Конструкция готического храма.




Тема 15. Западноевропейское искусство Средних веков. Готический период.

1. Готический период в искусстве Средних веков: хронологические рамки и художественное содержание.

2. Конструкция готического храма.

3. Скульптурное и живописное убранство готического храма.

4. Готический храм как образ мира.

5. Художественные особенности книжной миниатюры готического периода.

6. Готическое искусство в странах Западной Европы.

 

1. Готический период в искусстве Средних веков: хронологические рамки и художественное содержание.

Готическое искусство представляет следующую после романского стиля ступень развития. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, оценивая искусство средних веков исключительно критически, не видя в нем его ценных сторон.

Готика — более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский

Религиозное готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включает в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческой индивидуальности, чувствам, к красоте мира подготовили расцвет искусства Возрождения.

Готическое искусство — искусство цветущих торговых и ремесленных городов-коммун, добившихся известной независимости внутри феодального мира.

В средневековых городах второй половины 12—13 вв. зародились новые формы архитектуры и изобразительного искусства, в которых сочетались мистика и рационализм, идеальные порывы и острая наблюдательность, догматизм и искреннее живое чувство.

Между романским и готическим стилем трудно провести четкую границу. 12 век — время расцвета романского стиля; вместе с тем во второй половине его появляются новые формы, положившие начало готике (ранняя готика). Готический стиль в Западной Европе достигает вершин (высокая готика) в 13 в. Закат стиля (пламенеющая готика) захватывает 14 и 15 вв.

В разных странах готический стиль имеет свои вариации, но они не уничтожают его общности и внутреннего единства. Во Франции — на родине готики — произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, четкостью, изяществом форм. В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. В Германии готика получает мистический, страстный по выражению характер. В Испании готические формы обогащаются элементами мусульманского искусства, привнесенного арабами. В Италию, где расцвет городов к концу 13 в. создает благоприятную почву для возникновения культуры Проторенессанса, проникают лишь отдельные элементы готики, не нарушающие принципов романской архитектуры. Но в 14 в. готика распространяется в Италии повсеместно.

 

Конструкция готического храма.

Архитектурный облик западноевропейского города, надолго определился готическими сооружениями — соборами, ратушами, биржами, крытыми рынками, больницами, жилыми домами, сосредоточенными около площади, к которой сбегались тесные кривые улочки ремесленников. Строительство осуществлялось теперь не только церковью, монастырями и частными лицами, но и общиной (организованными в цехи профессионалами ремесленниками и архитекторами).

Между строительными артелями, странствующими из города в город, существовали связи, обмен опытом, знаниями. Самые значительные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного памятника трудились многие поколения.

Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядно декорированы. Их формы поражали динамичностью, легкостью и живописностью. Стройный силуэт собора с острыми шпилями и башнями определял характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх жилые постройки, в них увеличивалось количество этажей, вытягивались вверх двускатные щипцовые (остроконечные) крыши. Замкнутый кольцом крепостных стен, город развивался вверх. Предназначенный для многочисленной группы мирян, собор был главным общественным центром города. Помимо богослужений здесь устраивались городские собрания, протекали диспуты, читались университетские лекции, разыгрывались мистерии. Подчеркнутое устремление всех форм постройки вверх было порождено религиозным стремлением души к небу и одновременно рациональными соображениями, вызванными теснотой городской застройки. Башни собора выполняли функции дозорной башни и пожарной вышки. Иногда они увенчивались фигурой петуха — символа бдительности.

Для организации просторных интерьеров с развивающимся ввысь и вглубь пространством, в соборе была применена новая конструктивная система свода, сложная и логичная, свидетельствовавшая об огромном прогрессе мысли и техники. Готический собор, по сравнению с романским,— новая ступень в развитии базиликального типа постройки. Главное его отличие — устойчивая каркасная система, в которой всю конструктивную роль выполняют стрельчатые своды, прорезанные сетью выступающих ребер-нервюр (выложенных из камня), внутренние (колонны, столбы) и внешние (контрфорсы) опоры. Усилия зодчих были направлены к тому, чтобы выделить и укрепить основной несущий скелет здания и до предела облегчить сводчатые перекрытия. С этой целью было изменено распределение сил тяжести и распора, присущих каждому своду. Главный неф делился теперь на ряд прямоугольных в плане отрезков. Каждый из них перекрывался перекрещивающимися стрельчатыми арками. Форма стрельчатой арки уменьшала распор свода. Облегчению его веса способствовала сеть нервюр, расчленяющая свод на небольшие отрезки, заполненные более тонкими, чем прежде, оболочками свода.

Рис. Разрез готического собора (схема).

 

Снизу нагрузку нервюрного свода принимали мощные столбы. На каждый столб приходилось несколько нервюр, сходящихся в пучок; их тяжесть принимали на себя служебные колонки, окружающие столб. Большая часть бокового распора и часть его вертикального давления переносились на вынесенные наружу контрфорсы — столбы-пилоны с помощью аркбутанов (открытых опорных полуарок). Аркбутаны перебрасывались через крыши боковых нефов к основанию сводов центрального нефа. Все это дало возможность перекрывать широкие пролеты и различные по форме отрезки пространства, как и поднять свод на большую высоту.

Храм наполнился светом. Стена, освобожденная от опорных функций, прорезывалась большими стрельчатыми окнами, нишами, галереями, порталами, облегчающими ее массу и как бы открывающими интерьер храма в окружающее пространство.

Характерная черта готической архитектуры — арка стрельчатой формы. Она определяет во многом внутренний и внешний облик готических зданий. Многократно повторяясь в рисунке свода, окон, порталов, галерей, она своими динамичными очертаниями усиливает легкость и энергию архитектурных форм.

Сильное впечатление готический собор производит внутри. Его интерьер становится просторным, светлым, рассчитанным на многолюдную толпу. Границы между трансептом и продольным пространством нефов почти стираются. Обширное пространство храма становится слитным и легко обозримым, динамичным, рождающим бесконечную смену зрительных впечатлений.

Пространство стремительно развивается в глубину — к алтарю, хору, озаренному светом, возносится вверх под сень легких сводов. Туда ведет взор движение всех линий, столбов, нервюр, колонок, стрельчатых арок. Льющиеся сверху, из окон с цветными стеклами, потоки разноцветного света смешиваются в пространстве, играют на пучках колонн. В праздничные дни собор представлял особо торжественное зрелище: голоса поющих детей и звуки органа наполняли пространство и порождали мистическую устремленность. Они уносили в одухотворенный мир и в то же время подымали человека над обыденным к возвышенному, совершенному.

Значительно изменился и внешний вид собора. Храм как бы обращается к площади. В нем возрастает роль фасада, на который переносятся монументальные, богато украшенные порталы. Высокие, легкие башни, многочисленные вертикальные тяги и шпили, стрельчатые формы окон и порталов с вимпергами (остроконечными завершениями над окнами и порталами) рождали впечатление неудержимого движения вверх и превращали собор «в симфонию света и тени» (Роден). Сложная система скульптурного декора превращает каменную стену в подобие кружева, контуры становятся воздушными, точно растворяющимися в окружающей среде. Здание утрачивает материальность, однако это не лишает его впечатления монументальности, ибо детали подчинены четкой и строгой конструкции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: