Функции педагогической науки.




Определены ее предметом. Имеется в виду определение теоретических и технологических задач,

Теоретическая функция осуществляется на трех уровнях:

описательная – предполагает исследование опыта ученых-педагогов.

диагностический уровень – предполагает выявление эффективности деятельности преподавателя и учащихся, установление причинно-следственных связей;

прогностический уровень – на этом уровне создаются определенные теории обучения и воспитания.

Технологическая функция:

проективный уровень – предполагает формирование критериев и принципов построения учебного пособия;

преобразовательный уровень – изучает и внедряет опыт педагогической науки;

рефлексивный уровень – предполагает определение влияния результатов исследований на практику и последующую коррекцию.

Задачи педагогики:

· Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.

· Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.

· Прогнозирование образования.

· Внедрение результатов исследования в практику.

 

2. Категориальный аппарат педагогики

Педагогическими категориями называют основные педагогические понятия, к которым относится воспитание, самовоспитание, социализация, образование, обучение.

Одним из основных понятий в педагогической науке является понятие

воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Социальное воспитание – это приобщение к достижениям человечества в науке и искусстве, общении с природой. Существует множество институтов, одной из главных целей которых является именно направленная воспитательная деятельность, к ним относится семья, рабочие коллективы, общеобразовательные учреждения.

Самовоспитание - это важнейшее качество человека. Уже в младшем школьном возрасте ребенок начинает осознавать себя, как отдельную личность. Задача педагога в данном случае оказать помощь в стремлении и осуществлении процесса самовоспитания.

Социализация происходит в результате взаимодействия человека с окружающим миром. Процессом социализации движет занимать в обществе определенное место и стремится быть значительной личностью.

Образование – это процесс восприятия, усвоения и умения использования знаний. В общем смысле процесс образования подразумевает овладение человека определенными навыками и умениями в какой либо области. В результате образования должна быть сформирована личность, умеющая применить полученные знания для квалифицированной профессиональной деятельности. В результате образования развиваются и такие личностные качества как интеллигентность, нравственность, эмоциональная устойчивость.

Обучение – это аппарат образования, то есть для обеспечения человека должным образованием нужно хорошо и правильно обучать его.

Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия учеников и учителей. С точки зрения учеников это процесс освоения новых знаний. Учитель же со своей стороны принимает на себя руководящую роль, опираясь на возрастные, социальные и другие особенности обучаемых. Обучая, педагог еще и воспитывает своих учеников, прививая им попутно нравственные, мировоззренческие установки.

 

3. Задачи педагогики на современном этапе. Приведите конкретные примеры того, как решаются основные задачи педагогической науки.

Основные задачи педагогической науки состоят в познании закономерностей воспитания, анализе, изучении и обобщении передового педагогического опыта, организации фундаментальных, прикладных исследований, уточнении и дальнейшем развитии понятийно-категориального аппарата, совершенствовании содержания, организационных форм, методов воспитания и обучения, создании новых эффективных педагогических технологий, разработке проблем последипломного образования, совершенствовании экономики и планирования в системе образования, разработке конкретных рекомендаций, направленных на эффективное функционирование учебно-воспитательного процесса. Каждый из разделов общей педагогики имеет свой комплекс задач, исходя из которого определяется научная проблематика, актуальная на данный исторический период. На современном этапе значительно актуализируется и такая задача, как реформирование системы образования. Большая роль в решении этой сложной задачи отводится педагогической науке, призванной обосновать цели, принципы, концептуальные основы реформирования, проанализировать реформаторский опыт.

 

4. Система педагогических наук. Приведите пример взаимовлияния педагогической науки и практики.

Педагогика состоит из различных педагогических систем, направленных на достижение всех категорий педагогических наук.

Общая педагогика - исследует основные закономерности воспитания.

История педагогики - эта наука изучает развитие педагогической науки в различные исторические эпохи.

Сравнительная педагогика - она исследует закономерности развития, функционирования образовательно-воспитательных систем в различных странах вследствие нахождения сходств и различий.

Возрастная педагогика - изучает особенности развития личности на разных возрастных этапах. В зависимости от возрастных характеристик различают преддо-школьную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднеспециального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику взрослых.

Специальная педагогика - она разрабатывает формы и принципы воспитания и образования людей, имеющих отклонения в физическом развитии. Специальная педагогика, еще ее называют дефектологией, делится на ряд отраслей: сурдопедагогика (работа с глухими и глухонемыми людьми), тифлопедагогика (работа со слепыми и слабовидящими людьми), олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми), логопедия (работа с детьми, у которых наблюдается расстройство речи).

Методика преподавания различных дисциплин - содержит специфические закономерности обучения конкретным дисциплинам, например математике, информатике, литературе и т. д.

Профессиональная педагогика - она изучает закономерности, разрабатывает принципы, технологии воспитания человека, выбравшего конкретную профессиональную деятельность. В зависимости от профессиональной направленности различают инженерную, военную, медицинскую педагогику.

Социальная педагогика - содержит разработки, как теоретические, так и практические, в области внеурочного воспитания детей. Для достижения данной цели создаются образовательно-воспитательные учреждения, такие как клубы, спортивные секции, кружки различных направлений и т. д. Данные учреждения направлены на повышение уровня культуры личности, ее развития, проявления творческих способностей.

Исправительно-трудовая педагогика - содержит закономерности работы с лицами, находящимися в заключении за совершение преступления.

Сравнительная педагогика - анализирует воспитательные и образовательные учреждения различных стран, находит их сходства и различия для дальнейшего совершенствования.

Лечебная педагогика - направлена на разработку методов и принципов обучения больных детей. Создаются интегрированные методы обучения в щадящем режиме в процессе лечения.

 

5. Методология и методы педагогических исследований. Приведите пример использования одного или нескольких теоретических методов научного исследования.

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Общая методология педагогики предполагает учёт:

· Основных положений и принципов материалистической диалектики;

· Закона единства и борьбы противоположностей;

· Закона перехода количественных изменений в качественные;

· Закона отрицания, в соответствии с проявлением которого, формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, затрудняет функционирование отрицательных характеристик;

· Основных категорий материалистической диалектики;

· Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества;

· Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли;

· Положений идеалистической философии, где первичным считается сфера сознания и чувств человека, его отношений.

Специальная методология педагогики ориентирует на учёт:

· Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него;

· Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности;

· Единства воспитания и самовоспитания личности.

Частная методология педагогики предполагает учёт:

· Закономерностей;

· Принципов;

· Методов обучения и воспитания.

Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений. Выделяются следующие их особенности:

· Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены; недопустимость риска для здоровья и развития);

· Неповторимость;

· Неоднозначность (т.к. влияют многие причины).

Принципы выбора методов исследования:

· Принцип адекватности метода существу изучаемого явления;

· Принцип совокупности методов исследования.

 

6. Целеполагание в педагогике

Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Цели составляют ступенчатую систему:

· государственные цели;

· цели отдельных образовательных систем и этапов образования;

· цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста;

· цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия.

· глобальная или идеальная цель – это воспитание всесторонне развитой личности.

· конкретно-историческая цель - сформулированная с учетом особенностей исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры;

· цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях - конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного.

· Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

Необходимость всестороннего развития личности обоснована:

· высоким уровнем требований технико-экономического развития к личностным качествам;

· потребностью самого человека в развитии своих задатков, с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

В истории педагогики были разные подходы к определению сущности данной цели:

· всестороннее развитие задатков ребенка,

· раскрытие его творческих возможностей,

· формирование общественно и личностно значимых качеств.

Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание.

Целеполагание выделяют:

· свободное - организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания;

· жесткое - и цели, и программа действий задается школьникам педагогом;

· интегрированное - цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

Источниками целеполагания являются:

· педагогический запрос общества;

· ребенок;

· педагог.

Педагогическое целеполагание включает следующие этапы:

· диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности;

· моделирование педагогом воспитательных целей и задач;

· организация коллективного целеполагания;

· уточнение целей и задач, составление программы педагогических действий.

Целеполагание предполагает выделение перспективы промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения.

В педагогике принято различать:

· собственно педагогические задачи, направленные на изменение ученика, его личностных качеств

· функциональные педагогические задачи - задачи отдельного педагогического действия

Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива.

 

7. Факторы формирования личности

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов:

· генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей

· влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли.

· влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей.

· влияние социального окружения. Этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах.

· индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

 

8. Понятие о педагогическом общении. Стили педагогического общения. Приведите конкретные примеры педагогических ситуаций из школьной практики грамотного разрешения учителем конфликтной ситуации.

Педагогическое общение - профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

Синтез основных характеристик образует педагогическую систему, которая осуществляет организуемое педагогическим коллективом обучение и воспитание личности.

Педагогическое общение характеризуется: тройной направленностью (на учебное взаимодействие, на обучающихся и на предмет изучения) и тройной ориентированностью его субъектов: (личностной, социальной и предметной)

Стили педагогического общения:

Авторитарный. Педагог, исходя из собственных установок, определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Демократический. Такой стиль характеризуется сотрудничеством участников педагогического взаимодействия.(продуктивный)

Попустительский. Этот стиль общения характеризуется стремлением педагога практически не включаться в педагогическую деятельность. Такое поведение педагога объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты.

 

9. Воспитание как категория педагогики. Сущность процесса воспитания

Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности, который предполагает системное и организованное развитие физических и духовных сил личности. Это направленное влияние на человека с целью формирования у него определенных знаний, умений, навыков. Независимо от уровня своего развития люди постоянно находятся во власти воспитательных воздействий и воздействуют сами. Б.Т. Лихачев рассматривает воспитание с различных точек зрения, выделяя три основные концепции:

· «воспитание – необходимая и обязательная часть той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание человека»;

· с социально-культурной точки зрения воспитание представляет собой «объективный социальный механизм передачи между поколениями жизненно важного опыта»;

· с философско-религиозной позиции «воспитание является тем божественным механизмом, с помощью которого осуществляется передача веры из поколения в поколение».

Сущность воспитания отражается в конкретном историческом процессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обществе, именно благодаря ему осуществляется передача культурного опыта, знаний и трудовых умений и навыков. Назначение воспитания состоит во взаимодействии поколений, обогащении опыта последующих поколений.

10. Закономерности и принципы процесса воспитания.

Закономерности воспитания – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса. Выделение той или иной закономерности обусловлено тенденциями развития общества и характером развития педагогической науки.

Внешние закономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. Цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности.

Внутренние закономерности характеризуют связи между: компонентами воспитательного процесса (целями, содержанием, методами, средствами и формами); характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников; Среди внутренних закономерностей воспитательного процесса можно выделить следующие:

· воспитание всегда связано с обучением;

· цели, содержание, методы воспитания закономерно связаны между собой. Изменения одного компонента ведут к изменениям других структурных компонентов воспитательного процесса;

· эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальным выбором методов, форм и средств воспитания, проводимым на основе учета объективных и субъективных факторов, характерных для данной личности или группы лиц;

· чем активнее участвует личность в воспитательном процессе, тем успешнее он осуществляется;

· воспитательный процесс считается эффективным, если в ходе его организации нравственные понятия и привычки личности формируются в неразрывном, целостном единстве.

Закономерности присутствуют в воспитательном процессе всегда. Принципы воспитания – положения, в которых выражены основные требования к содержанию и методам организации воспитательного процесса. Эти требования таковы:

· обязательность (если педагог не будет соблюдать принципы воспитания в своей профессиональной деятельности, воспитательный процесс не будет эффективным);

· комплексность (принципы воспитания надо использовать в целостном и неразрывном единстве);

· равнозначность (среди принципов нет деления на главные и второстепенные).

В современной педагогической теории не выработано единства взглядов на выделение принципов воспитания, однако чаще других называют следующие: Персонификация- предполагает определение индивидуальной траектории в воспитании и развитии каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям.

Чтобы реализовать принцип персонификации, педагогу следует ориентироваться на следующие правила: 1) работа, проводимая с группой учеников, должна быть направлена на развитие каждого ребенка; 2) успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

Природосообразность - воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и общества, формировать у человека ответственность за окружающую природу и самого себя.

Кулътуросообразностъ – в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т. е. культуру конкретной страны. В отечественной педагогике принцип культуросообразности разрабатывали К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев – они положили в основу воспитания единство религии, быта, традиций и нравственности народа.

Гуманизации – (Сократ, Платон, Аристотель, Коменский, Локк) На современном этапе принцип гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Реализация этого принципа требует от педагога уважения прав и свобод воспитанника

Дифференциации - выбор педагогического воздействия в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в данном детском сообществе. Опора на этот принцип позволяет разрабатывать методы воспитания для определенной «категории» учащихся, выделяемых по различным основаниям: а) возрастному признаку; б) учебной успеваемости; в) гендерному признаку;

Достоинство принципа дифференциации состоит в том, что ребенок в меньшей степени ощущает себя объектом воспитания.

 

11. Нравственное воспитание школьников. Приведите примеры реализации этого направления из литературы и школьной практики.

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание.

Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Задача нравственного воспитания: социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания: беседы, коррекционные занятия, общешкольные праздники, мероприятия. Важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся лекции, диспуты, беседы.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Важно включить школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки к независимому жизнеустройству.

Очень часто взрослые оказываются неготовыми принимать ребенка таким, каков он есть, со всеми присущими ему недостатками. При условии правильно организованной воспитательной работы повышается вероятность приобретения черт нравственно - устойчивой и зрелой личности.

Воспитатель в коррекционной школе, должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создавать ситуацию их успеха в результате самостоятельного поиска.

Существуют как нравственно – положительные поступки, так и отрицательные.

 

 

12. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся. Приведите примеры реализации этого направления из литературы и школьной практики.


Трудовое воспитаниев школе, семье, в обществе — это система форми­рования работника, человека, который понимает необходимость труда, ува­жает труд и людей труда, умеет работать в избранной специальности. Это процесс формирования: трудо­любия, добросовестности, инициативы и др. Работник должен обладать гибким экономическим мышлением, чтобы найти свое место в мире труда в наше время. Современная социально-экономи­ческая ситуация в России сделала реальностью для всех слова: рыночная экономика, безработица, профессиональная подготовка и переподготовка, карьера. Это заставляет педагогическую науку и практику по-новому ста­вить вопрос о трудовой и профессиональной подготовке в школах.

Задача школы, семьи и общества — подготовить каждого выпускника к тому, чтобы он нашел свое место в жизни, в том числе благодаря работе, которая доставит ему моральное и материальное удовлетворение. Современная педагогика итогом обучения в школе считает жизненное и профессиональное самоопределение. Понятно, что жизненное самоопре­деление не ограничивается выбором профессии, но в этом процессе соци­ального и психологического становления личности играет большую роль выбор профессии, что происходит обычно в старших классах. Профессио­нальное самоопределение зависит от общих взглядов, развития, установок старшеклассника, от многих других факторов, в том числе от помощи службы профессиональной ориентации.

Педагоги должны также знать, что часть школьников работает се­годня во время учебы и летом, муниципальные органы создают рабочие места для них, и этот свободный труд подростков, очевидно, как-то меняет их сознание, отношение к жизни, влияет на развитие, социальное станов­ление. В учебно-воспитательной деятельности школ это явление пока мало учитывается.

Составной частью трудового и экономического воспитания является профессиональная ориентация — процесс оказания помощи учащимся в вы­боре профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Система профориентации включает в себя следующие компо­ненты:

· профессиональное просвещение — ознакомление учащихся с миром труда, профессий, с проблемами профессионального самоопределения;

· профессиональная диагностика — изучение учащихся с целью выра­ботки рекомендаций в выборе профессии. Диагностика может быть меди­цинской, социально-психологической, педагогической;

· профессиональная консультация — выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению;

· профессиональный отбор — выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии;

· профессиональная адаптация — процесс приспособления молодых людей к требованиям профессии и условиям производства.

Ознакомление с миром профес­сий проходит в форме бесед, экскурсий, встреч, конференций, конкурсов и пр. Развитию интересов и способностей служит работа кружков, клубов, детских центров. Для профессиональной диагностики имеются различные методики: тесты, опросники, деловые игры.

13. Эстетическое воспитание школьников. Приведите примеры реализации этого направления из литературы и школьной практики.

Эстетическое воспитание - составная часть воспитательного процесса, непосредственно направлена на формирование способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека. Основой эстетического воспитания является эстетика- наука об общих закономерностях художественного освоения действительности человеком. В процессе эстетического воспитания формируются эстетическое сознание и эстетическое поведение школьника

Эстетическое сознание - форма общественного сознания, которая реализуется как художественно-эмоциональное освоения действительности через эстетические чувства, переживания, оценки, вкусы, идеалы и т.д. и концентрированно выражается в художественном творчестве и эстетических взглядах. В процессе эстетического воспитания важно научить учащихся понимать и воспринимать красоту, наблюдая прекрасное, человек не может быть равнодушным, они переживают, чувствуя любовь или ненависть к наблюдаемому. Поэтому важно, чтобы дети умели различать действительно красивое и безобразное.

Одновременно с развитием эстетического восприятия, прививанием эстетических вкусов, у учащихся формируют эстетическое отношение к окружающей действительности, ведь человек должен не только любоваться красотой природы, памятниками культуры, но и беречь, защищать.

Большое значение имеет воспитание у школьников эстетики поведения - аккуратности в одежде, красивой осанки и манер, умение держаться непринужденно, естественно. Особым фактором эстетического воспитания является природа.

Исключительную роль в эстетическом воспитании школьников играют предметы эстетического цикла (рисование, пение, музыка). На таких уроках ученики не только получают теоретические знания по определенным видам искусства, но и приобретают соответствующих практических умений и навыков, развивают свои творческие способности. Важную роль в эстетическом воспитании школьников играет семья. Надлежащее эстетическое оформление квартиры, наличие библиотеки, художественных журналов, семейных традиций, семейный отдых на природе, совместное посещение театра создают благоприятные условия для привития эстетических вкусов.

14. Физическое воспитание. Приведите примеры реализации этого направления из литературы и школьной практики.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.
В процессе физического воспитания педагогические воздействия, а также усилия занимающихся самостоятельно, должны предусматривать развитие физических качеств, обучение двигательным действиям и формирование специальных знаний.
В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:

  • оздоровительные;
  • образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков);
  • воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию).

Общими принципами, на которых основывается отечественная система физического воспитания, являются:

  • принцип всестороннего гармоничного развития личности;
  • принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой;
  • принцип оздоровительной направленности.

 

15. Понятие о методах воспитания. Классификация методов воспитания. Опишите известную вам педагогическую ситуацию, в которой педагогом были реализованы конкретные методы воспитания.

Методами воспитания– это пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания. Опыт показывает, что взаимодействие воспитателя с воспитуемыми может осуществляться по-разному, в частности путем:

• непосредственного влияния на учеников;

• создания специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые побуждают воспитанника изменить собственное отношение к чему-либо;

• использования общественного мнения, а также мнения значимого для него человека;

• совместной деятельности воспитателя и воспитанника (через общение и труд);

• обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта, осуществляемых в кругу семьи, в процессе межличностного или профессионального общения;

• погружения в мир народных традиций и фольклорного творчества, чтения художественной литературы.

В системе методов воспитания существует несколько классификаций, выделяемых по различным основаниям.

1. По характерувоздействия на личность воспитанника:

а) убеждение, б) упражнение, в) поощрение, г) наказание.

2. По источникувоздействия на личность воспитанника:

а) словесные; б) проблемно-ситуативные; в) методы приучения и упражнения; г) методы стимулирования; д) методы торможения; е) методы руководства; ж) методы самовоспитания.

3. По результатамвоздействия на личность воспитанника выделяются методы:

а) влияющие на нравственные установки, мотивы; б) влияющие на привычки, определяющие тип поведения.

4. По направленности воздействия на личность воспитанника методы воспитания делятся на:

а) формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией; б) организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения; в) оказывающие помощь воспитанникам и направленные на оценку их поступков.

5. Бинарные методы, предполагающие выделение пар методов «воспитания – самовоспитания». Это методы воздействия на:

а) интеллектуальную сферу; б) мотивационную сферу; в) эмоциональную сферу; г) волевую сферу;

Наиболее оптимальной представляется классификация методов воспитания, выделяемая на основе комплексного воздействия на личность воспитанника и включающая методы: 1) формирования сознания личности; 2) организации деятельности и опыта общественного поведения; 3) стимулирования поведения личности.

 

 

16. Технологические правила организации педагогического общения.

Технология педагогического общения. Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми.

Воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения. Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического общения. Незнание технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок.

Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении.

Владение учителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.

Педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.

Коммуникативная задача есть та же педагогическая задача, но переведенная на язык коммуникации. В то же время коммуникативная задача, отражая задачу педагогическую, носит вспомогательный, инструментал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: