Правильная мотивация к труду - это гармоничное сочетание прямых и гигиенических факторов мотивации.
При этом необходимо помнить, что работодателю более интересно оценить, насколько человек мотивирован на работу. Именно высокую мотивацию к труду, понимание и принятие целей работы на конкретном рабочем месте работодатель ищет в ходе собеседования и при рассмотрении документов о приеме на работу.
Было бы правильно, если бы работник имел в себе как бы “внутренние весы”. На одной чаше можно расположить свои прямые мотивационные импульсы - умение и желание достигать успеха, готовность изменяться в соответствии с требованиями работодателя, энтузиазм и пр., на другой - насколько работодатель обеспечивает работнику внешние мотивационные факторы, которые помогут достичь не только производственных, но и личных жизненных целей.
Умение “подать себя”.
Умение наилучшим образом представить себя работодателю есть, наверное, главнейшее качество для успешности на рынке труда. Многие люди, которых приходится относить к категории неуспешных на рынке труда, абсолютно не представляют себе, какое впечатление они производят на потенциальных работодателей. Они часто сталкиваются с ситуацией, когда не понимают, почему их не берут на работу. Ведь человек претендует только на ту работу, которую может выполнять, для которой у него достаточно квалификации и опыта.
После рассмотрения слагаемых успеха на рынке труда студентам дается памятка.
Практический этап
Цель: выявление достоинств, деловых качеств каждого участника, создание атмосферы уверенности в собственных силах и в решении поставленных перед собой задач.
|
Упражнение «Самый – самый»
Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он – совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. Но именно из-за того, что не все это видят и не все это замечают, у человека возникает неудовлетворенность в отношении окружающих к собственной персоне.
Описание процедуры: все участники делятся на команды по 5 человек. Внутри команды каждый участник перечисляет свои достоинства с подкрепляющими фактами, благодаря которым он может соперничать с другими. Затем каждой команде предоставляется слово. Подводятся итоги и внутри каждой команды выделяется «самый – самый».
Упражнение «Сверхзадача»
Человек удивительно адаптивная система. Он приспосабливается почти к любой ситуации и любой нагрузке. Ставя перед собой какую- то цель, полезно поставить перед собой сверхзадачу. Оказывается, выгодно иметь максимальные нагрузки. Тогда ближайшая цель, составляющая только часть сверхзадачи, не будет столь трудно выполнимой. Если иметь программу-максимум, выполнение программы-минимум составит лишь незначительную часть усилий, вполне доступных. Для постановки такой сверхзадачи необходим какой-то внешний источник мотивации. Сильная мотивация может быть получена как результат одобрения вашей задумки ближайшими друзьями и коллегами.
Задание: подумать и записать свою сверхзадачу в рабочей тетради, проникнуться этой сверхзадачей всем своим существом.
Описание процедуры: Все участники разбиваются на группы по 5 человек. Каждый с пожеланиями пожимает руку друг другу, тем самым передавая свою энергию уверенности в успехе.
|
Заключительная часть
Этап оценки
Студенты подводят итоги своей работы на занятии, продолжая предложения:
Я узнал(а)…
Я научился(ась)…
Я понял(а)…
Хочу…
Могу…
Шкала оценки степени активности на занятии
не активен 0____1____2____3____4____5 активен
Домашнее задание
Проанализировать тот опыт, который вы получили, задатки своей будущей профессиональной конкурентоспособности на примере событий из своей жизни.
Что включает опыт:
- отличную, хорошую успеваемость,
- получение дополнительных навыков (персональный компьютер, делопроизводство, знание иностранных языков, водительские удостоверения и т.д.);
- учебную практику с выполнением конкретных обязанностей на рабочем месте;
- примеры научной работы, публичных выступлений, работы во внеучебное время и т.д.
Источники литературы
1. Фадеева Е.И.,Ясюкевич М.И. От выбора профессии к успеху в жизни: Учебно-методическое пособие.-М.: Перспектива, 2008.
2. Петрусинский В.В. На пути к совершенству. Игры- обучение, тренинг, досуг. М., 1995.
3. Сборник учебно-программных материалов. Технология поиска работы. Киров,1999.
4. https:// PSIHOLOGI.info
Рабочий лист
Тема: Планирование профессиональной карьеры
1. Упражнение «Деловые качества» (работа с карточками)
Из перечисленных качеств найдите качества, присущие вам, подумайте, что может стоять между вами и успехом.
Записать в рабочих тетрадях, каких качеств не хватает каждому для достижения профессионального успеха. Это может быть:
- плохая наследственность, - отсутствие ясной цели, - отсутствие честолюбия, - пробелы в образовании, - отсутствие силы воли, - болезни и недуги, - влияние среды, - откладывание дела «в долгий ящик», - отсутствие настойчивости, - отрицательные качества характера, - неуверенность в решениях, - сверх осторожность, - предрассудки и предубеждения, - недостаточная концентрация усилий, - бесчестность, - гадание вместо обдумывания. | - непонимание своих желаний, - отсутствие интереса к знаниям, - колебания и нерешительность, - привычка ссылаться на обстоятельства, - привычка винить в ошибках других, - бросать дела незавершенными, - отсутствие четкого плана, - неумение учитывать изменение идеи, - привычка размениваться по мелочам, - страх перед критикой. - отсутствие энтузиазма, - нетерпимость, - неспособность к сотрудничеству, - самовлюбленность и тщеславие. |
|
Качества, которых мне не хватает ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Задание: написать, изобразить графически или художественно то, что для вас важно и ценно в осуществлении своей профессиональной деятельности, построении карьеры.
Личная цель: (кратко записать план вашего самосовершенствования)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________