Определение сторон горизонта по местным предметам




Производится в сочетании с другими способами. В основе его лежит знание следующих признаков.

- кора большинства деревьев грубее и темнее на северной стороне, тоньше и эластичнее (у березы светлее) - на южной;
- у сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне ствола поднимается выше, чем на южной;
- на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;
- годовые кольца на свежих пнях деревьев расположены гуще с северной стороны;
- с северной стороны деревья, камни, деревянные, чере­пичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;
- муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, кроме того, южный скат муравейников пологий, северный - крутой;
- ягоды и фрукты раньше краснеют (желтеют) с южной стороны;
- летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;
- у отдельно стоящих деревьев кроны пышнее и гуще с южной стороны;
- снег быстрее подтаивает на южных склонах, в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины (шипы), направленные на юг;
- алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны;
- приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север


Преодоление водных преград По кладям и мостам, не имеющим перил ограждения, первым должен пройти наиболее опытный турист. Его задача — проверить прочность клади, отметить опасные участки, протянуть верёвочные перила, организовать страховку остальных. При переходе по узким, мокрым мосткам и кладям следует идти по возможности налегке, мелкими шажками, опираясь длинным шестом в дно или балансируя. Через узкие, глубокие реки можно переправиться по лежащим поперек течения деревьям. Прочность закрепления ствола надо проверить «раскачиванием». Старайтесь идти по дереву, хватаясь за вертикально торчащие ветки. На голых стволах можно соорудить импровизированные перила. Простейшие представляют собой один или два длинных (можно связанных из нескольких частей) шеста, перекинутых от берега до берега и удерживаемых двумя туристами. Подобные перила стоит устраивать и на опасных участках мостов и кладей. Если устойчивость дерева вызывает сомнение, переправляться следует поодиночке, то есть один человек перебирается по стволу, другой не должен на него ступать. Переходить реку по камням особенно часто случается в горных районах. Для этого надо отыскать место, где выступающие над поверхностью воды камни наиболее многочисленны, близко расположены друг к другу, не покрыть» водорослями, мхом и имеют сухую поверхность. Иногда лучше «нарастить» недостающую часть моста, соорудив на мелководье несколько искусственных островков из больших камней, собранных на берегу. Перед началом перепоавы наиболее опытный турист должен проверить устойчивость камней, перенести на другой берег часть груза. Неуверенным в себе участникам группы стоит переправляться налегке. Возможна переправа по снежному или ледовому мосту. Перед переправой такой мост необходимо тщательно осмотреть с берега и воды, проверить его прочность, бросив в сомнительные места несколько камней. Опытный турист, прощупывая массу снега палкой-щупом, двигается первым. Его желательно страховать с помощью веревки, закрепленной на спине. Переправа вброд считается безопасной при глубине 1 м, если скорость течения составляет 1 м/с, при 0,8 м, если скорость до 2 м/с, и при 0,6 м, если скорость более 2 м/с. Скорость потока можно определить с помощью брошенной в воду щепочки и секундной стрелки часов или по характеру донного грунта. Илистое дно свойственно рекам со скоростью течения 0,1—0,25 м/с, песчаное — 0,25—0,5 м/с. Крупнозернистый песок обычно встречается на реках со скоростью течения 0,5—1,0 м/с, плотная глина, гравий — при течении 1,0—1,5 м/с, а галька и глыбы камней — при течении более 1,5 м/с, Передвижение зимой. По рекам, болотам. Крайне сложен переход в лесу и тайге в зимнее время, когда снежный покров очень глубок и преодолевать заснеженные участки без лыж-снегоступов практически невозможно. Такие лыжи при известной сноровке изготовляют в виде рамы из двух веток толщиной 2-2,5 см и длиной 140-150 см. Передний конец лыжи, распарив в воде, загибают кверху, а раму (ширина в центре не должна быть менее 30 см) заплетают тонкими гибкими ветвями. В передней части лыжи из четырех поперечных и двух продольных планок делают опору для ноги по размеру обуви. Зимой можно передвигаться по руслам замерзших рек, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности. Так, надо помнить, что течение обычно нарушает лед снизу, и он становится особенно тонким под сугробами у обрывистых берегов. В руслах рек с песчаными отмелями часто образуются натеки, которые, замерзая, превращаются в своеобразные плотины. Чаще всего они скрыты под глубоким снегом, и их трудно обнаружить. Поэтому все препятствия на речном льду лучше обходить, а в местах изгибов рек надо держаться подальше от обрывистого берега, где течение быстрее и лед тоньше. Часто после замерзания реки уровень воды убывает настолько быстро, что под тонким льдом образуются "карманы", представляющие большую опасность. По льду, который кажется недостаточно прочным, а другого пути нет, передвигаются ползком. Весной лед наиболее тонок на участках, заросших осокой, и у затопленных кустов. Небольшие таежные реки вполне проходимы для легких надувных лодок и плотов. В центре плота можно соорудить небольшое укрытие (шалаш) от дождя и ветра и подготовить место для костра, насыпав слои песка или гальки. Для управления плотом вырубают два-три длинных шеста. Якорем может служить тяжелый камень с прочной веревкой. Наиболее коварные препятствия в лесу и тайге - это болота и трясины. Характерной особенностью болотистой местности является ее слабая обжитость, отсутствие дорог, наличие труднопроходимых, а порой и совершенно непроходимых участков. Болота редко бывают одинаково проходимыми на всем протяжении и в разное время года. Их поверхность очень обманчива. Наиболее труднопроходимы топяные болота, отличительными признаками которых является белесоватость поверхностного слоя. Передвижение по болотам. Небольшие заболоченные места легко обойти, наступая на кочки или корневища кустарников, или перейти вброд, предварительно ощупав шестом дно. Убедившись в невозможности пройти или обойти опасные участки, можно набросать немного веток, положить крест-накрест несколько жердей или связать мат из камыша, травы, соломы и по этому подготовленному "мосту" перебраться на твердую почву. Большую опасность для человека представляют озера, заросшие торфяно-растительным покровом. Они нередко имеют глубокие тенистые водоемы, сверху затянутые плавучими растениями и травой, причем эти "окна" внешне почти ничем не выделяются. Провалиться в них можно внезапно, если пренебречь мерами предосторожности. Поэтому, проходя через незнакомое болото, следует ступать не спеша, осторожно, не делая резких движений, всегда иметь с собой шест и прощупывать впереди почву. Провалившись в болото, не нужно поддаваться панике, делать резкие движения. Необходимо осторожно, опираясь на лежащий поперек шест, принять горизонтальное положение, затем попытаться достать руками камыш, траву и, подтягиваясь, отползти от опасного места. Если по болоту передвигается несколько человек, надо держаться ближе друг к другу, чтобы иметь возможность в любую минуту оказать помощь товарищу. Проверить толщину торфяного слоя, его плотность и твердость грунта можно с помощью металлического штыря диаметром 20 мм с насечками через 10 см. Для преодоления обширных заболоченных пространств можно изготовить из подручных средств болотоступы и другие приспособления. Л. ИЛЬИЧЕВ: Современный человек к болотам относится примерно так же, как к змеям — с чувством предубежденности и опаски. Нередко в среде путешествующих можно услышать кошмарные «болотные» истории. Возможно, такое отношение у нас воспитал широкий экран, часто повторяющий эффектный кинематографический прием — гибель отрицательного героя в болотной трясине. Между тем утонуть в болоте человеку случается в сотни раз реже, чем в реках и озерах. Однако этих водоемов никто не боится. В туристской практике преодоление болот может быть лишь вынужденной мерой, так как большинство маршрутов проложено в обход подобных участков. Туристская группа может забраться в топи, совершая дикий, с произвольным выбором направления, поход, либо заблудившись, либо в нарушение всех правил, «напрямую срезав путь». Несмотря на то что способные засосать человека трясины встречаются не часто, передвижение по болоту сопряжено с немалым риском. Вязкий грунт, высокий уровень воды, обилие кочек утомляют человека, который к тому же испытывает чувство постоянного страха, психологический дискомфорт. Одежда и обувь неизбежно намокают, теряют свои теплозащитные свойства. Нередко промокают и рюкзаки с запасными вещами и спальным имуществом. Скорость передвижения по болоту крайне мала и практически не поддается временному прогнозированию. «Проскочить» болото до вечера, как предполагалось, группе чаще всего не удается, Не удается и отыскать возвышенную сухую площадку для устройства лагеря. Из-за повышенной влажности и отсутствия сухих дров невозможно развести костер. Группа вынуждена пережидать ночь на «ногах». В лучшем случае за такой мокрой ночевкой последует тяжелая простуда. А за глупость, выразившуюся в «срезании углов», приходится платить более дорогой ценой. Следует запомнить как аксиому: передвижение по болоту — крайняя мера, оправданная лишь чрезвычайными обстоятельствами! Если группа вынуждена пересекать болото, поинтересуйтесь у местных жителей тропами, гатями, путями обхода опасных участков. Еще лучше взять проводника. Кроме всего прочего, это заметно сэкономит время. Проявлять з таких случаях ложную гордость не надо. Каждое болото «индивидуально», каждое имеет свои «секреты», знать которые туристы просто не могут. Если же не с кем проконсультироваться, на болоте строго держитесь обнаруженных троп, даже когда на первый взгляд кажется, что они неоправданно петляют. Если в северном районе вы заметите автомобильную дорогу, уходящую в болото, не спешите по ней идти, — проверьте свежесть следов, оставленных транспортом, может быть, перед вами «зимник». Лучше найдите звериную тропу (конечно, если нет другой) и старайтесь следовать по ней, поскольку животные обычно выбирают наиболее безопасный путь. Все вещи в рюкзаке заверните в полиэтилен. Это придаст ему дополнительный запас плавучести и защитит от намокания. Лямки рюкзака следует максимально ослабить. Водникам стоит надеть спасжилеты. Можно также привядать к телу теплоизолирующий пенопластовый коврик. Обувь крепко закрепите на ногах, чтобы не потерять. Опасные участки преодолевают по одному, увеличивая интервал до 5—7 метров. Идущего впереди можно страховать с помощью 1 0—1 5-метровой веревки, обвязанной вокруг груди. Каждый турист должен иметь при себе 2,5—3-метровый шест, с помощью которого можно измерять глубины, ощупывать впереди себя почву, удерживать равновесие. Шест вырубите заранее, на топком болоте подходящего дерева можно не найти. Шест лучше держать горизонтально на уровне груди. Идти по болоту надо осторожно, по моховой полосе или скачками с кочки на кочку, стараясь выбирать путь по кустарнику, корневищам деревьев. Пятно яркой, сочной зелени впереди — обычный признак водяного «окна» в моховом покрове. Провалившись в болоте, немедленно сбросьте рюкзак и постарайтесь принять горизонтальное положение, навалившись грудью на шест. Ни в коем случае нельзя барахтаться, это только ухудшит положение. Выбираться из трясины старайтесь постепенно, не делая резких движений, медленно вползая на шест животом. По проминающейся, качающейся моховой болотистой почве идти надо мелкими шажками, долго не задерживаясь на одном месте. Отдыхать можно только на островках твердой почвы, возле деревьев. Во время движения организуйте взаимостраховку. Ходить по болоту в одиночку нельзя. Из кусков фанеры, веток полезно изготовить «болотоступы» (короткие лыжи), которые надеваются на обувь с помощью быстроснимающихся креплений. Кроме того, можно использовать переносные жердевые настилы (гати). Типы болот: Верховые (моховые) болотаобычно располагаются на водораздельных участках. Вода в них скапливается большей частью из-за дождей, тогда прохождение таких болот заметно ухудшается. Верховые болота, как правило, представляют собой сплошной покров мха, практически лишенный растительности. Иногда растет редкая, слаборазвитая сосна. Часто встречаются лужицы застойной воды (мочажины)- Вода стоит вровень с поверхностью. Такие болота труднопроходимы. Преодолевать их следует по одному, по мшистым полоскам и грядам, поросшим невысокими кустами. Тот же вид болот, но без мочажин, покрытый сплошной порослью мха и толстым до 30 см слоем очесов (старого, разложившегося мха), доступен даже для гусеничного транспорта. Обычно такой вид моховые болота приобретают в середине — конце лета за счет значительного испарения верхних вод. Низинные (травянистые) болота располагаются в поймах рек, долинах, котловинах и других понижениях рельефа. Их питают главным образом грунтовые воды, а также атмосферные осадки, Обычно такие болота имеют сплошной травянистый покров, где различимы лишь небольшие кочки, встречаются кусты ивы, редко отдельные деревья. Вода стоит на поверхности. Местами она образует небольшие озерца, из которых торчат отдельные кочки. Такое болото может пройти только опытный человек. Если болото сплошь заросло тростником и «пушицей» (трава, на которой после цветения остаются, подобно одуванчикам, головки пуха), поверхность вязкая, торфянистая или илистая, оно для неподготовленного туриста практически непреодолимо. Легкопроходимы болота, покрытые густой травой вперемежку с осокой. В лесных болотах самые сложные участки, поросшие густым кустарником, ивой, ольхой, елью и березой, со стоящей на поверхности застойной водой, отдельными кочками у стволов деревьев. Через такие болота двигайтесь по кочкам от дерева до дерева, предпочитая старые, развитые, высокие, с толстым стволом. Безопасны заболоченные редкие или среднегустые сосняки с деревьями высотой 10 и более метров, имеющие торфянистый покров, крупные кочки, относительно сухую поверхность. Более трудны березняки и ельники с густым травяным покровом, множеством крупных кочек вокруг деревьев, частым буреломом, водой, стоящей в низинах и ямах. Торфяные болота— наиболее опасны. Имеют слабосвязанный торфяной покров, который покоится на вязком илистом осадке из остатков перегнивших органических веществ (зыбуны) или плавает на воде (сплавинное болото). Такие болота пройти невозможно, если не знать подводных троп и гатей. Особо опасны места с плавающей ряской и поросшие камышом. Чтобы проверить проходимость сплошного торфяного болота, захватите в горсть торф и сожмите пальцы. Если при сжатии не чувствуется уменьшения объема торфяной массы или оно незначительно, как и выделение воды, а масса не продавливается сквозь пальцы — болото проходимо. Если торфяная масса сильно увлажнена, рыхла, текуча — болото непроходимо. Преодоление болот в зимнее время. Хорошо промерзшее болото перейти легко. Но иногда замерзает только верхний слой, на поверхности остаются опасные «окна», покрытые тонкой ледяной коркой и представляющие смертельную опасность. Быстро и надежно промерзают травянистые болота, лед на них обычно образует сплошную крепкую корку. Плохо замерзают болота, покрытые порослью ивняка, ольшаника. Во всех случаях окраины болот замерзают хуже, чем центр. Кочковатые болота промерзают неравномерно. Мшистые болота со слоем очеса замерзают медленнее, чем травянистые, лед на них легко трескается и проваливается. Опасны болота, покрытые толстым снежным покровом, так как под снежной «шубой» вода замерзает плохо и неравномерно.

 

Безопасность на море. На судне. · Быстрый переход на спасательное средство должен быть подготовлен заранее. · В хоpошую погоду на палубе безопаснее, чем в каюте. · Безопаснее та каюта, котоpая ближе к выходу на палубу. · Постоянно имейте на себе или пpи себе (в сумке) что-нибудь достаточно плавучее. Можно носить под одеждой пенопластовый пояс или ненадутый спасательный жилет из пpоpезиненной ткани. · Свои пpиготовления можно замаскиpовать и сделать необpеменительными: в чемодан, сумку или pюкзак сложите мягкие вещи, пpедваpительно завязанные в мешок побольше - полиэтиленовый или из пpоpезиненной ткани. За этот поплавок Вы будете деpжаться, оказавшись за боpтом. · Укладываясь спать, держите наготове фонарь, нож и аварийный запас. За боpтом. · Сбpосьте обувь и все, что не плавает. · Если плыть некуда (беpега не видно), то одежду не сбpасывайте: в ней чуть-чуть теплее. · Пить моpскую воду категоpически не pекомендуется. Первоначально она приносит облегчение, но в организме очень быстро накапливается натрий, и катастрофически разрушается обмен веществ. · Для удеpжания на повеpхности воды достаточно иметь спасательное сpедство с плавучестью 1 кг. Для удеpжания головы над водой нужна плавучесть 6 кг. · Чтобы оттянуть наступление гипотеpмии (пеpеохлаждения), надо деpжать голову над водой. Голова - наиболее выделяющая тепло часть тела. · Пpи темпеpатуpе воды 4 гpадуса вpемя выживания 30 минут. Пpи темпеpатуpе 10 гpадусов - 2 часа, если плыть, и 4 часа если "сжаться" и не двигаться. Если Вы подожмете колени к животу, сложите pуки на гpуди, то на 50% удлинните сpок выживания. Движение в воде (в отличие от движения в воздухе), не способствует согpеванию, а наобоpот. Пpи темпеpатуpе 10 гpадусов хоpошим пловцам до наступления гипотеpмии удается пpоплыть до 1,5 км, плохим - не более 100 м. · Если Вы оказались в воде не один, собеpитесь в плотную кучу. Вы будете гpеть дpуг дpуга, и, кpоме того, станете заметнее. Веpоятность нападения акул весьма незначительна по сpавнению с опасностью утонуть или погибнуть от пеpеохлаждения. · Выбpавшись из холодной воды, не спешите восстановить ток кpови в конечностях: пpилив холодной кpови к сеpдцу может вызвать его остановку. На спасательном плоту.
Начало формы Конец формы

· Если в pезультате катастpофы Вы оказались на спасательном плоту или в лодке на большом удалении от беpега, настpаивайтесь на месяц плавания.

· Если солнце пpипекает, сделайте защитный навес, охлаждайте тело моpской водой.

· Если холодно, надо выжать одежду, удалить воду со дна плота (последние капли -- губкой или тряпкой), защитить внутреннее пространство плота от брызг.

В аварийном комплекте, помимо всего прочего, должны быть:

· несколько ножей;

· брусок для заточки ножей;

· ручные гарпуны;

· материалы: липкая лента, куски прорезиненной ткани,

· веревки различной толщины, проволока;

· губка -- для собирания воды;

· подводное ружье;

· проволочные поводки для рыболовных крючков;

· полиэтиленовые мешки;

· различные герметично закрывающиеся емкости;

· капроновый чулок -- для изготовления сачка; сачком можно собирать планктон.

Острые предметы опасны для резиновой надувной конструкции. Надутую камеру может проткнуть острый плавник рыбы или торчащий из рыбы гарпун.

Другие опасности для маленького судна:

· Разбиться в шторм о рифы или при попытке высадиться на берег.

· Подвергнуться нападению крупного животного или просто столкнуться с ним.

· Провалиться в глубокую впадину между волнами и оказаться глубоко под водой.

· Наткнуться в шторм на крупный плавающий предмет, например бревно.

· Встретиться с "волной-убийцей" - особо высоким водяным вихрем, который в несколько раз превышает обычное волнение.

· Оказаться на пути крупного судна.

· Износиться от непрерывно чередующихся напряжений и развалиться. Гарантийный срок службы надувного спасательного плота - около 40 суток. Потом начинается расползание клеенных стыков.

Добывание пресной воды.

· Пpи минимальной активности сpедний взpослый человек может без питья воды сохpанить жизнь в течение 5 суток.

· Морская рыба внутpи "пpесная". Если у Вас избыток рыбы, можно выжимать из нее воду.

· Подготовьтесь к сбоpу дождевой воды на тенте плота. Если тент сделан из материала, который не является химически нейтральным, вода будет загрязнена, и Вы можете отравиться.

· Чтобы собирать чистую воду, надо покрыть тент сверху полиэтиленом.

· Воду можно получать конденсацией из воздуха. Запаситесь серийно изготовленными опреснителями. Если таких нет, то констpукция опpеснителя опpеделяется тем, что окажется у Вас под pукой. Основная идея констpукции: паp конденсиpуется на холодных стенках сосуда.

Поместите в стекляную банку или в полиэтиленовый мешок темную емкость с соленой водой. Банка должна охлаждаться забортной водой. Если нет волнения, можно просто опустить банку за борт. С внутренней емкости вода будет испаряться, конденсироваться на стенках банки и стекать вниз. Банка должна быть плотно закрыта.

Питание.

· Внутренности животных богаче витаминами, чем мясо (мускулы).

· Избыток мяса можно резать на тонкие ломтики и сушить.

· Съедобны моллюски, которыми обрастает любой плавающий предмет. Можно специально опускать в воду предметы для привлечения моллюсков.

· Летучие рыбы не только съедобны, но и вкусны в сыром виде.

Вызов помощи.

· На современных больших судах вдали от берега наблюдение за окружающей обстановкой ведется плохо, тем более если включен "автопилот". При встрече с судном спасательный плот скорее всего не будет замечен, даже если подавать сигналы.

· Выбирая окраску для судна и спасательного снаряжения, учитывайте: самый заметный цвет днем - оpанжевый, ночью - белый.

· Если в аваpийном комплекте Вашей лодки есть сигнальные pакеты, то дымовые pакеты надо испльзовать днем, осветительные - ночью, а наобоpот -- бесполезно.

· В солнечную погоду можно подавать сигнал (напpимеp, летчику) зеpкальцем. Для выбоpа напpавления используйте палец вытянутой pуки, деpжите зеpкальце у виска, пальцем заслоните цель, напpавьте зеpкальце так, чтобы отpаженный солнечный луч задевал палец.

· Частоты аваpийных pадиомаяков: 121,5 и 243,0 МГц.

· Сигнал SOS пеpедается так: * * * --- --- --- * * * (три точки, три тире, три точки)

Примитивная навигация.

Широта любой точки на земном шаре определяется как угол между Полярной звездой и горизонтом.
Приспособление для измерения угла можно сделать, например из проволоки. Свяжите равносторонний треугольник. 60 градусов - любой внутренний угол этого треугольника. 30 градусов - угол между любой стороной и линией к середине другой стороны.

Долгота любой точки Земли определяется по разнице времени между проходом солнца через зенит для этой точки и проходом через зенит для Гринвича (городка под Лондоном). За 1 час солнце проходит 15 градусов географической долготы. Для определения долготы нужны часы, показывающие правильное время для известного часового пояса.

На морской карте аварийного комплекта надо пометить основные судоходные пути и маршруты миграции птиц.
О близости суши можно узнать по следующим признакам:

· изменение конфигурации волн;

· кучевые облака, поднимаемые тепловыми потоками воздуха над сушей;

· изменение цвета воды из-за выноса частиц в дельте большой реки;

· появление птиц, которые не являются особо дальними летунами.

Надежное судно.

Если Вы собрались строить собственное небольшое судно или хотите воспользоваться готовым, то примите во внимание следующие конструктивные особенности, делающие судно надежным:

1. Непотопляемость:

· водонепроницаемые переборки;

· легко выгружаемый балласт;

· остойчивость;

· самопроизвольное возвращение к нормальному положению после переворачивания;

· непотопляемое снаряжение: герметичная прочная упаковка всех запасов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: