Московский гуманитарный университет




Подходы к исследованию прекаризации занятости молодежи

Approaches to the study of the precarious work of youth

Н.В. Федорова

Московский гуманитарный университет

N.V. Fedorova

Moscow University for the Humanities

М.М. Коврижкина

Московский Гуманитарный Университет

M.M.Kovrizhkina

Moscow University for the Humanities

 

В статье дается общеметодологический подход к изучению прекаризации занятости молодежи в современной экономике. Выделяются значимые признаки молодежи как категории рынка труда в условиях постиндустриального мира, также рассматриваются проблема несоответствия требований, предъявляемых к молодым специалистам со стороны работодателей знаний, умений и навыков, получаемых в учебных заведениях в современных условиях, также дается развернутая классификация молодежи с учетом особенностей ее положения на рынке труда. Классификация учитывает особенности каждой категории, сильные и слабые стороны их текущих и перспективных позиций. Делается предположение о комплексных причинах, порождающих прекаризацию молодежи. Выводом данной работы будет описание противоречивых позиций различных участников рынка труда.

Ключевые слова: занятость, прекаризация, принципы, методы стабилизации, условия занятости, поколения, молодежь, виды прекаризации

 

«Сегодняшний этап развития экономики России зависит от влияния различных факторов, и формируется в определенных условиях. К факторам влияния на внешнюю среду можно отнести экономические, политические, технологические и социальные факторы» (Федорова Н.В., 2015). При прочих равных условиях, «социальные факторы, определяющие демографическую структуру населения и тенденции развития, нормы, обычаи и его ценности, отношение людей к работе и качеству жизни, темпы роста населения и другие» (Федорова Н.В., 2015) «во многом определяют состояние рынка труда и численность трудоспособного населения» (Бобков В.Н., Бобков Н.В, Акимов А.А., Алиев У.Т., 2015).

В первую очередь это касается рынка труда молодежи, под которой понимается социобиологическая категория, включающая традиционно молодых людей, возрастом от 18 до 30 лет (иногда до 35 лет), сегодня же ВОЗ определяет возраст молодости с 19 до 44 лет. (И.В.Калинюк, 2018)

Основными признаки молодежи как социальной категории являются:

- поиск идентификации в жизни, включая личную, выбор профессии;

- высокая социальная мобильность;

- активное обучение, социализация в различных социальных группах;

- активизация взаимодействия с социальными институтами в качестве самостоятельного субъекта;

- тяжелое эмоциональное состояние из-за неуверенности и недооценки собственных сил;

- высокая межпоколенная мобильность.

Различные направления и объекты исследований, в том числе новые явления на рынке труда, поставили перед научным сообществом много вопросов. Можно выделить следующие новые явления:

1. развитие современных IT-технологий, диджитализация экономики и социальных процессов;

2. появляются новые поколения молодежи, градация которых уже не 20-25, а 10 лет;

3. изменяется отношение к труду, постоянной занятости, самостоятельности вообще;

4. молодежь становится функциональным ресурсом для работодателей в большей степени, чем было предыдущее поколение в силу усиления специализации и профилизации профессиональной деятельности

Рассмотри более подробно эти причины.

Новое поколение миллениалов связано с развитием ИТ-технологий, глобализацией, особенностями развития экономик в различных странах, что требует от молодежи наличие высоких адаптационных навыков. Современное развитие компьютеризации процессов производства товаров, оказания услуг и управления, а также телекоммуникации, социальных сетей приводит к возникновению коммуникаций, позволяющих людям общаться в двух пространствах, виртуальном и реальном. Это приводит не только к росту скорости общения, обмена мнениями, но и вызывает к жизни новые нестандартные формы занятости, развивает спрос на новые профессии высокой квалификации, а также требует знаний в области информатики и современных средств коммуникации.

На сегодняшний день не выработаны единые методологические подходы к четкому определению понятия и границ поколения, факторов, влияющих на сложившуюся ситуацию с занятостью молодежи и последствий, влияющих в конечном итоге на уровень безработицы и занятости. Однако, это не умаляет значения изучения этих вопросов научным сообществом.

И в первую очередь речь идет о поколении NEET или поколение «ни-ни» (англ. Not in Education, Employment or Training), к которому относят молодых людей, не занятых на рынке труда и не получающих образование.

Если вопрос стоит об отдельных странах, то можно говорить о том, что часть исследователей придерживается мнения, что на появление нового поколения молодежи влияет низкий ее уровень развития. Другие ученые говорят о появлении такого поколения в экономиках развитиях стран за счет притока мигрантов (Жвитиашвили А.Ш., 2016, Elder S., 2015, The Guardian, 2011, The Independent, 2014 и др.). Это явление связано не только с притоком мигрантов в развитые страны (Жвитиашвили А.Ш., 2016), но и с развитием шестого технологического уклада, когда выпускник, приходящий в организацию сталкивается с высокотехнологичным производством, и полученных знаний не хватает для высокопроизводительного труда.

В научной литературе пока нет единого мнения о категориях поколения NEET, поэтому классификация групп молодежи поколения NEET и их характеристика требует дополнительного уточнения. Сегодня ученые и специалисты различных стран выделяют следующие категории поколения NEET:

1. «Клубничное» поколение – это молодежь, родившаяся после 1981 и до 1990 года (Schott B., 2008, Chou J.,2010) в Тайване, которые не выдерживают социального давления или тяжёлого труда и перестают работать;

2. Поколение фритеров - это молодежь, которая живет от непостоянного заработка, и работает неполный рабочий день или работает фрилансером, либо вообще не работает (исключение - домохозяйки и студенты), либо молодые люди, осознанно не желающие работать после окончания школы. Как правило, фритер работает на таких рабочих местах, которые требуют низкой квалификации.

3. Миллениалы или поколение Y (поколение «игрек»; «некст», «сетевое» поколение, миллениты, эхо-бумеры) – это молодежь, родившаяся после 1981 года, и значительно использующая в жизни цифровые технологии.

4. Поколение Z. К поколению Z относят молодых людей, которые родились до ранних 2000-х. Это поколение является наименее изученным, т.к. молодые люди только достигли дееспособного возраста, и пока еще себя не успели проявить в полной мере. Однако однозначно можно сказать, что у них высока адаптационная способность к использованию всевозможных гаджетов и интернет-программ, они активно используют современные технологии в обучении и общении.

5. Поколение A (родившиеся после 2010 года). Некоторые ученые- исследователи начали выделять поколение, следующее за Z. По их версии дети, рожденные после 2010 года, не будут знать, что такое нехватка товаров, они практически с рождения будут приучены к беспроводным технологиям и глобальной информированности.

6. Хикикомори (яп. острая социальная самоизоляция) - этим термином, обозначают молодежь, которая отказывается от социальной жизни, она предпочитают уединение и добровольно отказывается от социальной жизни, поэтому она не работают и живет на иждивении родственников.

Если первая, вторая и шестая категории характеризуют девиантное поведение, редкое и осуждаемое обществом, то миллениалы, зеты и поколение А – категории возрастные и определяет доминирующее мировоззрение. Безусловно, даже принадлежность к определенной возрастной категории не может быть полноценным критерием для классификации положения молодежи на рынке труда. Отдельные качества различаются в зависимости от социальной среды, в которой происходила социализация конкретного молодого человека. Также имеет значение социальное происхождение молодого человека, особенности его воспитания, место его жительства и материальных возможностей его семьи.

Нам представляется возможным выделить следующие категории молодежи как участника рынка труда. (см. таблицу)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: