Село Переволоки и туризм.




«Жигулевская кругосветка».

Красоты Жигулевских гор, легенды, которыми они овеяны, давно привлекали вынимание. Молодые люди на лодках ходят по маршруту, названному «Жигулевской кругосветкой». Они сплавляются от Самары по Волге до села Переволоки, перетаскивают лодки на Усу, впадающую в Волгу, по которой и возвращаются в город. Прелесть путешествия заключается в том, что весь путь проходит по течению рек.

На правом берегу выветренные причудливые скалы, прижимы; огромные белые камни лежат на берегу и в воде. Ближе к Переволокам в скалах появляются гроты и пещеры, грозно нависают над водой каменные глыбы с одинокими мощными деревьями на вершине. Волжско - Усинский перешеек – самое узкое место суши на Самарской Луке.

Название реки Усы сопоставимо с монгольским нарицательным «ус», «усу», что означает «вода, река». Вместе с тем, некоторые авторы название связывают со средневолжскими топомерфами типа «уж», «уз», финно-угорскими по происхождению, связанными со значением «приток, приточная река». От Переволок до впадения Усы в Волгу – 25 км.

Издревле место "Перевооки» использовалось как сухопутная переправа для кораблей и лодок, и в прошлые века это происходило волоком, вручную и с использованием тягловой лошадиной силы.

В начале двадцатого века ее описание сделал самарский писатель С.Г. Скиталец. «… река Уса до сих пор сохраняет свой прежний разбойничий вид: она течет в Жигулевских дебрях, меж скал и ущелий, дикая, безлюдная, то исчезая в лесу, то снова внезапно появляясь, то широкая и спокойная, то как бурный поток мчится по зубчатым порогам. Высокие крутые берега ее покрывает старый сосновый бор, и ни разу нигде не встречается жилья человеческого. И тихо бывает кругом, когда плывешь по ней на челноке с косым волжским парусом. Места здесь все заповедные, леса – дремучие. И стоят заросшие лесом горы все такими же дикими, как сотни лет назад… Все кругом овеянопоэтической песней, седой легендой…Тени далекого прошлого обитают здесь».

Жители села Переволоки имеют свой уникальный промысел по перевозке лодок путешественников из Волги в Усу. Он возник во второй половине XIX века, когда туристический маршрут под «названием «Жигулёвская кругосветка» стал очень популярным у самарской молодёжи. Местные крестьяне перевозили туристов на подводах из Волги в Усу. В последние десятилетия многие отдыхающие стали ходить в «Жигулёвскую кругосветку» на байдарках. Не знаю точно, как Переволоки преодолевают ялы (видимо грузят на машину), но байдарки в основном переносят вручную по сухопутному перешейку из одной реки в другую. Или для каждой байдарки имеется разбирающаяся тележка, применение которой значительно облегчает труд переноса судна через сушу.

Старый маршрут по сокращению пути по Волге пережил века.

Интересный факт. Сейчас село Переволоки на две части рассекает автотрасса федерального значения Москва-Уфа, и именно в Переволоках находится середина трассы – километровый столбик 940/940. За селом – железная дорога, соединяющая Сызрань и Самару.

У села Переволоки на трассе М5 «Урал» есть точка между рек, с которой хорошо просматривается Волга и Уса.

«По следам Степана Разина

Многие предания и истории жители правобережья связывают с именем Стеньки Разина. Гористая местность, покрытая лесами, изрезанная глубокими оврагами и окруженная почти со всех сторон водой, издавна привлекала внимание вольных людей.

Места прилегающие, к городу Сызрани, снова становились обитаемыми. В какой-то сотне верст к северу была построена мощная крепость Симбирск, на Волге, в районе Батраков и на островах стояли большие монастырские рыбные дворы, в районе Усолья образовался населенный район площадью около 1500 кв. км, принадлежавший московскому Савво-Сторожевскому монастырю. Но все равно это было еще дикое поле, ничейная земля. С особенной четкостью это проявилось при восстании Степана Разина и не оставляет ни малейших сомнений по поводу того, на чьей стороне были симпатии местного населения во время восстания. На вольной Волге, куда веками шли, спасаясь от неволи, полусказочный богатырь, приплывший на роскошных стругах под парусами из персидских шелков, чтобы побить дьяков и воевод и дать свободу, остался не только как историческое воспоминание.

Его образ неизменно возникал, когда терпеть угнетение становилось невыносимо, и звал к борьбе.

Да и зажиточная часть населения в целом поддерживала разинцев. Они отстаивали собственные интересы. Горожан освободили от податей, налогов и долгов. Разинцев же больше заботили Переволоки и устье р. Усы, которое они контролировали от царских судов. На Молодецком кургане разинцы создали наблюдательный пункт, с помощью которого ни одно судно не могло пройти незамеченным – ему наперерез или вдогонку пускали струги с оставленным прикрытием.

 

Разбойники, как хищные птицы, следили за появлением проходящих по реке судов, бросались в свои "струги" (лодки) и налетали на пловцов с своим грозным окликом "сарынь на кичку" — от которого, в суеверном страхе, судорабочие повергались ниц, без сопротивления; если случалось, что судно успевало убежать от преследования,- разбойники не теряли надежды настичь его на своих легких лодках - они поднимались вверх по речке Усе, протекающей почти поперек луки, потом переволакивались в Волгу и с тем же "сарынь на кичку"- встречали суда. Еще чаще, такие переправы делали разбойники с южной стороны луки на северную. От того и стоящее здесь село носит название Переволоки.

 

Начавшееся как разбойничье казачье выступление, движение Разина быстро переросло в огромное крестьянское восстание. Оно охватило значительную часть страны. Разин колесил по Самарскому краю и вербовал сторонников, но позже военная удача отвернулась от него. Побитые отряды из Самары и сёл Самарской Луки уходили в Симбирский край, где пытались развернуть новое широкое движение. Отвернулась от вольного казака и Самара. Когда Разин подъехал к городу, самарцы не открыли перед ним ворота. Раненый и испытавший поражение Степан Разин ушёл на Дон. 14 февраля он и его младший брат Фрол были взяты в плен.

В селе Переволоки тоже есть своя легенда о Стеньке Разине. В Переволоках Степан Разин перетаскивал свои челны. Из надежных источников известно, что от Волги до Усы тянется подземный ход протяженностью почти 2 км. Со стороны Волги два входа: один в склоне отвесного берега, другой находится под церковью и сейчас завален. Именно около этого села скрывался знаменитый разбойник Степан Разин. А еще местные до сих пор ищут, копают клад, который якобы Степка зарыл.

 

"Стенька Разин со своим братом награбил много добра, - рассказывает профессор истории и археологии Дмитрий Поспелов. - Золотом и драгоценностями разбойник набивал секретные пещеры и потайные ходы, чтоб обеспечить себе и своим людям будущее. Конечно, об этих местах мало что кому-то известно. Остались только легенды и предания". Впервые за ними отправились в 1671 году, сразу после казни Разина. По царскому указу в район Жигулевских гор ушла большая экспедиция, но пока группа ходила по горам, клад перепрятали. Потом сокровища пытались искать в 1893 году. Императорская археологическая комиссия разрешила ротмистру Гатчинского полка Ящерову заняться поиском на Волге.

И сейчас кладом разбойника активно интересуются археологи и историки. Даже есть специальный проект «Великие реки России», в рамках которого ученые исследуют дно Волги в надежде отыскать драгоценности и золото.

Его именем названа одна из улиц села Переволоки. На улице Степана Разина семьдесят домов. Координатами улицы можно считать 53°14'46'' с.ш. и 49°10'45''

Харитонов. «У села Переволоки».


Волга. Свет небес высоких,
Неизбывная краса!
У села Переволоки
Обновлённая Уса.
Шире стала и раздольней.
Гордый нрав её таков,
Что с грустинкою невольной
Различишь во тьме веков:
Не изгладились поныне

Городка булгар валы...
Коршун лишь витает в сини,

Где охотились орлы.



Здесь не сгибли под пятою
Ни татарин, ни чуваш -
Край с историей седою ,
Незабвенный светоч наш!
Всё проходит: даты, сроки,
Блёклость буден, чудеса,
Но, как синь небес высоких,
Вечны Волга и Уса!


Примечание:

1550 г. считается годом рождения постоянного русского войска, основу которого составляли стрельцы, с элементами регулярного устройства. В этот день по указу (приговору) Ивана IV (Грозного) в Московском уезде была «испомещена избранная тысяча» провинциальных дворян, которые составили в будущем командное ядро русской армии.

 

Стрелецкое войско делилось на полки — приказы численностью от 500 до 1000 человек, разделённые на сотни. Начальника полка называли головой, ему подчинялись полуголовы (заместители командира приказа), пятисотенные, сотники, младшие офицеры — пятидесятники и десятники. Кроме того, в каждом полку был избираемый каждый год пристав, бывший адьютантом стрелецкого головы. Пятидесятники, десятники и в редких случаях сотники (называвшиеся «сотенными», в отличие от бояр, назначаемых на эту должность) избирались из простых стрельцов. Привилегия стать сотником, пятисотенным или приставом оставалась на долю боярских детей. Командиром стрелецкого приказа, в свою очередь, могли стать только дворяне.

Рядовой состав стрельцов в мирное время набирался из всех желающих, в том числе, из родственников уже служивших в приказе стрельцов, и скоро сложилось целое сословие «служилых людей», поскольку часто служба в приказе становилась делом семейным. Во время войн вступал в силу другой принцип набора: в стрельцы набирали «даточных» людей — крестьян и посадских. Стрельцы служили в приказе до конца жизни, но за это получали денежное и продовольственное жалование, а также платили меньше налогов, если занимались ремеслом.

...Стрельцам не возбранялось (во всяком случае, в провинции) заниматься разными промыслами и торговлей. Некоторые из них, судя по «обидным спискам», в которых перечислялось утраченное ими в результате грабежей имущество, торговали довольно успешно и прибыльно.

Поселяемый в слободе стрелец должен был построить дом с огородом и необходимыми постройками. Для этого на «дворовую селитьбу» ему выдавалась сумма денег, которая в XVI веке составляла 1 рубль, в первой половине XVII — 2 рубля, а с 1630-х годов — 5 рублей. При переводе на новое место службы имение можно было продать. После смерти стрельца имение сохранялось за его семьёй и передавалось по наследству вместе со службой кому-нибудь из родственников.

В мирное время стрельцы также выполняли функции полиции и пожарных.

Ликвидация стрелецкого войска была начата Петром I в январе 1699 года после массовых казней участников Стрелецкого бунта 1698 года.

Казаки пятьсот лет охраняли рубежи. Ранее все казаки появляются на страницах летописей как служилые люди в пограничных с землями Золотой Орды княжествах. В тот период именно они несли караулы по пограничным укреплениям-городкам (городовые казаки), именно они высылались далеко «в поле» в качестве сторожевых застав и разъездов-станиц (станичные казаки) на всем протяжении восточной и южной границы Российского государства, вплоть до Волги. Главный критерий при записи вольных людей в казаки был один – беспредельная смелость, отвага, отменное умение владеть оружием и конем. Казаки были свободны от всех повинностей, однако оружие, снаряжение и коней они приобретали за свой счет или добывали в бою.

В 1330-60 годы, в Русском пограничье появляется другой тип казака, не состоявшего на службе и жившего главных образом набегами на окружающие их кочевые орды и соседние народы или грабившие купеческие караваны.

Именно их называли «воровскими» казаками. Особенно много таких «воровских» ватаг было на Дону и на Волге, которая являлась важнейшей водной артерией, соединявшей русские земли, главным торговым путем страны. В ту пору между казаками, служилыми и вольными не было резкого разделения, зачастую вольные нанимались на службу, а служилые при случае грабили караваны. В XV веке роль казачества в приграничных районах резко возрастает ввиду непрекращающихся набегов кочевых племен.

Иван Грозный поставил задачу воеводам на взятие Астрахани и покорение Астраханского ханства. Московское государство должно было укрепиться на всем протяжении Волги. Астрахань была покорена, однако судоходство по Волге оказалось в полной власти казаков. Волжские казаки были в это время особенно многочисленны и настолько прочно «сидели» в Жигулевских горах, что практически ни один караван не проходил мимо без выкупа или не был разграблен. Именно в связи с этим летописи российские впервые особо отмечают волжских казаков – в 1560 году записано: «…Казаки вороваху по Волге... Благочестивый же Государь посла на них воевод своих со многими ратными людьми и повеле их имати и вешати…». 1560-й год волжские казаки считают годом старшинства Волжского казачьего Войска.

Остро́г — фортификационное сооружение (опорный пункт), постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4 — 6 метров.

 
 

Изначально острогом называлась сама ограда из острых кольев и плетня, устраиваемая во время осады неприятельских городов, на Руси.

Начиная с XIII века, острог состоял из бревенчатого тына (ряда кольев) и так называемых тарас, то есть бревенчатых венцов. Бревенчатая ограда острога помещалась на плоской местности или на вершине небольшого земляного вала и была окружена с наружной стороны рвом. Острог чаще всего имел четырёхугольную форму. По углам четырёхугольника размещались башни. Для сообщения с полем использовались проезжие башни. Высота тына — 4—6 метров (2—3 саженей). В XVII веке остроги могли состоять из 12 сторожевых башен, которые были соединены частоколом. Размер острогов того времени достигал в плане 900 на 200 саженей[2] (1800 на 400 метров). Внутри острога располагались избы, за стеной — слобода. Управлялся острог наказным воеводой.

Жило́й остро́г — постоянное поселение.

Стоя́лый остро́г — временный укреплённый пункт для размещения «воинских людей».

Острогами, в отличие от городов или городков, первоначально назывались пункты второстепенного значения и с более слабыми укреплениями. В XIV — XVII веках подобные укрепления были распространены на южных рубежах русских земель (например, Самара в 1586 году, Царицын в 1589 году, и Саратов в 1590 году). а с конца XVI — начала XVII века — и в Сибири. Использовались при создании засечных черт в целях укрепления русских границ.

Иногда «острогом» назывался и весь укреплённый воинский стан.

Острожек, острожка - уменьш. к острог

Застава — в военном деле 1) орган охранения войск на марше и при расположении на месте.2) Пограничная застава штатное воинское подразделение пограничных войск, охраняющее определенный участок государственной границы … (Большой Энциклопедический словарь)

Застава — форпост, сторожевой отряд, погранзастава, блокпост, пикет. Словарь русских синонимов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: