артикуляционному профилю, определить звук.
17. Нарисуйте логопедический профиль артикуляции звука (звуки а, п, н, ц, р)
18. Дайте характеристику фонем по схеме: (фонемы с-з, ш-ж, к-г)
А) место образования звука
Б) способ образования звука
В) звонкость (глухость)
Г) твердость (мягкость)