С развернутым ответом (одно слово) – 5 заданий.




Часть А.

С выбором варианта (вариантов) ответа.

Фонетика

А1. Представьте, что каждая из представленных ниже строк известной бардовской песни произносится как одно фонетическое слово. Сколько всего звонких шумных согласных мы насчитаем в этих четырех строках?

 

Кто-то от нас вдалеке,

Стиснув фонарик в руке,

Месит болото,

<…>

Ждёт вертолета.

 

Выберите один ответ.

 

a. 6

b. 9

c. 4

d. 5

e. 7

 

Правильный вариант ответа: e.

 

Объяснение: в первой строке три звонких шумных согласных ([з], [в], [д]), во второй таких звуков не представлено, в третьей и четвертой строках – по два звонких шумных ([д], [б] и [ж], [д’]).

 

Лингвистика

А2. Установите соответствие между белорусскими словосочетаниями и их русскими переводами:

 

1. хуткая вавёрка   а. краткая беседа
2. сцiслая гутарка   б. искренняя благодарность
3. вялiкая лiтара   в. государственная безопасность
4. шчырая падзяка   г. щедрая подачка
5. дзяржавная бяспека   е. быстрая белка
    ж. великая литература
    з. прописная буква
     

Выберите один ответ.

 

a. 1-б, 2-е, 3-ж, 4-г, 5-б.

b. 1-е, 2-а, 3-з, 4-б, 5-в.

c. 1-а, 2-г, 3-ж, 4-б, 5-в.

d. 1-е, 2-ж, 3-з, 4-б, 5-е.

e. 1-е, 2-а, 3-з, 4-в, 5-б.

 

Правильный вариант ответа: b.

 

А3. Грамматический строй латинского языка очень похож на русский, поскольку оба языка принадлежат к индоевропейской семье языков, однако в страдательных конструкциях в латыни особым образом выражается одушевленность, а у глагола страдательный залог выражается не постфиксом, как в русском языке, а особыми личными окончаниями.

Проанализируйте данные ниже латинские предложения и их переводы на русский язык (перевод на русский буквально учитывается порядок слов в латинском предложении).

 

Magister discipulum docet. – Учитель ученика обучает.

Medici filium curant. – Врачи сына лечат.

Campi fluvio irragantur. – Поля рекой орошаются.

Ager a puero colitur. – Поле мальчиком обрабатывается.

Clavus clavo pellitur. – Клин клином вышибается.

Filius a medico curatur. – Сын врачом лечится.

 

Переведите на латинский язык фразу: Ученик обучается учителем.

 

a. Discipulus magistro docet.

b. Discipulus magistro docetur.

c. Discipulus a magistro docet.

d. Discipulus a magistro docetur.

e. Discipulus a magistro docentur.

Правильный вариант ответа: d.

Современный русский язык (лексика, морфология, словообразование)

А4. В указанном ниже списке одно из слов является лишним (по морфологической характеристике):

алоэ, пальто, такси, хинди, какао, пианино, попурри, эскимо, желе, жюри, кимоно, пюре, рагу, радио.

Выберите один ответ.

 

a. попурри

b. рагу

c. хинди

d. жюри

e. кимоно

 

Правильный ответ: c.

 

Объяснение: слово хинди мужского рода, все остальные – среднего.

 

 

А5. Среди слов Ставрополь, Никополь, Каргополь, Мариуполь, Чистополь найдите те, происхождение которых объясняется иначе, чем у всех остальных.

 

a. Ставрополь, Мариуполь.

b. Никополь, Чистополь.

c. Каргополь, Чистополь.

d. Ставрополь, Каргополь.

e. Никополь, Мариуполь.

 

Правильный ответ: c.

 

Объяснение: в словах Ставрополь, Никополь, Мариуполь второй из корней восходит к древнегреческому слову πόλις ‘город’, в то время как в словах Каргополь, Чистополь представлен тот же корень, что и в русском слове поле.

 

А6. Определите часть речи слова много / в функции какой части речи выступает слово много в следующих ниже предложениях:

1. Он много занимался со своими детьми.

2. Пятьсот рублей мне много, достаточно двухсот.

3. Много больше, много меньше.

4. Было много хлопот. Нашёл много друзей.

 

a. наречие во всех предложениях;

b. в предложениях 1 и 4 – в функции количественного существительного, в предложениях 2 и 3 – наречие;

c. в предложении 1 – наречие, в предложении 2 – в функции категории состояния, в предложении 3 – в функции количественного наречия, в предложении 4 – в функции количественного числительного;

d. в предложении 1 – наречие, в предложении 2 – в функции категории состояния, в предложении 3 – в функции количественного числительного, в предложении 4 – в функции количественного наречия;

e. во всех предложениях в функции количественного числительного.

 

Правильный ответ: с.

 

А7. Из приведенных рядов слов выберите те, в которых во всех словах нет и никогда не было приставки об- (о-):

a. обезьяна, обелиск, овал;

b. обед, обман, опрометью;

c. облава, овес, обуза;

d. обувь, обормот, охота;

e. огурец, острог, осень.

Правильный ответ: a, e.

 

Объяснение:

Об-ед – от ед-а.

Обезьяна – заимствованное слово.

Обелиск – заимствованное слово.

Об-лава – от лов, ловить.

Об-ман – от манить.

О-бормот – от бормотать.

Об-увь – ср. об-уть – раз-уть.

Овал – заимств. (от лат. ōvum ‘яйцо’).

Овёс – исконное слово.

Огурец – заимств. слово (из. греч. языка).

Острог – от острый.

О-про-метью – от метать.

Осень – исконное слово.

О-хота – от хотеть.

Об-уза – от узы; ср. узилище.

Фразеология

А8. Найдите предложение, в котором фразеологизм употреблен правильно:

a. И Эмилия Францевна, скрипя сердцем, согласилась...

b. Анна и Никодим завершили важное дело и всю последнюю неделю уповали на лаврах.

c. Василий Федорович давно хотел начать жизнь с белого листа.

d. Целую неделю Алексей уныло тыкал одним пальцем в клавиши машинки, потом бросил этот мартышкин труд.

e. Андриан постоянно стремится играть главную скрипку в команде.

 

Правильный ответ: d.

 

Объяснение: В предложениях a, b, c, e представлены ошибки в употреблении фразеологизмов. Должно быть: скрепя сердце, почивать на лаврах, начать жизнь с чистого листа, играть первую скрипку.

Синтаксис и пунктуация

 

А9. В каких из приведенных примеров наличие прямого дополнения меняет значение глагола?

 

1. Бабушка плохо спит по ночам.

2. Малыш уже хорошо читает.

3. Елена Ивановна смотрит на меня очень строго.

4.Вася всегда так задорно смеется.

5. Вечером у меня голова совсем не варит.

 

a. 2, 3, 5.

b. 1, 4.

c. 1, 5.

d. 2, 3, 4.

e. 5.

 

Правильный ответ: a.

 

Объяснение: В предложениях 1 и 4 глаголы не могут присоединять прямые дополнения. В предложениях 2, 3, 5 глаголы являются непереходными и не требуют конкретизации действия, однако если добавить прямое дополнение данные глаголы становятся переходными и меняют свое значение.

 

 

А10. В каком из приведенных ниже предложений возможна постановка альтернативных знаков препинания?

 

a.Василий Федорович после долгого перелета провалился в кровать похожую на мягкое облако.

b.Ирина Евгеньевна осмотрела посылку не спеша раскрыла её.

c.Серго тряс зачеткой показывая всем размашистую подпись профессора.

d. Под горой текла река и едва виднелась сквозь густую листву.

e. Я так торопилась на свидание что оставила дверь открытой.

 

Правильный ответ: b.

 

Объяснение: Ирина Евгеньевна осмотрела посылку не спеша, раскрыла её (1-й вариант). Ирина Евгеньевна осмотрела посылку, не спеша раскрыла её (2-й вариант).

 

Часть B.

С развернутым ответом (одно слово) – 5 заданий.

 

В1. Какое слово в словаре В. И. Даля одновременно означает ‘кипяток’ и ‘травянистое растение’ (обычно используется как приправа к пище)?

 

Правильный ответ: укроп.

 

Объяснение: в древности под укропом понимали кипяченую (теплую) воду или кипяток. «Кропки» — пузырьки, которые выбрасывает кипящая вода. Отсюда и название укроп. Такие же кропы представляют собой соцветия растения.

 

В2. Перед вами слова: ворона, черта, топор, лист, пелена (даны в И.п.). Одно из слов отличается особенностью, связанной с ударением в его словоформах, от всех остальных. Выпишите это слово.

 

Ответ: ворона.

 

Объяснение: в слове ворона ударение во всех формах остается неподвижным.

 

В3. В древности это слово называло животных, соединенных между собой для выполнения какой-либо работы. Сейчас оно используется по отношению к людям, состоящим в браке, союзе. Назовите это слово в ед. ч. ж. р. И. п.

 

Ответ: супруга.

 

В4. Однажды школьница Галина от скуки смотрела из окна на номера проезжающих машин. Выяснилось, что в номерах используются не все буквы русского алфавита, а только те, что совпадают с латиницей. Чтобы себя развлечь, школьница выписала в блокнот эти буквы и стала составлять из них трёхбуквенные слова. Среди них оказались и глаголы, но только в одной личной форме настоящего времени. Среди прочих она записала в этой форме глагол, который в русском языке имеет несколько значений. Одно из них используется в музыкальной сфере: ‘фальшивить в пении’. Кроме того, к этому глаголу нередко ошибочно возводят слово, называющее профессию, связанную со спасением и сохранением жизни других людей. Приведите глагол именно в той форме, в которой его записала школьница.

 

Ответ: вру.

 

В5. Та же школьница в процессе составления трехбуквенных имён собственных сумела подобрать имя одного из главных персонажей цикла сказочных рассказов известного английского писателя, написанных в конце XIX века. Назовите имя персонажа (буквы в имени могут повторяться).

 

Ответ: Каа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: