Рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых
Художественной направленности
«Лаборатория художника»
Составитель:
педагог дополнительного образования
Шерина Наталья Валерьевна
Продолжительность освоения: 1 год
Возраст учащихся: 18-20 лет
Санкт-Петербург
2020 год
Оглавление
Рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых
художественной направленности «Лаборатория художника»
1. Пояснительная записка ……………...……………...….…………….стр.3
2. Учебно-тематический план 1год обучения…………………………стр.6
3. Содержание изучаемого курса 1год обучения..………………..…..стр.9
4. Список литературы ……………………………………………..……стр.15
Пояснительная записка.
Направленность программы:
Актуализировать систему знаний студентов о видах деятельности изобразительного искусства.
Рабочая программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блока курса изобразительного искусства: «Мир цветов»,«Осенние мотивы», «Красота природы», «В мире животных», « В мире сказок», «Портретная азбука».
Цель дополнительного образовательного процесса в объединении: формирование и развитие художественных изобразительных значимых знаний и умений студентов, их профессиональных интересов, активной жизненной позиции и общей культуры.
Задачи:
Образовательные:
· обобщить и систематизировать полученные знания на уроках изобразительного искусства в колледже
· выделить и проработать наиболее сложные вопросы курса
· помочь учащимся понять классическое и современное искусство, роль человека в искусстве;
·создать основу для более глубокого изучения теоретических знаний в области ИЗО и ДПИ;
|
Развивающие:
· развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
· сформировать умение анализировать, сравнивать информацию из различных источников;
· развитие в области изобразительного искусства творческой инициативы, изобразительные способности, а также художественной культуры.
Воспитательные:
· воспитание художественного вкуса учащихся, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
· содействие нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию студентов, их духовному развитию.
Ожидаемые результаты:
Образовательные:
- закрепление основных тем курса изобразительного искусства;
- знание основных понятий курса, процессов, происходящих в разных сферах жизни общества
Личностные:
- осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
- знание основных понятий курса, приёмов, техник, применяемые в разных видах и жанрах изобразительного искусства;
- приобретение практических навыков выполнения композиционных работ. повышать уровень общей художественной культуры, изобразительных способностей, творческого мышления;
- развивать наблюдательность, воображение, память;
Общепрофессиональные:
- выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа;
- умение применить полученные знания и навыки в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
|
Курс включает теоретический и практические разделы.
Программа «Лаборатория художника» даёт учащимся начальные теоретические знанияпо общим вопросам художественного направления, где рассматриваются основные закономерности, правила и приемы работы, единые для всех видов и жанров изобразительного искусства. В беседах на занятиях знакомятся с принципами и средствами композиции: контраст, ритм, симметрия, динамика, силуэтность, обобщение, масштабность, для умения создания художественного образа. Изучают жанровые закономерности, правила, приемы, проявляющиеся в художественном произведении. Рассматривают специфику того или иного жанра изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр и др. Учащиеся анализируют классические и современные произведения изобразительного искусства, их композиционную структуру. Обучаются наблюдению жизни, определению в ней существенного, типичного, достойного отражения в искусстве, выражению идейного замысла произведения изобразительными средствами.
В ходе занятий студенты получают навыки творческой работы в процессе практической деятельности в области: рисунка, цветоведения, живописи, декоративно-прикладного искусства - технологии росписи по ткани, дереву. Вырабатывают умение последовательно работать над произведением от эскиза до завершения.
Занятия проводятся по примерной схеме:
· Вводная беседа и постановка задания;
· Выполнение практического задания;
· Обсуждение и подведение итогов работы.
|
В течение всего периода обучения студенты выполняют практические задания на определенные темы. Студенты выполняют задания в мастерской под руководством педагога, так и самостоятельно. В практических работах совершенствуются и закрепляются знания и навыки. В процессе обучения преподавателем учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося, бережно сохраняя и развивая положительные стороны его дарования.
Курс ориентирован на обязательный минимум содержания образования по изобразительному искусству для средней профессионального образования и соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС СПО.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа предлагается для студентов 1-2 курсов в качестве подготовки выпускников колледжа, владеющие начальными знаниями и умениями, получают глубокие профессиональные навыки, понимания произведений всех видов и жанров изобразительного искусства. Курс рассчитан на 144 часа при проведении 4 аудиторных занятий в неделю.
Сроки реализации программы:
Программа составлена из расчёта 4 часа в неделю, 144 часа в учебном году.
Формы и режим занятий:
Срок обучения | Формы обучения | Общее количество часов | Количество часов в неделю | Количество занятий в нед. |
1 год | Теоретические занятия Практикум | 144 часов, из них: 1-е полугодие: 72 часа 2 полугодие: 72 часа | 4 часа: 1-е полугод. 18 нед. 2-е полугод. 18 нед. | 2 занятия по 2 часа |
Для качества контроля образовательного процесса, в конце полугодия проводятся персональные или творческие выставки, где педагог отмечает лучшие работы, изменения, достижения студента, даёт ему характеристику.
Учебно-тематический план
№ пп | Разделы программ и темы занятий. | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1.1 1.2 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. | Раздел 1: Мир цветов. Полевые и садовые цветы. Полевые и садовые цветы. Полевые и садовые цветы. Цветочная мозаика. Цветочная мозаика. Цветочная мозаика. | |||
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 | Раздел 2: Осенние мотивы Листопад. Листопад. Листопад Декоративный натюрморт. Декоративный натюрморт. Декоративный натюрморт. Дары осени. Натюрморт. Дары осени. Натюрморт. Дары осени. Натюрморт. Фруктово-цветочный портрет. Фруктово-цветочный портрет. Фруктово-цветочный портрет. Волховская роспись. Волховская роспись. Волховская роспись. Волховская роспись. | |||
3.1. 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 | Раздел 3: Красота природы. Дерево в пейзаже. Дерево в пейзаже. Лесной наряд. Лесной наряд. Моя малая Родина. Моя малая Родина. Моя малая Родина. Моя малая Родина. Декор СПб. Декор СПб. Декор СПб. Декор СПб. | - - | ||
4.1 4.2 4.3 4.4 | Раздел 4: в мире животных. Кошкин дом. Кошкин дом. Кошкин дом. Кошкин дом. | - | ||
18 нед. | Итого на 1-е полугодие | |||
4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 4.10 4.11 4.12 4.13 4.14 4.15 4.16 4.17 | Раздел 4: в мире животных Котоарт. Котоарт. Котоарт- Питерские кошки Котоарт- Питерские кошки. Котоарт- Питерские кошки. Животное по кличке «Зентангл». Животное по кличке «Зентангл». Животное по кличке «Зентангл». Лубок. Лубок. Лубок. Лубок. Лубок. | |||
5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 | Раздел 5: в мире сказок. Райская птица. Райская птица. Райская птица. Райская птица. Батик. Свободная роспись. Узоры на ткани. Батик. Узоры на ткани. Батик. Узоры на ткани. Батик. Узоры на ткани. Батик. Узоры на ткани. Батик. | - | ||
6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 6.11 6.12 6.13 6.14 6.15 | Раздел 6: Портретная азбука. Схема портрета. Схема портрета. Портретная азбука. Портретная азбука. Портретная азбука. Портретная азбука. Портрет в стиле Поп – Арт. Портрет в стиле Поп – Арт. Портрет в стиле Поп – Арт. Портрет в стиле Поп – Арт. Портрет по фото. Портрет по фото. Портрет по фото. Портрет по фото. Портрет по фото. | - - - | ||
18 нед. | Итого на 2-е полугодие |
Содержание изучаемого курса (144 часа):
Раздел 1.Мир цветов. (12 часов)
Тема 1.1. Полевые и садовые цветы. (6 часа)
Организация рабочего места. Этюд-эскиз полевых и садовых цветов в цвете на формате А4. Копирование цветов с фотографий (2 часа).
Составление композиции полевых или садовых цветов в цвете на формате А3. Материал: акварель, кисть. (4 часа).
Тема 1.2. Цветочная мозаика. (6 часов)
Материалы для работы: салфетки, клей ПВА, кисть, белая бумага. Техника безопасности. Способы и правила работы с материалом, инструментами.
Создать линейную композицию цветов на белом форА4 (2часа). Техника работы - корейская акварельная аппликация. (Искусство хандигырим (или бумажная живопись) похоже на акварель или масленую живопись. Данное направление полностью основано на уникальных свойствах материала, оригинальной корейской бумаги ручного производства - ханди. Картина составляется из разноцветных кусочков бумаги. Кусочки бумаги вырываются из размоченного в нужных местах листа ханди). (4 час).
Раздел 2.Осенние мотивы. (32 часа).
Тема 2.1. Листопад. (6 часов)
Использование графических зарисовок в качестве творческого источника. Стилизация. Законы стилизации растительных форм на основе растительных образов - осенних листьев, в технике: графика. Особенности линейного изображения. Точка, штрих, линия,пятно – выразительные средства графики. Выполнение упражнений по созданию фактурных поверхностей выразительными средствами графики. Ознакомление с техникой. (2 часа)
Виды декоративных композиций. Законы составления декоративной композиции (замкнутой, открытой). Выполнить компоновку в карандаше на формате А3, используя ранее, наработанный материал. Графическая композиция. (1 час)
Выполнить декоративную композицию «Листопад» из стилизованных растений, графическим материалом: гель ручка. (3 часа)
Тема 2.2. Декоративный натюрморт. (6 часа)
Подготовка формата (тонирование гуашью тёмным цветом, или тёмный картон). Упражнение на формате А4, применив различные приёмы работы с кистью и природный материал – листья (оттиск). (2 час)
Тематическая композиция «Декоративный натюрморт». Используя ранее изученные приемы создания композиции, создать букет осенних листьев (получение изображения - оттиск с помощью диатипии) в вазе.
Материал: формат А3, гуашь, кисть. (4 часа)
Тема 2.3. «Дары осени. Натюрморт». (6 часов)
Рисование постановки с натуры натюрморта из фруктов, ягод.
Техника: линейный рисунок цветными графическими материалами.
Материал: Белый лист формата А3, пастель, цветные карандаши.
o Композиционное линейное построение объектов натюрморта с учётом формата (2 часа).
o Цветовое решение натюрморта (4 часа).
Тема 2.4. Фруктово-цветочный портрет. (6 часа)
Изображение листьев, цветов, плодов, ягод на формате А4. Копирование элементов. (2 час)
Составление эскиза композиции в карандаше на формате А3. (1 час) Составление декоративной композиции портрета в цвете из заданных элементов. Материал: гуашь, кисть (2 часа).
Тема 2.5. Волховская роспись. (8 часов).
1) Эскиз в цвете на бумажном формате цветочно-фруктовой композиции на основе Волховской росписи (3 часа).
Материал: бумага формата А 5, гуашь, кисть.
2) Роспись по дереву на основе выполненного цветового эскиза по мотивам, Волховской росписи (5 часов).
Материал: Доска формата А 5, гуашь, кисть, лак.
Раздел 3. Красота природы. (22 часов)
Тема 3.1. Дерево в пейзаже. (3 часа)
Этюды деревьев «Ивы», «Зимнее дерево» на формате А 4, без предварительного рисунка. Материал: Акварель, кисть. (1 час)
Этюд «Дерево в пейзаже» (на фоне неба и земли) на формате А4.
Материал: Акварель, кисть. (2 часа)
Тема 3.2. Лесной наряд. (3 часа)
Этюды осенних деревьев (без кроны, с листвой) на формате А 4, без предварительного рисунка. Материал: Гуашь, кисть. (1 часа)
Этюд «Дерево в пейзаже» (на фоне неба и земли) на формате А4. Материал: Гуашь, кисть. (2 часа)
Тема 3.3. Моя малая Родина. (8 часов)
Создать пейзаж на формате А3 уголка России (копию с работы художника или фотография). Мотив: дорог, рек, полей, гор, деревень и т. п.
Любого времени года. Материал: живописный материал на выбор.
1 этап: компоновка в листе, линейный набросок. (1 час)
2 этап: Большие цветовые отношения картины. (3 часа)
3 этап: Детальная прописка, моделировка 1 плана работы. (3 часа)
4 этап: Обобщение, завершение картины. (1 час)
Тема 3.4. Декор СПб. (8 часов)
Основы составления композиции с пейзажными и архитектурными мотивами на примере анализа образцов мастеров прикладного искусства и студенческих работ. (2 час)
Основы составления (с фотографий архитектуры Питера) композиции с пейзажными и архитектурными мотивами на примере анализа образцов мастеров прикладного искусства и студенческих работ. Красота и разнообразие окружающего нас мира – стилизация архитектурных форм. Стилизация архитектуры СПб – цветовой эскиз на формате А4. (2 час)
Выполнение композиции «Декор СПб».
Материал: Гуашь, кисть, формат А3. (4 часа)
Раздел 4.В мире животных.
Тема 4.1. Кошкин дом. (6 часов)
1) Создать карандашные наброски в статике или в движении кошек, силуэты архитектурных объектов СПб. Каждый объект выполняется на формате цветной бумаге А5. (3 часа)
2) Создание рельефной прорезной аппликации «Кошкин дом» на формате А3. Материал: цветной картон, цветная бумага, ножницы, резак (3 часа).
Тема 4.2. Котоарт. (4 часов)
Используя ранее выполненные наброски кошек, создать декоративной композиции, эскиз кошки.
Материал: Простой карандаш, бумага. (4 часа)
Тема 4.3. Котоарт – Питерские кошки. ( 6 часа )
Изображение кошки на фоне Питерской улице на формате А3. Копирование с фотографии улицы Санкт-Петербурга. Комбинированный материалом: гель ручка, цветные карандаши, мелки, акварель и т.п. (6 час)
Тема 4.4. Животные по кличке «Зентангл». (6 часов)
Терминология зентангл - орнамент (tangle) – повторяющийся узор, используемый для заполнения пространства рисунка. Узоры простых повторяющих форм из волнистых линий, дуги, сетки графические линии, листья, цветы и прочее узоры с окружностями.
1) Создание карандашного наброска узора – орнамента на формате А5. (2 часа).
2) Выполнение линейного рисунка на формате А 4, с изображением животного (из гороскопа). Заполнить контур животного узором, в технике: Зентангл.
Материал: гелевые пасты, простые шариковые ручки, перьевые ручки, чернила, фломастеры, маркеры— в основной прорисовке узора Зентангл; использовать белую бумагу и инструменты для рисования чёрного цвета, чтобы создавать контраст и получить красивую плитку Зентангл, в её классическом понимании. (4 часа).
Тема 4.5. Лубок. (10 часа)
Декоративная композиция в стиле лубочной картинки.
История развития лубочной картинки. (1 час)
Создать карандашный набросок на формате А 4 в стиле лубочной картины, на тему: сказки, частушки, пословицы, поговорки. (4 часа)
Создать декоративную композицию «лубок» на квадратном формате (А3), сохранив стилистические признаки, используя приемы графики, шрифта. Материал: акварель, кисть, цветные карандаши, гель, ручка. (5 часов)
Раздел 5. В мире сказок. (20 часа)
Тема 5.1. Райская птица. (8 часов)
Изготовление тканевой прокладки для фона.
Техника: батик (свободная роспись по ткани акварелью). (4 часа).
Изготовление деталей (хвост, тело птицы) в технике бумагопластика (3 часа).
Сбор панно «Птицы» на фоне. Украшение изделия. Рама. (3 часа)
Тема 5.2. Батик. Свободная роспись. Узоры на ткани. (12 часов)
Создать цветовой эскиз (восковой мелок и акварель) на формате А4 на тему. Пример, «Цветы», «Рыбы», «Натюрморт», «Пейзаж». (4 часа)
Роспись ткани. Материал: акриловая краска. (8 часов)
Раздел 6.Портретная азбука. (26 часов)
Тема 6.1. Схема Портрета. (2 часа)
Голова человека – один из наиболее сложных объектов изображения (пластика, анатомия человеческой головы, сходство с портретируемым). Изучение схемы (на формате А4 набросок схемы), пропорций головы человека. (1 часа) Зарисовки отдельных элементов лица с наглядных пособий. (1 часа)
Тема 6.2. Портретная азбука. (8 часов)
Создать композицию «Портрет знаменитого человека», элементы лица, части тела, состоящие из букв (цитаты, высказывания выбранного человека). Сохранить стилистические признаки пластики, сходства с портретируемым, используя приёмы графики, шрифта.
Материал: гель ручка (маркер), формат А3.
1) Линейный рисунок портрета человека (карандашный набросок контура лица).
2) Заполнение формы портрета лица буквами, выбрав соответствующий стиль шрифта.
Тема 6.3. Портрет в стиле Поп - Арт. (7 часов)
Создать силуэт портрета (погрудного, полуфигура, фигура) человека на формате А4.
Материал: чёрный, белый лист бумаги, ножницы, клей.
Тема 6.4. Портрет по фото (9 часов)
Примерная тематика фото для композиции: «Детский портрет», «Женский портер», «Автопортрет», «Мужской портрет». Компоновка в листе формата А4 - 3. (2 часа)
Детальной проработки элементов портрета. (3 часа)
Отражение отличительных черт, внешность человека; выделение характерной детали. Работа с фотом, цветом портрета. Развитие наблюдательности у учащихся, точность изображения. Материал: Цветной графический материал. (4 часа)
Итоговое занятие.( 2 часа)
Оформление выставки творческих работ за полугодие.
Список литература
Основные источники:
1. Асанова И.М., Дерябина С.Ю., Игнатьева В.В. Организация культурно-досуговой деятельности. - М. «Академия», 2013
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. - М. «Просвещение», 2013
3. Куприянова Б.В. Организация досуговых мероприятий. - М. «Академия», 2014
Дополнительные источники:
1. Буткевич О.В. Василий Васильевич Почиталов. – Ленинград. «Художник РСФСР», 1983
2. Ванслов В. Борис Щербаков. – М. «Советский художник», 1987
3. Владич Л. Алексей Шовкуненко. – М. «Советский художник», 1983
4. Ирмгард Фейт. Узоры из бумаги. - М. «АРТ-Родник», 2008
5. Лебедева Е.В, Черных P.M. Искусство художника-оформителя. М.: Советский художник", 1981.
6. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. -144с.
7. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. - М.: "Искусство", 1984.
8. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна - М.: Молодая гвардия, 1994.
9. Соколова О. Ю. Секреты композиции для начинающих художников. - М.: ACT: Астрель, 2005.
10. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. -Обнинск: Титул, 1996. - 80с.
11. Уильям Ньютон. Акварельная живопись. Как создать красивую картину. – М. «Кристина – новый век», 2002
12. Уэнди Тейт. Полевые цветы в акварели. Учимся рисовать красиво.- М. «Кристина – Новый век», 2005
Интернет-ресурсы:
1. Геометрия зрения, иллюзия. Морис Эшер https://xreferat.com/102/1509-1-geometriya-zreniya-illyuzii-moris-esher.html
2. Загадки Мориса Эшера https://alisha-96.livejournal.com/163223.html
https://www.liveinternet.ru/users/3874862/post172684308/
3. Ли Эймис, Уоррен Бадд. Рисуем исчезающих животных. – Минск. «Белорусский Дом печати», 2007
4. Портреты Джузеппе Арчибольдо из реальных овощей и фруктов https://www.terra-z.ru/archives/25132
5. Роспись бутылок своими руками. https://kitchendecorium.ru/accessories-decor/dekorirovanie/vazy-iz-steklyannyx-butylok.html
6. Хандигырим и чигири -е. Бумажная живопись. https://www.liveinternet.ru/users/5153342/post329947545