МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
План-конспект урока по биологии в 6 классе на тему:
«Размножение и рост клеток»
Выполнила:
Студентка 5 курса 1 группы
Регида Виктория Юрьевна
Минск, 2018
Цель урока: закрепить и расширить представления о строении клетки и на этой основе развить понятия о свойствах клетки - размножении и росте.
Задачи:
- обучающие: сформировать знания о процессе деления клетки, понятий о размножении и росте;
-развивающие: создать условия для формирования универсальных компетенций: делать выбор, ставить цели собственной деятельности, самооценивать полученные результаты, контролировать себя; развитие умений анализировать и устанавливать причинно-следственную зависимость между строением клетки и происходящими в ней процессами; развитие навыков составления опорных схем;
-воспитательные: воспитание живого интереса к окружающему нас миру; мотивировать учеников к учебной деятельности.
Тип урока: Комбинированный (проверка уровня усвоения основных понятий предыдущего урока, изложение нового материала и его закрепление).
Ход урока
1. Организационный момент(1-2 минуты);
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, создает доброжелательную рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места ученика.
Ученики приветствуют учителя, готовятся к работе.
2. Проверка домашнего задания (10-15 минут);
Перед проверкой домашнего задания учитель спрашивает всё ли понятно по домашнему заданию, после чего уточняет вопросы учащихся. Для проверки домашнего задания используются тестовая работа + устный опрос класса. Ниже приводится пример теста с вариантами ответа.
|
1)Дайте определение термину ‘обмен веществ’.(2 балла);
2)При помощи какой клеточной структуры происходит поступление и выведение веществ из клетки? (1 балл);
А)рибосомы; Б)цитоплазма; В)ядро; Г)цитоплазматическая мембрана;
3)Процесс выведения ненужных веществ для клетки в окружающую среду – это…(1 балл);
А)Диффузия; Б)Рост; В)Выделение; Г)Осмос;
4)Дайте определение понятию клеточное дыхание.(2 балла);
5)Какие вещества поступают в клетку?(1 балл);
А)Органические вещества; Б)Минеральные соли; В)Вода; Г) Все вышеперечисленное;
6)На схеме, изображенной на доске, происходит процесс одностороннего проникновения воды через избирательно проницаемую мембрану клетки из более концентрированного раствора в менее концентрированный.(1 балл);
А)Питание; Б)Осмос; В) Дыхание; Г)Диффузия;
6)Поступление веществ в клетку и их переработка – это….(1 балл);
А)Питание; Б)Дыхание; В) Рост; Г) Диффузия;
7)Для чего используются поступившие в клетку вещества?(1 балл):
А)Рост; Б)Клеточное дыхание; В)Размножение; Г)Все перечисленное верно.
Разбираем у доски следующие вопросы(2 человека):
1)Выразить суть процесса питания. Дать определение диффузии.
2)Рассказать про обмен веществ и выделение. Что это такое и что при этом происходит.
3. Актуализация опорных знаний(2- 3 минуты);
Освежить в памяти учащихся тех понятий, на базе которых будет изучаться новая тема. На предыдущих уроках учащиеся знакомились с тем, что такое клетка, рассматривали строение растительной и животной клетки, изучали обмен веществ и типы жизнедеятельности клетки – такие как питание, клеточное дыхание и выделение. Вспомнить базовые определения, необходимые для разбора нового материала.
|
4. Изложение нового материала (15-20 минут);
1)Рассказ и составление учениками опорных конспектов и схем.
Для живых клеток помимо питания и выделения характерно размножение. Размножение клеток – это увеличение их количества. Клетки размножаются делением. Деление происходит после достижения клеткой определенных размеров. Деление клеток – сложный процесс, в результате которого из одной материнской клетки образуются две дочерние. Дочерние клетки начинают расти. Увеличиваются масса и объем цитоплазмы. Рост клетки происходит за счет питательных веществ, которые поступают из окружающей среды или образуются в клетке. Когда обе клетки достигнут размеров материнской, они снова делятся. Так происходит много раз. Благодаря делению клеток увеличиваются их количество во всех органах живого организма и таким образом происходит рост организма в целом.
2) Рассказ, схема на доске и самостоятельная работа с книгой (зарисовать рисунок деления клетки).
Делению клетки предшествует деление ядра. Перед делением клетки ядро увеличивается, и в нем становятся хорошо заметны нитевидные тельца – хромосомы. В хромосомах содержится наследственная информация. С помощью хромосом наследственная информация перносится в дочерние клетки. Каждая хромосома еще до начала деления удваивается, образуя две одинаковые дочерние хромосомы. В ходе деления ядерная оболочка растворяется и дочерние хромосомы расходятся по разным полюсам клетки. Далее вокруг хромосом, находящихся у каждого полюса, формируется ядерная оболочка. Образуются два ядра. Одновременно с этим на экваторе клетки появляется кольцевая перетяжка. Она постепенно углубляется и разделяет материнскую клетку на две дочерние. Таким образом, все содержимое материнской клетки равномерно распределяется между двумя новыми клетками. В дочерних клетках оказывается по одному ядру. А в ядре каждой дочерней клетки оказывается столько же хромосом, сколько их было в материнской клетке. Поэтому новые дочерние клетки являются точными копиями материнской.
|
5. Закрепление изученной темы(10 минут);
Выполнение краткого фронтального опроса “Вопрос-ответ”:
1)Что такое размножение клеток?
2)Почему дочерние клетки являются точными копиями материнской клетки?
3)Что разделяет материнскую клетку при делении?
4)За счет чего происходит рост клетки?
5)Что происходит с каждой хромосомой до начала деления?
6)Когда происходит деление?
7)Что предшествует делению клетки?
Подведение итогов урока. Рефлексия. Объявление оценок.(2-3 минуты)
Сегодня мы узнали, что такое размножение клеток, как они размножаются, рассмотрели схему деления клетки. На уроке вы работали хорошо.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1)Что интересного вы узнали на уроке?
2)Где в дальнейшем мы можем использовать изученный материал?
3)Кто из одноклассников наиболее удачно отвечал на уроке?
4)Что еще по данной теме, вы хотели бы узнать?