Сознание, Подсознание, Осознанность




 

Психология объясняет сознание человека как сформированную в процессе общественной жизни высшую форму психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. К признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

Философия определяет сознание как состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях

Сознание можно также определить как состояние ума‚ который, благодаря интеллекту, органам чувств и мыслительному процессу‚ мыслит, ощущает свое тело и себя, а также, как правило автоматически взаимодействует с внешним миром. Когда человек мало осознан, он живет исключительно своим сознательным умом, не помня об Осознанности. С ростом в осознанности, он начинает жить все более интуитивно.

Если будучи сознательными мы постигаем внешний мир, то осознанность есть интуитивное постижение самих себя, своего внутреннего мира, открытие в себе способности Любить жизнь во всем, что существует, и воспринимать мир, как единое целое.

Подсознание – термин, употребляемый для обозначения психических процессов, протекающих без отображения их в сознании, и помимо сознательного проявления. Подсознание является хранилищем 'забытой' информации, и служит фильтром для поступающей информации. Подсознание оказывает, как правило, невидимое воздействие на нашу жизнь, влияя на формирование нашего характера и видение мира, на наше поведение и решения.

Этим объясняется то, что состоятельный человек может быть мало осознанным, и внешне, весьма негативным, а добрый, положительно настроенный человек более высокой осознанности, продолжает нуждаться. Подсознательная концепция успеха внешне негативного человека, в данном случае, гораздо сильнее, чем его внешний негативизм. Секрет успеха, как правило, скрыт в подсознании. Поэтому так важно выявлять, и освобождаться от негативных блоков, лежащих в подсознании.

В своем романе Алхимик ‚ Пауло Коельо советует следовать зову сердца, и осуществить самую сокровенную мечту, что на самом деле означает следовать зову интуиции. В книге много поучительных историй, и мне бы хотелось привести здесь ту, которая соответствует теме этой главы.

“Некий купец отправил своего сына к самому главному мудрецу за секретом счастья. Сорок дней юноша шел по пустыне, пока не увидел на вершине горы великолепный замок. Там и жил Мудрец, которого он разыскивал.

Против его ожиданий, замок вовсе не походил на уединенную обитель праведника, а был полон народа: сновали, предлагая свой товар, торговцы, по углам разговаривали люди, маленький оркестр выводил нежную мелодию, а посередине зала был накрыт стол, уставленный самыми роскошными‚ изысканными яствами. Мудрец обходил гостей, и юноше пришлось ожидать своей очереди.

Наконец Мудрец выслушал и юношу‚ но сказал, что сейчас у него нет времени объяснять секрет счастья. Пусть юноша побродит по замку и вернется в этот зал через два часа.

– И вот еще какая у меня к тебе просьба, – сказал он, протягивая юноше чайную ложку с двумя каплями масла. – Возьми с собой эту ложечку и смотри, не разлей масло.

Юноша, не сводя глаз с ложечки, стал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, а два часа спустя‚ предстал перед Мудрецом.

– Ну‚ – молвил тот, – понравились ли тебе персидские ковры в обеденном зале; сад, который искуснейшие мастера разбивали целых десять лет; старинные фолианты и пергаменты в моей библиотеке?

Пристыженный‚ юноша признался, что не видел толком ничего, ибо все внимание его было приковано к тем каплям масла, что доверил ему хозяин замка.

– Ступай назад и осмотри все чудеса в моем доме, – сказал тогда Мудрец. – Нельзя доверять человеку, пока не узнаешь, как он живет.

Юноша взял ложечку и снова двинулся по переходам замка. На этот раз он был не так скован и разглядывал редкости и диковины, и произведения искусства, украшавшие комнаты. Он осмотрел сады и оценил прелесть цветов и картин и статуй. Вернувшись к Мудрецу, он подробно перечислил все, что видел.

– А где же те две капли масла, которые я просил донести, не пролив? – спросил Мудрец.

И тут юноша увидел, что пролил их.

– Вот это и есть единственный совет, который я могу тебе дать, – сказал ему мудрейший из мудрых. – Секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке.

Совет мудрого прекрасен. Сознательная жизнь способствует росту осознанности. Встав на путь Свободы‚ мы начинаем жить более сознательно‚ и по мере внутреннего роста живем все больше осознанно.

Несметные богатства мудрого есть прекрасная аллегория, но есть ли в нашем мире примеры богатейших людей, которые свободны?

Безусловно, люди должны жить в достатке, в изобилии. В США есть песня 70х годов, которая популярна и сейчас. В ней с иронией и юмором говорится о том, как пытаясь жить так называемой American Dream, Американской Мечтой, мы не можем остановиться в своем желании приобретать... больший дом, более дорогой автомобиль, большего размера офис, и так далее... и на подобные приобретения уходит жизнь. А подойдя к концу жизни, человек вдруг осознает, что он и не жил и счастья настоящего не знал, и Любви истинной в себе не раскрыл. Вся жизнь прошла в гонке, в накоплении.

Испокон веков, мудрые избегали излишеств. Ни один из учителей Свободы не жил в роскоши‚ хотя любой из них мог создать для себя самые роскошные условия жизни. В роскоши нет необходимости. Роскошь не приносит счастья‚ она не дает ничего для внутреннего роста. Те единицы‚ кто прозрел живя в роскоши‚ либо отказывались от нее‚ как Будда и Асока‚ либо раздавали свое состояние нуждающимся‚ как это пытался сделать Лев Толстой.

Альтернатива "обладание или бытие" противоречит здравому смыслу, говорит Эрих Фромм (1900-1980). Обладание представляется нормальной функцией нашей жизни: чтобы жить, мы должны обладать вещами. Более того, мы должны обладать вещами, чтобы получать от них удовольствие. Да и как может возникнуть такая альтернатива в обществе, высшей целью которого является иметь – и иметь как можно больше. При таком положении вещей, напротив, кажется, что сущность бытия заключается именно в обладании, что человек – ничто, если он ничего не имеет.

Мудрые отводили альтернативе "обладание или бытие" одно из центральных мест в своих учениях. Как учит Будда, для того чтобы достичь наивысший ступени развития, а значит и счастья, мы не должны стремиться обладать. Иисус учит: «Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобресть весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе?» Евангелие от Луки, IX, 24-25. Согласно учению Мейстера Экхарта, ничем не обладать и сделать свое существо открытым и «незаполненным», не позволить 'я' встать на пути – есть условие обретения духовного богатства и духовной силы. Маркс считал, что роскошь такой же порок, как и нищета. Цель человек в том, чтобы быть многим, быть всем, а не обладать многим.

Суть дела не в обладании а в привязанности, в зависимости от обладаемого. Человек должен жить в достатке, имея все что требуется для счастливой жизни изобилия. Аскетизм не является путем к Свободе, также как изобилие не мешает нам стать свободными если мы не впадаем в зависимость от изобилия. Имея все что его душа желает, человек начинает понимать что ни вещи, ни люди, ни деньги не могут сделать его поистине счастливым. Как и все в жизни, богатство имеет две стороны медали…

И в то же время, довольно часто богатство закабаляет, превращает в РАБа. Жизнь, цель которой является обладание есть жизнь мало осознанного, который сознательно стремится к обладанию, к приумножению и накоплению. Жизнь, целью которой является Бытие есть жизнь осознанного человека, который стремится познать Любовь и счастье. Жизнь первого, хотя она и сознательна (каждый человек в какой-то мере сознателен), это жизнь, в которой отсутствует счастье. Жизнь второго, с открытием в себе способности любить сильнее, приносит все больше счастья.

В своих "Лекциях по дзэн-буддизму", Д. Т. Судзуки приводит стихотворения известных авторов, наглядно демонстрирующих разницу между обладанием и Бытием, между невежеством и Осознанностью. Одно из них – хокку японского поэта XVII века Басе (1644-1694), другое принадлежит перу английского поэта XIX века – Теннисона. Оба поэта описали сходные переживания: свою реакцию на цветок, увиденный во время прогулки. В стихотворении Теннисона говорится:

 

Возросший средь руин цветок,
Тебя из трещин древних извлекаю,
Ты предо мною весь – вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони.
Ты мал, цветок, но если бы я понял,
Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок,
Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.

 

Трехстишие Басе звучит так:

Внимательно вглядись!
Цветы "пастушьей сумки"
Увидишь под плетнем!

 

Поразительно, насколько разное впечатление производит на Теннисона, человека мало осознанного и Басе, человека высокой осознанности, случайно увиденный цветок! Первое желание Теннисона – обладать им. Он срывает его целиком, с корнем. И хотя он завершает стихотворение глубокомысленными рассуждениями о том, что этот цветок может помочь ему проникнуть в суть природы Бога и человека, он обрекает цветок на смерть. Цветок становится жертвой проявленного к нему интереса. Теннисона, каким он предстает в этом стихотворении, можно сравнить с нашим (западным) ученым, который в поисках истины умертвляет розу, но так и не находит ни красоты розы, ни смысла жизни.

Отношение Басе к цветку совершенно иное – осознанное. У поэта не возникает желания сорвать его; он даже не дотрагивается до цветка. Он лишь внимательно вглядывается, чтобы увидеть цветок. Вот как комментирует это трехстишие Судзуки: «Вероятно, Басе шел по проселочной дороге и увидел у плетня нечто малоприметное. Он подошел поближе, внимательно вгляделся и обнаружил, что это всего лишь дикое растение, довольно невзрачное и не привлекающее взгляда прохожего. Чувство, которым проникнуто описание этого незамысловатого сюжета, нельзя назвать особенно поэтическим, за исключением, может быть, последних двух слогов, которые по-японски читаются как "kana". Эта частица часто прибавляется к существительным, прилагательным или наречиям и привносит ощущение восхищения или похвалы, печали или радости, и может быть при переводе в некоторых случаях весьма приблизительно передана с помощью восклицательного знака. В данном хокку все трехстишие заканчивается восклицательным знаком".

Теннисону, как представляется, необходимо обладать цветком, и в результате этого обладания цветок погибает и Теннисон ничего не находит. Его желание обладания и желание понять то, что невозможно понять разумом препятствуют осознанию сути цветка, что становится возможным лишь при отсутствии этих желаний, но в 'присутствии' более высокого уровня осознанности. У Басе нет желаний Теннисона. Басе просто созерцает, причем не только смотрит на цветок, но становится с ним единым целым – и оставляет его жить. Различие в позициях Теннисона и Басе, говорит Фромм, в полной мере объясняет следующее стихотворение Гете:

Нашел

Бродил я лесом...
В глуши его
Найти не чаял
Я ничего.

Смотрю, цветочек
В тени ветвей,
Всех глаз прекрасней
Всех звезд светлей.

Простер я руку,
Но молвил он:
"Ужель погибнуть
Я осужден?"

Я взял с корнями
Питомца рос
И в сад прохладный
К себе отнес.

В тиши местечко
Ему отвел,
Цветет он снова,
Как прежде цвел.

Гете прогуливался в лесу без всякой цели, когда его взгляд привлек яркий цветок. У Гете возникает то же желание, что и у Теннисона: сорвать цветок. Но в отличие от Теннисона Гете осознан и понимает, что сорвать, значит погубить его. Для Гете этот цветок в такой степени живое существо, что он даже говорит с поэтом и предостерегает его; Гете решает эту проблему иначе, нежели Теннисон или Басе. Он берет цветок "с корнями" и пересаживает его "в сад прохладный", не разрушая его жизни. Позиция Гете является промежуточной между позициями Теннисона и Басе: в решающий момент осознанность берет верх над сознательной любознательностью. Нет нужды добавлять, что в этом прекрасном стихотворении Гете выражена суть его концепции исследования природы. Отношение Теннисона к цветку является выражением принципа сознательного обладания, или владения, но обладания не чем-то материальным, а знанием. Отношение же Басе и Гете к цветку выражает принцип Бытия -- Осознанность.

Интересно заметить, что будучи человеком высокой осознанности, Эрих Фромм понимает под Бытием такой способ существования, при котором «человек и не имеет ничего, и не жаждет иметь что-либо, но счастлив, (и) продуктивно использует свои способности, пребывает в единении со всем миром. Гете, безмерно влюбленный в жизнь, один из выдающихся борцов против одностороннего и механистического подхода к человеку, во многих своих стихотворениях выразил свое предпочтительное отношение к Бытию, а не к обладанию. Его "Фауст" – это яркое описание конфликта между бытием и обладанием (олицетворением последнего выступает Мефистофель). В небольшом стихотворении "Собственность" Гете с величайшей простотой говорит о ценности бытия:

 

Я знаю, не дано ничем мне обладать,

Моя – лишь мысль, ее не удержать,

Когда в душе ей суждено родиться,

И миг счастливый – тоже мой,

Он благосклонною судьбой

Мне послан, чтоб сполна им насладиться.

 

Различие между бытием и обладанием касается типов общества – одно ориентировано на человека, другое – на вещи. Ориентация на обладание – характерная особенность западного индустриального общества, в котором главный смысл жизни состоит в погоне за деньгами, славой, властью. В обществах, в которых отчуждение выражено в меньшей степени и которые не заражены идеями современного "прогресса", например в средневековом обществе индейцев зуни и африканских племен, существуют свои Басе.

Дело не в том, что (как полагал Юнг) западный человек не может до конца постичь философские системы Востока, например дзэн-буддизм, а в том, что современный человек не может понять дух общества, которое не ориентировано на собственность и алчность. И действительно, сочинения Мейстера Экхарта (которые столь же трудны для понимания, как и произведения Басе или дзэн-буддизм) и Будды – это в сущности лишь два диалекта одного и того же языка».

Жить сознательно, значит жить умом. Жить осознанно, означает расти духовно, жить интуицией. Когда мы принимаем решение сознательно‚ это решение может быть правильным. Но если мы принимаем решение осознанно‚ на основании интуитивного откровения‚ это решение будет оптимальным и может преобразить нас.

Ум – творец. Бессознательно мы в прошлом создали достаточно причин, которые рано или поздно должны дать результат. Никто не может предсказать, когда тот или иной результат материализуется. Живя сознательно, мы создаем гораздо меньше причин с отрицательными для нас последствиями, но все же создаем их. Мыслить осознанно‚ значит позволять появляться лишь той мысли‚ которая в данный момент необходима, и держать в уме лишь то, что мы решили испытать в своей жизни.

 

Ум – это корень, из которого вырастает дерево жизни. Каждый фрукт, рожденный этим деревом, каждый листок и цветок, каждая ветвь его выросли именно такой лишь благодаря этому корню.

 

Бодхихарма в Бодхихарме

 

Сознательный ум может принести хорошие плоды, осознанный ум всегда приносит прекрасные плоды‚ механический – подпорченные, зачастую ядовитые.

В английском языке есть выражение:

 

See no evil, hear no evil, do no evil and there will be no evil in your life, что в переводе означает: Не увидь плохого, не услышь плохого, не сделай плохого, и в твоей жизни не будет плохого.

 

Это выражение – напоминание для тех‚ кто начал шагать дорогой Свободы. Смысл совета заключается в том‚ что мы можем относиться к плохому как сознательно, так и осознанно. Разница между этими двумя видами отношений огромна.

Сознательное отношение поможет нам увидеть плохое и стараться не следовать плохому примеру. Осознанное отношение означает немедленное освобождение от негативных мыслей и эмоций‚ которые возникают в результате контакта с чем либо ‘плохим’ и обращении их в Любовь. ‘Плохое’ встречается на каждом шагу. Секрет взаимодействия с ‘плохим’ лежит в освобождении и Любви.

Путь сознания, путь ума, заставляет нас реагировать. Как правило, наша реакция на “плохое” негативна, что лишь добавляет негативно окрашенной энергии к уже имеющемуся в нас багажу негативности, пагубно действуя как на наше психологическое состояние, так и на состояние здоровья.

Путь осознанности есть путь свидетельствования, путь Любви. В этом случае мы не реагируем ни мысленно ни эмоционально, а если реагируем, то немедленно освобождаемся. Мы беспристрастные свидетели происходящего. Мы можем сопереживать, но сопереживание есть от Любви. Когда настоящая Любовь видит плохое, ее не в состоянии подменить какое-либо другое чувство. Наше неизменное состояние есть Любовь. Возможно ли, чтобы при этом, плохое смогло на нас повлиять? Гораздо больше вероятности того, что Любовь будет способствовать трансформации 'плохого' в Любовь.

Из всех органов чувств наиболее часто используемым и сильным является зрение. Через зрение мы получаем наибольшее количество информации. Поэтому необходимо читать и видеть осознанно. Желательно избавиться от газет и журналов, за исключением тех, что необходимы в работе и учебе; за редким исключением, необходимо избавиться и от телевидения, и кинофильмов. Желательно прекратить чтение романов и подобной литературы.

Если ваша цель – Свобода, исключением может быть литература, которая поможет вам в пути: поздние работы Льва Толстого, Острие Бритвы Сомерсета Моема, Алхимик Коэльо, и т. п. В массе своей, художественная литература это интеллектуальные упражнения других. Зачем убивать драгоценное время на чьи-то выдумки, когда каждый из нас способен написать прекрасную книгу своей жизни. Но как много людей пишет книгу своей жизни? Большинство из нас живет книгами и жизнью других.

Несравнимо увлекательнее жить своей жизнью. Позвольте себе, и вы увидите насколько это приключение интереснее, нежели все другие. Будьте тем, кем вы рождены – Творцом своей судьбы! Не тратьте время на “звезды”, которые пытаются отвлечь ваше внимание от собственной жизни. Если бы культ звезд не приносил прибыли‚ то не было бы и “звезд”, как их не было и в помине, всего лишь 100 лет назад. Как и политикам, философам, проповедникам, писателям, 'звездам', необходимо ваше внимание. Но среди этих людей очень мало тех‚ кто его достоин.

Чем выше уровень нашей осознанности, тем сильнее мы любим, тем меньше внутренних препятствий, тем более мы свободны, тем быстрее раскрывается наш талант, наша способность творить прекрасное. Как нам хорошо известно, препятствия можно охарактеризовать как концепции, догмы, традиции, и т. п. Каждый этап эволюционного развития человечества несет в себе конкретные причины, либо создающие препятствия, либо способствующие раскрепощению и росту в осознанности.

Будучи молодой страной, США не успели обрасти грузом ограничений, которыми страдают, например, страны Европы, и, в сравнительно большей степени – Россия. Такому положению вещей также способствовало благоприятное расположение США, которые не испытывали пагубного влияния вторжений. Эти и другие факторы легли в основу создания более демократического общества, в котором появляются такие руководители как Benjamin Franklin и Барак Обама.

Вторым важным фактором явилось то, что в силу определенных обстоятельств, американское общество представляет собой большой плавильный котёл – смесь многочисленных национальностей. В прошлом, это были, в основном, европейцы – искатели свободы, золота и приключений. Именно они принесли в США этот флибустьерский дух искателей. Сегодня, двери США продолжают оставаться открытыми для всех, а само американское общество представляет собой смесь различных национальностей из 195-и стран мира. В США практически отсутствует дискриминация, и созданы необходимые условия для любых начинаний, любого дела. США стала страной поистине неограниченных возможностей, что привлекает таланты всех мастей.

Третьим важным фактором является беспрецедентное развитие информатики, с её информационными технологиями.

Обратите внимание на то, что в массе своей, первые информационные технологии появились в США, в результате существования там самых благоприятных условий для их возникновения.

Эти факторы способствовали созданию и прекрасной творческой атмосферы, втягивающей в свое поле таланты мира. Следствием этого явилось то, что здесь собрались лучшие режиссеры театра и кино, сценаристы, актеры, композиторы, хореографы, дизайнеры, и т. п. То, что США поощряли и обеспечивали практически безвизовый въезд талантов отовсюду, также способствовало расширению кругозора создателей произведений кино и телевидения театральных постановок и музыкальных произведений.

Именно в силу этих факторов, лучшие фильмы Голливуда смотрит весь мир. В силу отсутствия вмешательства и контроля со стороны общества, религии и правительства, создатели фильмов, музыки, писатели, и т. п., свободны в своем творчестве. Результат: лучшие актеры, режиссеры, писатели, музыканты, певцы, и т. д., в массе своей, работают в США.

И, тем не менее, многие 'звезды' также мало осознанны‚ как и многие зрители. Взгляните со стороны на этот театр забавных актеров‚ где каждый себе на уме… В то же время необходимо помнить‚ что каждый человек по-своему ищет счастья‚ только большинство из нас занимается поисками в окружающем мире‚ где счастье найти невозможно, что каждый забавный актер, есть неотъемлемая часть каждого из нас.

Общество – прекрасная школа. Живя в этой школе осознанно‚ можно быстро понять‚ чем не следует быть; став более осознанным – полностью освободиться от влияния общества.

Пока мы шагаем дорогой Свободы‚ каждый из нас – это единственная звезда, достойная нашего внимания, а время, потраченное на то что не помогает нам внутренне расти – наша напрасно прожитая жизнь.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: