Особенности компьютерной демократии




 

Возвращение к «племенному» восприятию мира на новом этапе, по Г. Маклюэну, - безусловное благо, потому что таким образом люди вновь начнут ощущать себя единым целым, коллективом, в котором нет места изоляции, индивидуализму и подавлению меньшинств - результатам «тирании визуального восприятия».

«В новой электронно-информационной среде ни одно из социальных меньшинств более не смогут игнорировать представители большинства, потому что отныне слишком много людей знают слишком много друг о друге».

Информационная технологизация социальной жизни вызвала к жизни новую концепцию демократии – «компьютерную демократию», в которой информация олицетворяет власть. Гражданское общество является обществом «общественного мнения»: его формирование и выражение является средством завоевания и удержания власти. В нем реализуется главенствующее право общественности знать все относящиеся к ее жизни факты и свободно говорить о том, что определяет эту жизнь. Тем самым информация общества заменяет собой социальную революцию. Поэтому властные структуры, чтобы завоевать сознание общественности, обязаны вести с ней постоянный диалог, иметь гибкую и мобильную политику двусторонних контактов.

Посредником между властью и обществом выступают «масс-медиа» - независимые средства массовой информации (особенно электронные), действующие по принципу «расскажи все, расскажи быстро».

Другим социальным институтом, связанным с развитием СМ является система «паблик рилейшнз» (институт отношений с общественностью). В правовом государстве и гражданском обществе необходимость сотрудничества, формирования благоприятного отношения социальных организаций с общественностью - это основа проведения сильной и уверенной социальной политики с адекватной социальной ответственностью.


Заключение

 

Многие положения Г. Маклюэна не бесспорны, зачастую его модели представляют картину взаимодействия коммуникационных технологий и социальных структур чрезмерно упрощенно и односторонне. Однако взаимодействие информационно-коммуникативной системы и человека он рассматривает в принципе как двоякий процесс, т.е. “очеловечивание” данной системы и “омашинивание” самого человека. Технологическая компонента здесь отражает и воплощает некоторые функции человека, в ее основе лежит логика человеческого мышления и поведения, а человек, в свою очередь, все больше доверяет технике, действуя зачастую равнодушно в мире природы. Вместе с тем, в концепции “расширений человека” присутствуют элементы механистической трактовки взаимодействия информационно-коммуникативной системы и человеческих способностей в процессе социально-исторической эволюции.

Станут ли люди в результате Большого слияния ненужным наростом на теле Новой электронной реальности? Взорвется ли «глобальная деревня» изнутри, будучи максимально подверженной риску массового террора и панике? Сможет ли человечество контролировать происходящее, если любое сопротивление лишь ускоряет наступление Новой реальности? На эти вопросы современный человек не может дать приемлемого ответа. Но замеченное им сходство электронных коммуникационных технологий с устными вполне выдерживает на сегодняшний день критику и более того, находит все новые подтверждения по мере развития глобальных электронных коммуникаций. Таким образом, вполне оправданным представляется вывод, что на смену «городскому» и «типографскому» типу сознания, которое до последнего времени казалось нам обычным, приходит на смену «глобальный деревенский» тип сознания, сходный по некоторым аспектам с типом сознания устного общества. Возможно, что в такой ситуации наиболее точным переводом знаменитого ярлыка Г. Маклюэна «global village», повешенного им на будущее общество, будет не только буквальное «глобальная деревня», но и «планетарная деревня» или, быть может, даже так – «деревня Земля»? В рамках происходящей в настоящее время кризисной смены типа культуры это сходство является очень важным, так как позволяет подойти к феномену «сетевой культуры» и «сетевого сознания» не как к чему-то принципиально новому, но провести параллели с устными обществами.


Список литературы

1. Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 704с. (Серия «Gaudeamus»).

2. Симкина Н.Н. Культурология: учеб. пособие/Н.Н. Симкина. – Брянск: БГТУ. – с.268

3. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи. – М.: ООО «Издательство «Вече 2000», ООО «Издательство АСТ», 2003. – 512 с.

4. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997 – 640 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: