Программа, разработанная нами, для коррекции и профилактики состояний тревожности и страха у младших школьников, в своем описании содержит:
– пояснительную записку, обосновывающую необходимость и целесообразность снижения тревожности в поведении детей младшего школьного возраста, описывает методологические аспекты, связанные с организацией и проведением занятий по программе;
– тематический план с распределением порядка тем и времени, необходимого для работы по каждой из них;
– описание содержания упражнений, игр, и заданий, входящих в каждое занятие;
– требования к техническому оснащению, необходимому для проведения занятий;
– перечень библиографических изданий, послуживших источником разработки компонентов программы.
Рассмотрим далее ключевые моменты программы, дополнительный материал представлен в приложении 5.
Значимость рассматриваемой проблемы, заключается в том, что в младшем школьном возрасте одной из основных причин возникновения неадекватного поведения ребенка является тревожность. Тревожность в психической жизни человека выполняет определенную роль. Для плодотворной работы, для полноценной гармоничной жизни определенный уровень тревожности необходим.
Тот уровень, который не изматывает ребенка, а создает тонус его деятельности называется конструктивной тревогой. В свою очередь деструктивная тревога вызывает состояния паники, уныния. Она дезорганизует не только учебную деятельность, но и разрушает личностные структуры. Основная цель помощи взрослого ребенку – сделать так, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, научился уважать свою индивидуальность.
Проявления тревожности может зависеть от неудовлетворенности статусным местом в группе у детей младшего школьного возраста.
|
С целью снижения тревожности в поведении детей младшего школьного возраста была составлена коррекционно-развивающая программа, направленной на развитие конструктивных способов взаимодействия тревожных детей, их межличностных отношений, а также на развитие коммуникативных умений.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.
Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, развитие коммуникативных навыков, осознание проблем в отношениях с людьми, формирование положительных стратегий взаимодействия.
Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем, осознание мотивов межличностных отношений.
1. Развитие средств самопознания тревожных детей.
2. Повышение представлений о собственной ценности.
3. Развитие уверенности в собственных силах.
4. Развитие способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии.
Актуальность коррекционной программы: Решение всех вышеперечисленных задач, необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии. Проблемы, которые анализировались детьми в ходе групповых занятий, являются достаточно типичными для данного возраста.
|
Контингент участников: Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста – 6-10 лет.
Режим занятий: Данная программа состоит из 10 занятий и рассчитана на срок 5 недель. Их продолжительность не должна превышать одного школьного урока. Занятия проводятся два раза в неделю.
Форма проведения занятий: Занятия проводятся по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Оптимальное количество детей в группе 15-25 человек. Каждому ребенку необходимо обеспечить возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок. Основная форма работы – коррекционно-развивающие занятия с использованием игр и упражнений.
Методологической основой формирующего эксперимента послужили методические рекомендации авторов книг: Н.В. Клюевой, Р.В. Касаткиной «Учим детей общению» [32], Р.В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе» [41,42] и В.В. Петрусинского «Игры, обучение, тренинг, досуг» [48].
Используемые методы:
- игровые методы,
- метод группового взаимодействия,
- проективные методы «репетиции поведения»
- элементы психогимнастики.
- релаксация, музыкотерапия.
Занятия проводятся в условиях специально смоделированных коллективных упражнений и включают три этапа:
1. Ориентировочный (2 занятия);
2. Реконструктивный (6 занятий);
3. Закрепляющий (2 занятия).
Каждый этап предполагает работу по основным блокам:
|
Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.
Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, развитие коммуникативных навыков, осознание проблем в отношениях с людьми, формирование положительных стратегий взаимодействия.
Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем, осознание мотивов межличностных отношений.
Программа направлена также на развитие средств самопознания тревожных детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии. Проблемы, которые анализировались детьми в ходе групповых занятий, являются достаточно типичными для данного возраста.
Отдельно приводится список игр, которые рекомендованы детям младшего школьного возраста с целью профилактики и коррекции тревожности. Они являются дополнение каждого занятия и выбираются ведущим по усмотрению. Кроме того, приведено ряд пальчиковых игр, так же, дополняющих данный комплекс, которые может использовать педагог во время школьных занятий («Игры за партами»), для снятия излишнего напряжения у тревожных детей.
Таблица 1
Тематический план
№ п/п | Содержание занятия | Перечень упражнений |
Занятие 1 | Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях, более близкое узнавание участников занятий. | 1. «Здравствуйте, я рад познакомиться». 2.Выработка правил поведения на занятиях. 3.Игра «Ветры дуют на…» 4.Игра «Хоровод» |
Занятие 2 | Развитие способности слаженно работать в группе, сплочение группы. | 1.Игра «Печатная машинка» 2.Игра «Сочиним историю» 3.Игра «Хоровод» |
Занятие 3 | Снятие напряжения среди участников, осознание себя. | 1.Игра «Волшебное слово» 2.Части моего «Я» 3.Игра «Паровозик» 4. «Хоровод» |
Занятие 4 | Развитие внимания к поведению другого и способности к получению обратной связи. | 1.Игра – тренинг «Таможня» 2.Игра «Ассоциации» 3. «Хоровод» |
Занятие 5 | Развитие представлений о ценности другого человека и способности выражать свое эмоциональное состояние. | 1.Игра «Значимые люди» 2.Игра «Приветствие» 3.Игра «Список чувств» 4. Хоровод |
Занятие 6 | Развитие коммуникативных навыков, осознание различных черт характера и чувств. | Игра «Спина к спине» Игра «Монстр» Хоровод |
Занятие 7 | Формирование положительных стратегий взаимодействия. | 1.Игра «За что мы любим» 2.Игра «Слепец и поводырь» «Хоровод» |
Занятие 8 | Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми. | 1.Игра «Я не такой, как все, и все мы разные» 2. «Хоровод» 3.Игра «Мой портрет в лучах солнца» |
Занятие 9 | Осознание проблем в отношениях с людьми, активизация самосознания. | 1.Игра «Продолжить» 2.Игра «Благодарность без слов» 3. «Хоровод» |
Занятие 10 | Осознание мотивов межличностных отношений, завершение группы. | 1.Завершение группы. 2.Заключительное слово ведущего. |
Примечание: время проведения каждого занятия – в течение одного учебного часа: 45 мин.
Таким образом, разработанная нами программа профилактики и коррекции тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста, представляет собой логическую последовательность упражнений, игр и заданий, которые позволяют развить различные стороны личности школьников, обогатить опыт их коммуникативного взаимодействия, познакомить с новыми приемами и навыками, позволяющими снизить имеющийся уровень тревожности.
Содержание занятий по программе психокоррекции и профилактики состояния тревожности и страха у младших школьников