Дополнительный материал.




Тема: Природа познавательных способностей человека: внимание, память и обучение.

- А знаете ли вы, что мозг человека содержит около 100 миллионов нейронов - примерно столько, сколько звезд в нашей Галактике? Для сравнения заметим: мозг осы состоит из 200, пчелы - из 900 нейронов, хотя поведение этих животных достаточно сложное.

Подумать только... Чтобы перевести тело из горизонтального положения в вертикальные, головной мозг человека отправляет через нервы к мышцам сотни нервных импульсов-сигналов!

Известно ли вам, что масса головного мозга новорожденного составляет около 340 г. Масса мозга взрослых людей колеблется от 1100 г до 2000 г? Некоторые считают, что от массы мозга зависит степень умственного развития и способностей, предначертанность поведения преступников, об умственном преобладании мужчин над женщинами.

Неправдоподобность подобных мнений опровергается многочисленными данными науки, а также неопровержимыми примерами из жизни.

У многих одаренных людей масса мозга существенно различалась.

У И. С, Тургенева она составляла 2012 г, Анатоля Франса - 1017 г, Байрона - 2238 г, Уитмена - 1282 г, у известных зоологов Кювье и Агассица соответственно 1830 г и 1495 г.

Несмотря на то, что масса мозга Тургенева почти в 2 раза больше массы мозга Франса, оба они были гениальными писателями и мыслителями. Аналогичных примеров много. В то же время у многих эпилептиков и дебилов масса мозга была большой, у одного даже 2850 г.

1.Просмотрите обучающее видео по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=n5DE1UuTqRk

2.Составьте опорную схему к уроку (определения памяти и внимания, и их классификация и т.д. краткой схемой)

3. Прочитайте информацию в приложении.

4.Приготовь лист бумаги, ручку, секундомер и попроси кого-то из родителей помочь пройти практическую работу (Презентация) Оцени результаты практической работы и вывод запиши в тетрадь (уровень развития твоей памяти и внимания)

5.Ответь на вопрос: что нужно предпринять для того, что б запомнить на долго информацию (объем 3 страницы текста) и воспроизвести ее через несколько дней?

 

 

Приложение

 

Память и внимание

 

Как выявить особенности своей памяти

Память - это наша способность запоминать то, что ви­дим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять все это и в нужный момент вспоминать, т. е. узнавать или воспроизводить то, что знаешь. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение _ вот те главные процессы памяти, которые обеспечивают ее ра­боту. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстро­той запоминания информации, длительностью ее сохранения, точ­ностью воспроизведения.

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные раз­личия. Чаще всего они обнаруживаются в различной скорости запо­минания, в прочности сохранения, в легкости воспроизведения.

Когда говорят о людях с хорошей или плохой памятью, то имеют в виду именно эти общие различия. Однако кроме них у каждо­го человека наблюдаются различия в уровне развития отдельных ви­дов памяти.

К образной памяти относятся зрительные, слуховые, двига­тельные воспоминания. Сюда же относят память на чувства - эмо­циональную память. Это означаеm, что одни люди лучше запомина­ют зрительно, другие - на слух, третьи - при помощи двигатель­ных ощущений. Чаще встречаются люди со смешанным типом образ­ной памяти.

Логическая память помогает запоминать слова, числа, мыс­ли, логические схемы, общие идеи.

Многие профессии требуют хорошего развития конкретного вида памяти.

Особенности своей памяти вы узнаете в ходе практической работы.

 

 

Как тренировать память

 

Сначала научитесь концентрировать внимание. Слабая па­мять - это нередко следствие слабого внимания. Но чтобы сконцентрироваться на задаче, мало заставлять себя думать только о ней. Постарайтесь представить ситуацию, выявить новые детали, творчески осмыслить задачу.

Тренируйте зрительную память, пытаясь перед сном как можно ярче представить детали дневных впечатлений. Всмат­ривайтесь в лица, предметы и старайтесь потом вспомнить де­тали.

Тренируйте слуховую память. Попробуйте повторить ска­занное диктором с интервалом в несколько секунд, как это дела­ет переводчик-синхронист. Учите наизусть стихи, пусть не­большие отрывки, но каждый день, - и через пару месяцев почув­ствуете первые результаты.

После тренировок можете проконтролировать себя с помо­щью подобных тестов. Для объективности лучше взять другие слова и числа.

р. s. Некоторые сравнивают память со школьной доской и се­туют, что знания быстро стираются. Но ведь это замечательно! Ни доска, ни память не беспредельны. Шерлок Холмс говорил: "Глупец натащит в свой чердак всякого хлама и в нужный момент не найдет нужную вещь ". А Эйнштейну приписывают ответ на вопрос журнали­ста о скорости света: "Я не запоминаю то, что можно прочитать в любом справочнике!"

 

Внимание - это направленность нашего сознания на опреде­ленный объект. Внимание, часто проявляясь, превращается у кон­кретного человека в очень важную способность - вниматель­ ность.

Внимание характеризуется целым рядом свойств: устойчиво­стью, объемом, переключаемостью, распределением и концентраци­ей. Каждое из перечисленных свойств проявляется у человека по-раз­ному. Но и разные профессии предъявляют свои требования к разным свойствам внимания.

В тех случаях, когда предмет насильно захватывает внима­ние человека, не считаясь с его планами, психологи говорят о непро­извольном внимании. Непроизвольное внимание - это как бы ан­тивнимание, внимание невнимательного и постоянно отвлекающегося­ человека. Внимание, ставшее послушным слугой своего хозяина - это произвольное внимание. Невнимательный человек лишен не внимания, а контроля над вниманием.

Юлий Цезарь, как известно, удивлял современников способно­стью делать одновременно несколько дел. Вероятно, у него было хо­рошее распределение внимания. Попробуйте одновременно выпол­нять хотя бы два дела:

В течение минуты вы должны называть цифры от одного до двадцати, одновременно записывая их на листе в обратном порядке. Чем меньше затрачено времени и допущено ошибок, тем лучше рас­пределение внимания.

Как развивать внимание

 

Практически все профессии предъявляют повышенные требования к тем или иным свойствам внимания. Поэтому очень важно развивать у себя внимательность.

1. Приучайте себя работать в самых разнообразных усло­виях и даже в шумной и отвлекающей обстановке.

2. Упражняйтесь в одновременном наблюдении нескольких объектов.

З. Тренируйтесь в переключении внимания.

4. Развивайте у себя силу воли. Следуйте принципу "надо", а не "хочу". Чередуйте легкие и трудные дела, интересные и неин­тересные.

5. Тренируйте свою способность к сосредоточению. Поза, состояние мышц связаны с вниманием. Чем более ты собран, тем внимательнее.

В индейских племенах детей учили сидеть тихо и смот­реть, когда не на что смотреть, и слушать, когда вокруг тихо. Это считалось самым трудным. Попробуйте и вы.

 

Дополнительный материал.

«Механизмы памяти»

Память - эго основа личности. По представлениям древних греков, богиня памяти Мнемозина - мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук и искусств. “Человек, лишенный памяти, по сути, перестает быть человеком”, - писал Ч. Айтматов.

И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной, поистине безграничной памяти.

Александр Македонский, например, знал в лицо и по имени тысячи своих солдат. Легендарный президент США Т.Рузвельт помнил не только своих помощников, но и членов их семей, хранил в памяти их имена, проблемы. Известный психолог А.Р.Лурия в течение тридцати лет наблюдал за журналистом С.В.Шерешевским, который запоминал все, никогда ничего не записывая. Он запоминал слова, придавая им форму и цвет, запах, а его зрительные образы сопровождались вкусовыми, звуковыми ощущениями. А.Ф.Иоффе но памяти пользовался таблицей логарифмов.

Удивительной памятью обладают многие люди. Так, книга Веды - древнейший памятник индийской литературы - на протяжении веков передавалась устно, сохраняясь лишь в памяти индусов. Жрецы и сейчас помнят народный эпос - все песни Махабхараты в 300 тысяч строк.

Великий композитор Моцарт, когда ему было 14 лег, услышал в соборе музыкальное произведение. Придя домой, он по памяти записал его. Когда много лет спустя, проверили, то увидели, что запись была сделана абсолютно точно.

Истории не известны люди, которые могут с равным успехом запоминать абсолютно все. Кто- то отличается памятью на лица, но с трудом запоминает хронологические даты, кому-то легко даются слова, числа.

Есть специфическая память на вкус, цвет, эмоции, шахматные партии... Знаменитый А. Алехин, например, однажды вслепую провел сеанс одновременной игры на 32 шахматных досках.

Удивлял современников и английский художник Дж.Рейнольдс, писавший портреты по памяти. Когда ему требовалось что-то уточнить, он мысленно сажал воображаемую фигуру на стул и рассматривал.

Я вам хочу сказать, что хорошая память — это, прежде всего, хорошее здоровье.

“Невероятно, но факт”.

Вы уже сегодня слышали о том, что наш мозг имеет определенную информационную емкость. Я хочу эту информацию немного дополнить.

Ограниченность объема непосредственной или кратковременной памяти была известна давно. В трудах английских психологов XIX века мы находим упоминания об опытах, в которых испытуемым предлагалось перечислить предметы, показываемые им перед тем на несколько секунд. При этом из полученных результатов никаких закономерностей выведено не было. В отличии от своих предшественников, Миллер руководствовался практическими задачами. Проведя опыты, он обнаружил, что человек способен с одного раза удержать в памяти в среднем девять двоичных чисел (7+2), восемь десятичных чисел (7+1), семь букв алфавита, 5 односложных слов (7-2). Все вертелось вокруг семерки. «В наш кошелек, - говорил Миллер, - помещается только семь монет. Доллар это или центы кратковременной памяти безразлично. Их стоимость оценивает память долговременная».

Миллер наткнулся на семерку в опытах со зрительным восприятием. Затем семерка всплыла наружу при исследовании восприятия слухового. Обнаружила ее сотрудница Санкт-Петербургской лаборатории инженерной психологии И.М.Лущихина. Она искала способ помочь авиационным диспетчерам, которые получают информацию от нескольких источников одновременно да еще напрягаются изо всех сил, чтобы отделить ее от помех. Лущихиной надо было узнать, как влияют на восприятие длина и глубина фразы. По правилам структурной лингвистики длину она определяла количеством слов, а глубину - соотношением частей или ветвей. Каждая ветвь получала номер, номера складывались, и выходила оценка глубины. Вот тут-то и появилась семерка. Ветвь фразы соответствовала куску информации - одной монете. Если кусков было больше семи, авиадиспетчер не мог ни схватить всю фразу целиком, ни восстановить ее части, разрушенные помехами.

Число семь следует по пятам не за одними психологами. Многие люди замечают необычайную распространенность этого числа. “Семь раз примерь, один отрежь”, “Семь бед - один ответ”. “Семеро одного не ждут”. “Было у тещи семеро зятьев”.

Семь дней творения встречаем мы в Ветхом завете, семь смертных грехов. Семь мудрецов было у древних греков и семь чудес света.

Число семь многие считают счастливым, наверное, потому, что оно является магическим.

Явление реминисценция.

Это непроизвольное воспоминание без осознания того, что это было ранее запечатлено.

Известный писатель А.А.Игнатьев описывал интересный случай. В дни Великой Отечественной войны он оказался в Париже и его поразил один дом и особенно чугунная красивого литья решетка, ограждающая участок около дома.

Этот дом и решетка показались ему удивительно знакомыми, ранее неоднократно им веденными. Вернувшись домой, он рассказал об этом своей матери и узнал, что в раннем детстве, путешествуя с родителями по Франции, он жил в Париже в этом доме. В последующие годы он забыл об этом путешествии, однако след запечатленного сохранился,

А вот другой случай. Из-за реминисценции запечатленные чужие мысли могут восприниматься как свои. Одним из наиболее ранних воспоминаний детского психолога Жана Пиаже является история его похищения. Пиаже хорошо помнит, как на него напали двое мужчин и как потом няня несла его в машину. Няня отбила Жана от похитителей и доставила домой. В благодарность семья подарила отважной женщине золотые часы. Спустя двадцать пять лет няня призналась, что сама сочинила всю эту историю, чтобы получить вознаграждение. Но тем не менее Пиаже ясно помнил событие, которого на самом деле никогда не было.

Психологи считают, что воспоминания являются не записью происшедших событий, а их своеобразной реконструкцией. Поскольку Пиаже в детстве множество раз слышал историю похищения, картина в его сознании стала такой живой, как если бы это событие действительно произошло.

Не зря, ребята, в одном из платоновских диалогов наша память сравнивается с восковой табличкой, на которой мир оставляет, подобно перстню, свои отпечатки.

Нарушения памяти.

При различных заболеваниях могут страдать отдельные компоненты памяти: запоминание, удержание, воспроизведение. Наиболее частые расстройства: гипомнезия, амнезия и парамнезия.

Гипомнезия - снижение памяти, амнезия - выпадение памяти, парамнезия - ошибки памяти. Кроме того, имеется гипермнезия - повышенная способность к запоминанию. Все эти нарушения бывают при переутомлении, тяжелых травмах мозга, психозах, отравлении окисью углерода. Гипермнезия наблюдается у больных в состоянии маниакального возбуждения, при шизофрении.

Приведу вам некоторые примеры. В трудах по психиатрии и невропатологии обсуждался такой случай, описанный доктором Люйе-Виллермэ, чей пациент, находясь со своей женой, вообразил, что он сидит у другой дамы, и все время повторял: «Сударыня, я не могу быть у вас дольше, мне пора возвращаться к жене и детям». Шарко рассказывал о художнике, который внезапно перестал узнавать форму и цвет, а своих близких узнавал только по голосу. Один ученый, когда ему перевалило за 70 лет, забыл, как называется Королевское общество и Британский музей и называл их: ‘‘Это публичное место”.

Кроме забывания лиц и имен, описаны были многочисленные случаи забывания целых событий и периодов.

Широкую известность приобрел, например, случай с пациентом английского врача Аберкромби, тоже врачом, который, упав с лошади и разбив себе голову, забыл, что у него есть жена и дети, но отдавал безукоризненные распоряжения насчет своего лечения.

А вот случай с одним корабельным механиком. Поскользнувшись, он упал, ударился затылком, потерял сознание, но вскоре пришел в себя, вспомнил все, что было с ним до падения, но утратил способность запоминать текущие события. Добравшись до больницы, он не мог припомнить, как ехал, а, покинув больницу, забывал, что был там. Ни о дне, ни о часе, ни вообще о времени он не имел представления.

Ученые считают, что понимание причин нарушений памяти дало им в руки ключ к пониманию механизмов самой памяти, к таинственной восковой табличке и следам - отпечаткам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: