Цели и задачи.
Все многообразие структурно-организационных решений при проведении Work-shop определяется его основной целью и вытекающими из нее задачами. Цель определяет тип группы, позицию ведущего и участников в групповом процессе. Поэтому прежде чем начать подготовку своего Work-shop, необходимо определиться с целью.
Цель каждого конкретного Work-shop определяется целью конференции в целом и составом ее участников. В последние годы в организации профессиональных психологических конференций наметилась общая тенденция перехода от фестиваля[3] к научной конференции[4].
В конце 90-х годов и в начале нашего века основной целью конференций была популяризация практической психологии и различных направлений психотерапии. В задачи ведущих Work-shop входили презентация подходов, самых общих идей и мотивация участников. Востребованными становились харизматичные и соблазняющие психотерапевты, способные устроить яркое шоу от психологии на 2-3 часа.
В настоящее время сформировавшиеся профессиональные сообщества и организации решают задачу легитимизации сферы профессиональной психологической помощи. В фокусе внимания специалистов все чаще оказывается не только захватывающий процесс самопознания[5], но и его результат: улучшение состояния, личностное развитие, повышение качества жизни клиента и психотерапевта и пр. Основной целью профессиональных конференций становится обмен опытом работы, повышение профессиональной квалификации, обеспечение чувства принадлежности к сообществу при достижении методологического и ценностно-ориентационного единства с коллегами. Качественно изменился и состав участников конференций: количество практикующих специалистов сравнялось, а иногда и превышает количество начинающих (студенты). Просто интересующихся участников (клиенты) на конференциях становится все меньше. Этими факторами обусловлено смещение акцента в работе с личности ведущего[6] Work-shop на методы и способы его работы с клиентом или группой.
|
Основное отличие профессиональной конференции практикующих психологов (психотерапевтов) от других специальностей состоит в том, что работу надо показывать, а не рассказывать о ней. Самое лучшее сообщение или доклад не могут передать специфические особенности условий, созданных специалистом: необходимые характеристики поля группы или терапевтических отношений. Демонстрация осуществляется в группе, которая должна быть максимально подходящей для реализации задач Work-shop. Например: если ведущий собирается показать работу с психосоматическим расстройством, в группе должны найтись потенциальные клиенты, создана атмосфера безопасности и доверия для их самораскрытия, обеспечена экологическая защита для наблюдателей и пр.
Важно понимать, что по своему жанру Work-shop – это не терапевтическая группа, а скорее группа активного социально-психологического обучения. Собственный опыт проживания группы участниками дает им возможность расширить профессиональный репертуар, личное осознавание в заявленной области, углубить теоретические представления о проблеме и методах работы с ней.
Д.Б.Карвасарский в зависимости от целей выделяет следующие виды обучающих групп для практикующих психологов:
1. Социально-психологический тренинг,целью которого является повышение компетентности в сфере профессионального межличностного общения в системе клиент-терапевт.
|
2. Балинтовские группы,целью которых является анализ и совершенствование терапевтических отношений. В таких группах внимание уделяется, преимущественно, личностным позициям и установкам, проблемам и конфликтам психотерапевта, препятствующим достижению оптимального контакта с клинетом и эффективности работы.
Основные задачи балинтовских групп состоят в осознании личностных «слепых пятен», блокирующих профессиональные отношения с клиентом и психопрофилактике участников группы, основанная на возможности проработки неудачных случаев в ситуации групповой поддержки.
3. Супервизорские группы (супервизия в индивидуальной и в групповой формах), направленные на приобретение в групповой ситуации опыта собственной практической работы, получение от коллег профессиональной обратной связи,обсуждение трудных случаев с точки зрения профессиональных навыков.
4. Тренинговые психотерапевтические группы проводятся с целью развития и совершенствования способности человека воспринимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия.Основные задачи тренинговых психотерапевтических групп состоят в следующем: а) приобретение в процессе непосредственного взаимодействия в группе новых знаний в области клинической и социальной психологии, психологии личности и группы, биопсихосоциальной концепции человека, б) обучение методическим приемам и техникам психотерапии, в) ознакомление с групповой динамикой,повышение чувствительности к групповым процессам, развитие навыков использования групповой динамики в психотерапевтических целях,г) познание себя, развитие самосознания, личности, совершенствование навыков саморегуляции [1].
|
На конференциях гештальттерапевтов группы социально-психологического тренинга проводятся редко, так как концепция коммуникативной компетенции гештальттерапевта только начинает формироваться[7], балинтовские и супервизорские группы проводятся на каждой конференции и могут стать началом для долгосрочного проекта после ее окончания, но основной формой для Work-shop является тренинговая терапевтическая группа.
Конкретные задачи такой группы могут охватывать 6 основных сфер:
1. Групповые процессы: формирование межличностных отношений и изучение процессов, происходящих в малых группах; повышение чувствительности к групповым процессам; развитие умений успешно вмешиваться во внутригрупповые ситуации; развитие умений использовать групповые процессы в терапевтических целях.
2. Познание других людей: расширение межличностного сознания (т. е. знания о других людях) и диагностических умений в межличностной сфере; развитие и совершенствование способности наблюдать, воспринимать и понимать психологические проявления и своеобразие других людей; развитие способности применять различные теоретические подходы для интерпретации и прогнозирования поведения других людей.
3. Самосознание: познание себя и совершенствование самопонимания; расширение сферы самосознания; усиление чувства самоидентичности; развитие личности; совершенствование навыков саморегуляции.
4. Теоретический аспект: приобретение в процессе непосредственного взаимодействия в группе новых знаний в области психотерапии, психологии личности и группы, клинической и социальной психологии, биопсихосоциальной концепции человека; формирование четких представлений об обусловленности основных направлений психотерапевтической практики соответствующими концепциями нормы и патологии (подходами к пониманию личности и природы личностных нарушений).
5. Методический аспект: ознакомление с методическими приемами и техниками психотерапевтической работы с клиентом в группе; развитие навыков использования групповой динамики в психотерапевтических целях.
6. Деонтологический аспект: формирование представлений о деонтологических и этических аспектах психотерапевтической практики [1].
Цель Work-shop определяется также степенью овладения терапевтом его предметом:
· если терапевт работает в заявленной области достаточно долго и накопил опыт, который может и хочет передать другим, целью может стать презентация;
· если терапевт заметил, что нашел удачный прием, новую концептуализацию, но чувствует, что идеи нуждаются в верификации, обсуждении коллег и уточнении, тогда его цель – апробация;
· если терапевт обнаружил малоисследованную область психотерапии, отсутствие в теории и практике путей и способов решения актуальной для общества проблемы, он может заявить на конференции Work-shop с целью ее феноменологического исследования, привлечения внимания профессионального сообщества к образовавшемуся дефициту.
Такой подход позволяет увидеть логику организационного построения Work-shop, определить необходимое время для его проведения и позицию ведущего (см. Таблицу 1).
Основные этапы Work-shop
Каждый Work-shop – это целостное законченное событие, и вместе с тем он является частью большего события – конференции в целом. Для понимания значения основных структурных этапов Work-shop представляется полезным использовать модель цикла контакта П.Гудмана (см. Рис.1-2) [2, с.138].
Рис. 1. Этапы трехдневной конференции.
Таблица 1. Цели и структура Work-shop
№ п/п | Предмет | Цель | Необходимость проведения основных этапов | Желательное время | Позиция ведущего | |||||
Шеринг начала группы | Концептуальное сообщение | Групповой эксперимент | Индивидуальная сессия | Методическое обсуджение | Итоговый шеринг | |||||
1. | Особенности направления психотерапии (на примере гештальт-терапии) | Презентация | + | +++ | + | ++ | 2 часа | АР, А | ||
Апробация | ++ | + | + | + | ++ | + | 3 часа | К, П | ||
Исследование | +++ | + | +++ | 1,5 часа | П, ЧГ | |||||
2. | Возможности конкретного метода или приема (психотерапевтические метафоры, техника пустого стула, аутентичное самораскрытие терапевта и пр.) | Презентация | + | +++ | + | ++ | 2 часа | АР, А | ||
Апробация | ++ | + | + | + | ++ | + | 3 часа | К, П | ||
Исследование | +++ | + | +++ | 1,5 часа | П, ЧГ | |||||
3. | Работа с определенной психологической проблемой (например: зависимости, потери, одиночество, хроническая усталость и пр.) | Презентация | + | +++ | + | ++ | 2 часа | АР, А | ||
Апробация | ++ | + | + | + | ++ | + | 3 часа | К, П | ||
Исследование | +++ | + | +++ | 1,5 часа | П, ЧГ | |||||
4. | Работа с определенной категорией клиентов (например: беременные женщины, семьи и пары, организации в процессе внедрения инноваций и пр.) | Презентация | + | +++ | + | ++ | 2 часа | АР, А | ||
Апробация | ++ | + | + | + | ++ | + | 3 часа | К, П | ||
Исследование | +++ | + | +++ | 1,5 часа | П, ЧГ | |||||
5. | Соединение 2-х возможных предметов (например: использование метафоры в работе с психосоматикой; гештальт-подход в сопровождении организационных изменений; работа с семьей при потере ребенка и пр.) | Презентация | + | +++ | + | ++ | 2 часа | АР, А | ||
Апробация | ++ | + | + | + | ++ | + | 3 часа | К, П | ||
Исследование | +++ | + | +++ | 1,5 часа | П, ЧГ |
+ возможно; ++ желательно; +++ необходимо; АР - активный руководитель; А -аналитик; К - комментатор; П -посредник; ЧГ -чл.группы
Рис.2. Основные этапы Work-shop.
Состояние, потребности и уровень энергии участников меняются в течение конференции. Ответственность ведущих Work-shop состоит в том, чтобы быть достаточно сенситивными к общей атмосфере, обеспечивать преемственность[8] в работе и последовательно проводить участников по циклу контакта, обеспечить приращение Self участников конференции на каждом этапе. Таким образом содержание основных процедур Work-shop определятся не только его целями, но и этапом конференции в целом.
Шеринг начала группы важен для осознания участниками группы своих интересов и потребностей в контексте темы Work-shop, создания общего поля и необходимой атмосферы[9]. В зависимости от цели, типа группы, этапа конференции, темы и количества участников шеринг может быть более развернутым или очень кратким (иногда его можно вообще не делать[10]). Это зависит от ведущего, который может фасилитировать процесс (используя активное слушание и уточняющие вопросы) или применять супрессивные техники (заранее ограничить время шеринга, останавливать тех, кто говорит долго и развернуто и др.). Шеринг может быть задан так, чтобы активизировать функцию ID («Кто прямо сейчас готов рисковать?», «Вспомните ситуации, когда Вы чувствовали себя неуверенно») или Personality («Представьтесь и расскажите немного о себе в контексте темы Work-shop»; «Каждый понимает одиночество по своему. Что это для Вас?»). Так ведущий может подготовить почву для следующего этапа работы: если сразу после шеринга предполагается групповой эксперимент или индивидуальная сессия важно активизировать ID, если предполагается мини-лекция, аудио или видео презентация – тогда важно опираться на Personality.
Концептуальное сообщение ведущего обычно проводиться в форме небольшого устного доклада (возможно использовании доски или проектора) о новых теоретических идеях или методах работы. Поскольку время Work-shop ограничено, больше 20 минут на сообщение ведущего выделить не возможно. С учетом того, что следующим этапом Work-shop будет индивидуальная или групповая работа, ведущему необходимо своим сообщением поднять уровень энергии в группе и обеспечить готовность к активной работе. Это достаточно сложно, поэтому выступление необходимо готовить заранее, включать в него апелляции к личному опыту участников, яркие примеры, интерактивные процедуры.
Групповой эксперимент может быть основной процедурой Work-shop, тогда это должна быть более-менее завершенная процедура с прогнозируемым результатом. Участники предварительно делятся подгруппы (пары, тройки, четверки)[11] или вся группа работает под руководством ведущего (например: мозговой штурм; исследование динамических процессов в группе (игра «Королевство»); групповые эксперименты с регрессией и пр.). Если одновременно работают несколько подгрупп ведущий Work-shop обеспечивает синхронизацию работы подгрупп во времени.
Также небольшой групповой эксперимент может быть разогревающей процедурой перед индивидуальной работой. Тогда важно во время его проведения создать незавершенный гештальт (Например: в парах клиент-терапевт терапевты работают над прояснением запросов в контексте темы Work-shop; участники создают образ своей проблемы: рисуют, лепят, сочиняют сказку и пр.)
Индивидуальная сессия является основным инструментом работы классической гештальт-группы. А.Гронский отмечает, что в этой модели работы в фокусе внимания группы находится участник, который вышел на «горячий стул» и с помощью терапевта работает со своими личностными проблемами, сновидениями, фантазиями или другим психологическим материалом. Несмотря на свои ограничения, эта модель сохраняет актуальность, особенно в группах имеющих дидактические цели. Очевидно, что ведущий должен свободно владеть практикой проведения индивидуальных сессий. Однако, чтобы групповая работа была успешной для него не менее важно быть чувствительным к групповым процессам, уметь их регулировать и использовать в терапевтических целях. Иначе, даже при самом благоприятном развитии событий, группа превратится лишь в демонстрацию работы терапевта, театр одного актера, и будет утрачен ее собственный терапевтический потенциал [3].
Для демонстрационной работы на Work-shop важно не ошибиться с выбором клиента: с одной стороны он должен иметь высокую актуальность работы в контексте заявленной темы и в то же время обладать достаточным уровнем личностной зрелости, открытости и психологической устойчивости, чтобы работать в условиях конференции. Как уже было отмечено выше, Work-shop не терапевтическая группа, а обучающая. Это означает, что во время проведения индивидуальной работы задача терапевта состоит не только в том, чтобы «вылечить» своего клиента, а в большей степени в том, чтобы показать остальным участникам особенности его психологической организации и связанные с ними стратегию и тактику терапевтической помощи.
После проведения индивидуальной работы в группе обычно проводится эмоциональный шеринг для остальных участников.
Методическое обсуждение индивидуальной сессии и групповых экспериментов проводится только если подавляющее большинство участников Work-shop практикующие специалисты. Обсуждение проходит более интересно, если участники обладают примерно одинаковым уровнем профессиональной компетенции[12].
Итоговый шеринг обеспечивает ассимиляцию результатов работы Work-shop и обеспечение прироста Self каждого участника. Основное время итогового шеринга должно быть посвящено дидактическим аспектам («Что берете в свою профессиональную деятельность?», «Какие идеи Вам показались интересными?» и т.п.). Если в формате работы конференции предусмотрены вечерние процесс-группы, во время итогового шернига можно помогать заряженным участникам формулировать свои запросы для работы в этой группе, если такие группы не предусмотрены, важно хотя бы в некоторой степени обеспечить эмоциональное отреагирование. Особенно важно проводить качественный итоговый шеринг в последний день конфренции, когда задача ассимиляции итогов конференции становится ведущей.