Комментарий к направлению




Направление Мечта и Реальность

Мечта – это

1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. М. о счастье. М. сбылась.

2. ед. Предмет желаний, стремлений. М. всей жизни.

Мечта — это мысленный образ чего-либо, представление о чем-либо, сильно желаемом, почти не осуществимом. Процесс создания в воображении представлений о чем-либо предполагаемом, несуществующем, фантастическом.

Синонимы: благодать, воздушные замки, греза, желание, иллюзия, предвкушение, утопия, цель, чудо,
Антонимы: явь

 

Рельность – это

1.Объективно существующее явление, действительность, факт. Это не мечта, а реальность.

2. Всё существующее, т. е. материальный мир и все его идеальные продукты. Критерием Р. объектов, процессов, событий, фактов, свойств и т. д. является обществ. практика.

Синонимы:вещественность, возможность, выполнимость, данность, действительность, достижимость, истинность, конкретность, материальность, материя, наличие, натура, осуществимость, осязаемость, очевидность, подлинность, предметность, реалия, существенность, факт, фактичность, явь

Антонимы: нереальность, фантазия, фантастика

 

Основные аспекты раскрытия темы

1. Соотношение мечты и реальности (связь этих понятий, различия между концептами). Внутренние и внешние конфликты, возникающие при столкновении мечты с действительностью.

2. Мечта, ее роль и функция в жизни человека (мобилизующая, демобилизующая и т.д.):

- мечта мобилизующая, заставляющая двигаться вперед человека и общество;

- мечта, поднимающая человека над действительностью;

- мечта прекраснодушная, бездейственная, демобилизующая;

- мечта, уводящая в мир грез, спасающая от непереносимой реальности;

- жизнь без мечты, высокой цели в прагматичном мире.

3. Виды мечты: мечта недостижимая, «мелкая», великая и т.д.

4. Мечта – желание – цель – фантазия. Сходство и различия этих концептов.

5. Типы мечтателей и реалистов в литературе. Как человека характеризуют его мечты?

6. Мечта в утопии, антиутопии, фантастике. Антиутопия как жанр, в котором описываются последствия воплощения мечты об идеальном мире.

 

Комментарий к направлению

МЕЧТА – это созданный воображением образ чего-либо ценностно-важного и желанного, однако в данный момент недоступного. В психологии мечта часто толкуется как разновидность воображения, обращенная к сфере желаемого отдаленного будущего.

Категория «мечта» тесно связана с категориями «воображение, желание и ценность ». От категории «цель » мечту отличает отрыв от реальности: объектом мечты может быть, в принципе, недоступный предмет желания, недостижимость которого осознается мечтающим и который, в силу этого, не является ориентиром человеческой деятельности.

От таких понятий, как «желание » или «потребность », мечту отличает, во-первых, обязательное участие воображения в создании образа желаемого и, во-вторых, высокая ценность желаемого. Понятие «мечта», как правило, применяется по отношению к наиболее ценным для данного человека или сообщества объектам желания, в силу чего это понятие становится близким к понятию идеала.

Важнейшим характерным свойством мечты является недостижимость желаемого в данный момент, а иногда и вообще. Именно эта особенность делает это слово синонимичным таким словам, как греза, видение, привидение. Недостижимость мечты побуждает широко использовать в рекламе и пропаганде такие выражения, как «реализация мечты», «сбывшаяся мечта » и т.д., которые по своей сути парадоксальны.

Высокая ценность мечты позволяет использовать ее как меру индивидуального или коллективного мировоззрения: по мечте можно судить об индивиде или сообществе, поскольку в мечте воплощаются их жизненные ценности. Это свойство мечты порождает стереотипные представления о мечте, свойственные разным сообществам: «американская мечта» - о быстром материальном преуспевании, «русская мечта» о чуде и т.д. Воплощение стереотипных мечтаний в произведениях литературы приводит к созданию жанра утопии, а также обращенной к будущему научной фантастики.

Отсутствие мечты, неспособность мечтать, как правило, ассоциируется с практицизмом, сильной стороной которого является хорошее, хотя и поверхностное, знание окружающей действительности, а слабой стороной — отсутствие способности ставить долгосрочные цели. Традиционно мечту считают важнейшим фактором мотивации познавательной и творческой активности. В этой связи мечта рассматривается как первая стадия цикла человеческой деятельности, завершающей стадией которого должно стать научное открытие, деловое предприятие и т.д. В то же время мечта может играть роль психологического инструмента бегства от действительности. Таким образом, в зависимости от волевых свойств личности, одна и та же мечта может играть как мобилизующую, так и демобилизующую функцию.

Реальность, с одной стороны, это объективно существующая действительность. Человеку важно различать, что есть реальность, а что - вымышленный мир. Большинство жизненных целей начинают превращаться в ощутимые вещи только благодаря фантазии и мечте человека. Но иногда люди могут потерять связь между материальными объектами и выдуманными. Такое явление называют искаженной или субъективной реальностью. Иногда реальность может оказаться непереносимой для человека, и тогда он ищет выход из существующей ситуации: от борьбы за изменение окружающей действительности в соответствии со своими мечтами и представлениями до ухода от тяжелой действительности в мир иллюзий и фантазий. Способ существования человека в объективной реальности, отношения к ней во многом характеризует личность.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Мечта может восприниматься как образ идеального будущего и идеального «Я». Но при этом необходимо различать грань между мечтой и действительностью, мечта должна согласовываться с реальностью. Это представление о мечте мы встречаем у А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин».

Бытовавшее в ранних стихотворениях идеализированное представление о мечте поэт заменяет на более рациональное. Главный мечтатель в поэме – Татьяна Ларина, любительница светских романов:


Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
<…>
Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман!
Счастливой силою мечтанья
Одушевленные созданья,
Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,
Который нам наводит сон, -
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.


Татьяна Ларина мечтала о настоящей, большой любви. Но героиня видит грань между мечтами и реальностью, что не приводит ее к печальному концу, а позволяет жить дальше, пережив разочарование в своих чувствах.

 

А. Грин — феерия «Алые паруса». Воплотившаяся мечта — основа сюжета А. Грина. Маленькая девочка Ассоль держит в руках игрушку — кораблик с алыми парусами, и он у Грина становится символом сбывшихся надежд, счастья, победы добра над злом. Мир, в котором живет девочка, жесток и мрачен, ее окружают обыватели, а в их жизни нет места мечте. Дети не хотят играть с Ассоль, дразнят ее, взрослые считают деревенской дурочкой, чудачкой, над ней подсмеиваются. И девочка уходит от грубой, серой реальности. Сказочник Эгль предсказывает ей встречу с принцем, плывущим на паруснике с алыми парусами, и она искренне верит в это. В финале капитан Грей, полюбив девушку, дарит ей детскую мечту — парусник с алыми парусами. А потом он скажет замечательные слова: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

М. Горький «На дне». Герои произведения – обитатели городской ночлежки, оказавшиеся на дне жизни по разным причинам. Действующие лица в большинстве своем - сломленные обстоятельствами люди, потерявшие нравственные ориентиры. При этом каждый обитатель «дна» живет мечтой, которая не имеет ничего общего с действительностью. Например, молоденькая Настя грезит о чистой любви, а поддерживать надежду в суровой реальности ей помогает книга «Роковая любовь». Спившийся Актер когда-то давно блистал на сцене, зрители знали его как Сверчкова-Задунайского. Теперь у него осталось лишь прозвище, напоминающее о былой жизни. Его мечта – попасть в лечебницу, а после – снова выйти на подмостки. Васька Пепел мечтает начать новую жизнь вместе с Наташей в далекой Сибири. Но, увы, грезам ночлежников не суждено осуществиться. Любой обитатель ночлежки желает лучшей жизни, но при этом ничего не предпринимает для исправления ситуации. Куда проще слушать утешительные слова странника Луки, вселяющие надежду на реализацию фантазий. Его идеология заключается во фразе: «Во что веришь – то и есть». Но мечта, не подкрепленная действием, губительна.

Понять позицию автора помогает рассказанная Лукой ночлежникам притча о земле праведной: «Знал я одного человека, который в праведную землю верил. Был он – бедный, жил – плохо… и когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай,- духа он не терял, а всё, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! Потерплю! Ещё несколько – подожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю…». Конец этой истории трагичен. Человек, веривший в «праведную землю», погибает, когда узнаёт от одного ссыльного ученого, что такого места на карте нет. Смысл этой истории, по мнению Луки, в том, что человек умер потому, что тот ссыльный учёный вовремя не пожалел ближнего своего. Если б солгал, что есть «праведная земля», человек бы и дальше жил спокойно, а так… Но сам автор считает по-другому.

Горький выступает против утешающих иллюзий. Ведь если ушло заблуждение, то и жизнь, следовательно, вместе с ним. Подтверждение тому – судьба Актера, который повесился, лишившись утешительных историй Луки. Таким образом, даже самые светлые сокровенные мечты при бездействии навсегда обречены остаться таковыми, поскольку жестокая реальность куда сильнее…

Н.В. Гоголь «Мертвые души». Гоголевский Манилов из поэмы "Мертвые души "большой мечтатель". Сущность характера Манилова - совершенная праздность. Лежа на диване, он предается мечтам, бесплодным и фантастическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды. Он предается своему любимому и единственному «делу»: размышлению о «благополучии дружеской жизни», о том, как «хорошо было бы жить с другом на берегу какой-нибудь реки». Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок, а он мечтает о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход. Мечты уносят его все далее и далее от реальной действительности.

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» В повести Карамзина «Бедная Лиза» проблема мечты и реальности поставлена очень остро. Начнём с того, что сам писатель в своих мечтах хотел соединить бедную крестьянку с представителем аристократического общества. Мир мечты и мир реальности сталкиваются в пространстве повести. Эраст грезит идиллической любовью, искренне желая забыть сословные условности. Но реальность разрушает эти намерения. Политические, психологические, финансовые, социальные - какие только обстоятельства не вмешиваются в отношения влюблённых! Даже одного из них хватило бы, чтобы мечты Эраста рассыпались, как карточный домик, столь зыбки и непрочны его нравственные устои. Судьба Лизы была предрешена с самого того момента, когда она поверила, что сказка про Золушку может стать реальностью в её с Эрастом случае. До этого момента она старалась трезво смотреть на ситуацию, но желание стать женой для любимого сделало её уязвимой. Следуя за мечтой, она потеряла голову, и это закончилось трагедией.

Н.В.Гоголь «Невский проспект» В повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» исследуется конфликт мечты и реальности на примере двух героев: Пирогова и Пискарёва. Поручик Пирогов не склонен к мечтаниям, все его желания легко достижимы и выполнимы. В его понятия о мире не входят идеалы и стремление к совершенству. Поэтому неудача в выборе женщины для развлечений не приводит к какому-либо трагическому переживанию: не одна, так другая – ему, в принципе, не важно. Совсем другое дело – Пискарёв. Реальная жизнь пагубна для его тонкой натуры, он хочет жить в идеальном мире, который сам придумал в своих мечтах. На Невском проспекте он встретил девушку, которая показалась ему образцом совершенства и красоты. Когда она оказалась пошлой «уличной бабочкой», Пискарёв не смог этого пережить, так как грубая реальность не для него. Невский проспект – это мираж, обман – «всё не то, чем кажется». А люди в этом обманчивом мире не способны увидеть вещи в истинном свете. Это происходит от того, что одни не могут подняться над своим животным состоянием и существует только в реальности, а другие витают в облаках и не желают опуститься на грешную землю.

И.С.Тургенев «Дворянское гнездо» В основе романа «Дворянское гнездо» И.С.Тургенева лежит история несчастной любви Фёдора Лаврецкого и Лизы Калитиной. Мечта о счастливой совместной жизни разбилась о каприз Варвары Павловны. До встречи с Лизой Лаврецкий был женат на Варваре, женщине глупой, но хваткой. Она видит в муже только денежный мешок и не собирается отказываться от него. Лаврецкий женился на ней совсем молодым, мечтающим об идеале, красивая Варвара казалась ему ангелом. Реальность оказалась настолько жестока, что он разочаровался в женщинах. Встреча с Лизой показалась ему даром судьбы, настолько чиста и благородна оказалась эта девушка. Любовь к ней возродила его к жизни, а её утрата лишила надежды на счастье. Но он принял смиренно это испытание, решив страдать и терпеть, пахать землю и жить своими трудами. А Лиза ушла в монастырь. «Дворянское гнездо» - это символ, в котором заключается мечта о счастье и прекрасной жизни, но эта мечта не может осуществиться, пока в реальной жизни хозяйничают такие люди, как Варвара Павловна.

Л.Н.Толстой «После бала» В рассказе «После бала» Л.Н.Толстой говорит о том, как разрушаются мечты, столкнувшись с жестокой реальностью. Иван Васильевич, рассказчик в произведении, вспоминает о днях своей молодости, когда он был молод и полон счастливых надежд. Он был влюблён и танцевал со своей избранницей на балу у губернатора всю ночь. Один лишь танец он уступил другому – отцу Вареньки, к которому испытывал такое же восторженное чувство любви, как и к его дочери. Весь мир казался влюблённому радостным и счастливым. Пока не наступило утро после бала. Рассказчик никак не мог заснуть и вышел на прогулку, во время которой увидел чудовищное действо – бесчеловечную экзекуцию над беглым татарином, которой руководил отец Вареньки. Так реальность разрушила мечты о счастье – не мог молодой человек жениться на девушке, отец которой способен участвовать в таком чудовищном деле. Добровольный отказ от мечты объясняется тем, что нельзя наслаждаться счастьем, когда в это же время кого-то истязают и мучают.

В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» герой мечтает о своей реализации в профессии. Он хочет внести большой вклад в развитие медицины, хочет помогать людям и нести добро в этот мир. Но Дмитрий попадает в глухую провинцию, где его чистосердечные порывы к свету заглушаются непролазной тьмой мещанства и пошлости. Все окружение молодого врача затягивает его в болото однообразия и скуки. Здесь никто ни к чему не стремится, никто ничего не жаждет. Все идет своим чередом. И Старцев предает мечту, становясь заурядным толстым человеком средних лет. Он грубит и ворчит, обслуживая надоевших пациентов, которых он рассматривает исключительно в качестве источника заработка. Теперь он хочет только посидеть в клубе и поиграть в азартные игры. На его примере мы понимаем, что измена своим идеалам и мечтам сулит полную духовную деградацию.

Не всем мечтам суждено сбыться, и это норма жизни. Данный тезис доказывает А. П. Чехов в книге «Ионыч». Катерина мечтает стать виртуозной пианисткой, но может ли она это сделать? Едва ли. Не всем людям дан истинный талант. Но героиня не понимает этого, хвастаясь своим умением барабанить по клавишам. Она даже отвергает предложение Дмитрия, уезжает из отчего дома и проводит несколько лет в столице, пытаясь выучиться на пианистку. И что же в итоге? Молодость увядает, красота блекнет, а мечта превращается в больные уколы честолюбия. Девушка возвращается домой ни с чем, смутно осознавая собственную бездарность. А стоило ли отвергать молодого человека? Нет. Но прошлого не вернуть, и Катерина тщетно пытается напомнить Дмитрию прежние чувства. Таким образом, не все мечты человеку дано реализовать, и он должен принять этот факт мужественно и спокойно, направив свои усилия в другое, более подходящее русло.

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» главная героиня мечтает о счастливой и свободной жизни. Но замужество не оправдало ее надежд: муж оказался под железной пятой матери, которая отправляла упреками каждый день существования молодой семьи. Если сын еще мог сбежать на время в трактир или по делам, то его супруга принимала на себя всю тяжесть взаимоотношений со свекровью. Реальность жестоко обманула ожидания возвышенной и романтичной девушки. Она-то думала, что все семьи, подобно ее родителям, живут в гармонии и понимании. Но ее мечте о любви не суждено сбыться даже за пределами дома Кабанихи. Борис стал очередным разочарованием. Его любовь не простиралась дальше запрета дядюшки. В результате от столкновения реальности с миром грез героиня теряет силы жить и убивает себя. Таким образом, конфликт действительности и мечты может привести к трагедии.

Мечты сбываются, но не сами собой. Для этого нужно что-то сделать. Но нередко люди не понимают простых истин, и А. Н. Островский описал такой пример в драме «Гроза». Тихон любит жену и мечтает жить с ней в гармонии семейного очага, но мать героя постоянно донимает молодых своим вечным желанием все контролировать. Казалось бы, исправить эту проблему можно, но Тихон – безвольный и апатичный человек, которому любое дело кажется непосильным бременем. Матери он боится, хотя уже стал взрослым мужчиной. В результате, он тянет лямку трудной жизни, не пытаясь воплотить свои желания. Этого было достаточно, чтобы довести несчастную Катерину до самоубийства. В финале герой оплакивает жену и укоряет мать за крушение всех своих надежд. Но виноват только он один.

В романе И. А. Гончарова «Обломов» герой всю жизнь увязает в фантазиях, прячась от реальности в теплом халате на любимом диване. Он практически не выходит из дома, зато часто думает о том, что выйдет и что-то сделает. На все требования действительности (воровство в Обломовке, необходимость покинуть квартиру и т.д.) Илья Ильич лишь отмахивается, пытаясь любой ценой перекинуть заботы о делах на кого-то другого. Поэтому Обломова всегда окружают мошенники, которым выгоден непрекращающийся побег друга из реальности, где они беззастенчиво обирают его. Мечтательность Ильи Ильича заводит его в тупик. Проживая дни в иллюзиях, он разучился что-либо делать, поэтому он теряет возлюбленную Ольгу, проматывает остатки наследства и оставляет сына сиротой без состояния. Обломов умирает в цвете лет от своего образа жизни, хотя нет, от своего образа мыслей, ведь именно он доводит мужчину до полной физической и духовной деградации. Таким образом, избыточная мечтательность грозит человеку непоправимыми и тяжелыми последствиями.

Наши мечты далеко не всегда ведут нас по правильному пути. Иногда они запутывают нас в глубине лабиринтов, откуда сложно выбраться назад. Поэтому необходимо вовремя отличить свои истинные желания от ложных и навязанных представлений о том, чего мы хотим. В романе И. А. Гончарова «Обломов» как раз такой пример. Ольга Ильинская возомнила себя спасительницей Ильи Ильича и стала упорно переделывать его. Она не жалела его привычек, не считалась с его мнением, да и не любила его такого, каким он был в реальной жизни. Она видела перед собой лишь иллюзию, которую мечтала сделать. Поэтому их отношения и не сложились, а сама героиня попала в глупое положение. Она, молодая и красивая, едва ли не сама делала предложение ленивому толстяку, который всячески избегал таких разговоров. Тогда женщина осознала, что жила в иллюзиях и выдумала себе любовь. Ольга, к счастью, нашла более подходящего мужа и распрощалась с фальшивыми желаниями, которые могли бы сделать ее несчастной, если бы исполнились. Таким образом, далеко не все мечты ведут нас к счастливому будущему.

Ф. М. Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» описал очень опасного мечтателя, которому следовало бы остерегаться своих желаний. Родион Раскольников стремился восстановить социальную справедливость и раздать излишки богатых людей беднякам. Для этого он выбрал первую жертву – ростовщицу Алёну Ивановну. Эта старуха окутывала долговыми сетями десятки честных, но нищих семей. Герой убивает ее, а заодно и лишает жизни ее сестрицу, которая оказалась свидетельницей расправы. Но исполнение его мечты оборачивается крахом всех радужных надежд. Украденные деньги никому не помогли, а лишь погубили душевный покой убийцы и вора. Таким образом, некоторых желаний действительно стоит бояться, так как в реальности они способны воплотиться лишь уродством и греховностью.

Реальность порой не способна осквернить мечту, как доказывает нам автор книги «Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский. Соня Мармеладова мечтала Родиона направить на праведный путь искупления греха. Поэтому девушка идет на нравственный подвиг: она отправляется на каторгу вслед за любимым. Суровые реалии тюремного быта не сломили возвышенную душу. Героиня приноровилась к жестоким порядкам и поддерживала многих арестантов своей заботой. Все ее полюбили. Даже холодное сердце гордого Родиона растаяло. В итоге желание Сони сбылось: ее избранник отрекся от бесчеловечных теорий. Таким образом, даже самая несбыточная, казалось бы, мечта может прорваться в явь и не оскверниться ею, если человек пламенно верит в то, что делает.

В произведении "Война и мир" Л.Н. Толстой изображает разные виды мечты:

1. Волшебную мечту о чудесном. Именно такова мечта Наташи Ростовой – научиться летать. Наташа представляет собой образ свободного от стереотипов и общественного мнения человека. Она вольна мечтать, в том числе и о том, чему никогда не суждено будет сбыться.

2. Мечту приземленную. Так, княжна Марья мечтает о женском счастье: любящем муже, крепкой семье: "В мысли о браке княжна Марья мечтала и о семейном счастье, о детях, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная".

3. Мечта возвышенная, мечта о служении. О подвиге и славе мечтает Андрей Болконский. Пожалуй, определяющей чертой князя Андрея является сознательность во всех своих стремлениях. Он всегда хотел принять «деятельное участие в жизни». В душе он грезил славой Наполеона. Болконский искренне мечтал о подвиге, который бы заметили и оценили другие люди. Своим кумиром он считал Наполеона, которому в свое время принес славу Тулон. Князь Андрей искал одобрения и признания. При Аустерлице Болконский понимает, что может получить все или ничего. Князь Андрей мечтает совершить подвиг. Перед ним открывается уникальный шанс. Герой уже представляет себе, как бежит со знаменем и спасает все войско. Наступает день сражения. Мечта становится реальностью. Андрей Болконский видит беспорядок, панику в войсках. Он берет знамя и ведет за собой армию. Но его неожиданное ранение прерывает честолюбивые замыслы. Перед князем во всем своем величии предстает вечное, бескрайнее небо. В сравнении с ним земные баталии кажутся бессмысленными, ничтожными. Герой ощутил необъятность мироздания в сравнении с личными интересами. В душе князя Андрея наступает духовный перелом. Он возвращается в Лысые Горы другим человеком. Князь Андрей хочет изменить жизнь страны, участвует в реформах Сперанского. Мечты его всегда деятельны, созидательны, направляемые желанием служить людям.

4.Быть полезным, найти свое предназначение мечтает и Пьер Безухов. Со временем мечты героев трансформируются, «взрослеют» вместе с ними, но неизменным остается одно - возвышенность желаний.

Цитаты и высказывания

· Единственная реальность – Жизнь! Ричард Бах

· Блажен живущий иногда в будущем; блажен живущий в мечтании. — Александр Николаевич Радищев

· Реальность, словно мощная пощечина... Дэниел Киз.

· Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты. — Элеонора Рузвельт

· В горе, в несчастии утешают себя мечтами. (Александр Гумбольдт)

· В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого. (Лев Николаевич Толстой)

· Действительность — это иллюзия, хотя и очень стойкая. Альберт Эйнштейн

· Реальность подобна погоде – никто не может ее изменить, кроме нее самой. Фэн Цзицай.

· И мне снилось, будто то, что я считал действительностью, есть сон, а сон есть действительность. Антон Павлович Чехов.

· Все мы мечтаем о каком-то волшебном саде роз, который находится за горизонтом, вместо того, чтобы наслаждаться розами, которые цветут прямо за нашим окном. (Дейл Карнеги)

· Мечты выгодно отличаются от реальности роскошью невоплощения. Г. Е. Малкин.

· Всё, что человек способен представить в воображении, другие сумеют претворить в жизнь. (Жюль Верн)

· Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям. (Виктор Гюго)

· Мечтай по-крупному, мелкие мечты не зажигают сердца. Иоганн Вольфганг фон Гёте

· Сами собой мечты явью не станут. Пауло Коэльо

· Обидно, когда твои мечты сбываются у других! Михаил Жванецкий

· Вечен только мир мечты. Валерий Брюсов

· Мечты составляют половину реальности. Жозеф Жубер


https://www.ctege.info/napravlenie-mechta-i-realnost/kak-raskryit-temu-mechta-i-realnost.html
https://www.mobiw.ru/mechta.html

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/106774

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВЫДЕЛЕНО то, что ЧИТАЛИ и надо обязательно вспомнить!!!

 

Крыжовник. Ионыч. А.П.Чехов

Мертвые души» Н.В. Гоголь

«Вишневый сад» А.П. Чехов

«Шинель» Н.В. Гоголь

«Обломов» И.А. Гончаров

«Старуха Изергиль» М. Горький

«Гранатовый браслет» А.И. Куприн

«Мцыри» М.Ю. Лермонтов

«Алые паруса» А. Грин

«Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери

«Аэлита» А.Н. Толстой

«Белые ночи» Ф.М. Достоевский

«Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин

«Гроза» А.Н. Островский

«Золотой теленок» И.А. Ильф и Е.П. Петров

«Зеленая лампа» А. Грин

«Повесть о настоящем человеке» Б. Полевой

«Два капитана» В.А. Каверин

«Мартин Иден» Дж. Лондон

«О дивный новый мир» О.Хаксли

«1984» Дж. Оруэлл

«Дети капитана Гранта» Ж. Верн

«Дон Кихот» М. Де Сервантес

«Великий Гэтсби» Ф.С. Фицджеральд

«Джейн Эйр» Ш. Бронте

«Портрет Дориана Грея» О. Уайльд

«Двухсотлетний человек» А. Азимов

«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Бах

«Замок из стекла» Дж. Уоллс

«Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Ф. Дик

«Дорога перемен» Р. Йейтс

«35 кило надежды» А. Гавальда

«Мечтатель» Иэн Макьюен

«Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери

«Я умею прыгать через лужи» А. Маршалл

«Франкенштейн, или современный Прометей» М. Шелли

«Атлант расправил плечи» А. Рэнд

«Мост в Терабитию» К. Патерсон

«Замок» Ф. Кафка

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

Почему важно мечтать?

Куда приводят мечты?

В чем разница между мечтой и фантазией?

Согласны ли Вы со словами К.Г. Паустовского: «Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего»?

Как зарождается мечта?

Согласны ли Вы со словами Д. Митчелла: «Намного легче похоронить действительность, чем избавиться от грёз».

Что происходит при столкновении мечты с реальностью?

Как мечта влияет на человека?

Можно ли судить о человеке по его мечте?

Может ли реальность разрушить мечту?

Как вы понимаете слова С.Т. Конёнкова: «Мечта всегда крылата — она обгоняет время»?

Какие мечты можно назвать «недостижимыми»?

Что означает словосочетание «великая мечта»?

Согласны ли Вы со словами С. Лукьяненко: «Может, это и к лучшему, что мы так быстро забываем детские мечты. Иначе не все нашли бы в себе силы жить»?

Чем отличается великая мечта от мелкой?

В чем разница между мечтой и целью?

Согласны ли вы с утверждением Гюго: «Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям»?

Как связаны понятия «мечта» и «желание»?

Какова роль мечты в жизни человека?

Образ мечтателя в русской литературе?

Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина: «Мечтам и годам нет возврата».

Всегда ли мечта становится реальностью?

Что означает словосочетание «витать в облаках»?

Мечтают ли реалисты?

Какого человека можно назвать «мечтателем»?

Может ли реальность порождать мечту?

Может ли мечта одного человека изменить реальность многих?

Как мечты меняют мир науки, искусства?

Обязательно ли каждому человеку иметь мечту?

Для чего нужны мечты?

Что значит словосочетание «недостижимый идеал»?

О чем мечтают герои русской литературы?

Образ мечтателя в творчестве Достоевского.

Столкновение мечты и действительности в пьесе Горького «На дне»?

Согласны ли Вы со словами Бальзака: «Истинный ученый — это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком»?

Почему людей привлекает «виртуальная реальность»?

В чем разница между мечтателями и реалистами?

Кого можно назвать обывателем?

Как вы понимаете устойчивое словосочетание «голубая мечта»?

Стоит ли человеку мечтать о неосуществимом?

Что значит «жить в мире грез»?

Как Вы думаете, почему, по мнению Джерома «величайшим гениям человечества никогда не удавалось воплотить в действительность свои идеалы»?

Чем опасен отрыв от реальности?

Как наличие/отсутствие мечты влияет на человека?

Мечта как ориентир человеческой деятельности.

Как мечты ребенка отличаются от мечты взрослого?

Согласны ли Вы с Писаревым в том, что «гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь»?

Как меняются ли мечты с возрастом?

Почему понятие мечты чаще всего связывают с детством?

Почему для многих взрослых слово «мечтательность» обладает негативным оттенком?

Чем слово «хочу» отличается от «мечтаю»?

Может ли осуществление мечты принести разочарование?

Может ли целеустремленный человек мечтать?

Почему часто говорят: «бойся своих желаний»?

Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?

Всегда ли человек готов к осуществлению своей мечты?

Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»?

Влияют ли детские мечты на выбор профессии?

Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о великом?

Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?

Согласны ли Вы с высказыванием В.Я. Брюсова: «Вечен только мир мечты»

Как вы понимаете слова Торо: «Мечты - это краеугольные камни нашего характера»

Как вы понимаете слова Бисмарка: «Берегитесь всегда строить воздушные замки, потому что хотя эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушаются»?

 

Согласны ли Вы, что «будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты»?

Согласны ли Вы с высказыванием А. Гумбольдта: «В горе, в несчастии утешают себя мечтами»?

Возможна ли гармония между мечтой и реальностью

Раскройте содержание высказывания: «Воздушные замки рушатся от взгляда в упор».

Согласны ли Вы с высказыванием: «Реальность подобна погоде – никто не может ее изменить, кроме нее самой».

Что происходит с человеком, разучившимся мечтать?

Раскройте содержание высказывания: «Все мы мечтаем о каком-то волшебном саде роз, который находится за горизонтом, вместо того, чтобы наслаждаться розами, которые цветут прямо за нашим окном».

Согласны ли Вы со словами: «Мечты выгодно отличаются от реальности роскошью невоплощения»?

Согласны ли Вы с утверждением Ж. Верна: «Всё, что человек способен представить в воображении, другие сумеют претворить в жизнь»

Согласны ли Вы, что все мечты «рассыпаются в прах, соприкоснувшись с действительностью»?

Можно ли пойти на компромисс, когда дело касается твоей мечты?

В чем причины того, что не все мечты осуществляются?

Кто такие «маниловы»?

Как Вы понимаете слова: «Мечты слабых — бегство от действительности, мечты сильных — формируют действительность»?

Раскройте смысл высказывания Б.Шоу: «Есть две трагедии в жизни человека: одна — когда его мечта не осуществляется, другая — когда она уже осуществилась».

Нужно ли трудиться для осуществления своей мечты?

Согласны ли Вы с К. Льюисом: «Во всяком человеческом деле есть переход от мечтаний к действительности»?

Можно ли утверждать, что «легче всего осуществимы те мечты, в которых не сомневаются»?

Как вы понимаете высказывание: «Лучше воевать за исполнение своей мечты и в войне этой проиграть несколько сражений, чем быть разгромленным и при этом даже не знать, за что же ты сражался»?

В чем разница между «мечтателем» и тем, кто «витает в облаках»?

Согласны ли Вы с утверждением Моэма: «Мечты — не уход от действительности, а средство приблизиться к ней»?

Согласны ли Вы с тем, что «мечты, которые сбываются, — не мечты, а планы».

Согласны ли Вы с тем, что «опасно не отличать ту действительность, в которой мы живем, от той, в которой мыслим»?

Согласны ли Вы с тем, что стоит бояться не мечты, а тех, кто не мечтает?

Как Вы понимаете слова В.Гюго: «Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра — плоть и кровь»?

Раскройте смысл высказывания: «Рыбе, живущей в аквариуме, снится океан».

Часть нас вырастает, но так и не перестает верить в прекрасные сказки, независимо от того, насколько жестока и мрачна действительность. Поразмышляйте над этим словами.

Согласны ли Вы с утверждением: «Только у людей действия больше иллюзий, чем у мечтателей. Они не представляют себе, ни почему они что-то делают, ни что из этого выйдет»

Согласны ли Вы, что действительность порой «творит настоящие чудеса» (В. Гюго)

Как Вы понимаете смысл высказывания Э. Хайне: «Человек должен мечтать, иначе он утратит разум»?

Может ли разбитая мечта сделать человека несчастным?

Согласны ли Вы с Писаревым в том, что «шутить с мечтой» опасны?

Что значит «принести мечту в жертву» чему-либо?

Может ли человек разучиться мечтать?

Как Вы понимаете высказывание А. де Сент-Экзюпери: «Если путник, взбираясь на гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути».

Верно ли утверждение, что «мечты сближают людей»?

Каких людей называют «донкихотами»?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: