Искусство Испании. Творчество Ф. Гойи.




Тема 27. Западноевропейское искусство кон. 18 – 1 пол. 19 в.: Испания, Англия.

1. Искусство Испании. Творчество Ф. Гойи.

2. Пейзажная живопись в английском искусстве кон. 18 – 1 пол. 19 в. Творчество Дж. Констебла, У. Тернера.

 

Искусство Испании. Творчество Ф. Гойи.

Новый подъем искусства Испании связан с творчеством Франсиско Гойи, который жил и работал на рубеже 18—19 вв., в один из самых бурных периодов истории своей родины. Нашествие Наполеона в 1808 г. послужило началом драматической борьбы испанского народа за независимость. Национально-освободительная война вызвала подъем общественных сил, стремление к политическому и социальному возрождению страны, результатом чего явилась буржуазная революция.

Современником этих событий был Франсиско Гойя-и-Лусиентес (1746—1828), который воплотил в своем искусстве трагическую судьбу и героические чаяния испанского народа, его бесчисленные страдания и неиссякаемую жизненную силу.

Творчество Гойи всецело принадлежит новой исторической эпохе. В какой бы области он ни работал, всегда его решения обладали особым, отличным от прошлого восприятием мира. Оно было необычайно активным, страстным. Реальные события современной жизни служили для Гойи главным источником вдохновения. Но он не просто изображал то, что видел в столь богатой событиями окружающей действительности, но всегда своими произведениями выражал личное отношение к тому или иному явлению жизни. Искусство Гойи несет сильный отпечаток его чувств, переживаний, его стихийной, темпераментной, яркой натуры.

Редкое живописное дарование Гойи, проявилось в сериях панно для шпалер королевской мануфактуры (1776—1791). Художник запечатлел в них сцены из народной жизни: сбор урожая, игры и празднества. Построенные на сочетании звучных, насыщенных тонов, картины полны красочности, чаще всего проникнуты настроением беззаботного веселья. В декоративных по назначению работах Гойя сумел с большой наблюдательностью передать разнообразные народные типы в ярких национальных одеждах, их манеру держаться, особенности испанской природы, развлечения щеголеватой задорной городской молодежи. Фигуры, согласно вкусу времени, иногда несколько идеализированы.

Работа над шпалерами принесла Гойе большую известность в столице. В 1789 г. он получает звание придворного художника.

1790-е гг. являются годами перелома в творчестве Гойи. Тяжелое личное переживание — болезнь, в результате которой он теряет слух, — усиливается в это время напряженной общественной ситуацией. То, что вызвало его резкое обличение и гневный протест, нашло воплощение в серии офортов «Капричос» (1793—1797). В фантастической, гротескной форме «Капричос» бичевали язвы современной художнику Испании. Офорты были направлены против мира зла, насилия, мракобесия, невежества. Гойя разоблачал паразитизм и тупость аристократии. То это изображения ослов, которых учат, увеселяют, портретируют услужливые мартышки и другие ослы, а двух здоровенных ослов несут на своих плечах крестьяне, то это безобразные ленивцы — уроды с закрытыми глазами и замками на ушах, которых кормят с ложки. Построенные на сочетании крупных пятен черного и белого, света и тени, офорты необычайно выразительны в передаче разнообразных стремительных жестов, изменчивой мимики лиц.

Во всей широте художник показал жизнь общества своего времени в живописных произведениях. Мало кто из современников Гойи может сравниться с ним по исключительно острому восприятию человека. Таков групповой портрет семьи Карла IV (1800). Неподвижно стоят застывшие фигуры в парадных роскошных одеждах. Полотно создает впечатление редкой живописной красоты. Свободный мазок виртуозно передает блеск атласа, мягкость бархата, воздушность кружев, сияние драгоценностей. Фигуры окружены светом и воздухом, придающим мягкость в переходах светотени, богатство красочным оттенкам.

Особое место в галерее женских образов Гойи занимает изображение молодой женщины, известной под условным названием Махи (то есть простой девушки из народа), запечатленной дважды — одетой и обнаженной (ок. 1802). Здесь воплощен тип чувственной живой красоты, бесконечно далекий от холодных академических канонов.

С необычайной силой дарование Гойи проявилось во время героической борьбы испанского народа с французскими интервентами. Художник был свидетелем восстания 1808 г. в Мадриде, жестоко подавленного французами. Он написал картину, одну из самых потрясающих по своему драматизму в истории мировой живописи, - «Расстрел в ночь с 2 на 3 мая 1808 года» (1814). Под ночным небом на фоне спящего Мадрида разыгрывается человеческая трагедия. Зловещий желтоватый свет фонаря вырывает из темноты группы пленных повстанцев. Безликая шеренга солдат направила на них ружья. Изображен предельно напряженный момент перед залпом. С огромным драматизмом художником раскрыта здесь целая гамма человеческих чувств — ужас перед смертью, обреченность, но сильнее всего — протест, испепеляющая ненависть к врагу. Вдохновенным широким жестом вскинул руки стоящий в центре повстанец в белой рубахе, который словно бросает вызов палачам. Сумрачная гамма красок, в которой под воздействием неровного света тревожно загораются пятна светло-коричневого, желтого, красного, активность стремительного, широкого мазка — все это усиливает трагическую напряженность произведения Гойи. Полная суровой правды и высокого героизма, эта картина открыла новые пути для развития исторической реалистической живописи 19 столетия.

Той же теме подвига и страдания народа посвящена графическая серия «Бедствия войны» (1810—1820) — вершина реалистического мастерства Гойи. Она создана кровью сердца художника-патриота. Народная трагедия показана им со всей беспощадностью. Однако твердая вера в то, что ни смерть, ни голод, ни виселицы не сломят свободолюбивого духа испанского народа, составляет основной пафос серии «Бедствия войны». В бою женщина заменяет погибших товарищей. Так запечатлел Гойя подвиг защитницы Сарагосы юной Марии Агостины. Хрупкая фигурка девушки, стоящей на груде трупов у большой, тяжелой пушки, четко вырисовывается на фоне светлого неба. Она подносит запал, зорко всматриваясь туда, где за темным холмом притаился враг. «Какая доблесть!» — подписывает Гойя этот лист.

Многое в серии Гойи представляет волнующий рассказ о том, что ему удалось увидеть своими глазами. Но художник стремился не столько к документальной точности изображения, сколько к созданию произведений трагического обобщающего характера. Вместе с тем необычайно конкретно показаны переживания каждого человека, движения фигур, их позы, жесты, выражения лиц. При этом нет ничего лишнего, все предельно сконцентрировано в острой драматической ситуации, красноречива любая скупая деталь. Многофигурные, насыщенные движением композиции выполнены, как и все графические серии Гойи, в смешанной технике акватинты и офорта, создающей богатство тонов, от серебристо-серых до бархатисто-черных, и использующей выразительные возможности как крупного живописного пятна, так и динамичной линии. В показе героического народного сопротивления иноземным захватчикам состоит непреходящая актуальность серии Гойи.

Гойя скончался в Бордо (Франция) — центре передовой испанской эмиграции. До конца своей жизни, совсем глухой, теряющий зрение, он продолжал работать. Его искусство оказало сильное воздействие на формирование реализма 19 в. И по сей день произведения Гойи сохраняют волнующую современность, вдохновляя многих художников разных стран мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: