Изменение величины предложения и изменение предложения




Так же как и в отношении спроса, при анализе рыночного предложения различают изменение величины предложения и изменение предложения. Изменение величины предложения отражает изменение ве­личины предложения блага в зависимости от изменения цены самого блага при неизменности неценовых факто­ров предложения (рис. 1). Так как за­кон предложения декларирует поло­жительную связь между величиной предложения и ценой, то повышение цены, например с Р0 до Р1, приведет к увеличению объема предложения с Q0 до Q1, а снижение цены с Р0 до Р2 — к его уменьшению с Q0 до Q2. На графике это выразится в том, что оба изменения будут находиться на той же кривой, од­нако в первом случае новая точка 1; Q1) окажется выше исходной (Р0; Q0), а во втором (Р 2; Q2) — ниже. Следователь­но, изменение величины предложения всегда выражается в виде движения вдоль кривой предложения.

Рис.1 Изменение величины предложения

Изменение предложения — это процесс, отражающий изменение го­товности производителей предоставлять большее или меньшее количество блага при одной и той же цене (рис.2). Об изменении предложения го­ворят в том случае, когда при той же цене блага, например Р0, объем пред­ложения может увеличиться, допус­тим, до Q1 или уменьшиться, предпо­ложим, до Q2. Этот процесс не иденти­чен тому, который наблюдался бы при увеличении цены блага, так как свя­зан со сдвигом кривой предложения. При повышении цены блага с Р0 до Р1 величина предложения увеличилась бы с Q0 до Q1. Но в нашем случае, как видно из рисунка, для кривой предло­жения S1 цена Р1 дает объем предло­жения не Q1, a Q3. В то же время при предложении S1 объем Q0 обеспечива­ется при более низкой цене, чем в случае предложения S0. Другими словами, изменение предложения всегда выражается в сдвиге кривой пред­ложения. При этом смещение кривой предложения вправо (положитель­ный сдвиг) будет означать расширение рыночного предложения. Смеще­ние кривой предложения влево (отрицательный сдвиг) будет означать со­кращение рыночного предложения.

Суть различий между изменением величины предложения и изме­нением предложения сводится к тому, что в первом случае изменения обусловлены ценой блага, а во втором — действием неценовых детер­минант.

 

Рис.2 Изменение предложения

6.Неценовые факторы предложения

Факторы, влияющие на изменение предложения, разнообразны, но в качестве определяющих следует выделить такие, как цены факторов про­изводства, цены заменителей, численность продавцов, технологии, ожи­дания производителей, налоги и субсидии.

Цены факторов производства оказывают наиболее существенное влияние на изменение предложения, так как определяют уровень затрат производства блага. Рост цен на факторы производства приведет к увели­чению производственных затрат, и предложение сократится во всем диа­пазоне цен. Кривая предложения сместится влево. При снижении цен факторов производства будет наблюдаться снижение производственных затрат, что приведет к расширению предложения, и кривая предложения сместится вправо.

Технологии обусловливают эффективность использования производ­ственных ресурсов, значит, оказывают самое непосредственное влияние на уровень затрат. Переход к новым технологиям может выразиться в снижении удельных затрат ресурсов на производство блага, а может со­провождаться вовлечением в производство менее ценных, а значит, более дешевых производственных ресурсов.

Цены благ-заменителей влияют на изменение предложения данно­го блага в том смысле, что, оказывая влияние на уровень доходности про­изводства, изменяют привлекательность для производителя поставки на рынок именно данного блага. Если цены на минеральную воду повысят­ся, то производители прохладительных напитков при имеющихся у них производственных мощностях расширят предложение минеральной воды и сократят предложение фруктовой воды.

Численность производителей, действующих на рынке, скажется на совокупном объеме предложения блага при каждом заданном уровне цены блага. Чем больше число производителей, поставляющих благо на рынок, тем больше будет рыночное предложение, и наоборот. Это выразится в со­ответствующем сдвиге кривой рыночного предложения.

Налоги и субсидии оказывают непосредственное влияние на затраты производства, а через них — и на рыночное предложение. Увеличение или введение дополнительного налога приведет к росту производственных затрат на единицу блага, а значит, к снижению готовности производите­ля осуществлять предложение по текущей рыночной цене, что обернется сокращением рыночного предложения. Введение субсидий будет означать снижение затрат на единицу блага для данного объема выпуска, и производитель будет увеличивать предложение. Но в обоих случаях положе­ние кривой предложения изменится.

Ожидания производителей, выраженные в прогнозируемом ими уровне цены блага и цен на производственные ресурсы в будущем, также оказывают влияние на величину текущего предложения. Ожидаемый ими рост цен может стать катализатором расширения производственных мощ­ностей, а следовательно, увеличения предложения. Прогнозное повыше­ние цен может стать причиной, удерживающей производителя от реали­зации блага по текущим ценам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: