История края. Село Переволоки.




Самарская Лука – один из интереснейших памятников природы и истории. Волга, встретив на пути Молодецкий курган, с которого начинается гряда Жигулевских гор, и, не в силах преодолеть его, изменила свое течение, потекла на восток. Пройдя вдоль горного кряжа, река миновала Жигулевские ворота и снова устремилась на юг, образовав излучину длиной 220 километров. Этот колено образный изгиб, вместе с охватываемой им территорией, и назвали Самарской Лукой. Река Уса делит луку на две части: восточную и западную. Нас интересует, прежде всего, восточная часть, почти остров, омываемый водами Волги и Усы. Уса, сближаясь с Волгой в районе «Переволоки», огибает Самарскую Луку с запада и впадает в неё в начале изгиба, образуя, таким образом, почти сплошное водное кольцо. Ширина сухопутного перешейка между реками менее трех километров.

Переволоки ( местные ставят ударение на последнее "о") - село, основанное в начале ХVII века в юго-западной части Самарской Луки. Расположено на узком перешейке между рекой Усой и рекой Волгой. Население села 237 чел. Входит в состав городского поселения Междуреченск Сызранского района. Название «Переволока» произошло от того, что в этом месте в старину лодки перетаскивали 220 километ «волоком» с одной реки на другую, сокращая, таким образом, путь по Волге на ров. В случае движения вверх по течению это весьма экономило время и силы. Эта географическая особенность придала ей историческую значимость на многие века. Известны другие исторические варианты названия: Переволокская, Переволоцкая, Переваловка, Покровское (по престолу приходской церкви).

В разные годы Самарской Лукой владели хазары, булгары. В 1236 году по ней прошли орды монголо - татарского хана Батыя.

 

Археологи исследовали в этом микрорайоне две древних крепости. Они известны как « Междуреченское» и «Переволокское» городища. При их исследовании выявлены напластования различных эпох: начиная с конца III тыс. до нашей эры и до XIV века нашей эры включительно. Кроме выполнения роли по закрытию доступа во внутреннюю часть Самарской Луки крепости контролировали сухопутную переправу с одной реки на другую. После монгольского нашествия, когда территория Среднего Поволжья была включена в состав Золотой Орды, в районе «Переволоки», вероятно, была таможня для сбора пошлин с. проходящих судов и переправа через Волгу. Население Междуреченского городища состояло из представителей разных покорённых народов, в том числе и из русских. Это были пленники, насильственно переселённые сюда для обслуживания переправы через Волгу и «Переволоки».

 

Целых три столетия наши края были практически необитаемы. С самого конца XIV века, после тимуровского погрома все степное Поволжье снова стало Диким Полем. В руинах лежали бывшие города Волжской Булгарии и Золотой Орды.

 

В 30-ых годах XV века наш край вышел из состава Золотой Орды уже номинально. Внук Тохтамыша Улу-Мухаммед обосновался в городе Казани и основал здесь независимое ханство. «Злая дочь Золотой Орды» - называли это государство русские. Тем не менее, Казанское ханство долгое время было верным союзником Руси, да и само свержение ордынского ига произошло при его участии.

В 1487 году Казанское ханство было присоединено к Руси. Самарский край в эпоху Казанского ханства оказался как бы разделенным на две части. Самарская Лука и северные районы Левобережья находились под властью Казани; центральные и южные территории степного Заволжья вошли в состав Ногайской Орды. И для ханства, и для Орды этот край был периферийной территорией и не имел постоянного оседлого населения.Ногаи, основные зимние кочевья которых находились близ Астрахани, приходили в самарскую степь только на летние пастбища. Мордва и татары появлялись на Самарской Луке и в ее округе лишь изредка, собирали мед с бортных ухожеев, косили сено. По островам Волги в укромных местах таились ватаги русских рыболовов, промышлявших здесь красную рыбу. Да еще все лето вниз и вверх по Волге шли караваны судов – купеческих и посольских.

Для крепнувшей Москвы дорог был волжский торговый путь, но слишком опасны постоянные союзники могущественной тогда Турции, государства-осколки Золотой Орды.

Вскоре после взятия Казани один из властителей Ногайской Орды – мурза, а затем князь Измаил – настоятельно рекомендовал Ивану Грозному построить в устье реки Самары крепость. Москва отвечала согласием, но средств у центрального правительства пока не хватало, и оно ограничивалось посылкой на лето в Самарское урочище военных отрядов.

Вся история отношений между Москвой и Казанью наполнена кровопролитными столкновениями. Вековое противостояние завершилось только всередине XVIстолетия. В 1552 году русские полки взяли Казань. Московский государь принял титул царя Казанского. Для управления краем был создан специальный приказ Казанского дворца. Такое положение сохранялось вплоть до 1708 года, когда царство Казанское сменила одноименная губерния. Российская власть в крае долго была непрочной. А в 80-ых годах XVI века Самарская Лука ненадолго становиться казачьей вотчиной.

Вторая половина XVI века – время, когда в лесостепных южных и юго-восточных пограничьях России начало складываться вольное казачество. Сюда стали приходить беглые крестьяне, вольные люди, казаки. Волжский водный путь в районе Самарской Луки стал ареной разбоев. Казачьи ватаги прятались на как бы ничейной земле между кочевой степью и окраинными царскими крепостями в прибрежных лесах среди островов и протоков Волги, там, где позднее постепенно формировалась обширная область – войско Волжское. Территория Самарского края стала одним из главных районов действий этой вольницы.

Для разбойничьих предприятий казаков Волга с ее купцами, посольскими караванами, рыбными и соляными промыслами была очень удобным и привлекательным местом. Основывать здесь, на волжских берегах, свои зимние городки казаки боялись, так как Москва слишком берегла важнейший торговый путь страны, а вот кратковременные набеги и засады устраивались вольницей постоянно.

У вольницы на территории края было несколько излюбленных мест: Самарская Лука, прежде всего ее западная часть в районе Переволок и устья Усы, местность напротив старого, ныне пересохшего устья р. Самары, броды через Волгу под будущей Сызранью. С этими пунктами были связаны имена знаменитых волжско-яицких атаманов Ивана Кольцо, Богдана Барбоши, Матвея Мещеряка и многих других. Вольные ватаги не прочь были разграбить и царских послов или суда с государевыми товарами.

«Переволоку» вольница активно использовала в своих целях. Казаки, которые занимались промыслами на Самарской Луке, действовали от неё до устья Иргиза и Волго-Донской «Переволоки». Они нападали на владения кочевников-скотоводов Ногайской орды, занимались грабежами судов по Волге. Причём «Переволоку» на Самарской Луке они использовали в грабежах особенно активно, нападая на суда в её районе дважды.

Ушкуйники (так часто называли их по типу используемых ими судов) нападали на богатые купеческие караваны, преимущественно шедшие с низовий Волги, Каспия. Сначала встречали их вблизи устья Усы. Если попытка овладеть товарами не удавалась, они переволакивали свои ладьи на реку Усу и по течению сплавлялись по ней, затем грабили теже суда на Волге уже у «Переволоки».

 

Частые упоминания о казачьих предприятиях в Самарском Поволжье начинаются с 70-х годов XVI века. В это время как раз закончилась 25-летняя Ливонская война (1558г.-1583г.). Казаки стади в одночасье ненужными и даже опасными. Многочисленные вольные отряды, которые правительство привлекало на службу в военное время, привыкшие кормиться ратным делом и ничего другого не умеющие делать, постарались сплавить на Волгу к границам Ногайского ханства, чьи удальцы частенько хаживали вместе с крымцами в набеги на Русь. Мера оказалась слишком радикальной. Скоро уже ногайские ханы стали слезно молить Москву о защите от нежданных соседей и от набегов казаков, справедливо полагая, что только думные и приказные люди смогут найти на них управу. Казачество же постоянно переходило те рамки, которые отводились ему в тонкой и сложной политической игре с ногаями, и поэтому, чтобы сохранить мир с Ордой, Москва нередко предавала своих беспокойных союзников и посылала на Волгу карателей.

Но все же в главных своих предприятиях казаки слушались московских бояр и до поры до времени являлись на юго-востоке основной силой, противостоящей кочевникам.

После смерти Ивана Грозного в начале царствования его сына Федора правительство Бориса Годунова начало проводить активную политику строительства городов-крепостей на юге и юго-востоке. В числе прочих было намечено построить городки на реках Волге, среди которых значилась и наша Самара. В 1586 году близ Жигулей крепость Самара былавозведена, а в районе Переволок каждое лето устраивались укрепленные заставы.


Воцарение нового государя Михаила Романова не принесло мира на Волгу. В далекую Астрахань бежал со своими приверженцами Иван Заруцкий, один из крупнейших деятелей Смуты. Он не принял решений Земского собора, избравшего Михаила Федоровича царем, и начал борьбу за утверждение на русском престоле сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II. Отсюда Марина Мнишек со своим сторонником атаманом Иваном Заруцким собиралась идти на Москву, Авантюра Заруцкого представляла собой серьезную угрозу, и для похода на далекую Астрахань в Москве начали собирать новую армию. Между тем мятежный атаман готовился к походу вверх по Волге.

В качестве форпоста для противодействия далеко идущим планам Заруцкого на Волге был избран Самарский городок. Летом 1613 года в Самарскую крепость послали одного из наиболее опытных военных командиров второго ополчения князя Дмитрия Петровича Лопату-Пожарского, троюродного брата знаменитого героя Смутного времени Дмитрия Михайловича Пожарского. Однако возможность маневра, материальные ресурсы, людские резервы Лопаты-Пожарского на новом месте оказались крайне ограниченными. Самара в это время обреталась в очень бедственном положении. Гарнизон крепости состоял всего из 50 конных и 250 пеших стрельцов, да и те, по отписке воеводы, оказались “бедны, наги и бесконны”. Правда, из разоренного Саратова в Самару пришло 75-77 конных и 130 пеших стрельцов, но те имели еще более убогий вид. Дмитрий Петрович трезво оценивал силы городка для сопротивления возможной длительной осаде. “И посылал я, – отписывал он царю, – …в Сомарском (городке) обыскивати хлебных запасов, ино не добыли ничево… В твоих, государевых, житницах хлебных запасов нет ни единые чети, а в миру купити не добыть… Для осадново времени, государь, сомарским всяким людем сидети будет нечим … хлебных запасов для осадново времени нет … (а для) обороны многие стрельцы нужны, и стрелецкие жены и дети по миру ходят … з голоду розно не брядут … держит их зимний путь, а на весну, государь, удержати их з голоду будет не мочно – разбредутца розно”.

 

Из Казани по приказу Михаила Федоровича в середине апреля 1614 года на устье реки Усы, немногим выше Самары, для строительства острожка и “сидения” в нем отправили во главе пяти сотен стрельцов стрелецкого голову Гордея Пальчикова. Которому велено было поставить на устье р. Усы острог и оттуда «Волгою вниз до Самары и Усою вверх посылать людей на легких стругах по часту» и наблюдать, чтобы не появились там ногаи и воровские казаки, «люди безвесно не пришли… а буде воровские люди пойдут снизу к Самаре, и мы велели Самарскому городу от воров помогати”. Одоевский и Головин, стремясь вызвать недовольство астраханских жителей Заруцким, приказали Пальчикову не пропускать вниз по Волге хлеб и продовольствие, причем население Самары и других понизовых городов оказалось под угрозой голода. В начале мая этот отряд перешел в Самару и существенно укрепил местный гарнизон.

Вслед за Пальчиковым из Казани двинулись основные силы правительственной армии.

 

Тогда-же, в мае1614 года, другому стрелецкому голове Сунгуру Соковнину со своим приказом поручено было ехать «до переволоки, где переволочиться с Волги на Усу реку и, рассмотря крепкого места, поставить острожек и в острожке укрепиться, и, укрепясь, стоять с великим бережением, чтобы воровские люди безвестно откуды не пришли и дурна какого не учинили, да и рыбных ловцов оберегать, чтобы их воровские люди не погромили».

Теперь князь Лопата-Пожарский мог вздохнуть свободней.

 

Эти острожки выполняли свои обязанности для тогдашнего времени удачно, и под их защитой население здесь крепло и увеличивалось. Необходимость в них сохранялась вплоть до строительства крепости Сызрань в 1683 г.: она окончательно закрыла доступ на территорию кочевникам.

