Отличительные особенности данной образовательной программы




Муниципальное Образовательное Учреждение

Лицей № 7

 

 

Программа кружка дополнительного образования

«Дебаты»

(Возрастной состав – учащиеся 11-12 лет. Срок реализации – 1 год)

 

 

 

Бровкина Т.Н.,

учитель истории и

обществознания

 

 

 

 

Пояснительная записка

В условиях современной России перед институтами образования встала проблема выработки программы адаптации подрастающего поколения к жизни в новом обществе. Результативность обучения в школе во многом связана с осознанием настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом, перехода от преимущественно объяснительно-иллюстративных технологий обучения к личностно-ориентированным, развивающим. Одной из таких технологий является технология «Дебаты».

Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам.

Дебаты – соревнование между «играющими», действия которых ограничены определенными условиями и правилами.

Дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.

Как учебная технология, дебаты обогащают образование, как игра – доставляют удовольствие. Данная технология особенно актуальна в гуманитарных дисциплинах, где знание невозможно преподнести как «объективно-истинное», в отличие от естественных и физико-математических знаний, истинность которых можно проверить экспериментальным путём. В гуманитарных науках знания не всегда можно проверить экспериментом. Здесь всегда сталкиваются субъективные позиции, мнения, точки зрения. Через такие столкновения осуществляется движение к истине.

Технология «Дебаты» базируется на основе следующих принципов: целостность; универсальность; вариативность; ориентация на демократизацию учебного и дополнительного образовательного процесса, гуманистический характер и гуманитарная направленность; личностная ориентированность; ориентация на самообразование и самообучение учащихся. 1

Будучи разновидностью интеллектуальной игры, «Дебаты» представляют собой эффективную форму организации свободного времени учащихся.

 

 

Направленность данной программы

Важным элементом содержания данного курса является опыт познавательной и практической деятельности учащихся с опорой на знания, полученные на уроках и в жизни. Программа включает в себя также небольшой курс риторики, с которой ребята знакомятся в форме игр, занимательных упражнений, что позволяет им ненавязчиво учиться чётко мыслить говорить, раскрывать свои способности. Это в равной степени отвечает интересам и общества и учащихся.

 

Актуальность программы

Технология «Дебаты» предполагает:

- активное включение самого ребёнка в поисковую познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

- организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых;

- обеспечение диалогического общения не только между руководителем кружка и участниками, но и между участниками в процессе добывания новых знаний.

-социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.

- воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов, как показывают опросы и наблюдения, обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.

-развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам.2

Практика свидетельствует об эффективности технологии «Дебаты» как в средней школе и в системе дополнительного образования.

Курс служит дополнением к блоку образовательной области «Общественные дисциплины», изучаемому в школе и углубляет её.

 

Цель кружка: освоение учащимися технологии дебатов («школьный формат» - формат Карла Поппера), подготовка к сознательному участию в гражданской жизни.

В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся следующих умений:

1. Расширению общекультурного кругозора:

- обогащению знаний, относящихся к гуманитарным и прежде всего обществоведческим областям;

- формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы.

2. Развитию интеллектуальных способностей:

- формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;

- умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;

- умению различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, анализировать полученную информацию;

- способности концентрироваться на сути проблемы.

3. Развитию исследовательских и организационных навыков:

- собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая в конкретном историческом контексте;

- обосновывать правильность выводов, оценок, пользуясь различными способами доказательства и достоверными историческими фактами;

- собирать доказательную базу и грамотно ей пользоваться.

- грамотно организовывать материал в целях повышения эффективности сообщения вне зависимости от того, устное оно или письменное.

4. Развитию творческих качеств:

- умению по-новому взглянуть на проблему, стремлению использовать нетрадиционные способы ее решения, способности видеть нечто новое, необычное в привычных явлениях;

- гибкости и продуктивности мышления, быстроте реакции; способности ценить креативность у других людей.

5. Развитию коммуникативных умений:

- умению слушать и слышать собеседника;

- способности сопереживать другим людям и проявлять солидарность, понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт;

- терпимости к различным взглядам;

- способности работать в команде.

6. Развитию ораторских способностей:

- навыков публичного выступления;

- уверенности в себе;

- умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;

- способности привлечь слушателей интонацией, жестами, мимикой.

7. Формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе:

- способности формулировать и отстаивать собственную точку зрения,

-уважительному отношению к общечеловеческим и национальным ценностям;

- повышению интереса к событиям в общественно-политической жизни страны, региона, города;

- стремлению использовать свои знания в практике общественной жизни; умению брать на себя решение каких-либо проблем3.

 

Отличительные особенности данной образовательной программы

● Программа учитывает интересы и способности учащихся. Созданные условия в процессе работы позволяют вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, постоянно испытывать свои интеллектуальные силы для определения возникающих проблем и умения решать их совместными усилиями.

● Игра используется как возможность попробовать свои силы в различных социальных ролях;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: