Муниципальное Образовательное Учреждение
Лицей № 7
Программа кружка дополнительного образования
«Дебаты»
(Возрастной состав – учащиеся 11-12 лет. Срок реализации – 1 год)
Бровкина Т.Н.,
учитель истории и
обществознания
Пояснительная записка
В условиях современной России перед институтами образования встала проблема выработки программы адаптации подрастающего поколения к жизни в новом обществе. Результативность обучения в школе во многом связана с осознанием настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом, перехода от преимущественно объяснительно-иллюстративных технологий обучения к личностно-ориентированным, развивающим. Одной из таких технологий является технология «Дебаты».
Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам.
Дебаты – соревнование между «играющими», действия которых ограничены определенными условиями и правилами.
Дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.
Как учебная технология, дебаты обогащают образование, как игра – доставляют удовольствие. Данная технология особенно актуальна в гуманитарных дисциплинах, где знание невозможно преподнести как «объективно-истинное», в отличие от естественных и физико-математических знаний, истинность которых можно проверить экспериментальным путём. В гуманитарных науках знания не всегда можно проверить экспериментом. Здесь всегда сталкиваются субъективные позиции, мнения, точки зрения. Через такие столкновения осуществляется движение к истине.
|
Технология «Дебаты» базируется на основе следующих принципов: целостность; универсальность; вариативность; ориентация на демократизацию учебного и дополнительного образовательного процесса, гуманистический характер и гуманитарная направленность; личностная ориентированность; ориентация на самообразование и самообучение учащихся. 1
Будучи разновидностью интеллектуальной игры, «Дебаты» представляют собой эффективную форму организации свободного времени учащихся.
Направленность данной программы
Важным элементом содержания данного курса является опыт познавательной и практической деятельности учащихся с опорой на знания, полученные на уроках и в жизни. Программа включает в себя также небольшой курс риторики, с которой ребята знакомятся в форме игр, занимательных упражнений, что позволяет им ненавязчиво учиться чётко мыслить говорить, раскрывать свои способности. Это в равной степени отвечает интересам и общества и учащихся.
Актуальность программы
Технология «Дебаты» предполагает:
- активное включение самого ребёнка в поисковую познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
- организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых;
- обеспечение диалогического общения не только между руководителем кружка и участниками, но и между участниками в процессе добывания новых знаний.
-социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.
|
- воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов, как показывают опросы и наблюдения, обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.
-развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам.2
Практика свидетельствует об эффективности технологии «Дебаты» как в средней школе и в системе дополнительного образования.
Курс служит дополнением к блоку образовательной области «Общественные дисциплины», изучаемому в школе и углубляет её.
Цель кружка: освоение учащимися технологии дебатов («школьный формат» - формат Карла Поппера), подготовка к сознательному участию в гражданской жизни.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся следующих умений:
1. Расширению общекультурного кругозора:
- обогащению знаний, относящихся к гуманитарным и прежде всего обществоведческим областям;
|
- формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы.
2. Развитию интеллектуальных способностей:
- формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;
- умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
- умению различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, анализировать полученную информацию;
- способности концентрироваться на сути проблемы.
3. Развитию исследовательских и организационных навыков:
- собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая в конкретном историческом контексте;
- обосновывать правильность выводов, оценок, пользуясь различными способами доказательства и достоверными историческими фактами;
- собирать доказательную базу и грамотно ей пользоваться.
- грамотно организовывать материал в целях повышения эффективности сообщения вне зависимости от того, устное оно или письменное.
4. Развитию творческих качеств:
- умению по-новому взглянуть на проблему, стремлению использовать нетрадиционные способы ее решения, способности видеть нечто новое, необычное в привычных явлениях;
- гибкости и продуктивности мышления, быстроте реакции; способности ценить креативность у других людей.
5. Развитию коммуникативных умений:
- умению слушать и слышать собеседника;
- способности сопереживать другим людям и проявлять солидарность, понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт;
- терпимости к различным взглядам;
- способности работать в команде.
6. Развитию ораторских способностей:
- навыков публичного выступления;
- уверенности в себе;
- умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- способности привлечь слушателей интонацией, жестами, мимикой.
7. Формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе:
- способности формулировать и отстаивать собственную точку зрения,
-уважительному отношению к общечеловеческим и национальным ценностям;
- повышению интереса к событиям в общественно-политической жизни страны, региона, города;
- стремлению использовать свои знания в практике общественной жизни; умению брать на себя решение каких-либо проблем3.
Отличительные особенности данной образовательной программы
● Программа учитывает интересы и способности учащихся. Созданные условия в процессе работы позволяют вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, постоянно испытывать свои интеллектуальные силы для определения возникающих проблем и умения решать их совместными усилиями.
● Игра используется как возможность попробовать свои силы в различных социальных ролях;