Права на охрану труда при заключении трудового договора




Законодательство об охране труда...........................................................1

Права на охрану труда при заключении трудового договора................3

1.3 Право работников на льготы и компенсации за тяжелые и вредные условия труда.......................................................................................................3

1.4 Обеспечение работников спецодеждой, другими средствами индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами......4

2 .Государственное управление охраной труда................................................5

2.1 Органы государственного управления охраной труда...........................5

2.2 Полномочия министерств и других центральных органов исполнительной власти в области охраны труда.............................................5

3. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда..........7

Выводы..............................................................................................................7

 

1.Общие положения

Охрана труда - это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в условиях трудовой деятельности. Работодатель - владелец предприятия, организации или уполномоченный им орган, независимо от форм собственности, вида деятельности, хозяйствования, и физическое лицо, использующее наемный труд. Работник - лицо, работающее на предприятии, в организации, учреждении и исполняющее обязанности или функции согласно трудовому договору (контракту).

1.1 Законодательство об охране труда

Действие настоящего Закона распространяется на всех юридических и физических лиц, которые в соответствии с законодательством использует наемный труд и на всех работающих.

Законодательство об охране труда состоит из настоящего Закона, Кодекса законов о труде Украины, Закона Украины “Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности“ и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов.

Если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины об охране труда, применяются нормы международного договора.

Закон Украины "О охрони труда"

  • принят Верховной Радой Украины 14 октября 1992 года.
  • Он определяет основные положения по реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья.
  • Он регулирует при участии соответствующих государственных органов отношения между собственником предприятия, учреждения и организации или уполномоченным им органом и работником по вопросам безопасности, и гигены труда и производственной среды.
  • Он устанавливает единый порядок порядок, организации охраны труда в Украине.
  • Закон характеризуют многочисленные нововведения:

1. внедрение экономических методов управления охраной труда на смену административно-командных

2. создание специальных фондов охраны труда на государственном, отраслевом, региональном уровнях и на хозрасчетных предприятиях,

3. применения ряда дополнительных штрафных санкций, а также льгот по налогообложению,

4. создание четкой системы органов государственного управления и надзора за охраной труда и системы организации этой работы юезпосередньо на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности,

5. существенное расширение прав и социальных гарантий работников, прежде всего лиц, пострадавших от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, и семей погибших

6. определение места и роли коллективного договора предприятия в решение задач по улучшению условий и безопасности труда, обеспечения установленных законом прав и социальных гарантий работников, в том числе на льготы и компенсации,

7. определения правового статуса служб охраны труда на предприятиях и в органах государственного управления всех уровней.

Права на охрану труда при заключении трудового договора

Условия трудового договора не могут содержать положений, противоречащих законам и иным нормативно-правовым актам по охране труда.

При заключении трудового договора работодатель должен проинформировать работника об условиях труда и о наличии на его рабочем месте опасных и вредных производственных факторов, которые еще не устранены, возможных последствий их влияния на здоровье и о правах работника на льготы и компенсации за работу в таких условиях в соответствии с законодательством и коллективным договором.

Работнику не может предлагаться работа, которая по медицинскому заключению противопоказана ему по состоянию здоровья. К выполнению работ повышенной опасности и требующих профессионального подбора допускаются лица при наличии заключения психофизиологической экспертизы.

Все работники согласно закону подлежат общеобязательному государственному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности.

1.3 Право работников на льготы и компенсации за тяжелые и вредные условия труда

Работники, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, бесплатно обеспечиваются лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой, имеют право на оплачиваемые перерывы санитарно-оздоровительного назначения, сокращение продолжительности рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготную пенсию, оплату труда в повышенном размере и другие льготы и компенсации, предоставляемые в определенном законодательством порядке.

В случае разъездного характера работнику выплачивается денежная компенсация на приобретение лечебно-профилактического питания, молока или равноценных ему пищевых продуктов на условиях, предусмотренных коллективным договором.

Работодатель может за свои средства дополнительно устанавливать по коллективному договору (соглашению, трудовому договору) работнику льготы и компенсации, не предусмотренные законодательством.

В течение действия заключенного с работником трудового договора работодатель должен не позднее чем за 2 месяца письменно информировать работника об изменениях производственных условий и размеров льгот и компенсаций с учетом тех, которые предоставляются им дополнительно.

 

1.4 Обеспечение работников спецодеждой, другими средствами индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами.

На работах с вредными и опасными условиями труда, а также работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также моющие и обезвреживающие средства. Работники, привлекаемые к разовым работам, связанным с ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий и т.п., не предусмотренных трудовым договором, должны быть обеспечены указанными средствами.

Работодатель обязан обеспечить за свой счет приобретение, комплектование, выдачу и содержание средств индивидуальной защиты в соответствии с нормативно-правовыми актами по охране труда и коллективным договором.

В случае преждевременного износа этих средств не по вине работника работодатель обязан заменить их за свой счет. В случае приобретения работником спецодежды, других средств индивидуальной защиты, моющих и обезвреживающих средств за свои средства работодатель обязан компенсировать все расходы на условиях, предусмотренных коллективным договором.

Согласно коллективному договору работодатель может дополнительно, сверх установленных норм, выдать работнику определенные средства индивидуальной защиты, если фактические условия труда этого работника требуют их применения.

 

2 .Государственное управление охраной труда

В новых социально-экономических условиях роль государства существенно изменяется. Закон Украины «Об охране труда» впервые четко определил политику государства в сфере защиты интересов как нанимаемых работников, так и работодателей в трудовом процессе, законодательно закрепил право работника на безопасную работу. Согласно этому Закону роль государства и его институтов в охране работы не сводится к созданию правовых норм и административного надзора. Государство разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на создание целостной системы государственного управления охраной работы, организует контроль за выполнением соответствующих законодательных и нормативных актов, координирует деятельность центральных и местных органов исполнительной власти в этой сфере, инициирует разработку конкретных программ в области безопасности и гигиены работы, следит за их выполнением.

Управление охраной работы — это подготовка, принятие и реализация правовых, организационных, научно-технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение жизни, здоровье и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности.

2.1 Органы государственного управления охраной труда.

Государственное управление охраной труда осуществляют:

Кабинет Министров Украины;

специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда;

министерства и другие центральные органы исполнительной власти;

 

2.2 Полномочия министерств и других центральных органов исполнительной власти в области охраны труда

Министерства и другие центральные органы исполнительной власти:

- проводят единую научно-техническую политику в области охраны труда;

- разрабатывают и реализуют отраслевые программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды с участием профсоюзов;

- осуществляют методическое руководство деятельностью предприятий отрасли по охране труда;

- заключают с соответствующими отраслевыми профсоюзами соглашения по вопросам улучшения условий и безопасности труда;

- участвуют в разработке и пересмотре нормативно-правовых актов по охране труда;

- организуют обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда;

- создают при необходимости аварийно-спасательные службы, осуществляют руководство их деятельностью, обеспечивают исполнение других требований законодательства, регулирующего отношения в сфере спасательного дела;

- осуществляют ведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях отрасли.

Для координации, совершенствования работы по охране труда и контроля за этой работой в министерствах и других центральных органах исполнительной власти создаются структурные подразделения по охране труда.

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики обеспечивает проведение государственной экспертизы условий труда с привлечением служб санитарного эпидемиологического надзора специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения, определяет порядок и осуществляет контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест относительно их соответствия нормативно-правовым актам по охране труда.

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда:

- осуществляет комплексное управление охраной труда на государственном уровне, реализует государственную политику в этой области и осуществляет контроль за исполнением функции государственного управления охраной труда министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления;

- разрабатывает при участии министерств, других центральных органов исполнительной власти, Фонда социального страхования от несчастных случаев, всеукраинских объединений работодателей и профсоюзов общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды и контролирует ее выполнение;

- осуществляет нормотворческую деятельность, разрабатывает и утверждает правила, нормы, положения, инструкции и другие нормативно-правовые акты по охране труда или изменения в них;

- координирует работу министерств, других центральных органов власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности в области безопасности, гигиены труда и производственной среды;

- получает бесплатно от министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов статистики, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности сведения и информацию, необходимые для выполнения возложенных на него задач;

- участвует в международном сотрудничестве и в организации выполнения международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, изучает, обобщает и распространяет мировой опыт по этим вопросам, разрабатывает и подает в установленном порядке предложения по усовершенствованию и постепенному приближению действующего законодательства об охране труда к соответствующим международным и европейским нормам.

Решения, принятые специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда в пределах его компетенции, обязательны для выполнения всеми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые в соответствии с законодательством использует наемный труд.

 

3. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

За нарушение законов и иных нормативно-правовых актов об охране труда, создание препятствий в деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда, а также представителей профсоюзов, их организаций и объединений виновные лица привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности согласно закону.

 

Выводы

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования, кроме части четвертой статьи 19, которая вступает в силу с 1 января 2003 года.

2. Кабинет Министров Украины в трехмесячный срок со времени вступления в силу настоящего Закона:

внести в Верховную Раду Украины предложения по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Законом;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечит приведение органами исполнительной власти принятых им нормативно-правовых актов в соответствии с настоящим Законом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: