ПРОЕКТА, КАКОВА ВАША РОЛЬ?»
Участие в проектной деятельности - сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!
Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдете в ней ответы на следующие вопросы:
Что такое метод проектов?
Каковы этапы выполнения учебного проекта?
Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта? Кроме того, в приложениях вы найдете примерные темы проектов в начальной школе; возможные результаты (как принято говорить, «выходы») ной деятельности младших школьников; советы по подготовке проекта к презентации.
Что такое метод проектов?
(немного теории)
· Метод проектов - совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по самой своей сути. В разное время разработкой данной технологии обучения занимались многие ученые и методисты из разных стран.
· Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельностьучащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
· Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы,использования разнообразных методов, средств обучения, знаний, умений из различных учебных предметов, а также различных областей науки, технологии и творчества.
· Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка; конкретный результат, готовый к внедрению.
· Формируя предметные, общеучебные и коммуникативные умения и навыки обучающихся, проектная деятельность реально способствует формированию у них умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.
Каковы этапы выполнения учебного проекта?
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
· выбор темы и задачи проекта;
· выдвижение первоначальных идей;
· выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности; непосредственную реализацию проекта;
· оценку и самооценку проекта;
· презентацию проекта.
Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?
Этапы и подэтапы проектной деятельности | Возможные воздействия родителей |
Выдвигаются первоначальные идеи, и выбирается лучшая идея | Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор |
Выбирается и формулируется тема проектной работы | Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор |
Формулируется задача проекта | Может потребоваться помощь в правильной формулировке |
Разрабатываются планы и структура выполнения проекта | Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка |
Определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учетом ее актуальности | Возможно, потребуется корректировка плана проектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка |
Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта | Прикиньте возможные выходы с ребенком |
Определяются и распределяются учебные задачи иустанавливаются сроки их выполнения | Разбейте объем работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой |
Составляются программа и календарный план выполнения работ | Скорректируйте план с учетом личной занятости ребенка. Содействуйте выполнению этого плана |
Распределяются конкретные задания и обязанности между участниками проектной группы | Может потребоваться разъяснение обязанностей |
Изучаются источники и литература по теме проекта | Посодействуйте ребенку в передвижении до библиотеки, обращайте его внимание в книжных магазинах на книги по теме проекта |
Собирается и обрабатывается информация по проблеме | Посодействуйте в нахождении разнообразных источников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, интернет |
Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной работы | Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль |
Оформляются результаты работы, и готовится отчет | Подскажите основные правила оформления документов |
Проект готовится к презентации | Помогите провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением |
Проводится публичная презентация проектной работы | Присутствуйте на защите. Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им |
Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода | Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому |
Оценивается работа проектной группы в целом и каждого участника в частности | Воспользуйтесь приложениями |
Заключение
В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:
· консультирует;
· отслеживает выполнение плана;
· решает оперативные вопросы;
· помогает в предварительной оценке проекта;
· участвует в подготовке презентации;
· обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Помогая ребенку, помните: главное действующее лицо - ваш ребенок! Вы являетесь только помощником консультантом (по запросу)/ техническим секретарем проекта!
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки. Целесообразно также оценить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. Такое обсуждение будет проводиться в классе, однако обсуждение итогов работы с родителем, с одной стороны, послужит сближению родителей и ребенка, с другой стороны, положительно повлияет на самооценку ребенка, будет способствовать развитию его уверенности, самосознания. Проведение репетиции самоанализа поможет на презентации.