Поиск людей и жилья
Успех поиска населенных пунктов и людей в аварийной ситуации зависит от того, умеет ли человек определять стороны света и ориентироваться на местности, правильно обнаруживать признаки, указывающие на присутствие людей, читать и расшифровывать следы.
При потере ориентировки в первую очередь необходимо прекратить движение, вспомнить свои последние точные координаты. Направление движения можно приблизительно определить, вспомнив, в какое время, с какой стороны находилось солнце, луна, в какую щеку дул ветер, был ли он тогда постоянным. Пройденное расстояние подсчитывают, умножая среднюю скорость на время движения. Необходимо также вспомнить все значительные ориентиры, встретившиеся в пути, - скалы, холмы, озера, реки. Затем направление, расстояние, ориентиры нужно последовательно "привязать" к карте. Обычно этого бывает достаточно, чтобы узнать свое местоположение. Полученные выводы необходимо подтвердить, сопоставив наблюдаемые ориентиры с картой.
Сложнее обстоит дело, если заблудившиеся люди не имеют ни карты, ни компаса, как это случается при разделении группы. Тогда целесообразно вернуться по собственным следам назад к месту потери тропы, дороги. Если это невозможно, надо попытаться хотя бы в общих чертах восстановить карту местности и нарисовать ее в виде схемы на бумаге, ткани, куске коры, соблюдая масштаб. Затем определите стороны света с помощью местных признаков, сориентируйте импровизированную карту в линии север - юг и решите, куда выгоднее всего следовать.
Предпочтительней выбирать линейные ориентиры - автомобильные и железные дороги, реки, просеки, так как миновать их практически нельзя. И, напротив, точечный или площадный ориентир (населенный пункт, отдельные строения) легко проскочить не заметив.
При полной невозможности определить свое местоположение, нужно двигаться вниз по течению первой попавшейся реки. Чем она крупнее, тем больше вероятность встретить возле нее людей. Практически все города и поселки имеют выход к большой воде. Крупные реки судоходны, мелководные используются местным населением для перевозки грузов на катерах и лодках. Даже охотничьи избушки чаще всего строятся на берегах рек и озер. Поэтому-то путь вниз по реке практически всегда приведет к людям.
Во время движения обращайте внимание на окружающую местность. Например, затесы на деревьях, а также деревья со стесанной вершиной или стволом, очищенным от веток до середины высоты (так называемые деревья-маяки), могут указать на тропу или охотничью избушку. Кстати, перед выходом на маршрут поинтересуйтесь формой и расположением меток, принятых в данной местности.
Обнаружить ближайший населенный пункт можно с помощью обзора. Для этого надо периодически подниматься на возвышенные точки рельефа, забираться на деревья и осматриваться вокруг. На присутствие людей могут указать огни, дымы, взлетающие и садящиеся самолеты и вертолеты, просеки, покосы, столбы электропередач, искусственные сооружения.
При наблюдении с земли ночью видно: зарево большого города за 60 км, вертикальные лучи прожекторов - за 50 км, фары автомашин - за 10 км, костры - 8 км, сильный электрический фонарь - на 3-4 км, слабый - на 1,5 км.
При наблюдении с земли днем видно: большие башни, церкви, элеваторы за 16-20 км, населенный пункт - 11 - 15 км, крупные здания - 9 км, заводские трубы - 6-8 км, а дым от них в некоторых случаях до 50 км, отдельные дома - 5 км, отдельные деревья, столбы, люди - 1,5- 2 км.
Наблюдение лучше вести нескольким людям, разбив линию горизонта на несколько равных секторов. Чувствительность зрения можно повысить с помощью глубокого, спокойного дыхания, слабого раздражения любого органа чувств, периодического обтирания лица, затылка прохладной водой или снегом. Напряжение внимания повышает чувствительность зрения в 1,5 раза, любое отвлечение - шум, мысли о постороннем, разговор сильно уменьшают продуктивность наблюдения.
Поможет обнаружить людей и прослушивание. Звуковая пеленгация человеком возможна с точностью до 3-5 градусов! Услышав непонятный звук, повернитесь к нему лицом и, не двигаясь, попытайтесь взять на него азимут. Для этого надо заметить ориентир в направлении звука. Затем некоторое время соблюдайте полную тишину, так как существует вероятность повторения звука. Ночью в указанном направлении надо провести тщательное наблюдение.
Слышно: далекие взрывы (например, на карьерах) на 12-15 км, шум идущего поезда - 10 км, тепловозный, пароходный гудок, сирену - 7-10 км, рокот работающего трактора - 3-4 км, стрельбу из ружья - 2-3 км, автомобильный гудок, ржание лошадей, лай собак - 2-3 км, неразборчивый крик - 1 км, треск падающих деревьев - 0,8 км, стук весел, рубка, пилка леса - 0,3-0,5 км.
В лесной зоне тропы обычно метят на уровне груди, в пределах прямой видимости одной метки от другой. Свежий затес на стволе дерева имеет желтоватый оттенок. Три-четыре затеса рядом обозначают, что в стороне находится стоянка или разветвление дороги, тропы. Иногда тропы маркируют разноцветными полосами краски, нанесенной на стволы деревьев, или яркими флажками из цветного материала, бумаги, привязанными к сучкам и веткам. Обычно метки наносятся с правой стороны по ходу движения, так как человек большей частью идет по правой стороне широкой тропы, дороги и работает соответственно правой рукой. При приближении к населенному пункту тропа становится более широкой, натоптанной, чаще встречаются ответвления, места стоянок. При удалении наблюдается обратная картина.
Туристы обычно размечают маршрут, выкладывая из камней, веток временные знаки, втыкая в снег еловые ветки, рисуя на коре дерева углем стрелки. Оставляют сообщение о себе под турами на перевалах, в консервных банках, закрепленных в костровой рогулине. Иногда такая записка, равно как метки, могут подсказать направление движения.
Выйдя на лесную дорогу, постарайтесь определить, в какую сторону населенный пункт ближе. Для этого надо знать несколько следопытских приемов.
На лесовозных дорогах потерянные бревна, как правило, валяются комелем (широким основанием) в сторону населенного пункта, поскольку их возят на автомашинах комлем вперед.
Съезд автотранспорта с полей, делянок обычно направлен к поселку. При приближении к населенному пункту дорога становится более наезженной, местами разбитой.
Свежие следы автотранспорта и людей, как правило, утром ведут от жилья, а вечером к жилью. Дороги и тропы чаще всего разветвляются на пути от поселка и сходятся при приближении к нему. В тундре и пустыне к жилью может вывести след домашних животных - оленей, баранов, надо лишь по отпечатку копыт установить, в какую сторону проследовало стадо, табун.
Чтобы понять, в какую сторону прошла автомашина, внимательно осмотрите оставленные ею следы. Так, например, воронкообразные завихрения на дне следа направлены острыми углами в сторону движения. Песок, пыль, грязь ложатся по склонам колеи в виде веера, раскрытого в противоположную от направления движения сторону. Концы раздавленных ветвей, палок, прутиков обращены в сторону следования транспорта. В цветной жидкости направление движения автомашин можно узнать по постепенно ослабевающей окраске следа. При переезде через лужу следы высыхают в сторону движения. Комков грязи, прихваченных протекторами машины, становится меньше по мере удаления от лужи.
Клочков сена на придорожных кустах и нависающих ветках больше с той стороны, откуда ехала машина. Анализ следа нескольких машин может довольно точно подсказать, в какой стороне располагается населенный пункт.
Зимой заблудившегося туриста может вывести к жилью случайная лыжня. Но для этого надо уметь по ее виду определять направление движения лыжника. Отпечаток плоскости кольца лыжной палки бывает наклонен в сторону движения лыжника. Соответственно комки снега, выброшенные кольцом лыжной палки, направлены в сторону движения. Бороздка в снегу от острого конца палки длиннее в сторону движения, так как при подъеме палки из снега она некоторое время проволакивается по снегу. Подскажут, куда пошел лыжник, отпечатки лыж при торможении и подъеме в гору. При торможении "плугом" или в "упоре" валики сдвинутого снега собираются в низу спуска. При подъеме "елочкой" или "полуелочкой" сдвинутые задники лыж указывают обратное движению направление.
Глубокая лыжня, большое количество отпечатков лыжных палок и небольшое расстояние между ними, характерные отпечатки широких (охотничьих или туристских) лыж, следы частых привалов указывают на то, что здесь прошла группа туристов. Потерявшийся турист по количеству отпечатков и характеру следов может даже узнать, его это группа или нет. Если след свежий, например, не присыпан недавно прошедшим снегом, можно попытаться догнать группу (в том числе и незнакомую), ведь скорость ее обычно невелика.
Отпечаток узких, беговых лыж, большие расстояния между ямками от лыжных палок, использование скоростной техники говорят о том, что здесь прошел человек налегке - задняя нога, когда он идет шагом или трусцой, ступает след в след передней. След лисицы идет прямо, словно вычерчен по линейке, очень ровно с одинаковыми расстояниями между отпечатками.
Определить направление на населенный пункт можно очень точно с помощью приемника. Для этого его устанавливают в диапазон средних или длинных волн и развертывают таким образом, чтобы звучание выбранной станции было наихудшим. При этом одна из боковых стенок приемника (торцевая) укажет направление на передающую станцию. А чтобы узнать, какая именно, достаточно вспомнить расположение города по отношению к нитке маршрута. Например, если известно, что город находится к востоку, надо дождаться восхода или заката солнца и определить направление на станцию. Далее, сориентировав приемник на наихудшее звучание, можно, глядя вдоль его плоскости, заметить (точно так же, как при работе с компасом) удаленный ориентир и следовать к нему. Затем от этого к следующему и так далее. Полученная таким образом линия маршрута прямо выведет к населенному пункту. Только помните, что приемник должен принимать именно ту станцию, которую вы выбрали в качестве ориентира!
Имея приемник и карту, вы можете узнать более точно свое местоположение. Для этого вычертите на бумаге или песке линии, указывающие направление радиосигналов близкорасположенных или удаленных, но мощных радиостанций. Место пересечения трех или четырех линий на карте - точка вашего местонахождения.
Успех поиска населенных пунктов и людей зависит от тщательности и планомерности наблюдений. Никогда не спешите делать выводы, чтобы не попасться "на удочку" случайности. Обнаружив при расшифровке следов признаки присутствия в данной местности людей, окончательное решение принимайте только после неоднократного подтверждения первоначального предположения. Свои наблюдения продублируйте несколько раз.
Если туристы вышли на тропу, надо в первую очередь убедиться, что она не звериная. На звериной тропе во множестве встречаются отпечатки копыт и лап животных, помет, ветки нависают над тропой, мешают человеку идти, стегают по груди и лицу.(Образцы следов диких животных)
При потере обнаруженных следов или метки необходимо сразу же остановиться и в месте потери следа установить хорошо заметный знак - вбить в землю колышек, повесить на ближайшее дерево куски ткани. От знака надо провести тщательный поиск, постепенно расширяя его площадь. Лучше всего идти по спирали. Если потерянный след не обнаружится, попытайтесь по собственным следам вернуться к предыдущей метке или следу. Ночью поиск надо прекратить и организовать бивак как можно ближе к месту потери следа.
При движении по обнаруженному следу старайтесь идти рядом с ним, чтобы случайно не затоптать. Двигаясь, как можно чаще оглядывайтесь назад, осматривая, запоминая местность, уникальные ориентиры - скалы, кривые деревья, нагромождения камней. В сырую погоду полезно периодически наступать на грязную почву, оставляя на ней отпечатки подошв своей обуви. Все это при необходимости облегчит возвращение назад. Надо помнить, что любая местность при взгляде "назад" может иметь совершенно неузнаваемый вид!
|