Тема 2. Феноменология профессионального становления личности




ПРОГРАММА КУРСА

«ПЕДАГОГИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Тема 1. Теоретико-психологические основания и методы исследования психологии профессионального образования

Понятие об образовательной парадигме и ее роли в процессе профессионального образования личности. Профессиональное образование как социокультурный феномен, как система, процесс и результат. Ведущие парадигмы в профессиональном образовании.

Включенность человека в систему непрерывного профессионального образования. Этапы процесса непрерывного профессионального образования. Система профессионального образования и ее подсистемы. Роль психологии в функционировании названных подсистем. Профессиональное становление личности в контексте и континууме онтогенеза. Неравномерность процесса профессионального становления личности – различия в темпах, траектории; роль биологических, социальных и личностных факторов в процессе профессионального становления личности. Стадии профессионального становления личности и характеристика их внутренней проблематики. Предметная область психологии профессионального образования. Профессионально образовательный процесс и профессиональное развитие личности как предмет психологии профессионального образования. Системный подход к психологии профессионального образования и компоненты системы.

Основные категории психологии профессионального образования и их содержательное наполнение.

Методы психологии профессионального образования, их классификация. Методы организации и планирования исследования. Методы накопления фактов (эмпирические), методы обработки данных, методы интерпретации данных, принципы и правила их применения и использования.

Тема 2. Феноменология профессионального становления личности

Психологические особенности периодизации становления личности. Понятие о периоде. Периодизация жизни человека, подходы и классификации на основе возраста человека (древнекитайская, Пифагора, Гиппократа, современные подходы). Периодизация развития личности – эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона. Периодизация развития личности Д.Б.Эльконина, ведущие идеи. Подход к периодизации А.В. Петровского. Становление личности в онтогенезе. Возрастные особенности становления. Основания для дифференциации жизни личности в детском возрасте и во взрослом периоде. Роль социальной ситуации развития, ведущий тип деятельности и психических новообразований в становлении личности. Этапы профессионального становления с точки зрения отечественных психологов (Е.А.Климов, А.К.Маркова) и западных специалистов (Дж.Сьюпер).

Профессия. Личность. Профессионализм. Жизненные и профессиональные планы личности, социальная ситуация, ведущая деятельность и их роль в профессиональном становлении личности. Социальная ситуация и уровень реализации ведущей деятельности как основания для периодизации профессионального развития человека. Становление личности в профессии, этапы становления – аморфная оптация, выбор профессии, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, первичная профессионализация, вторичная профессионализация, профессиональное мастерство. Профессиональная продуктивность, профессиональная идентичность, профессиональная зрелость. Кризисы профессионального становления личности. Профессиональное акме. Технологии профессионального развития и становления личности.

Сущность профессионального самоопределения и его критерии – способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы, уточнение своего места в мире профессий, осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе.

Концепция профессионального развития А.Маслоу. Профессиональное самоопределение в понимании отечественных ученых – П.Г.Щедровицкого, Н.С.Пряжникова и Е.А.Климова.

Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения. Основные типы самоопределения: самоопределение в конкретной трудовой функции, самоопределение на конкретном трудовом посту, самоопределение на уровне конкретной специальности, самоопределение в конкретной профессии, жизненное самоопределение, личностное самоопределение, самоопределение личности в культуре и их основные характеристики.

Профессиональное самоопределение на разных стадиях развития личности – в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в подростковом возрасте, в ранней юности, в юности, в молодости, в зрелом возрасте, в пожилом возрасте.

Модель подготовки специалиста. Взаимодействие индивидного, личностного и профессионального развития человека. Индивидуальные особенности и их влияние на темп и уровень развития специалиста. Личностные особенности и их влияние на темп и уровень развития специалиста. Профессиональные особенности специалиста и причины их появления на каждой стадии профессионального развития. Профессионально обусловленная структура личности – профессиональная направленность, профессиональная компетентность, профессиональные качества личности. Характеристика названных подструктур.

Понятие о кризисе с точки зрения психологии. Признаки кризиса, критерии кризиса в поведении человека. Демотивация как основной признак предкризисного состояния. Кризисы профессионального становления, их психологически обусловленные причины. Особенности протекания профессиональных кризисов. Синдром эмоционального выгорания, его признаки и маркеры.

Профессиональные деформации, понятие и методы распознавания. Общепрофессиональные деформации, влияние стажа работы на проявление общепрофессионального кризиса. Специальные профессиональные деформации, роль акцентуации характера в их возникновении и проявлении. Профессионально-типологические деформации и индивидуально-психологические особенности личности. Индивидуализированные деформации. Следствия профессиональных деформации и методы их преодоления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: