Классификация молодежи как категории рынка труда




Классификационный признак Классификация
Наличие занятости - учащиеся (дневная, вечерняя, заочная форма); - работающие временно; - работающие постоянно; - не учащиеся, но готовые начать работать или учиться; - фрикционные безработные, в том числе по семейным причинам; - маргинальные безработные
Наличие дохода   имеющие собственный доход (ниже прожиточного минимума, выше прожиточного минимума); - имеющие постоянной или разовый доход; - не имеющие дохода
Наличие семейных обязанностей и поддержки - одинокие, без обязанностей и поддержки; - имеющие поддержку от супругов или родителей; - оказывающие поддержку супругам, детям или родителям
Наличие профессионального образования и трудовых навыков - имеющие профессиональное образование; - в процессе получения образования, имеющие возможность проходить стажировки и начать трудовую деятельность; - не имеющие профессионального образования
Наличие трудовых навыков, соответствующих данной работе - имеющие трудовые навыки - не имеющие трудовых навыков
Наличие дополнительных навыков и знаний, не относящиеся впрямую к выбранной работе -имеющие дополнительные навыки и знания, не относящиеся впрямую к выбранной работе - не имеющие дополнительных навыков и знаний, не относящиеся впрямую к выбранной работе
Готовность к переезду к новой работе или на новый проект - готовы к переезду; - готовы к вахтовой или иной циклической работе; - готовы к длительным поездкам на работу; - не готовы к переезду и поездкам свыше 1,5 часов до работы
Наличие ограничений, связанных с возможностью трудоустройства - знание языка; - владение ПК; - ограничения по здоровью, в том числе психическому

 

Данная классификация может быть использована в том числе при найме молодых специалистов. Подобные методики, дополненные социо-демографическими данными, используются банками и страховыми компаниями для оценки качества заемщиков и страхователей. Рынок труда в свою очередь может использовать эти классификационные категории для оценки качества выпускников, стажеров, потенциальных кандидатов на перевод, командировку за рубеж и т.п.

Действующий рынок труда создает объективные условия существования молодежи, ее развития в качестве специалистов, а главное – характеристики отдельных групп молодежи не только в качестве субъектов, но и в качестве объектов влияния регуляторов и крупных игроков рынка: служб занятости, налоговых служб, финансовых организаций, контролирующих органов.

Можно выделить четыре категорий работающей молодежи и оценить их сильные и слабые стороны каждой из них.

1) Устойчиво занятые, салариалы. (Гай Стэндинг, 2018) Это стажеры или молодые специалисты крупных и средних по масштабу предприятий. Они планируют свои долгосрочные цели, используя сильные стороны миллениалов – креативность, техническую грамотность и коммуникабельность. Они заинтересованы в служебном росте, социальном пакете, профессиональном совершенствовании, хорошей кредитной истории, высоких годовых бонусах. Слабая сторона такого положения связана с системными кризисами в современной экономике: рыночные спады вызывают массовые сокращения, и тщательно выверенные карьерные планы могут быть нарушены сокращением штата. Тем не менее это наиболее устойчивая категория работающей молодежи, будущий средний класс. Они заключают своеобразный социальный контракт с работодателем, обменивая лояльность на устойчивость материального и социального положения.

2) Upper прекариалы – свободные программисты и разработчики, блоггеры, владельцы собственного малого бизнеса, консультанты в различных отраслях, творческие работники (фотографы, дизайнеры), высокооплачиваемые самозанятые работники сферы услуг. Их занятость неустойчива, но высокие заработки позволяют удовлетворять потребности не только в экономической безопасности, но и в дополнительном образовании и дорогостоящем досуге. Они не внедрены в офисную субкультуру, но тесно с ней сотрудничают, выполняя краткосрочные контракты. Прекаризация этой группы растет в случае болезни или падения количества крупных заказов, они менее, чем первые, социально защищены. Их финансовое благополучие также менее устойчиво, банки считают их ненадежными заемщиками, отсутствие собственного жилья, как правило, ставит под угрозу долгосрочные планы. Сильной стороной этой категории является высокая мобильность, креативность и активный творческий поиск. Они идеальные потребители современных товаров и услуг, так как располагают большим количеством свободного времени по сравнению с первой категорией. Также сильная сторона upper прекариалов на рынке труда – широкие деловые связи, возможность совмещения нескольких проектов.

3) Работающие низкооплачиваемые молодые специалисты. Их занятость относительно устойчива в стадии рыночного подъема, однако находится под угрозой в условиях спада. Им недоступны крупные траты, такие как платное образование, поэтому слабое место этой категории – плохая реакция на изменение рынка труда, появление потребности в новых компетенциях. Прекаризация этой категории молодежи весьма вероятна. Более того, они не имеют комфортных каналов мобильности, в случае переезда или смены профессии им придется долгое время мириться с низким заработком и отсутствием социальных гарантий. Однако это самая массовая категория занятой молодежи, особенно в небольших городах и удаленных от столицы регионах. Свое материальное положение они имеют шанс подкрепить за счет приусадебного хозяйства и унаследованного имущества. Они маломобильны, что делает их идеальными исполнителями. К данной категории относятся сотрудники сферы услуг, бюджетной сферы, рабочий класс.

4) Низший прекаризованный класс. Это временно занятые люди. Их заработков хватает на выживание, но не более того. Они не смогут сменить профессию или место жительства, к тому же они недостаточно грамотны с правовой точки зрения, чтобы найти работу и заключить хороший контракт. Выживание этой категории обеспечивает жизнь с родителями или более успешными родственниками. Главная особенность этой группы – восприятие рынка труда как безусловно враждебного к ним. Однако сильной стороной этой группы прекариалов является их относительная социальная безопасность. Они скорее увлекаются играми, общением в социальных сетях и непрофессиональным спортом, чем алкоголем и наркотиками. Можно считать этот факт достижением постиндустриальной эпохи.

Прекаризация молодежи как явление можно связать с развитием острого межпоколенческого конфликта, действующего в трех социальных общностях.

Первая – система образования, мощный, исторически сложившийся институт, находящийся под влиянием двух противоположных по направленности факторов: необходимость соответствовать современным реалиям экономики и технологии с одной стороны, а с другой – традиция преподавания устоявшихся, а зачастую устаревших знаний, невозможность быстрого обновления учебного материала и компетенций самих преподавателей с другой. Именно эту систему в наибольшей степени регулирует государство, создавая профессиональные и учебные стандарты, лицензируя учебные заведения.

Вторая – работодатели. Поколенчески они старше «Игреков», скорее, «Иксы» или еще старше. Однако именно они быстрее всего в силу рыночной конкуренции реагируют на инновации, поэтому стажеры и выпускники оцениваются ими как носители устаревшего знания и зачастую отбраковываются в процессе найма. Рынок труда становится рынком работодателя, безработица растет, поэтому работодатель будет выбирать готового специалиста, не желая учить или исправлять. Если же найм или стажировка все же происходит, начинается ломка усвоенных навыков труда и поиска информации, которая только усиливает психологическое давление на молодого специалиста, создавая условия для скорого увольнения. Прекаризация таким образом усиливается.

Часть этих обстоятельств привели к тому, что по данным Роструда за 2015 г., 30,5% всех российских безработных – это молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет (Ведомости, 2015), и безработных среди молодежи в России в 5 раз больше, чем среди 30–40-летних (Ведомости, 2015).

Третья – сами молодые специалисты. Им труднее всего. С одной стороны, выходя на рынок труда, они обнаруживают, что внушаемые им многие годы установки не работают и не приносят карьерных и материальных результатов. Старательность в выучивании и воспроизведении содержания учебников, так ценимая во время учебы, не требуется на работе, а самостоятельным системным поиском информации и отработке навыков молодые специалисты не обучены.

«Общей рекомендацией становится не только выработка профессиональных компетенций в рамках образовательного процесса, но и мероприятия со стороны работодателей. Прежде всего, разработка системы поиска перспективных выпускников и организация стажировок. Успешной показывает себя практика сотрудничества работодателей с отдельными учебными заведениями в рамках целевой подготовки специалистов. Такое сотрудничество осуществляется в форме совместной выработки структуры программы подготовки специалистов вплоть до ученических контрактов с работодателем и обязательного распределения при трудоустройстве.» (М.М. Коврижкина, 2015). Таким образом, прекаризация молодежи может быть расценена как объективное, но негативное явление современного рынка труда. Взаимодействие учебных заведений и работодателей может быть усилено для ее преодоления через деятельность профессиональных сообществ и бизнес-кругов по инициации создания и корректировки профессиональных стандартов и развития у молодых специалистов надпрофессиональных компетенций.

 

Литература

Бобков В.Н., Бобков Н.В, Акимов А. А., Алиев У.Т. Прекаризация занятости и регулирование социально-трудовых отношений в России. / Неустойчивость занятости (прекаризация): особенное и общее с учетом интеграционных усилий государства и общества/ Главный научный редактор В.Н. Бобков. - М.: Издательский дом Магистр-Пресс, 2015, с. 8. – 448с.

Гай Стэндинг «Прекариат: новый опасный класс» https://spkurdyumov.ru/uploads/2016/05/prekariat-novyj-opasnyj-klass.pdf, 2018

Жвитиашвили А. Ш. Новые социальные группы на Западе: общее и особенное // Власть. 2016. № 1. С. 118-124.

И.В.Калинюк, Классификация возраста. https://ponjatija.ru/node/13109? Май 2018

М.М.Коврижкина Проблема интеграции требований образовательного и профессионального стандарта в области бухгалтерского учета. «Экономика и управление развитием в условиях изменений», XXVI научная конференция аспирантов и докторантов, Москва, Изд-во МосГУ, 2015

Надпрофессиональные навыки: Чего ждут работодатели от соискателя04 апреля 2017 г. https://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/10/27/614577-bezrabotnih-molodezhi

Федорова Н.В. Методологические подходы к исследованию прекаризации занятости // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015. № 6 (ноябрь — декабрь). URL: https://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/6/Fedorova_Employment-Precarisation/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 28.05.2018)

Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом. Учебник для СПО. - М.: Кнорусс, 2017

Elder S. What does NEETs mean and why is the concept so easily misinterpreted? International Labour Office (2015) https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/@dgreports/@dcomm/documents/publication/wcms_343153.pdf

Schott, Ben. Strawberry Generation, The New York Times (November 30, 2008) https://schott.blogs.nytimes.com/2008/11/30/strawberry-generation/ Strawberry Generation NOVEMBER 30, 2008

Strawberry Generation is just a myth, statistics say BY JENNY CHOU / STAFF REPORTER https://www.taipeitimes.com/News/taiwan/archives/2005/09/12/2003271331

The Guardian, 2011 https://www.theguardian.com/education/2011/feb/24/young-people-neets-record-high Record number of young people not in education, work or training,

The Neet generation: Why young Britons have been hardest hit by the (англ.), The Independent, 2014) https://www.independent.co.uk/news/uk/politics/the-neet-generation-why-young-britons-have-been-hardest-hit-by-the-economic-downturn-9155640.html

https://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/10/27/614577-bezrabotnih-molodezhi

 

Федорова Наталья Васильевна — кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-70-13. Эл. адрес: kafedra612@mail.ru

Fedorova Natalia Vasilievna - candidate of economic sciences, associate professor, professor of the department of management of the Moscow Humanitarian University. Tel.: +7 (499) 374-70-13. El. address: kafedra612@mail.ru

Коврижкина Мария Михайловна – преподаватель кафедры менеджмента Московского гуманитарного университета.

Тел.: +7 (499) 374-70-13. Эл. адрес: kafedra612@mail.ru

Kovrizhkina Mariya Mihaylovna – dosen of the department of management of the Moscow Humanitarian University. Tel.: +7 (499) 374-70-13. El. address: kafedra612@mail.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: