Психологическое консультирование родителей и детей по проблеме низкой учебной мотивации в условиях дистанционного обучения.




Шишигина Н.Н.,

педагог-психолог

МБОУ ВМР «Огарковская

средняя школа

имени М.Г. Лобытова»

 

В связи с переходом на дистанционное обучение у родителей и педагогов, на мой взгляд, происходит некое смещение ответственности за организацию процесса обучения. И это проявляется, прежде всего, в контроле за деятельностью ребёнка. Если раньше учитель сам организовывал деятельность детей на уроке, отслеживая их реакции, предотвращая негативные последствия, поддерживая результат, то теперь, в домашних условиях, это легло на плечи родителей. Усадить ребёнка за выполнение заданий, проконтролировать процесс, помочь ему, проверить работу– вот то, что родители восприняли как свою нелёгкую задачу. И если старшеклассники мотивированы приближением экзаменов, то учащиеся начальной школы, а также 5-6 классов достаточно далеки от столь сильного мотиватора. Зачастую они довольно неохотно включаются в процесс дистанционного обучения, или вообще стараются его избегать. Что делать, как убедить ребёнка включиться в процесс дистанционного обучения – проблема, с которой сталкиваются родители.

Уже в начале недели «удаленки» мне начали поступать сигналы от родителей, звучащие как запрос, что можно предпринять родителям в ситуации, когда ребёнок не садится за выполнение заданий, откладывает «на потом», избегает учебной деятельности в домашней обстановке.

Работая с данной проблемой, я определила для себя некоторые содержательные моменты консультирования детей и родителей, помогающие мотивировать учащихся.

Консультации я проводила по телефону, так как для обратившихся ко мне родителей это оказался наиболее доступный вид связи. В этом случае можно использовать также функцию громкой связи, обеспечивающую возможность совместного разговора психолога, родителей и ребёнка. Категория детей, относительно которых поступили запросы, это дети с ОВЗ. Любая смена обстановки может вызвать у таких детей у них протест, недоверие, трудности адаптации к новым непривычным условиям.

На первом этапе консультирования, как родителей, так и детей, я акцентировала внимание на рефлексии их актуального эмоционального состояния. Мы обсуждали изменившуюся обстановку в семье, проблемы, связанные с вынужденностью находиться на самоизоляции. При этом важно было избегать нагнетания негативных эмоций. Говорили и о том, как скучаем друг по другу. Я выражала беспокойство от своего лица и лица педагогов (учителя), как скажется отказ от учебных занятий на дальнейших успехах ученика. И, если требовалось, обсуждали с родителем истоки тревожности детей и родителей.

Следующим этапом в консультировании была разъяснительная работа с ребёнком. Не всем детям понятно, что такое дистанционное обучение, особенно детям с ОВЗ. Я начинала с фразы: «Ты, конечно, знаешь, что означает слово дистанция? Это расстояние…». И мы обсуждали, что можно делать на расстоянии, подходя к мысли, что и учиться тоже можно на расстоянии. Здесь важным было пробудить интерес ребёнка к новизне ситуации, заменив им тревожность.

Следующий этап – это дать ребёнку ощутить свою причастность к общему делу, коллективу класса (школы). Ведь до этого ребёнок учился в коллективе, где все связаны общей учебной целью и деятельностью. И тут я использовала следующие рекомендации. Совместно с родителями предлагала изучить электронные ресурсы, на которых происходит обучение и на которых размещена информация об особенностях дистанционного обучения, например, школьную группу ВКонтакте. Обращала внимание на то, что в ней выкладывается расписание занятий, порядок их проведения, а также сведения о конкурсах в период дистанционного обучения. «Видишь, уже все включились в эту работу» – смысл этого этапа в консультации, так ребёнок убеждался, что школьное сообщество продолжает учиться. Обсуждали с родителями и возможность пообщаться с кем-то из одноклассников, активно включившихся в дистант. Предлагала подумать о возможности и желании поучаствовать в каких-то конкурсах. Важно, чтобы ребёнок ощутил себя не одиноким учеником дома, а причастным к школьному сообществу, к которому он привык.

На следующем тапе консультирования я обсуждала с родителями и ребёнком какие проблемы и трудности возникли в связи с дистанционным обучением. В чем зона «не комфорта», что мешает, вызывает негативные эмоции и нежелание учиться. Чаще всего это были трудности организационного характера: нет подходящих технических средств, наличие только телефона с выходом в интернет; долго загружается система, и в результате ребёнок теряет интерес, внимание, проявляет неусидчивость. Ребенок может не верить, что задания для всех одинаковые, считает, что ему задают больше, чем другим; устаёт при работе с гаджетом, не соблюдая привычной посадки за столом, выполняя задания лёжа на диване; испытывает нагрузку на зрение. На этом этапе обсуждала с родителями как минимизировать данные трудности, включая возможность обратиться за помощью к учителю, запросив более индивидуальный подход к обучению ребёнка.

Следующий этап - обсуждение ресурсов ребёнка и родителей. Здесь мы начинали с обсуждения преимуществ дистанционного обучения, выделяли те, которые наиболее значимы для ребёнка, интересны ему, помогают понять и освоить ему нечто новое (например, индивидуальные темп работы, возможность чаще делать перерывы, подольше поспать, делать задания и одновременно пить сок, возможность посмеяться с мамой над смешными ошибками…). Обращались к личностным качествам – помощникам, потребностям. Например, ребёнок назвал качество-помощник весёлый характер, а мама подметила, что существует потребность в игровой деятельности, всё время хочет играть не смотря на то, что уже младший подросток. Тогда мы совместно придумали игру в капитана военного корабля, где всё управление судном состоит из электронной техники, компьютеров, и ребёнку-капитану нужно провести корабль, выполнив ряд задач на компьютере.

Последний этап – это этап договорённостей с ребёнком о том, что он будет делать уже сегодня, как мы будем поддерживать связь, как семья будет фиксировать его успехи (например, можно сделать себе «напоминалки» о начале занятий, физкультурной паузе, отдыхе, которые будут в форме смешных рисунков, а родители будут отмечать, работают ли эти «напоминалки» или их нужно переделать, изменить. С психологом решили созвониться через день, обсудить результаты, и, если нужно, наметить дальнейшие шаги работы над проблемой).

Вот таким опытом консультативной работы по проблеме низкой учебной мотивации в новых условиях я делюсь с вами, коллеги. Возможно, у кого-то тоже в эти дни появился похожий запрос и есть какие-то наработки. Буду очень рада узнать о вашем опыте оказания психологической помощи и поддержки в решении этой проблемы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: