Групповая динамика и позиция ведущего




Опыт работы с группами показывает, что все они развиваются на основе закономерностей групповой динамики и проходят определенные стадии, указанные еще Б. Тукманом: зависимое и исследующее поведение; разрешение внутригрупповых конфликтов; сплоченность и эффективное решение проблем.

Б. М. Мастеров предлагает различать тренинговые группы со спонтанной и управляемой динамикой, подразумевая разные уровни доминирования ведущего. Частая смена ведущих, стилевое разнообразие в ведении Work-shop в целом создает невысокий уровень доминирования ведущего, поэтому профессиональные психологические конференции проходят можно рассматривать как группу со спонтанной динамикой. Вместе с тем при хорошей организации конференций основные стадии групповой динамики, хоть и не так ярко, но все-таки проявляются во время проведения Work-shop.

Для описания процессов, которые происходят на психологических конфренциях и интенсивах очень подходит концепция О.В.Немиринского, который для анализа групповой динамики вводит такое понятие, как ведущий контекст самосознания. Под контекстом самосознания имеются в виду представленные в форме оппозиции ("Я-Ты", "Мы-Они" и т. п.) рамки осмысления своего поведения. Для различных стадий групповой динамики можно выделить различный ведущий контекст индивидуальных изменений. На первой стадии ведущим контекстом осознания индивидуальных изменений является оппозиция "Мы-Они". Это стадия идентификации с группой, с социально целым (с "Мы"). "Они" при этом относится к внегрупповому пространству. На второй стадии, стадии обретения ответственности, акцент смещается на оппозицию "Я-Они", отражающую противопоставление себя другим членам группы ("Они" другие члены группы). Третья стадия – стадия "Я-Ты"-отношений. Это период проживания способности к близости и любви. Четвертая стадия – стадия обращения к своей экзистенциальной уникальности. Ее ведущий контекст может быть определен как "Я-Я". Таким образом, групповой процесс в тренинге предстает как путь к Я, путь участников к своему Я, и через него – к Я других людей [5].

Данный подход позволяет найти место каждого Work-shop в общей динамической структуре конфренции (Например: Work-shop посвященные проблеме детско-родительской сепарации лучше проводить в начале второго дня работы конференции, когда уже образовалась некоторое общее поле «Мы» и участники готовы к дифференциации; Work-shop про близость будет эффективным в третий день и пр.). На общую динамику конференции необходимо опираться при выборе групповых экспериментов[13] и собственной позиции в группе.

По мнению И.Вачкова [6], именно личность психолога (а не уровень его профессиональной подготовки или подход, им проповедуемый) является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность Work-shop. Личностные особенности действительно во многом определяют позицию ведущего в группе и все-таки настоящие професисоналы должны обладать широким репертуаром тренерских ролей.

По Ялому, психотерапевт может выступать в двух основных ролях:

1. Технического эксперта (эта роль подразумевает комментарии ведущим процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения и информирование, помогающие группе двигаться в нужном направлении);

2. Эталонного участника (считается, что в этом случае групповой психотерапевт добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения и усиления динамики социального научения через достижение группой независимости и сплоченности).

Согласно С. Кратохвилу, можно выделить пять основных ролей ведущего группы:

1. АК- активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун);

2. А - аналитик (чаще всего – психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтральностью);

3. К - коментатор (эксперт, принимающий ответсвенность);

4. П - посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его);

5. ЧГ - член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами) [7].

Основные классификации тренерских ролей базируются на теоретической концепции, согласно которой факторами преобразования личностных нарушений в группе являются социальное научение и специфика отношений между терапевтом и учасниками группы. Для решения разных задач необходим разный характер отношений. Механизмом создания таких отношений является позиция ведущего группы (см. Таблицу 1).

Таким образом, при планировании Work-shop ведущий должен определиться с его основным предметом, целью, конкретными задачами, продумать содержание основных этапов и собственную позицию с учетом общего цикла работы конференции и содержания ведущего контекста самосознания участников на разных фазах групповой динамики.

 

Презентация Work-shop

«Вміла готувати, та не вміла подавати», - говорят о хозяйке, которая не заботится о сервировке стола, сочетании и времени подачи кушаний.

Все усилия по подготовке Work-shop будут напрасны, если ведущий не сумеет его представить и никто на него не придет. Не менее сложно придется ведущему, если придут не те (участники с неподходящей мотивацией скорее всего разочаруются) или на столько (слишком много или слишком мало участников создают организационные сложности и часто требуют изменения порядка ведения группы). Поэтому очень важно позаботиться о презентации, «подать» свой Work-shop так, чтобы и ведущий и участники смогли реализовать свои цели и задачи и остались довольны друг другом.

Название Work-shop это первое сообщение о будущем мероприятии. Многие участники заранее читают программы конференций и составляют для себя план посещений Work-shop, поэтому первое впечатление от названия и аннотации имеет очень большое значение: необходимо привлечь внимание и сформировать профессиональный интерес к теме. Опыт показывает, что наибольший интерес вызывают названия Work-shop состоящие из двух частей – образно-символической (метафоры, афоризмы, незаконченные или парадоксальные высказывания и пр.) и предметно-логической (описание предмета, подхода или методов). Примером применения такого подхода является название данной статьи.

Аннотация к Work-shop используется организаторами конференции при составлении программы, иногда распечатывается для участников. Обычно аннотация включает цели и задачи, описание основных процедур и специальных условий (пожелания по количеству участников, оборудованию, помещению), необходимого времени для проведения Work-shop. Хорошая аннотация является свидетельством компетентности и серьезности намерений ведущего, работает на его имидж в сообществе.

Презентация Work-shop перед началом может содержать следующие информационные блоки:

· Сообщение о том, как возникла идея Work-shop у его автора. Личностная включенность, увлеченность и заинтересованность темой Work-shop ведущего является лучшей рекламой. Можно сказать несколько слов о своей личной мотивации или связи обсуждаемой проблемы с личным опытом.

· Информацию о содержании Work-shop: основные теоретические идеи и методические решения (структура, предполагаемые процедуры и пр.)

· Для кого предназначен Work-shop: адресное приглашение, учет возможных ожиданий участников обычно очень приятно и располагает к ведущему Work-shop.

· Информация о месте проведения Work-shop[14] или месте расположения ведущего после окончания презентаций, для того, чтобы желающие могли к нему подойти.

Старайтесь говорить не быстро, громко и эмоционально (небольшая экспрессия- жестикуляция, перемещения в пространстве, живая мимика – позволят справиться с волнением и оживят сообщение). Хорошо воспринимаются интерактивные действия ведущего во время презентации (открытые вопросы к аудитории, предложения разделиться по какому-то признаку, поднять руку и т.п.). Вместе с тем, важно не затянуть какую-то из частей и помнить, что общее время устной презентации не должно превышать 5-и минут

Заключение.

В заключении хочу заметить, что хороший Work-shop на профессиональной психологической конференции получается в только результате профессионального творчества, ориентации ведущего на развитие и интеграцию в сообщество. Конкурентные мотивы и прагматическая ориентация (показать себя, чтобы пригласили в программы, чтобы пришли клиенты и пр.) делают ведущего слишком зависимым от внешней оценки, а значит скованным и неинтересным для окружающих.

Не стоит выходить с «сырым» проектом, если Вы неуверенны в себе - лучше подождать пока сформируется готовность.

Вместе с тем, не стоит отказываться, если Вас приглашают. Смело принимайте вызов и дерзайте! Не боги горшки обжигают.

Литература:

1. Б. Д. Карвасарский Психотерапевтическая энциклопедия. 2-е издание, 2000 г.

2. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в гештальт: теория и практика. – СПб.: Речь,2005.

3. Гронский А. Классическая гештальт-группа. // Российский гештальт (выпуск 3) / Под ред. Н.Б. Долгополова, Р.П. Ефимкиной. - Новосибирск: Научно-практический центр психологии НГУ, 2001. – С. 62-69.

4. Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М., план изд-ва "Смысл", 1999.

5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. - М: Издательство "Ось-89", 1999.

6. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990 - СПб.: Питер Ком, 1998.

 


[1] Так метко выразился мой коллега, гештальттерапевт Георгий Кушнир описывая общую ориентацию профессионального психотерапевтического сообщества внутрь самого себя.

 

[2] Благодарю за совместный опыт А.Мартынову, О.Шпилевскую, Г.Костинскую, В.Хандригу и др. участников группы.

[3] Фестиваль (фр. festival, от лат. festivus — праздничный) — массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства.

[4] Нау́чная конфере́нция (англ. Academic conference) — форма организации научной деятельности, при которой исследователи (не обязательно учёные или студенты) представляют и обсуждают свои работы. По своему статусу научная конференция занимает промежуточное положение между семинаром и конгрессом.

[5] Интерес представляют приемы и способы профессиональной фасилитации данного процесса.

[6] По прежнему сохраняется интерес к профессиональным компетенциям, позиции и стилю ведущего, но данные вопросы достаточно редко становятся темой для Work-shop, так как содержат профессиональный вызов ведущему. Он вынужден выступать в качестве модели и образца для наследования, иначе форма и содержание Work-shop противоречат друг другу.

[7] На одном из семинаров Ж.М.Робин рассказывал о том, что у них в институте проводится регулярная группа развития коммуникативной компетенции, направленная на расширение репертуара и поиск новых речевых конструкций для терапевтов в различных ситуациях работы с клиентом и с группой.

На некоторых конференциях успешно проводятся мастер-классы по работе с голосом и особенностями речи психотерапевта.

На Крымском психотерапевтическом семинаре в конце 90-х большой популярностью пользовались Work-shop, на которых психотерапевты обучались произносить матерные слова и цену на собственные услуги.

[8] Когда ведущие приезжают на конференцию непосредственно накануне своего Work-shop, они при всем желании не могут быть достаточно включенными. Их презентации и Work-shop могут вырывать участников из общего контекста, нарушать целостность процесса конференции.

[9] Многие тренеры отмечают, что в последние годы общий уровень открытости и доверия участников конференций стал выше. Если раньше приходилось прилагать специальные усилия для обеспечения безопасности в группе, то сейчас большинство участников готовы к самораскрытию уже в первые часы

[10] Когда участников Work-shop много (больше 20) или, наоборот, конференция камерная (все участники знакомы), а достижение цели не зависит напрямую от вовлеченности в групповой процесс большинства шеринг можно не проводить. Попробуйте задать себе вопрос, как будет развиваться группа, если шеринга не будет. Если ничего ужасного на ум не приходит вполне можно пожертвовать этой процедурой во второй и, особенно, в трений день в пользу итогового шеринга. В первый день работы конференции шеринги начала группы на всех Work-shop лучше проводить.

[11] Способ распределения на подгруппы определяется ведущим заранее с учетом значения человеческой близости и профессиональной иерархии для предстоящей работы. Опыт показывает, что работа в подгруппах проходит менее эффективно, если в них объединяются близкие друзья или родственники.

[12] Если группа практикующих специалистов разноуровневая можно организовать методическое обсуждение в подгруппах с разными вопросами для обсуджения.

[13] Возможно, что придуманная ранее процедура проведения Work-shop окажется неподходящей в ситуации его перенося на другой день. Возможно, что общая динамика конференции ускориться или замедлиться в силу определенных причин, тогда ведущим Work-shop придется на ходу придумывать более подходящие эксперименты.

[14] При хорошей организации конференции данный пункт выполнять не обязательно. Однако из опыта участия в разных конференциях знаю, что чаще всего места для проведения Work-shop определяются сразу после их презентации в зависимости от количества участников групп. Часто получается, что во время общей суматохи участники не могут найти тот Work-shop, который хотели и идут за большинством. Поэтому ведущий Work-shop сам должен заботиться о некоторых организационных аспектах его провеждения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: