Мухаммад бин Саррар аль-Йами
الأربعون حديثا التربوية
СОРОК ХАДИСОВ, ПОЛЕЗНЫХ
ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
Пер.: Владимир (Абдалла) Нирша
Номера хадисов и слова мухаддисов о степени достоверности хадисов: Фарук Абу Хамид
Мухаммад бин Саррар аль-Йами
СОРОК ХАДИСОВ, ПОЛЕЗНЫХ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, оказывающему покровительство праведным и указывающему богобоязненным путь к утолению жажды из источника господина посланников. Благословение и мир величайшему из воспитателей, имаму благочестивых и примеру для всех людей, который является для нас пророком, возлюбленным и образцом, правдивому и достойному доверия Мухаммаду бин ‘Абдуллаху. Мы свидетельствуем, что он довёл до людей своё послание, дал наставление своей общине и отдавал все силы ради Аллаха до самой своей смерти.
А затем, откровения, ниспосылавшиеся Господом, являются неиссякаемым источником, неувядаемым садом и негасимым светом. Эти откровения зафиксированы в Коране и сунне, которые служат источником знаний для каждого мусульманина и мусульманки. Коран и сунна являются основой основ, на которой зиждится всё здание в целом.
Сведение воедино предлагаемых вниманию читателя сорока хадисов есть не что иное, как попытка возвращения мусульманской общины к источнику её славы, которым было откровение Господа, воспринятое лучшим из людей, благословения и мир ему. Давайте же покажем всем, кто громко кричит о плохом, то есть современном воспитании, что все наши принципы и всё то, что мы считаем основой своих методов, воспринято нами от Того, Кто нас создал, ведь Он лучше всех знает о том, что для нас подходит.
Прошу Всемогущего и Великого Аллаха, чтобы в тот День, «когда не принесёт пользы ни богатство, ни сыновья, а (преуспеет) лишь тот, кто явится к Аллаху со здравым сердцем» [1], Он положил эти сорок хадисов на Весы праведных дел, плоды которых вечны. И я прошу Всевышнего направить к этим хадисам людей, которые обладают знанием и являются специалистами по вопросам воспитания, чтобы эти люди снабдили их комментариями, разъяснили их смысл и неясные места и разработали основы методологии воспитания в свете указаний пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
Мухаммад бин Саррар аль-Йами
***
1 – Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести), и (поэтому) переселявшийся [2] ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться [3], переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся [4] ”» (Аль-Бухари 1; Муслим 1907)[5].
2 – Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за свою паству, слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству; (итак,) каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству”» (Аль-Бухари 893; Муслим 1829).
3 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Каждый младенец рождается не иначе как в своём естественном состоянии /фитра/ [6], а (уже потом) его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Точно так же и животные появляются на свет целыми (, а не изувеченными): разве найдёшь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?!”»
А потом Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, прочитал (нижеследующий айат): «Обрати же лик свой к религии, будучи верным [7] (и сообразуясь с) естеством (, что дано тебе) Аллахом, Который сотворил людей так, а творение Аллаха не подлежит изменению. Это и есть правильная религия…» [8](аль-Бухари 1358, 1359, 1385).
4 – Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
- (Однажды) я спросил: «О посланник Аллаха, какой грех является величайшим?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Приравнивание к Аллаху кого бы то ни было, в то время как Он создал тебя». Я спросил: «А после этого?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Убиение собственного ребёнка из страха перед тем, что он будет есть вместе с тобой». Я спросил: «А после этого?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Совершение прелюбодеяния с женой твоего соседа» (аль-Бухари 4477, Муслим 86).
5 – Сообщается, что Раби’а бин Шайбан сказал:
- Я спросил аль-Хасана бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими: «Что ты запомнил из слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?» Он сказал: «Из (слов) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я запомнил (следующее): “Оставь внушающее тебе сомнение (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь, поистине, правда - это спокойствие, а ложь - сомнение”» (Ат-Тирмизи 2518). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 3377.
6 – Сообщается, что Абу Мас’уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды какой-то человек сказал: “О посланник Аллаха, иногда я не прихожу на молитву [9] вовремя, потому что такой-то (имам) проводит её с нами слишком долго”».
(Абу Мас’уд, да будет доволен им Аллах,) сказал: «И я никогда не видел, чтобы, увещевая людей, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, гневался сильнее, чем в тот день. Он сказал: “О люди! Поистине, (некоторые из вас) отталкивают (других от молитвы)! Пусть же тот, кто проводит её с людьми, облегчает [10], ведь среди них (могут) оказаться старые, слабые и те (, у кого есть неотложные дела)!”» (Аль-Бухари 90; Муслим 466).
7 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«После того как человек умирает, (все) его дела прекращаются [11], за исключением трёх: непрерывной милостыни [12], знания, которым смогут пользоваться (другие люди) [13], или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Муслим 1631).
8 – Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда у меня родился сын, я принёс его к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, который назвал его Ибрахимом, сделал ему тахник [14] из одного финика, призвал на него благословение и отдал его мне» (Аль-Бухари 5467; Муслим 2145).
9 – Сообщается, что ар-Рубаййи’ бинт Му’аввиз, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:
«Утром в день ‘ашуры [15] пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, отправил (глашатая, чтобы возвестить) в селениях ансаров (следующее): “Пусть поевший утром (этого дня) уже не ест до конца его, а соблюдающий пост с самого утра пусть доведёт его до конца”».
(Ар-Рубаййи’) сказала: «С тех пор мы соблюдали пост (в этот день) сами и заставляли поститься наших детей. И мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, (требуя) еды, мы давали ему (такую игрушку и он играл ею), пока не наступало время разговения» (Аль-Бухари 1960; Муслим 1136).
10 – Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да благословит его Аллах и да приветствует, что как-то раз пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, встретивший в ар-Раухе караван, спросил: «Что вы за люди?» Они ответили: «Мусульмане», и (в свою очередь) спросили: «А кто ты?» Он сказал: «Посланник Аллаха», и тогда одна женщина подняла (к нему своего) ребёнка и спросила: «Может ли он совершить хаджж?» [16] - (на что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Да, [17] а награда (за это достанется) тебе» (Муслим 1336; Малик 943; Абу Дауд 1736; ан-Наса’и 5/120-121).
11 – Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вменял в обязанность раздавать в день разговения садаку в размере одного са’ [18] фиников или ячменя рабу и свободному человеку, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом людей на (праздничную) молитву» (Аль-Бухари 1503; Муслим 986; Малик 625; Абу Дауд 1610; ан-Наса’и 5/48).
12 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поцеловал аль-Хасана бин ‘Али [19], да будет доволен Аллах ими обоими, в то время, когда у него находился аль-Акра‘ бин Хабис, и аль-Акра‘ cказал: “Поистине, у меня есть десять детей, но я (ни разу) не поцеловал никого из них”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, посмотрел на него и сказал: “Не помилуют того, кто сам не проявляет милосердия (по отношению к другим)!”» (Аль-Бухари 5997; Муслим 2318).
13 – Передают со слов Сахля бин Са’да ас-Са’иди, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «В раю мы с опекающим сироту будем (столь же близки друг к другу)», и (, сказав это,) он сделал знак указательным и средним пальцами, немного отведя их друг от друга (Аль-Бухари 5304).
14 – Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, и своих детей, и всех людей вообще» (Аль-Бухари 14; Муслим 44; ан-Наса’и 8/114).
15 – Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Аллах введёт в рай того, у кого будет дочь, которую он не похоронит заживо новорожденной [20], не станет унижать и не будет отдавать сыновьям предпочтение перед ней» (Абу Дауд 5146).
____________________________________________
В иснаде этого хадиса присутствует передатчик по имени Ибн Худайр, который был неизвестен знатокам хадисов.
Хафиз аль-Мунзири сказал: «В его иснаде присутствует Ибн Худайр, который является неизвестным». См. «ат-Таргъиб» 3/111.
Относительно этого передатчика имам аз-Захаби также сказал: «Неизвестный». См. «Тахридж Мишкатуль-масабих» 4/429.
По этой причине шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым. См. «Да’иф Аби Дауд» 1104, «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» 5807.
Также признал этот хадис слабым шейх Шу’айб аль-Арнаут. См. «Тахкъикъ аль-Муснад» 1957.
16 – Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды), когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, зашёл в отхожее место, он принёс ему воду для омовения. (Потом пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросил: «Кто поставил (здесь) это?» Ему сообщили, (что это сделал я,) и тогда он сказал: «О Аллах, наставь его в религии!» (Аль-Бухари 143).
17 – Сообщается, что (однажды) Абу Са’ид Самура бин Джундуб, да будет доволен им Аллах, сказал:
«При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я был ещё юношей [21] и запоминал его слова, а говорить [22] мне мешает лишь то, что здесь находятся люди, которые старше меня» (Аль-Бухари 1331; Муслим 964).
18 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
– (Однажды) Сулейман бин Дауд, мир им обоим, сказал: «Сегодня ночью я обязательно обойду сто (или: девяносто девять) женщин, и каждая из них родит всадника, который будет сражаться на пути Аллаха!» Его товарищ сказал ему: «Скажи: “Если пожелает Аллах”», однако он не сказал этого, и забеременела из них только одна женщина, которая родила половину человека. Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, скажи он: «Если пожелает Аллах», и все они стали бы всадниками и сражались на пути Аллаха! (Аль-Бухари 2819).
19 – Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды, когда) я сидел верхом позади пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, он сказал: “О мальчик, я научу тебя нескольким словам [23]: храни память об Аллахе [24], и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой [25]. Если (захочешь) попросить (о чём-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья [26] уже подняты, а страницы высохли [27] » (Ат-Тирмизи 2516). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 7957.
В той версии этого хадиса, которую ат-Тирмизи не приводит[28], сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой, стремись узнать Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде, знай, что обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя, а постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, и знай также, что помощь (приходит) после (проявления) терпения, радость - после скорби, а облегчение - после тягот».
20 – Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) один юноша из племени аслам сказал (пророку, да благословит его Аллах и да приветствует):
«О посланник Аллаха, поистине, я хочу принять участие в походе, но у меня нет ничего необходимого для этого». (На это пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал (ему): «Ступай к такому-то, который подготовился (к походу), но заболел». И (юноша) пришёл к этому человеку и сказал ему: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, приветствует тебя и говорит, чтобы ты отдал своё снаряжение мне». Тогда этот человек сказал: «О такая-то, [29] отдай ему всё то, что я приготовил, и ничего из этого не оставляй, клянусь Аллахом, ничего не оставляй, и за это будет нам благословение (Аллаха)!» (Муслим 1894; Абу Дауд 2780).
21 – Сообщается, что аль-Хасан ибн ‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, научил меня словам, которые я произношу во время совершения витра [30]: «О Аллах, выведи меня на правильный путь среди тех, кому Ты указал его, и избавь меня (от всего дурного) в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекаешь, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а относительно Тебя решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержишь, как не познает славы тот, с кем Ты станешь враждовать. О Господь наш, Ты - Благословенный и Всевышний! /Аллахумма,-хди-ни фи-ман хадайта, ва ‘афи-ни фи-ман ‘афайта, ва тавалля-ни фи-ман тавалляйта, ва барик ли фи-ма а‘тайта, ва кы-ни шарра ма кадайта, фа-инна-кя такди ва ля йукда ‘аляй-кя, инна-ху ля йазиллю ман валяйта ва ля йа‘иззу ман ‘адайта! Табаракта, Рабба-на, ва та‘аляйта!/» (Абу Дауд 1425; ат-Тирмизи 464; ан-Наса’и 3/248). Хадис достоверный. См. «Ирвауль-гъалиль» 429.
22 – Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (ему):
«О сынок, ни в коем случае не поворачивайся по сторонам во время молитвы, ибо повороты во время молитвы гибельны, а если уж это будет необходимо, то повернись во время дополнительной, а не обязательной молитвы» (Ат-Тирмизи 589).
_________________________________________________
Этот хадис является слабым.
Ибн аль-Къаййим сказал: «В его иснаде есть два недостатка. Первый – неизвестно, чтобы Са’ид (ибн аль-Мусаййиб) передавал что-либо от Анаса. Второй – в нём присутствует ‘Али ибн Зайд аль-Джуд’ан». См. «Задуль-ма’ад» 1/241.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: «Этот хадис приводится со слов Анаса и по другим путям, но все они являются слабыми. Ат-Табарани привёл похожее сообщение со слов Абу ад-Дарды, как восходящее к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, со слабым иснадом. Ад-Даракъутни сказал: “Его иснад запутанный, недостоверный”». См. «Фатхуль-Бари» 4/405.
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 290, «Тамамуль-минна» 308, «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» 2193.
‘Али ибн Зайд аль-Джуд’ан является слабым передатчиком, о чём сказал хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб». Он ошибался и возводил прерванные хадисы к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, как говорил Шу’ба ибн аль-Хаджадж. Также слабым его называл в «аз-Заваид» (2/166) аль-Бусыйри. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 1/153-154, 9/413.
23 – Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-‘Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Велите детям своим молиться, начиная с семилетнего возраста, и бейте их за это [31], начиная с десяти лет, и укладывайте их спать отдельно”» (Абу Дауд 495). Хадис достоверный. См. «Ирвауль-гъалиль» 1/266, «Мишкатуль-масабих» 572.
24 – Сабит аль-Бунани передал, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Однажды я прислуживал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Увидев, что всё уже сделано, я сказал себе: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спит [32] », и вышел к детям [33], которые играли (на улице). Я подошёл к ним и стал смотреть на их игру, а потом к игравшим детям подошёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который приветствовал их. После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, подозвал меня к себе, отправил с одним поручением, и я ушёл, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сидел в тени, пока я не вернулся. Из-за этого я позже обычного вернулся к матери, которая спросила: «Что задержало тебя?» Я ответил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, послал меня выполнить одно поручение». Она спросила: «Какое?» Я ответил: «Это – тайна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует». Она сказала: «Тогда храни тайну посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!»
Сабит сказал: «Анас сказал мне: “Если бы я рассказал об этом хоть кому-нибудь из людей, то рассказал бы об этом и тебе, о Сабит”» (Аль-Бухари 6289; Муслим 2482; Ахмад 3/227).
25 – Сообщается, что Бинт аль-Харис бин ан-Ну’ман, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Я запомнила суру “Каф” не иначе как со слов самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который читал её во время каждой пятничной молитвы» (Муслим 873; Ибн Хузайма 1687).
26 – Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда один отрок из числа иудеев, прислуживавший пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, заболел, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл навестить его. Он сел у его изголовья и сказал ему: “Прими ислам”. Тот посмотрел на своего отца, находившегося рядом, а он сказал ему: “Повинуйся Абу-ль-Касиму!” - да благословит его Аллах и да приветствует, и он принял ислам. А после этого пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вышел (оттуда), говоря: “Хвала Аллаху, Который спас его от огня!”» (Аль-Бухари 1356).
27 – Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отличался наилучшим нравом из всех людей. У меня был маленький брат по имени Абу ‘Умайр, которого только недавно отняли от груди, и когда (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) приходил к нам, он спрашивал: “О Абу ‘Умайр, что делает птичка?” – так как мой брат играл с этой птичкой. Бывало так, что (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) находился у нас, когда наступало время молитвы, и тогда по его велению коврик, на котором он сидел, подметали и вытряхивали, потом он становился на него, а мы становились за ним, и он совершал с нами молитву» (Аль-Бухари 6203; Муслим 2150; ат-Тирмизи 1989; Абу Дауд 4969).
28 – Передают со слов Са’ида бин аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Ни один отец не делал сыну подарка, который был бы лучше хорошего воспитания» (Ат-Тирмизи 1952).
_______________________________________________
Шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым. См. «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» 5227, «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1230.
Шейх аль-Албани сказал:
– Этот хадис охарактеризовал как слабый своими словами ат-Тирмизи: «Этот хадис редкий/гъариб/, и мы знаем... Этот хадис по моему мнению является отосланным/мурсаль/». Приведя этот хадис, аль-Бухари сказал: «Отосланный/мурсаль/, и недостоверно, что его дед слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Что касается аль-Хакима, то он сказал: «Иснад достоверный», но это отверг аз-Захаби своими словами: «Я (аз-Захаби) говорю: Нет! Отосланный, слабый! В его иснаде присутствует ‘Амир ибн Салих аль-Хаззаз, который является очень слабым».
Аль-‘Укъайли сказал: «Хадис ‘Амира ибн Салиха ибн Рустум не подкрепляется надёжными передатчиками, и он известен только по этому хадису. Я видел в книге Мухаммада ибн Варата... что ‘Амир ибн Абу ‘Амир аль-Хаззаз сказал: “Я записал от него хадис Аййюба ибн Муса со слов его отца и деда... (Я говорю: И он упомянул этот хадис), и когда однажды мы находились у него, он сказал:
– Рассказал нам ‘Атаъ ибн Абу Рабах (или: Я слышал, как ‘Ату ибн Абу Рабаха) спросили о том-то и о том-то. Я спросил:
– А в каком году это было?
Он ответил:
– В двадцать четвёртом. Мы сказали:
– Но ведь ‘Атаъ скончался до двадцатых годов!»
Я (аль-Албани) говорю:
– Исходя из вышесказанного, у этого хадиса есть два недостатка:
Первый – слабость ‘Амира ибн Салиха аль-Хаззаз. В «ат-Такъриб» сказано: «Правдивый, с плохой памятью. Относительно него Ибн Хиббан проявил чрезмерность сказав: “Выдумывал хадисы”».
Второй – отосланность. Разъяснением этого служит то, что он приводится в версии Аййюба ибн Муса, передавшего со слов своего отца и деда, как восходящий к пророку. Дед же Аййюба – это ‘Амр ибн Са’ид ибн аль-‘Ас, как об этом было сказано ранее в речи ат-Тирмизи. ‘Амр же этот – последователь сподвижников/табии’й/. Хафиз (Ибн Хаджар) сказал: «Ошибается тот, кто утверждает, что он был сподвижником, но пророка, да благословит его Аллах и приветствует, видел только его отец, а ‘Амр преступил против самого себя».
Он имеет в виду, он выступил против ‘Абдуль-Малика ибн Марвана оспаривая с ним халифат, но ‘Абдуль-Малик прибегнул к хитрости и убил его.
Я (аль-Албани) говорю:
– У этого хадиса есть третий недостаток, а это – неизвестность Мусы ибн ‘Амра ибн Са’ид ибн аль-‘Ас. Аз-Захаби сказал: «От него не рассказывал хадисы никто, кроме его сына Аййюба ибн Муса».
Хафиз (Ибн Хаджар) в «ат-Такъриб» сказал: «Неизвестен!»
Я (аль-Албани) говорю:
– Этот же хадис передаётся от Ибн ‘Умара и Абу Хурайры с двумя слабыми иснадами. Что касается хадиса Ибн ‘Умара, то его передаёт Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн Хафс аль-Ансари:
– Рассказал нам Мухаммад ибн Муса ас-Са’ди от ‘Амра ибн Динара, передавшего от Салима, передавшего его со слов своего отца (Ибн ‘Умара). Его приводит ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (13234) и Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» (2/362), который сказал: «Он (хадис) с этим иснадом отвергаемый/мункар/. Хадисы Мухаммада ибн Муса – отвергаемые, и он не такой известный, и я не видел, чтобы кто-то передавал от него (хадисы), кроме Мухаммада ибн ‘Абдуллах ибн Хафс аль-Ансари».
Я (аль-Албани) говорю:
– ‘Амр ибн Динар – это не мекканец, заслуживающий доверия, а одноглазый басриец Къахраман из семейства аз-Зубайра, который также является слабым.
Что касается хадиса Абу Хурайры, то его передаёт Махди ибн Хилял:
– Рассказал нам Хишам ибн Хассан от Мухаммада ибн Сирина, передавшего от Абу Хурайры, как (хадис) восходящий к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Его приводит аль-‘Укъайли (425), который сказал: «Из хадиса Хишама ибн Хассана он является недостоверным. Он известен из версии ‘Амира ибн Абу ‘Амир аль-Хаззаза, передавшего от Аййюба ибн Муса, передавшего со слов своего отца и деда, но в нём также есть проблемы».
Я (аль-Албани) говорю:
– Этого Махди называли лжецом Яхйа ибн Са’ид и Ибн Ма’ин». См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 3/249.
Также слабым этот хадис назвали имам аль-Байхакъи, хафиз аль-Миззи, хафиз аль-Хайсами, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Мубаракфури. См. «Сунан аль-Кубра» 3/84, «Тахзиб аль-Камаль» 7/237, 9/259, «Маджма’у-з-заваид» 8/162, «Тахзиб ат-Тахзиб» 4/49, «Тухфатуль-ахвази» 5/365.
ВаЛлаху а’лям!
29 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Поистине ангелы будут проклинать того, кто направит на своего брата какой-нибудь железный (предмет), пока он не положит его, даже если (этот человек) будет его родным братом!» (Муслим 2616).
30 – Сподвижник пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, ‘Абдуллах бин Буср, да будет доволен им Аллах, передал, что, когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, подходил к дверям, желая попросить разрешения войти, то становился справа или слева, а не прямо напротив дверей, и если получал разрешение, то входил, в противном же случае удалялся (Ахмад 4/189; Абу Дауд 5186). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 4638, «Тахридж Мишкатуль-масабих» 4597.
31 – Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен им Аллах, сказал:
– В детстве я находился на попечении посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.[34] Обычно я протягивал руку к (разным концам общего) блюда, но (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!” - и с тех пор я ем только так» (Аль-Бухари 5376; Муслим 2022; Малик 1670; Абу Дауд 3777; ат-Тирмизи 1857).
32 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«За тем, кто скажет ребёнку: “Иди сюда, я дам тебе что-то”, и не даст, будет записано, что он солгал» (Имам Ахмад 3/447). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1319, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 748.
33 – Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: «О сынок! Если сможешь встречать (каждое) утро и (каждый) вечер, не желая сердцем своим обманывать никого, так и делай», а потом он сказал: «О сынок! Это – часть моей сунны; тот, кто оживит мою сунну [35], оживит меня, а тот, кто оживит меня, будет со мной в раю» (Ат-Тирмизи 2678).
________________________________________________
Шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым. См. «Да’иф ат-Тирмизи» 2678, «Мишкатуль-масабих» 175.
В его иснаде присутствует передатчик по имени ‘Али ибн Зайд ибн Джуд’ан, который является слабым. См. «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 2/245.
34 – Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я служил пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, десять лет, и он (ни разу) не сказал мне: “Уф!” - и (ни разу) не (сказал мне): “Почему ты сделал это?” - или: “Почему ты этого не сделал?”» (Аль-Бухари 6038; Муслим 2309; Абу Дауд 4774; Ахмад 3/195).
В версии Муслима (2310) к этому добавлено следующее:
– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отличался наилучшим нравом из всех людей. Однажды он послал меня по какому-то делу, я же сказал: «Клянусь Аллахом, не пойду!» - хотя я собирался пойти и выполнить поручение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Я вышел из дома, а когда проходил мимо игравших на рынке детей, оказалось, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стоит позади меня, и, взглянув на него, я увидел, что он улыбается. Он спросил меня: «О Унайс, так ты всё же пошёл, куда я тебе велел?» Я сказал: «Да, я иду, о посланник Аллаха».
Анас сказал:
– Клянусь Аллахом, я служил ему девять лет, и он (ни разу) не (сказал мне): «Почему ты сделал так-то и так-то?» - когда я делал что-то, или: «Так ты не сделал этого?» - когда я не делал чего-то.
В версии Ахмада (3/231) к этому добавлено следующее:
Анас сказал:
«Я служил пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, десять лет, и он ни разу не упрекнул меня, когда я медлил с чем-либо или не выполнял чего-либо, если же меня начинал упрекать кто-либо из членов его семьи, он всегда говорил: “Ocтавьте его, ибо если что-то предопределено (или: предрешено), это (непременно) случится”».
35 – Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Войдёт в рай тот человек, у которого есть три (или: две) дочери (или: сестры) и который будет хорошо обходиться с ними, проявлять терпение и бояться Аллаха во всём, что касается их» (Аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 79; ат-Тирмизи 1912; Абу Дауд 5147; Ибн Хиббан 446). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 59, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 294.
36 – Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что, когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, приносили первые финики, он говорил: «О Аллах, благослови наш город, наши финики, наши мудды и наши са’ (и ниспошли) благословение на благословение!» - после чего отдавал их самому младшему из присутствовавших при этом детей» (Муслим 1374).
37 – Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, часто просил защиты для аль-Хасана и аль-Хусейна[36], говоря: «Прибегаю к совершенным словам Аллаха, [37] чтобы они защитили вас от любого шайтана и (ядовитого) насекомого и от всякого дурного глаза! /А‘узу би-кялимати-Ллахи-т-таммати мин кулли шайтанин ва хамматин ва мин кулли ‘айнин лямматин!/» - и говорил: «Поистине, ваш праотец [38] так просил у Аллаха защиты для Исма’ила и Исхака» (Аль-Бухари 3371).
38 – Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Когда) аль-Фадль [39] сидел верхом позади посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, подошла какая-то женщина из племени хас’ам, и аль-Фадль принялся смотреть на неё, а она – на него [40], что же касается пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то он стал поворачивать лицо аль-Фадля в другую сторону» (Аль-Бухари 1513; ат-Тирмизи 928; Абу Дауд 1809).
39 – Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: “О сынок, войдя в (свой дом), поприветствуй (членов) своей семьи, и это станет благословением как для тебя, так и для (членов) твоей семьи”» (Ат-Тирмизи 2698). Хадис хороший. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1608.
40 – Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Относитесь к своим детям с уважением и хорошо воспитывайте их» (Ибн Маджа 3671).
______________________________________________
Шейх аль-Албани назвал этот хадис очень слабым. См. «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1231, «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» 1133.
Аль-‘Укъайли передал, что относительно передатчика по имени аль-Харис, аль-Бухари сказал: «Его хадисы отвергаемые», и затем он привёл от него этот хадис.
Относительно другого его передатчика Са’ида ибн ‘Умары, аль-Азди сказал: «Неприемлемый передатчик/матрук/!»
Ибн Хазм сказал: «Неизвестный».
Хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб» сказал: «Слабый». См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 4/150-151.
41 – Тарик бин Джа’фар бин Сулейман передал со слов Сабита, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, часто посещавший ансаров, приветствовал их детей, гладил их по головам и обращался к Аллаху с мольбами за них (Ан-Наса’и в «Сунан аль-Кубра» 8349). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 4947, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 5/149.
42 – Передают со слов Джабира бин Самуры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Поистине, если человек займётся воспитанием своего сына, это будет лучше для него, чем раздача одного са‘ (съестного) в качестве милостыни» (Ат-Тирмизи 1951).
_______________________________________________________
Шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым. См. «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» 4642, «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1229.
Шейх аль-Албани писал:
– Очень слабый хадис. Ат-Тирмизи сказал: «Хадис редкий. Насых ибн ‘Аляъ аль-Куфи по мнению мухаддисов является не сильным, и этот хадис известен только по этому пути». Приведя этот хадис, ‘Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Мой отец не привёл этот хадис в своём “Муснаде” из-за Насыха, так как он в хадисах слабый». В другом месте он сказал: «От Насыха, мой отец рассказал мне только этот хадис».
Я (аль-Албани) говорю:
– Аль-Хаким промолчал о нём, а аз-Захаби после него сказал: «Я говорю: Насых - погибший!» В «ад-Ду’афаъ» он сказал: «Ибн Ма’ин и другие сказали: “Он ненадёжный!”»
Хафиз (Ибн Хаджар) в «ат-Такъриб» сказал: «Слабый». Ибн Абу Хатим привёл его в «аль-‘Иляль» (2/240-241) и передал слова своего отца: «Этот хадис отвергаемый, а Насых – слабый в хадисах». См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 4/362.
43 – Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
− Когда у раба (Аллаха) умирает ребёнок, Аллах Всевышний спрашивает Своих ангелов: «Вы забрали дитя Моего раба?» − а они отвечают: «Да». Тогда Он спрашивает: «Вы забрали плод его сердца?» − а они отвечают: «Да». Тогда Он спрашивает: «И что же сказал раб Мой?» − а они отвечают: «Он воздал Тебе хвалу и сказал: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся”». И тогда Аллах Всевышний говорит: «Постройте для раба Моего дом в раю и назовите его “Домом хвалы”» (Ат-Тирмизи 1021). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 795, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1408.
9/3/1422 года хиджры
Мухаммад бин Саррар бин ‘Али Аль Дагиш аль-Йами,
да помилует Аллах его самого, его родителей и всех мусульман, аминь.
[1] «Поэты», 88 – 89.
[2] Речь идёт не только о хиджре – переселении мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии, но и вообще о переселении мусульманина из любого места, где он н