Деловая игра: «Принятие групповых решений»




Практическая работа № 2.

«Деловая игра, направленная на групповое принятие решения, на использование невербального общения»

 

Учебная цель: получить представления об условиях проведения обсуждения в группе, научиться понимать невербальное общение.

 

Задания:

1. Изучить теоретический материал.

2. Поучаствовать в деловой игре «Принятие групповых решений».

3. Произвести необходимые записи.

Краткий теоретический материал:

Умение слушать является одним из главных показателей культуры человека. «Никто так ярко не признает свое невежество, – говорил Саади, – как тот, кто, слушая рассказ другого, прерывает его и сам начинает говорить». Поэтому, наверное, нам приятнее обращаться не с тем, кто хорошо говорит, а с тем, кто умеет слушать. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя.

Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника и создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его. Причем в любом высказывании существует, по крайней мере, два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. В этой связи обратная связь тоже может быть двух видов – отражение информации и отражение чувств говорящего.

К средствам общения относятся:

· язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;

· интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;

· мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;

· расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

Группа – это коллектив людей, которых связывают общие цели, интересы, деятельность и т.п.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединяющих целями совместной общественно полезной деятельности и сложным развитием формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Методы принятия группового решения:

1) открытое общение;

2) ролевая игра – каждый из участников выполняет предписанную ему роль, в результате игры рождается наиболее приемлемое решение;

3) групповая дискуссия – обсуждение в группе каких-либо проблем, значимых для большинства участников.

 

Ход работы:

 

Деловая игра: «Принятие групповых решений»

Процедура принятия решения включает ряд состояний, в которых участники должны:

1. Определить проблему письменно.

2. Рассмотреть ситуацию, в которой возникла проблема.

3. Снова сформулировать проблему, если ЕЕ действительно необходимо решить.

4. Сгенерировать альтернативные решения проблемы.

5. Выбрать одну альтернативу.

6. Проверить выбранное решение.

7. Реализовать выбранное решение.

8. Проанализировать - решена ли проблема?

 

Задача относительно принятия решения структурируется:

а) ситуацией, в которой возникла проблема;

б) целью, которую необходимо достичь;

в) средствами, которыми распоряжаются лица, принимающие решения.

 

Четыре листа бумаги или четыре части доски имеют следующие заголовки: ситуация, цель, средства и предложения.

Участники занятия начинают анализировать ситуацию, в которой возникла проблема. При этом происходит сбор информации от всех участников занятия и кто-нибудь из них ведет записи под заголовком «С итуация».

После получения полного описания ситуации участники занятия берутся до заполнения раздела «Цель», в котором формулируются одна или две (не более) цели.

После раздела «Цель» участники заполняют раздел «Средства», в котором перечисляются все имеющиеся средства достижения цели.

Решение о занесении в вышеупомянутые разделы тех или иных предложений участников принимаются на основании правила консенсуса, то есть члены группы, по крайней мере, не отрицают информации о ситуации, цели и средства. Если для уточнения информации требуется дополнительное время, то он должен быть выделен.

Раздел «Предложения» заполняется по правилам проведения «мозгового штурма», то есть ведущий участник группы, что ведет записи, фиксирует в этот раздел любые предложения, заявленные как способ достижения желаемой цели в конкретной ситуации при наличии описанных выше средств. При этом фаза сбора информации не должна переходить в фазу оценки предложений, которые были сгенерированы. Важным условием является также отсутствие спешки на пути к решению проблемы через предложения - группа имеет полностью отработать информацию и сгенерировать определенный объем предложений, который подлежит дальнейшей обработке.

В результате отбора внесенных предложений формируется «План действий». При этом могут быть распределены роли исполнителей или ответственных за реализацию определенных предложений. На этой стадии важно учесть степень вовлечения каждого участника занятия, что внес ту или иную предложение. Необходимо фиксировать все случаи игнорирования высказанной мысли или отказа участника группы защищать свое мнение.

Обработка и интерпретация результатов.

По окончанию занятия проводится обсуждение выполненной работы. Члены группы рассказывают о том, что помогало им в работе и что мешало, или способствовало их работе по принятию решений.

Пример управленческой задачи, что требует слаженного группового принятия решения и его реализации:

«Вы директор средней общеобразовательной школы в небольшом городке. Во время занятий учащихся второй смены в микрорайоне отключают электроэнергию. Происходит это поздней осенью или в начале зимы. Определите проблему, особенности ситуации, имеющиеся средства и сформируйте набор предложений для ее решения».

Контрольные вопросы:

1. Дать определение следующих понятий: цель общения, группа, коллектив.

2. Что относится к средствам общения.

3. Как структурируется задача относительно принятия решения по проблеме?

4. Назвать методы принятия группового решения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: