Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ
План
Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной общественной науки.
Объект и предмет социологии. Структура социологии.
Место социологии в системе современного знания. Функции социологии.
1. Сейчас довольно трудно найти человека, который никогда бы не слышал слово “социология”. Однако для большинства людей, далёких от этой науки, данное слово, как правило, ассоциируется с опросами общественного мнения. Именно об их результатах мы часто слышим в средствах массовой информации. Безусловно, опросы общественного мнения имеют непосредственное отношение к социологической науке, но это далеко не вся социология.
Можно перевести слово “социология” на русский язык: societas – общество (лат.), logos – учение, слово (греч.), т.е. “наука об обществе”. Такой перевод также мало что объясняет в понимании назначения этой науки. Для того чтобы разобраться в вопросе о том, что собой представляет социология как наука, чем она занимается, и какая от неё может быть практическая польза, необходимо обратиться к истории её появления.
Основоположником социологии принято считать французского философа Огюста Конта (1798–1857). В своей важнейшей работе “Курс позитивной философии” (в 6 томах – 1830–1842) – в опубликованном в 1839 г. третьем томе он впервые использовал термин “социология” и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.
Истоки понимания причин возникновения социологии как самостоятельной науки об обществе неразрывно связаны с философской системой позитивизма, который, в свою очередь, возник на волне бурного развития естествознания (физики, химии, биологии) в конце XVIII – начале ХIХ вв. Позитивизм по-своему трактовал понятие научного знания, считая научным только такое знание, которое основано на опыте. Именно это стремление поставить учение об обществе на научную основу и явилось тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии.
|
Как же конкретно обосновывает О.Конт необходимость и возможность появления этой новой науки?
В системе О.Конта обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трёх последовательных стадиях интеллектуального развития человека и общества: теологической, метафизической, позитивной.
На первой, теологической, стадии развития человеческого ума, которая продолжалась до 1300 г., человек объяснял все явления как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Такое знание об окружающем мире, с точки зрения позитивизма, нельзя считать научным.
На второй, метафизической, стадии, продолжавшейся, по мнению О.Конта, с 1300 по 1800 г., люди перестают аппелировать к сверхъестественному и пытаются всё объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Такое знание не может считаться научным, так как не опирается на эмпирически наблюдаемые данные. Задача второй стадии – критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию – позитивную, или научную.
Суть новой стадии, которая началась с 1800 г., заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров. На этой стадии человек перестаёт оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. Только такое знание – полученное в результате наблюдения связей между явлениями, знание опытное, наглядное, легко проверяемое, и может быть названо подлинно научным.
|
О.Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связаны иерархически, не сводятся к простым законам физики. Он классифицировал науки по нескольким основаниям:
· историческому (по времени и последовательности возникновения);
· логическому (от абстрактного к конкретному);
· по сложности предмета исследования (от простого к сложному);
· по характеру связи с практикой.
В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.
При этом, математика, с его точки зрения, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдалённой от практики и поэтому возникла раньше всех других форм научного знания. Социология же, напротив – непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения.
В основу построения социологии как самостоятельной науки О.Конт положил идею “ социальной системы ”, т.е. признание факта существования общества как своего рода организма, определённой целостности, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы. В концепции О.Конта индивид является абстракцией, т.е. не существует самостоятельно, изолированно от целого, в то время как общество выступает первичной реальностью и развивается по своим естественным внутренним законам. Причём общество является самой сложной из существующих систем.
|
Значительное внимание О. Конт уделил разработке методов социологии. Он полагал, что в социологии применимы все основные общенаучные методы: наблюдение; эксперимент; сравнительный метод. При этом каждый из них применительно к социологии имел свою специфику. Фундамент своих знаний социология должна строить на наблюдении. Но, чтобы не запутаться в фактах, учёные должны опираться на теорию. Высоко оценивая перспективы эксперимента в социологии, О. Конт отмечал, что его использование лучше подходит для наблюдения за резкими социальными потрясениями, кризисами, которые помогают лучше понять нормальное состояние общества и закономерности его развития. По мнению О. Конта, сравнительный метод лучше всего подходит для исследования биологических и социальных явлений. В социологии допустимы три вида сравнения: 1) сравнение процессов, происходящих в обществе; 2) сравнение различных обществ, существующих в данное время; 3) сравнение различных состояний одного и того же общества. Однако основным для социологии О. Конт считал исторический метод. Задача этого метода заключалась в сравнении последовательных состояний общества с учётом того, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны. Исторический метод направлен на выявление тенденций и закономерностей развития
В качестве общего предмета социологии О.Конт определяет глобальное общество, Человечество. Его интересуют главным образом перемены в системе. Социология, полагал О.Конт, должна открывать общие законы социального изменения, подобные законам ньютоновской физики или дарвиновской биологии.
Всю социологию О.Конт делил на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была раскрывать взаимоотношения между социальными институтами, изучать общества “в состоянии покоя”. Социальная динамика должна изучать законы развития и изменения социальных систем.
Таким образом, социология изначально возникла как наука, призванная изучать общество как сложную систему. Она должна была анализировать социальные факты и открывать общие законы социального изменения. Следует отметить, что современная социология значительно отличается от социологии О.Конта. Как развивалась социология за почти 200 лет своей истории, будет рассмотрено в следующей теме. А сейчас обратимся к другому принципиальному вопросу, определяющему специфику каждой науки, – это вопрос об объекте и предмете этой науки.
2. Каждая наука характеризуется прежде всего объектом и предметом исследования. При этом объект науки – это то, на что направлено внимание исследователей, а предмет – те связи и отношения в объекте, которые подлежат изучению.
Для объекта науки характерна, во-первых, полная независимость от науки. Объект существует и развивается по своим объективным законам, которые не зависят от того, есть ли наука, интересующаяся ими. Во-вторых, один и тот же объект изучают, как правило, сразу несколько наук. Так, природа как объект исследования интересует и физику, и химию, и биологию.
Предмет науки отличается от объекта тем, что, во-первых, он является производным от науки. Он определяется теми связями и отношениями, которые открыты и изучены данной наукой. И если бы науки не было, не было бы и её предмета. Во-вторых, предмет, характеризуя специфику науки, должен быть свой собственный у каждой науки. Так, законы физической формы движения изучает физика, химической – химия, биологической – биология.
Что касается объекта социологии, то это, бесспорно, – общество. Очевидно и то, что предметом исследования социологии оказываются общие законы развития социальной формы движения. Однако дать более конкретное и чёткое определение предмета социологии довольно сложно. Оно во многом будет зависеть от принадлежности учёного к той или иной социологической школе. Так, зарубежная социология опирается преимущественно на поведенческий аспект в определении предмета социологии:
социология – это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на его поведение;
социология – это наука о методах исследования человеческого поведения;
социология – это учение о социальных группах и их влиянии на человеческое поведение.
С самого начала своего возникновения социология развивалась в двух основных направлениях: макросоциология и микросоциология. Как писал по этому поводу российский профессор социологии В.А.Ядов: “Отсюда два совершенно разных подхода к определению социологии: один в направлении развёртывания её предмета как науки о целостности общественного организма, о социальных организациях и социальной системе, другой – как науки о массовых социальных процессах и массовом поведении”.
Необходимость объединения макро- и микросоциологии в единую науку об обществе требует соединения этих двух подходов. Для этого нужно было найти базовую (ключевую) категорию, т.е. “единицу социального измерения”, своего рода “социальный ген”.
Употребление в качестве базовой категории таких понятий, как “общество” или “социальная система”, очень абстрактно, а “человек” – не позволяет выйти на уровень теоретического обобщения. Поэтому большинство учёных сходится во мнении, что базовой категорией в социологии может быть “ социальная общность ”.
Социальная общность – большая или малая группа людей, занимающих одинаковое социальное положение и имеющих общие социальные признаки.
Для каждой общности характерно выделение того или иного ведущего признака: пол, возраст, национальность, профессия, роль, статус и т.д. Этот общий признак является доминирующим и должен принадлежать всем членам общности, определяя её специфику и отделенность от других общностей. С другой стороны, общий признак является тем консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот общий признак может иметь природный (пол, возраст) или социальный (религиозная принадлежность, статус и т.д.) характер.
Учитывая, что социальная общность – это реальное явление, которое неизменно присутствует в жизни общества, само общество можно представить как систему взаимосвязанных социальных общностей, а индивида – включённым в ту или иную социальную общность и потому выступающего носителем свойств этой общности.
Отсюда можно дать следующее определение социологии, где будет не только назван её объект, но и раскрыт предмет исследования (см. рис. 1.).
Рис. 1.
Социология – наука о законах становления, развития и функционирования общества как целостной системы социальных отношений, а также составляющих его общностей.
Социальные законы, которые стремится раскрыть и исследовать социология, несколько отличаются от тех законов, которые проявляются в жизни природы. В своём конкретном проявлении социальные законы выступают как законы-тенденции.
Социальный закон не может проявляться иначе, как в средней, массовой закономерности при взаимопогашении индивидуальных уклонений в ту или иную сторону. Социальные действия, обусловленные индивидуальными особенностями и жизненными обстоятельствами совершающих их людей, определяются как случайные величины. Эти случайности (индивидуальные отклонения) взаимопогашаются в рамках социальных групп, наделённых однородными свойствами; регулярно происходит их уравнивание и превращение в так называемые средние равнодействующие.
Чтобы сформулировать закон-тенденцию, необходимо взять среднюю равнодействующую какого-либо явления или процесса. Для этого нужно:
· установить направленность действий сходных групп людей в одинаковых условиях;
· выявить структуру социальных связей, рамками которых эта деятельность обусловливается;
· определить степень повторяемости и устойчивости социальных действий и взаимодействий групп в условиях данной социальной системы.
Современная социология очень обширная наука. Она представляет собой разветвлённую систему знаний разного уровня. Структуру современной социологии можно представить в виде трёхуровневой модели:
· теоретическая социология;
· социология отраслевых теорий (отраслевая);
· социология конкретного исследования (эмпирическая).
Первый уровень в структуре социологии включает в себя теории наиболее высокого уровня. Его основой служит социальная философия. Эмпирическую базу общесоциологических теорий составляют данные конкретных социологических исследований (третий уровень). Эти данные собираются с помощью определённых методов. Теоретическая социология занимается также разработкой методов исследования различных социальных объектов и методологией исследовательского процесса. Тесная взаимосвязь общесоциологических теорий и эмпирических исследований выражается в том, что эмпирические исследования отражают изучаемые объекты с учётом конкретных условий и фактов, а общесоциологические теории, представляя их в качестве абстрактных объектов, вскрывают существенные связи, отношения и закономерности развития.
Теории среднего уровня, занимая промежуточное положение между фундаментальными теориями и конкретно-прикладными исследованиями, обобщают и структурируют эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания. На сегодняшний день в социологии насчитывается более четырёх десятков отраслевых направлений. Это, например, экономическая социология, политическая социология, социология семьи, социология образования, социология молодёжи, социология религии и т.д. Все теории среднего уровня можно разделить на три группы:
· теории социальных институтов (социология семьи);
· теории социальных общностей (социология молодёжи);
· теории специализированных социальных процессов (социология образования).
Третий уровень представлен социологией конкретного исследования или эмпирической социологией, которая призвана не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надёжную проверку теории. Это – сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания.
Наряду с трёхуровневой моделью структуры социологии существует также структурная модель, в которой социология делится на макро- и микросоциологию.
Макросоциология акцентирует внимание на исследовании крупномасштабных социальных явлений (наций, государств, социальных институтов, классов), типичных образцов поведения, которые дают возможность понимания общества в целом. Основными структурными элементами в обществе с точки зрения макросоциологии выступают семья, экономические и политические институты, образование, религия. Главный интерес для макросоциологических теорий – изучение крупных закономерностей в развитии общества, взаимоотношения между основными элементами общественной системы и изменение этих отношений.
Микросоциология ориентируется прежде всего на сферу непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения и процессы социальной коммуникации в группах), на поведение индивидов, на мотивы и смыслы, которые люди вкладывают во взаимодействие. Именно те смыслы, которые люди вкладывают в своё взаимодействие с другими людьми, с точки зрения микросоциологии, и влияют на процесс возникновения и развития общества.
3. В системе общественных и гуманитарных наук социология занимает особое место, которое определяется тем, что:
1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;
2) она включает в себя общую социологическую теорию или теорию общества, которая является теорией и методологией всех других общественных наук;
3) все общественные и гуманитарные науки включают в себя социальный аспект, т.е. те законы и закономерности, которые реализуются через деятельность людей;
4) техника и методика изучения человека и его деятельности, разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими общественными науками.
Положение социологии можно определить формулой: если есть “n” разных социальных объектов для изучения, то наук, их изучающих, будет “n+1”.
Социология близка к социальной философии, которая изучает общие механизмы развития общества. Она тесно связана с экономической теорией, изучающей проблемы производства, обмена и распределения материальных благ. Тесно взаимодействует социология и с социальной психологией, которая тоже изучает закономерности поведения и деятельности людей. Социология интересуется результатами исследований антропологов, этнографов, историков, культурологов. Особое место среди вспомогательных научных дисциплин для социологии занимает статистика. Особенно в прикладной социологии она приобретает доминирующее значение, придавая ей конкретно-научный характер. Современная социология немыслима также без использования математики и информатики.
То, на что способна наука, и то, какую пользу она может принести людям, определяются её функциями. В обществе социология выполняет ряд функций, которые по критерию “теория – практика” можно разделить на две группы: теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные. В каждой группе в качестве примера назовём по две конкретные функции (см. рис. 2.).
Рис. 2.
Познавательная функция означает возможность социологии раскрыть ход и причины какого-либо социального явления или процесса и рассказать об этом окружающим. Данная функция реализуется как в ходе теоретических изысканий, вырабатывающих методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих огромный фактический материал, так и посредством эмпирических исследований, поставляющих конкретную информацию о тех или иных сферах жизни общества.
Своё органическое продолжение функция познания находит в прогностической функции, которая выражается в способности социологии разрабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов или явлений в будущем.
Прогностическая функция социологии может быть реализована в нескольких формах:
а) социальное проектирование – разработка конкретной модели социального процесса или социальной системы (подсистемы) с чётко заданными параметрами и спецификой функционирования, т.е. это стремление дать чёткий, имеющий строгие границы, количественно и качественно выдержанный социальный прогноз;
б) социальное конструирование – общее мыслительное построение нового социального объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам и нормативам, т.е. это создание своего рода “математической модели” развития некоего типичного социального явления или процесса, где параметры можно изменять (конструировать);
в) социальное планирование – разработка целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни (жильё, здравоохранение, свободное время) на предприятии, в регионе, государстве в целом.
Управленческая функция означает, что выводы, рекомендации, предложения социологов, их оценки состояния социального объекта могут стать основанием для выработки и принятия управленческих решений. Однако следует понимать, что поскольку социологическая наука не имеет властных полномочий, то она не может нести полной ответственности за характер и направление управленческого решения.
Организационно-технологическая функция – результаты исследования социологов представляются не только в виде теории, но и в виде рекомендаций, предложений, методик, социальных технологий. Социальная технология – это программа преобразовательной деятельности и сама деятельность на основе этой программы, призванная в корне изменить ситуацию.
Кроме того, следует назвать ещё одну функцию социологии, которая присутствует при реализации каждой из перечисленных функций, это идеологическая функция, или функция ценностного ориентирования. Дело в том, что социология, имеющая дело непосредственно с интересами людей, не может полностью абстрагироваться от своих собственных оценок изучаемых явлений. Учёные-социологи, имея свои мнения и суждения, представляя информацию, прогнозируя дальнейший ход событий, предлагая методики преобразовательной деятельности, ориентируют людей на следование определённым ценностям.
Таким образом, социологическая наука занимает одно из центральных мест в структуре мировоззрения, определяя своеобразное видение социального мира и мира в целом.