Так же как и в отношении спроса, при анализе рыночного предложения различают изменение величины предложения и изменение предложения. Изменение величины предложения отражает изменение величины предложения блага в зависимости от изменения цены самого блага при неизменности неценовых факторов предложения (рис. 1). Так как закон предложения декларирует положительную связь между величиной предложения и ценой, то повышение цены, например с Р0 до Р1, приведет к увеличению объема предложения с Q0 до Q1, а снижение цены с Р0 до Р2 — к его уменьшению с Q0 до Q2. На графике это выразится в том, что оба изменения будут находиться на той же кривой, однако в первом случае новая точка (Р1; Q1) окажется выше исходной (Р0; Q0), а во втором (Р 2; Q2) — ниже. Следовательно, изменение величины предложения всегда выражается в виде движения вдоль кривой предложения.
Рис.1 Изменение величины предложения
Изменение предложения — это процесс, отражающий изменение готовности производителей предоставлять большее или меньшее количество блага при одной и той же цене (рис.2). Об изменении предложения говорят в том случае, когда при той же цене блага, например Р0, объем предложения может увеличиться, допустим, до Q1 или уменьшиться, предположим, до Q2. Этот процесс не идентичен тому, который наблюдался бы при увеличении цены блага, так как связан со сдвигом кривой предложения. При повышении цены блага с Р0 до Р1 величина предложения увеличилась бы с Q0 до Q1. Но в нашем случае, как видно из рисунка, для кривой предложения S1 цена Р1 дает объем предложения не Q1, a Q3. В то же время при предложении S1 объем Q0 обеспечивается при более низкой цене, чем в случае предложения S0. Другими словами, изменение предложения всегда выражается в сдвиге кривой предложения. При этом смещение кривой предложения вправо (положительный сдвиг) будет означать расширение рыночного предложения. Смещение кривой предложения влево (отрицательный сдвиг) будет означать сокращение рыночного предложения.
|
Суть различий между изменением величины предложения и изменением предложения сводится к тому, что в первом случае изменения обусловлены ценой блага, а во втором — действием неценовых детерминант.
Рис.2 Изменение предложения
6.Неценовые факторы предложения
Факторы, влияющие на изменение предложения, разнообразны, но в качестве определяющих следует выделить такие, как цены факторов производства, цены заменителей, численность продавцов, технологии, ожидания производителей, налоги и субсидии.
Цены факторов производства оказывают наиболее существенное влияние на изменение предложения, так как определяют уровень затрат производства блага. Рост цен на факторы производства приведет к увеличению производственных затрат, и предложение сократится во всем диапазоне цен. Кривая предложения сместится влево. При снижении цен факторов производства будет наблюдаться снижение производственных затрат, что приведет к расширению предложения, и кривая предложения сместится вправо.
Технологии обусловливают эффективность использования производственных ресурсов, значит, оказывают самое непосредственное влияние на уровень затрат. Переход к новым технологиям может выразиться в снижении удельных затрат ресурсов на производство блага, а может сопровождаться вовлечением в производство менее ценных, а значит, более дешевых производственных ресурсов.
|
Цены благ-заменителей влияют на изменение предложения данного блага в том смысле, что, оказывая влияние на уровень доходности производства, изменяют привлекательность для производителя поставки на рынок именно данного блага. Если цены на минеральную воду повысятся, то производители прохладительных напитков при имеющихся у них производственных мощностях расширят предложение минеральной воды и сократят предложение фруктовой воды.
Численность производителей, действующих на рынке, скажется на совокупном объеме предложения блага при каждом заданном уровне цены блага. Чем больше число производителей, поставляющих благо на рынок, тем больше будет рыночное предложение, и наоборот. Это выразится в соответствующем сдвиге кривой рыночного предложения.
Налоги и субсидии оказывают непосредственное влияние на затраты производства, а через них — и на рыночное предложение. Увеличение или введение дополнительного налога приведет к росту производственных затрат на единицу блага, а значит, к снижению готовности производителя осуществлять предложение по текущей рыночной цене, что обернется сокращением рыночного предложения. Введение субсидий будет означать снижение затрат на единицу блага для данного объема выпуска, и производитель будет увеличивать предложение. Но в обоих случаях положение кривой предложения изменится.
Ожидания производителей, выраженные в прогнозируемом ими уровне цены блага и цен на производственные ресурсы в будущем, также оказывают влияние на величину текущего предложения. Ожидаемый ими рост цен может стать катализатором расширения производственных мощностей, а следовательно, увеличения предложения. Прогнозное повышение цен может стать причиной, удерживающей производителя от реализации блага по текущим ценам.