 


 

В начале 30-х годов XVII века в наших краях появился крупный центр сельского заселения Самарского края. Он располагался на западе большой Самарской Луки и концентрировалсвокруг соленосных источников в долине небольшой речки Усолки (современное с. Усолье Шигонского района). Здесь с глубокой древности добывали кустарным способом соль. В 1631-1632 г оды один из богатейших людей России, ярославский гость Надея Светешников получил соляные источники с прилегающей округой в оброчное пользование. Работные люди Светешникова выстроили хорошо укрепленный городок-крепость и несколько слободок.

 

В 1660 годы Надеинское Усольеперешло во владение звенигородского Савво-Сторожевского монастыря. Монастырские власти пользовались особым доверием царской семьи. Разрасталось хозяйство владения, поднимались новые села и деревни: село Жигулевка, слобода Переволокская и другие. Подавляющее большинство жителей были беглыми. Их переманили монастырские старцы, обещая на новых местах большие льготы. Существенную роль для жителей в их занятиях играли волжский торговый путь и отходившие от него дороги на Яик, в Среднюю Азию, сухопутный путь к Москве. Работные люди работали на судах, нанимались бурлаками, более состоятельные занимались извозом.

Средняя Волга с ее огромными запасами красной рыбы – белуги, осетра, севрюги и лосося; ценных сортов белорыбицы и стерляди – стала в конце ХVI и в XVII в. основной житницей России, поставщиком икры, рыбьего клея и жира. Промысловым рыболовством занималось значительное количество горожан, посадских людей и стрельцов.

 

В районе Переволоки занималась добычей рыбы одна из крупнейших монастырских ватаг --Переволокская. Местным промышленникам необходимо было создать для нормального функционирования этой ватаги постоянную базу -п оселение с рыбным двором. Монастырским властям пришлось выдержать длительную тяжбу с самарскими воеводами за право распоряжаться в районе перешейка. Только апелляция в центральные приказы помогла решить дело в пользу старцев.

В этом соперничестве любопытен один характерный момент. В представлении властей Самарского городка территория Надеинского Усолья ограничивалась только небольшим районом соляных промыслов. Все остальное они рассматривали как ничейную землю и при случае использовали её в своих интересах. Так, например, на Переволоке построили несколько острожков и направляли туда караулы самарских воинских людей. Да и сами местные монастырские промышленники до тех пор, пока самовольные попытки Самары не сталкивались напрямую с их коренными интересами, не реагировали сколько-нибудь резко на такие поползновения. Соблюдался некоторый нейтралитет. Тяжбы возникали или в конкретных случаях (из-за Переволок), или когда самарские воеводы проявляли уж слишком дерзкие попытки захватить монастырскую собственность.

Храм — легенды и реальность.

В селе находятся руины храма, построенного в 1711г???? в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С Волги он был виден на многие километры. Русские купцы, проплывая мимо, причаливали к берегу, молились в храме об успешной торговле, жертвовали на его благоустройство.
- Во имя кого была освящена церковь и когда была заложена - пока информации в архивах не найдено.

Местные краеведы считают, что им удалось установить приблизительную дату строительства храма. При разборке битого кирпича местный житель Валентин Богданов обнаружил чугунную плиту, на которой был обозначен год — 1711-й.

Храм был разрушен в 1936г.

Из текста экскурсоводов: «Покровский храм был разрушен в 1936 году. Для этого из Самары в Переволоки прибыл специальный отряд, который нельзя назвать иначе как карательным.

Безбожники пошли на немыслимое преступление. Жители посмели возражать против уничтожения церкви, и тогда их согнали внутрь церковного здания и открыли по ним беспорядочную стрельбу. Кто-то сразу был убит, кто-то ранен. Каратели охраняли храм много дней, не давая никому выйти, до тех пор, пока внутри не осталось живых. Сегодня рядом с церковью можно увидеть два креста. Считается, что один из них – высокий, деревянный, стоит на братской могиле мучеников, умерших за веру».

Первым делом выясняем, что в 1936-м году с. Переволоки, то, что стоит на перешейке самарской Луки, относилось к Шигонскому району, Куйбышевского края. С 1928 года в СССР проводилась самая крупная административно-территориальная реформа. На карте страны появилась Средне-Волжская область с центром в городе Самара, в неё вошла территория и Ульяновской губернии. Одновременно был объявлен переход от губернского, уездного и волостного административного деления на областное, окружное и районное. С 16 июля 1928 года произошло разделение Средне-Волжской области на округа. Был образован и Сызранский округ, в составе которого были образованы Новодевиченский и Шигонский районы.

20 октября 1929 года Средне-Волжская область была переименована в Средне-Волжский край, затем в Куйбышевский край, а 5 декабря 1936 года Куйбышевский край был переименован в Куйбышевскую область.


До революции же Переволоки относились к Сызранскому уезду Симбирской губернии - о чем свидетельствует, в частности, Военно-Статистическое Обозрение Российской Империи (ВСОРИ).

Ищем далее - и находим диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук Малюковой Э.Д. «Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Советской власти в 1918-1937 гг.: на примере Пензенского края». Она пишет, что по всей стране прокатилась волна критики недооценки властями антирелигиозной пропаганды. VI Пленума Куйбышевкого крайкома ВКП (б) от 28 июля 1936 г. также категорически осудил недооценку антирелигиозной пропаганды горсоветами и райисполкомами и предложил «широко развернуть естественнонаучную и антирелигиозную пропаганду». Прежде всего, предполагалось ее усиление в связи с продолжением политики закрытия храмов, которые должны были совсем исчезнуть в 1936 г.

 

Закрытие церквей проходило часто без постановления райисполкома, на различных основаниях. Например, в селе Переволоки Шигонского района местную церковь закрыл заведующий ссыпным пунктом. (Председатель Тучкинского сельсовета Телегинского района закрыл церковь, приказав богослужение совершать возле церковной ограды. Дождавшись окончания службы, он оштрафовал священника и верующих за незаконное отправление религиозных треб). Крайисполком признал данные факты вопиющими.

Обычными стали хищения и безобразное отношение к культовому имуществу со стороны властей. В связи с этим верующие буквально завалили крайисполком жалобами. В ноябре 1936 г. по данным фактам была организована проверка.

Всем горсоветам, райисполкомам и председателям оргбюро СВБ Куйбышевской области были даны повторные указания! со стороны облисполкомам разворачивании массовой антирелигиозной работы. Однако, проверка Куйбышевским орготделом состояния дел по вопросам культа в январе 1937 г. показала, что райисполкомы вместо массовой разъяснительной работы по-прежнему использовали административные методы. Так, например, Пензенский, Николаевский, Сызранский и д.р. районы так и не выполнили постановлений президиума Крайисполкома от 25 октября 1936 г. «Об улучшении работы по культам». Культовые здания не использовались под культурные учреждения, а занимались под склады и д.р. хозяйственные нужды. Неудовлетворительной признала работу по вопросам культов в Куйбышевском крае и комиссия при Президиуме ВЦИК СССР. Не выполнялись требования об изменении внешнего вида закрытых и используемых на другие нужды церквей. В 1936 г. в 80 районах края было закрыто 626 культовых помещений, бездействовало около 733.

Более того, тот факт, что церковь закрыл именно зав. ссыпным пунктом, намекает на то, что здание, скорее всего, было реквизировано для использования в качестве зернохранилища - весьма распространенная в те годы практика.

 

И все-таки в с. Переволоки Сызранского уезда Симбирской губ. церковь былаПокровской - пруф:Ф. 32, Оп.32, Д.318, ф32 оп35 д.д. есть мк Покровской церкви по с.Переволоки Сызранского у.1878, ------- Ф. 32, Оп.32, Д.345 1864-1877здесь Ф. 32, Оп.32, Д.318 это всё ГАСО, не Сызрань мк - здесь имеется в виду Метрическая книга. А вот и данные по церкви, источник - «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года» Н.И.Баженова: 194. с. Переволока при р. Волге

Храм каменный, построен прихожанами при содействии графини Орловой - Чесменской в 1851 году. Престолов в нем два: главный (холодный) в честь Покрова Пресвятые Богородицы и в приделе (теплый) во имя св. Василия Великого. Церковной земли З5 1/2 дес. пахотной. Причт состоит из священника, дьякона и псаломщика; дома для них общественные. Прихожан: в с еле Переволоке (н. р.) в 237 двор. 642 м. и 663 ж.. В деревне Комарове (при р. Усе, в 3 вер.; н. р.) в 216 дворах 553 м. и 605 ж.. Временно проживающих, в приходе в 21 двор. 37 м. и 46 ж.; всего в 474 двор. 1232 м. и 1314 ж.. Сверх того раскольников спасова согласия, не приемлющих водного крещения, в 3 двор. 5 м. и 9 ж:. Церк.-приход. попечительство существует с 1876 г. Школ две: земская в селе, существует издавна, и церк.-приходская в дер. Комаровке, открыта в 1896 г., помещается в собственном здании. Ближайшия села: Рязань в 8 верстах и Печерское в 10 верстах. Расстояние от Симбирска 155 верст. От Сызрани - 50 верст. От Переволокского (в с. Печерском) волост. правд. 10 верст. Почтов. адрес – г. Сызрань.

Вывод: Правильно указано только название церкви - всё остальное, включая дату постройки – "легенды".

В 90-х годах прошлого века трудами священника Владимира Семеного и доброхотов рядом с разрушенным храмом был построен новый кирпичный храм в честь Покрова Божией Матери.

 


Относительно тезиса "в ранние годы советской власти Красная Армия проводила карательные операции против прихожан церкви" можно предположить, что речь идет о разгроме отрядами Губ. ЧК и регулярными частями Красной Армии Чапанного восстания в марте 1919 года.
Однако в данном случае речь вовсе не шла об антирелигиозных мотивах расправы и/или направленности репрессий против прихожан или церкви - причиной восстания было отношение крестьян к продотрядам, продразверстке и политике "военного коммунизма", а сами большевики считали операцию "подавлением кулацкого мятежа". Много лет спустя возле разрушенного храма строители проводили планировку местности. Неожиданно грейдер вскрыл старинное захоронение. Останки собрали и перезахоронили рядом с храмом, установив на этом месте деревянный крест.

Что касается намерений взорвать церковь в 1936 году и расстрела прихожан в церкви - то это чистой воды фольклор.

 

Родник «Слёзки Богородицы», святой источник в селе Переволоки Сызранского района Самарской области известен с 1936 года, он стал бить на берегу Волги, в то самое время, когда храм Покрова Пресвятой Богородицы был закрыт и Матерь Божия явила людям, источник своих слез... Вода в источнике чиста, как слеза.

В 1999 году священник Виктор Шибалин освятил источник. С тех пор один раз в год на роднике служится водосвятный молебен. Вода источника «Слезы Богородицы» отличается повышенным содержанием серебра. В 2006 году правительство Самарской области выделило 500 тысяч рублей на его благоустройство. С той поры число верующих к целебному роднику увеличивается год от года. Люди заметили, что, когда над источником читают молитвы и акафисты, вода «откликается», обильно выпуская пузырьки воздуха.


Легенда: «в июне 2004 года дети прибежали в храм и сказали Таисии Федоровне, что видели на месте алтаря разрушенного храма Девушку в подвенечном платье. Она стояла в воздухе над алтарем, повернувшись Ликом к источнику. Таисия Федоровна и ребята пошли на источник, а там птица белая-белая облетела вокруг источника против часовой стрелки и исчезла. Часто видят здесь рыбаки Девушку в белом подвенечном платье...»

Легенда. «В 1936 году храм был закрыт и разрушен. С тех пор жители села не раз видели на месте разрушенного алтаря девушку в белом подвенечном платье. Говорят, что, если приложиться к стенам храма, можно услышать мужской хор,
славящий Бога».

Легенда. Отец Виктор рассказал, что под разрушенным храмом находится подземный туннель, построенный несколько веков назад. В старину тоннель использовали разбойники и рыбаки — отсюда можно было незаметно добратьс

до Жигулевска. Когда его расчищали, юные следопыты обнаружили нательные крестики, старинные монеты и пуговицы. В советское время тоннель несколько раз взрывали.

Легенда. « В том же 1936 году, сразу после разрушения храма, под горой, у самой кромки воды, возродился родник. Жители села назвали его «Слезы Богородицы».

Стоит заметить, что сейчас родник расположен практически на кромке уреза воды. Саратовское водохранилище заполнялось в 1967-68 гг. До затопления, село было отделено от Волги протокой, воложкой Переволокской. До затопления, на месте источника, должен был быть небольшой, но красивый водопад, высотой метров этак с пяток.

Переволоки. Берег Волги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: