ФОРМАТ И УКРАШЕНИЯ РУКОПИСЕЙ




Листы пергамента, на которых писались тексты, не имели определенного размера. Более точной была величина бумажного листа, равная примерно двойному листу нашей писчей бумаги. На практике тексты писались или на таком листе, или на листах, сложенных вдвое, вчетверо и т.д. Впоследствии они соответственно обозначались следующим образом: 1,4, (лист, четверть листа, восьмушка) и т.д.

Тексты древнейших рукописей писались на двух сторонах листа, которые складывались в тетради. Каждая из них состояла из четырех двойных листов (16 страниц).

Если рукопись была большая, то тетради сшивались в книгу. Для большей сохранности она переплеталась. Ценные книги имели дорогие переплеты, обтянутые кожей, покрытые серебряными или золотыми окладами и обложенные драгоценными камнями. С 13 в. стало применяться тиснение, делавшееся по византийскому образцу, в крупную клетку с ромбическими и сердцевидными клеймами. С 16 в. оно становится более вычурными сложным, с середины 17 в. встречается золотое тиснение. Чтобы предохранить такие переплеты от порчи, к ним иногда еще прибивали ножки (гвозди с головками).

Владельцы дорогих книг проявляли заботу о том, чтобы буквально каждая страница имела вид художественного произведения. Это достигалось не только хорошей выделкой бумаги и красивым почерком, но и специальными украшениями. В начале рукописи, или главы, или иногда даже абзаца делались заставки, т.е. расширенные узоры, занимавшие почти всю ширину листа, а по высоте иногда до одной его трети. Остальные части рукописей выделялись инициалами, т.е. красиво выписанными и разрисованными заглавными буквами. Иногда делались украшения и на полях ("полевые цветки"), и в конце книги.

Все эти украшения, именуемые орнаментом, выдерживались в определенном стиле. В 11 - 12 вв. господствовал старорусский или старовизантийский орнамент, состоявший из простейших геометрических фигур, в которые вписывались стилизованные предметы (главным образом - растительный мир). С 13 в. под влиянием национальных мотивов в орнаменте утвердились сказочные сюжеты. На фоне переплетающихся между собой ремней и веток в рамках и за их пределами изображались фантастические животные - драконы, грифы, львы. Такой стиль орнамента носит название чудовищного (тератологического).

С середины 16 в. возник новый орнамент, приспособленн6ый к условиям начавшегося в России книгопечатания. Украшения делались только двухцветными - черным по белому или наоборот. Большая часть изображений имеет геометрические формы, особенно круги и квадраты, в промежутках между которыми помещались стилизованные цветы и прочие растения. Входят в употребление штрихи.

Совершенствование в дальнейшем книгопечатания позволило усложнить орнамент. В соответствии со вкусами читателей (со второй пол. 17 в.) орнамент стал трехцветным и испытал на себе влияние господствовавших в искусстве стилей - в 17 в.- барокко, в 18 в. - рококо, а в начале 19 в. ампира.

Украшением многих ценных рукописей служили миниатюры - т.е. изображения в лицах тех событий, о которых в них говорилось. Лицевые изображения встречаются в древнейших церковных книгах, на некоторых древних жалованных грамотах. Большое число миниатюр помещено в отдельных летописях, например в Радзивиловской (или Кенигсбергской), в 12 - томном лицевом своде второй пол.16 в. насчитывающем свыше 156 тыс. лицевых изображений, и др. Они часто встречаются и в старообрядческих рукописях 17 в. С развитием книгопечатания лицевые изображения постепенно стали вытесняться книжной гравюрой.

Способы изображения на миниатюрах соответствовали художественным вкусам, как заказчиков, так и их исполнителей. Лицевые изображения пергаментных рукописей 11-13 вв. отличаются монументальностью, характерной для фресковых и мозаичных изображений той эпохи. Краски накладывались густые, яркие.

В 14 - 15 вв. рисунки на пергаментных рукописях выдерживаются еще в старых традициях монументальной живописи. Однако появление бумаги позволило освоить более легкую акварельную живопись. В творчестве создателей миниатюр 15 в., испытавших влияние живописи

А..Рублева, отмечаются реалистические тенденции при сохранении ими приемов иконописного изображения.

В 16-м - в первой половине 17 вв. миниатюры испытывают на себе влияние станковой, затем портретной живописи ("парсунское письмо"), реалистические тенденции которой в дальнейшем были связаны с именем Симона Ушакова. При всей условности они дают конкретное представление о многих исторических событиях и быте русского народа - трудовой деятельности ремесленника и крестьянина, военных сражениях, вечевых сходах, народных восстаниях и т.д.

Интересный материал по этому вопросу можно найти в книге: О.И. Победова Миниатюра русских исторических рукописей (К истории русского лицевого писания). М.1965. В отличие от книг грамоты писались на одной стороне листа, который для удобства резали на две или три части. Если одного такого листа не хватало, то к нему подклеивали другой, третий. Получалась лента ("столпец"), на обороте которой дьяки делали свои пометки, а в местах склейки, чтобы не допустить подделки, "скрепы". "Столпцы" получили особенно широкое распространение в делопроизводственной практике московских приказов 16-17 вв. Многие из них состояли из целой серии связанных между собой по содержанию документов. Такие "столпцы" нередко достигали длины 15-20 м и даже больше. Впрочем, и отдельные документы достигали не меньших размеров, а часто и гораздо больших. Так подлинный текст Соборного уложения 1649 г. представляет собой "столпец", состоящий из склеенных листов длиной свыше 300 м.

"Столпцы" свертывались в свитки, и хранить их было неудобно. Поэтому с начала 18 в. листы стали сшивать в тетради. С этого же времени перестали резать листы на тонкие полоски и начали писать на обеих сторонах листа, что позволило экономить бумагу. Тетради, которые содержали материалы, относившиеся к одному или родственным делам, объединяли и перевязывали. Такие "вязки" перенумеровывались и хранились в архивах канцелярий(18-19 вв).

Для украшения рукописей нередко применялось особое декоративное письмо - вязь, в котором с помощью сокращений и украшений текст связывался в непрерывный и ровный орнамент. В этих случаях особенно широко применялось использование какой-либо черты или линии для предыдущей и последующей

букв, подчинение одной буквы другой или соподчинение двух букв.

Вязью обычно выделялись заголовки или начальные части рукописей. Как

правило, они к тому же писались красной или другой какой-либо яркой краской.

Первые русские рукописи, содержавшие тексты, писанные вязью, относятся к концу 14 в. В 15 в. вязь получает очень широкое распространение, а в 16 в. в некоторых крупных городах - Москве, Новгороде, Пскове - складываются свои стили письма вязью, которые к середине 17 в. постепенно унифицируются. Характерная черта этого вида письма на протяжении всей его истории - стремление к увеличению высоты букв. Если в 15 в. высота букв была больше ширины обычно в 3-4 раза, то в 17 в. это соотношение вырастает до 10-12.

Такие буквы читаются уже с трудом. Подобный характер вязи сохраняется и в церковных книгах 18-19 вв. С образцами вязи можно ознакомиться в книге В.Н. Щепкин. Русская палеография. М. 1967, стр.40-55.

ТАЙНОПИСЬ. Уже в 12 в. стали употреблять знаки письменности не в обычном, а в каком-то особом значении, понятном только для посвященных. Так возникла криптография,или тайнопись. В средние века и на Западе, и в России тайнопись использовалась для обозначения имени автора, так как открытое упоминание о нем в рукописи считалось нескромным и даже греховным. В тот же период и позже с помощью криптограмм стали зашифровывать тексты по политическим, религиозным, дипломатическим, классовым и другим соображениям.

К настоящему времени расшифрованы почти все известные русские криптограммы. Эта работа основана на тщательном изучении нашими палеографами способов тайного письма. Важнейшие из них: 1)замена кирилицы буквами другого алфавита: глаголицы, греческой, латинской азбук. 2)употребление вместо букв условных знаков. 3)применение литореи, или "тарабарской грамоты", где все согласные (а иногда и гласные) делились на два ряда, в каждом из которых буквы попарно взаимно заменяли друг друга. 4) использование пермской азбуки. 5) сокращенное изображение букв. 6)написание букв в каждой фразе в обратном порядке. 7) использование так называемой счетной системы, получившей постепенно наибольшее распространение, при которой вместо букв ставились соответствующие им в древнерусском языке цифры.

Чтобы правильно прочесть криптограмму, необходимо уяснить, по какой системе она составлена, а затем произвести соответствующую замену знаков. В одном сборнике Кирилло-Белозерского монастыря XV в. читаем: "Аще хощеши уведати имя писавшаго книгу сию, и то ти написую: десятерица сугубая и пятерица четвертицею, и един, десятерица дващи, и един, десятья четыре сугубо и четырежди по пяти, дващи два с единем, единица с четвертицею сугубо".

Здесь примененна четная система, и дешифруется она так:

 

Таблица 1.

 

 

Поставив полученные буквы в ряд, мы прочтем имя "писавшего книгу сию" - Макареи.

Сохранилась криптограмма начала 18 века: "Рполежек виюпом лмюж шагип япабот". Она основана на принципе литореи, или "тарабарской грамоты", где буквы заменялись следующим образом:

я, ы, щ, ш, ч, у, р, о, н, л, з, е, д, в, ю, у, х, ф, т, с, п, и,

м, к, ж, а, г, б,

Поставив в приведенный текст вместо букв верхнего ряда буквы нижнего ряда или наоборот, получим следующий текст:

"Приказал боярин князь Федор Юрьевич". Подробно о тайнописи см.: Л.В. Черепнин. Русская палеография. М.1956.стр. 261-266,389-397.

ПРИМЕНЕНИЕ ПАЛЕОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Палеография, устанавливая законы развития графики, позволяет прежде всего правильно прочесть рукопись и разобраться в местах, которые на первый взгляд кажутся трудными для прочтения. Для этого при чтении рукописей следует опираться на приведенный выше материал о графике. Вместе с тем отдельные палеографические признаки и их совокупность позволяют выяснить вопросы, важные не только с филологической, но и с исторической точки зрения. Одним из них является вопрос о времени возникновения документа. Для историка оно важно не только само по себе, но и потому, что зачастую может служить указанием на дату события, которое отражено в этом документе.

Указанием на время возникновения документа (источника), правда, не всегда очень точным, может служить его графика. Она может определить грань, раньше которой рукопись не могла появиться. На основе изучения начерков Новгородской первой летописи по Синодальному харатейному списку Б.П.Ляпунов и А.Н. Насонов пришли к выводу, что первая ее часть была написана в 13 в., а вторая - в первой половине 14 в.

С помощью современных технических средств нетрудно определить время изготовления пергамента. А так как установлено, что, как правило, он не залеживался, а использовался в самом скором времени после его изготовления, то возможна датировка и этим путем.

Тексты, написанные на бумаге, наиболее точно датируются по водяным знакам. Для этого надо водяные знаки на недатированных рукописях сличить с водяными знаками, время которых точно указано в названных выше альбомах. Таки путем установлено, что дошедший до нас единственный недатированный список Судебника 1497 г., имеющий филигрань сферу, был написан на бумаге, изготовленной в 15-начале 16 в. Список Судебника1550 г., хранящийся в архиве Санкт-Петербургского отделения Института истории РАН, судя по филиграням - кораблик и сфера, пересеченная чертой, на одном конце которой лилия, а на другом - сердце, сделан на бумаге 60-х годов 16 в. Список "Сказания о князьях владимирских", принадлежащий Государственному историческому музею, написан на бумаге с водяным знаком в виде кувшинчика, который характерен тоже для 16 в. Таких примеров можно привести много.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: