Предупредительные методы применяются для устранения потенциального несоответствия нормативным требованиям и делятся на две группы (рис. 3.1.).
Рис. 3.1. Структура предупредительных методов СЭМ
К правовым методам экологического менеджмента относится владение природоохранном законодательством: законы и подзаконные акты (международные, конституционные и федеральные законы, приказы и постановления правительства РФ и субъектов, приказы министерств и др.);государственные стандарты (17-й класс ГОСТов «Охрана природы» – национальные; ПНСТ - предварительные национальные стандарты; ISO (ГОСТ Р ИСО) – международные стандарты и др.); нормативные акты (своды правил – СП, санитарно-эпидемиологическиеправила и нормативы – СанПиН, строительные правила – СНиП, гигиенические нормативы – ГН и др.); руководящие документы (РД, инструкции и др.).
Контрольные методы экологического менеджмента включают: инвентаризацию; оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС); экологическое нормирование; производственный экологический контроль(ПЭК); экологическую экспертизу (ЭЭ); экологическое аудирование (ЭА);экологическую сертификацию (ЭС); экологическое лицензирование (ЭЛ).
Инвентаризация источников загрязнения окружающей среды (ИЗОС) – это процедура, в процессе которой решаются следующие задачи:
1) определение места расположения (координат) ИЗ ОС; 2) определение качественного состава выбросов, сбросов, отходов по компонентам;
3) определение количественных характеристик выбросов, сбросов, отходов. То есть, инвентаризация отвечает на три основных вопроса: «Где?», «Что?» и«Сколько?».
Оценка воздействия на окружающую среду – ряд мероприятий и процедур по выявлению, анализу и учету последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.
|
Экологическое нормирование – процедура установления нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности, а также иных нормативов в области охраныокружающей среды на основе современных достижений науки и техники сучетом международных правил и стандартов в области охраны окружающейсреды.
Производственный экологический контроль – процедура установления соответствия между фактическими характеристиками воздействий на окружающую среду и требованиями законодательства (установленными нормативами или лимитами), а также контроля выполненияприродоохранных мероприятий.
Экологическая экспертиза – это процедура установления соответствия документации, обосновывающей планируемую хозяйственную деятельность,требованиям в области охраны окружающей среды.
Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения организацией требований в области охраны окружающейсреды, требований международных стандартов и подготовка рекомендацийпо улучшению такой деятельности;
Экологическая сертификация – это процедура подтверждения соответствия структуры системы управления окружающей средой, качествавыпускаемой продукции и оборудования действующим экологическим требованиям: требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
|
ЭС опирается на заключения ЭА или ЭЭ и отличается от них объектами, которые подлежат проверке на соответствие экологическим требованиям.
При ЭЭ анализируются проекты (намерения), а при ЭА – реально функционирующие объекты. При ЭС анализируется в материальной формекачество продукции, услуг, работ и т.п.
Экологическое лицензирование – процедура выдачи специального разрешения (лицензии) на право осуществления конкретного вида деятельности: деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Финансовые методы заключаются в стимулировании деятельности предприятий в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, энерго- и ресурсосбережения и т.п.
Используются следующие методы экономического стимулирования:
– установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
– применение повышающих и понижающих коэффициентов при взимании платы за негативное воздействие;
– предоставление налоговых льгот при осуществлении деятельности в целях охраны окружающей среды;
– выделение средств федерального бюджета на осуществление деятельности в целях охраны окружающей среды;
– экологическое страхование.
Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», с 2015 г. взимается плата за следующие виды негативного воздействия наокружающую среду:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
|
длительное хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Плата за негативное воздействие на ОС дифференцирована, т.е. установлены базовые нормативы платы в зависимости от степени опасностивещества для компонентов окружающей среды или класса опасности отхода.
Для каждого объекта ОС базовые нормативы установлены для 2 видов воздействия: в пределах нормативов и сверх нормативов (лимитов).
Понижающие коэффициенты платы применяются при проведении мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду ивнедрении наилучших доступных технологий. Повышающие коэффициенты
– при нарушении установленных нормативов и лимитов, а также при нарушении сроков проведения природоохранных мероприятий.
Государственная поддержка деятельности предприятий в области охраны окружающей среды предусматривает следующие направления: содействие при внедрении НДТ и реализацию мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду; содействие в осуществлении образовательной деятельности в области охраны окружающей среды и оказании информационной поддержки природоохранных мероприятий; содействие при использовании возобновляемых источников энергии (ВИЭ), вторичных ресурсов, разработке новых методов контроля зазагрязнением окружающей среды и др.
Экологическое страхование – это страхование ответственности объектов (предприятий), потенциально способных нанести непреднамеренный вред окружающей среде, и собственных убытков,возникающих у объектов, наносящих вред.
Экономическое стимулирование в виде экологического страхования применяется для защиты предприятий от экологических рисков, например, врамках прекращения производства и использования озоноразрушающихвеществ и содержащей их продукции.
Принудительные методы
Принудительные методы экологического менеджмента включают:
1) приостановку некоторых участков производства или запреты на проведение некоторых видов работ (например, при неблагоприятных метеорологических условиях);
2) приостановку действия или отзыв лицензии на обращение с отходами;
3) штрафы за нарушения в области природопользования и охраны окружающей среды;
4) дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за нарушения в области природопользования и охраны окружающей среды.
Случаи, влекущие за собой приостановку или отзыв лицензии на обращение с отходами, освещены в нормативных документах о лицензировании и связаны, в основном, с несоблюдением предприятиями лицензионных требований. Глава 8 «Кодекса об административных правонарушениях» (КОАП) содержит информацию о правонарушениях в области природопользования иохраны окружающей среды и применяемых к физическим, должностным июридическим лицам взысканиях.
Уголовная ответственность в области охраны окружающей среды предусмотрена за преступления, приведшие к причинению значительногоущерба окружающей среде и/или здоровью человека. Составы экологическихпреступлений сформулированы в главе 26 «Уголовного кодекса Российской Федерации».
Функционирующая система экологического менеджмента должнаподвергаться периодическим проверкам и корректировке с целью ее непрерывного совершенствования.